Вильмс : другие произведения.

Самоанализ религиозного постмодерниста-39

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:

  ...Обступили, лапают руками, пугают и учат. Предлагают "помощь", которая убивает. "Паршивые носороги, свиньи и кретины! И вы, презренные сучьи мордочки, ничтожные, похотливые самки!" Кричу в ярости, отбиваясь и задыхаясь. "Я не буду таким, как вы, я докажу вам, я не сойду с ума и не покончу жизнь самоубийством, я не умру и ничего не брошу!" Кричу в себя, но им в лицо - в лицо носорога-начальника, в рыло сытой свиньи и кретина, в мордочку проходящей сучки. К таким и Христос был вовсе не добреньким дяденькой, дающим советы и предлагающим помощь - Бог в суровых и справедливых законах природы и Он помогает только тем, кто страстно хочет и самоотреченно работает, а Бобу-лодырю Он не стал бы делать ничего. Страсть - это когда обрубаешь все мосты и летишь, а они хотят и тут и там успеть и растягивают себя как резину - а много ли растянешь, вот с чпоканьем и срывается резина...
  И что же - думаете, я действительно в исступлении работаю Дело?! Нет же! - всё какое-то странное томление, без конца кажется, что это - не тот день.... Надеюсь здесь не только нерешительность...
  Да, буду всё свободное время восседать за столом при напряженном желтом свете, который, освещая лишь стол и голову, отъединит меня от остального мира. Ни жратвы, ни чаев, ни музыки - ничего. Разве что книги, но не с целью прочтения.... Я перерос книги.... Приучу себя к полной неподвижности, чтобы не расхаживать и не ложиться. И вибрации бессознательных движений - это признак внутренней демобилизации, той самой несобранности и неотчетливости, и даже распада. Влияние же всегда взаимно, оно идет и по цепочке обратной связи - чтобы раскрутиться и полностью выбить тебя с твоей колеи.
  И всё больше и больше сознаю, что раньше 27 лет мне не выйти на прямую дорогу. Кажется, меня ожидают огонь и воды...
  В работе и в этом плане спасение - без неё я перегорю от переживаний и колебаний. Она и опора, и приемник для ливня моих чувств.
  Человек, не почувствовав нищеты во всех её проявлениях, не призовет Бога так, как ребенок, потерявший отца, ищет его в плаче и содрогании и не поймет Истинность Идеала недекоративных райских кущ и блаженства.... Да, повторяюсь и буду повторять. Потому что это важно, важному - важное место.
  Страшной энергией и гибкостью должна обладать мысль, от многих последующих и предыдущих набирая своё ускорение...
  
   __
  
  Внезапно, посреди хожденья деловито бросил маме: "прошу меня не теребить" и, запершись, принялся писать.
  Большинство писателей даже очень неумны - глупее человека, который не пишет мысли и понимание, но самой сущностью своей вполне понимает и мыслит, пусть не формулируя или не вполне формулируя.
  ...А фарисеи - это не попы с елейными физиономиями, втайне блудливые и нечистоплотные, каковых выводят в фильмах. Это люди достаточно праведные.... Христос со своей высоты мог их назвать лицемерами, но сами себя они таковыми не ощущали и для других они были не карикатурой, а примерами настоящей праведности. Они считали себя умными, а не лицемерными, и красивыми, а не гробами окрашенными. Жизнь так длинно и непросто устроена, что свыкнуться можно даже с тем, что "внутри полон костей мертвых и нечистоты". Христос, кажется, и не упрекал их в пороках, просто они понимали праведность формально и не духовно, а гордились собой, как всё имеющие.... Всё, как у большинства нынешних доброхотов и добродетелей. А ведь фарисейство есть главная опасность - потому Христос ее и выделял, что всякий, восхотевший быть добрым - а все хотят, хотя бы время от времени - в первую очередь рискует попасть в фарисейские добро и праведность.
  Например, с удовольствием отмечают проявление своих "достоинств" и мельком - "недостатки".
  
   __
  
  Оставил своё тело лежать сонной, тяжелой и вздыхающей массой, а сам встал тихонько и сел за стол под желтый свет. Хрустальный сел, чистый до невесомости и прозрачности, так что переливаюсь теперь, искрясь в гранях и полнясь нежно-желтым напитком в той прозрачности...
  
   __
  
  Итак, есть два обрыва или, если хотите, тупика - рассеянность душевного состояния и его напряженная скованность. Хотя очень часто у меня и то, и другое; а то или другое - почти всегда.
  
   __
  
  Меня интересуют не обычные герои в необыкновенной ситуации - которая и их делает необыкновенными или, по крайней мере, набрасывает на них своё великолепное покрывало, а необыкновенной герой, у которого и обычные положения превращаются в необыкновенные.
  Таких только и стоит описывать - а они, несмотря на многие достоинства, мимо этого идут и строят "дом на песке".
  ...Их призывы к скупости фразы.... Когда-то Хем. меня на эту удочку поймал, но теперь он мне смешон - чтение для горячих мальчишек. В кармане-то фиг, фиг в кармане-то...
  Впрочем, я снисходительно отношусь и к тому, что сам пишу; всё изумляюсь: что это такое выходит?! - какая-то глупая горячность и детская туманная идеальность! и всё одно без конца! поразился чему-то как-то раз и теперь на два года возбужденно говорлив!
  А жизнь внешняя у меня теперь странная - полная пустыня. Родным и то говорю только "да" и "нет", причем постоянно использую оскорбительное промолчание - не толкую; и "не отхожу", не смягчаюсь, попользовавшись обычными удовольствиями. И лицо странное. Даже слежу за собой: не начал ли я странностей говорить?!
  Я некая материя, созданная для того, чтобы во мне словесно смогли зажить многие мысли, причем некоторые из них еще никогда в материи не жили! Они прощают мне моё неумелое с ними обхождение за мою искренность и стремление...
  А прочитать мысль - это как поздороваться с незнакомым человеком. Узнаешь ли сразу человека? - лишь пожив с ним в разных обстоятельствах, узнаешь его. Мне всё время кажется, что у других мысли и чувства почти целиком выдуманы, взяты не из самой их жизни. Они так традиционны и правильны, что лишь художественностью - оживляющей и металл, и камень - отличаются от газетно-журнального потока. А вот у меня случаются действительные открытия - "я же это из самой моей жизни взял! это не вычитано, всё сам понял и всё кипит уже не мгновение, а годы!" - хотя для прочитавшего, они будут стоять даже и не в художественно-газетных рядах, а в ряду бредней "какого-то", пример бредней!
  Кстати, характерен этот кусок - эти возвраты к начальной мысли, скачки там, где, казалось бы, еще мусолить и мусолить. Никаких глупостей вроде "последовательности, правильности, сжатости, полноте необходимой и достаточной".
  
   __
  
  Матф. 23, 34 - о том, что Христом будут посланы пророки, мудрецы и книжники - причем, книжники здесь упоминаются в смысле положительном.
  Правда, они будут частью убиты, частью гонимы и биты фарисеями.
  
   __
  
  Всякие такие разговоры - где фигурируют "душа", "чувство", "идеал", "мысль", "суть" и прочее - пахнут старой интеллигенцией; старой учительницей пахнут - и вообще устроенностью и размеренностью добропорядочной комнатной жизни, полной отвлеченных занятий. Только в тихой гавани можно иметь такие "воззрения". Нет жизни и её ветров.
  Никак не отделаться от этого привкуса.
  
   __
  
  Вчера в той тоске представил, что сейчас уже не 8 янв., а 8 февр. и, значит, уже завтра надо идти под обстрел - в институт.... А месяцы мигом бегут - сколько их пролетело; и этот последний пролетит - не заметишь; и ничего не изменится, и ты окажешься у некой черты, у врат в чистилище, если не в ад.
  Там сонм людей, у каждого из которых есть пара глаз, пара лучиков, что вечно шарят, наполняя и насыщая собой всё пространство - и многие так упрутся в тебя и в глаза полезут, что будет ни вздохнуть, ни выдохнуть даже. И словами полезут в душу. Будешь дипломатничать и улыбаться "по случаю встречи"?!
  ...Всё сбиваюсь на писание и писание старое...
  
   __
  
  Очень ответственно что-то провозглашать и даже просто утверждать, и не зря в литературе это называется грехом тенденциозности /впрочем, название тоже дрянь/, а я на каждой строчке провозглашаю столько, что даже самые общие истины плодятся как кролики...
  ...А ведь человек в полосе апатии - "всё надоело и опротивело" - есть благодатная почва для посева новых идей!
  Открыл всего лишь учебник русского языка и всё равно словно под нагрузку поставил свою гудящую душу. Пришлось сразу закрыть - так схватило...
  Душа находится где-то в груди - там жмет и поет. Голова же есть орган воспринимающий и выводящий. Выводящий путем оформления душевных движений в слова.
  ...Два лица у человека; второе - срамные места. Лик человеческий и лик звериный. Задница как две щеки лысые и мясистые.
  ...Запал, запал, не заметил тогда, но потом оказалось, что запал мне тот эпизод в "Подростке", где паренек, где-то в жизни заблудившийся, с восторгом рисует свое видение художественное...
  
   __
  
  В каждый момент моей жизни и в каждой ситуации во мне живет, внося свой вклад, то, что было нажито за всю мою предыдущую жизнь, начиная с рождения. И теперь не уничтожить ни порочное, ни прекрасное во мне; и даже не уменьшить их, как не уменьшить и самого меня; можно только растить прекрасное и укрощать рост порочного, надеясь, что это приведет к доминированию прекрасного...
  Да, мне по жизни нужны новые "жанры" и я пробую их, но пока не получается. Так почему бы и не продолжить то, что получается, пусть это уже и сплошные повторы, которые, к тому же, хуже оригинала...
  Вот нечто зародилось - догадка, вспышка - и я начинаю записывать ее, но очень скоро ощущаю, что нарастает сопротивление и среда становится вязкой.... Заканчиваю по инерции и через силу, неубедительно и невнятно...
  
   __
  
  Если вкусное ешь, то только во вкус входишь - и обязательно не удержишься, а потом и расстроишься-напряжешься. Нет, есть надо пищу пресную, чтобы еле в горло лезла. И никогда не думать, когда есть и сколько.
  
   __
  
  Вот те произведения, которые принял особо и особо запомнил: книги Достоевского - особенно "Подросток" и "Братья Карамазовы" /причем, многие ещё не читал/ - книги Фолкнера, фильм о немецком актере 1-ой половины века, фильм о французском миме прошлого века /не помню названий/ - а также фильмы "Удар головой" и "Укрощение строптивого" - картины Ван Гога, музыку... впрочем, в картинах и музыке я, во-первых, ещё слаб, а во-вторых, мне нравятся слишком многие...
  
   __
  
  ...Ведь был и свет, и день, почему же теперь всё так, словно их и не было? Осталось только вспоминание факта, а так тьма и нет с тобой того понимания.... И в голове всё было как-то освещено, а теперь опять же затемнело...
  
   __
  
  Надо искать принципиально иную подачу и интерпретацию, принципиально стараться разрушить старое и развить новое...
  Как проснусь, иногда бывает очень бодрый голос у меня - правда, какой-то "гулящий" - вот и подтолкни его - что он обо всем скажет?
  ...Что-то опять пошел период прожектов и вымученной белиберды - ни грана искусства.... Конечно, и это руда...
  За немногими сбывшимися и явившими лицо свое миру стоят сонмы не сбывшихся и никуда не дошедших по дороге искусства - и скрыты во мраке их душу рвущие исковерканные лики. Вот мой Женя, например.... А я?
  Как мне скучен белый день - из белого мне мил лишь квадратик листа бумажного.... Белая тьма еще хуже черной - она так насыщена и активна, так кричит, что ты себя уже не слышишь; она растворяет тебя, а черная, напротив, пуста и тиха - только ты и есть, и на себя пеняй, если слушать нечего.
  ...Нет, разложить по полочкам так-таки ничего и не удастся. Да, прямо убийственно это занятие.
  Не впрямую надо, а в тысячу шагов.
  А как люди могут отдавать всю душу, например, дельтапланеризму или работе?! Им ничего не говорит Вечность...
  
   __
  
  Странно видеть это у Достоевского: ирония и насмешка в каждой фразе - будто из-за этого чувства и пишет. Замечал такую пристрастность в ранних вещах и вот теперь "Бесов" читаю.... Это же детские грешки - и совершенно непростительные и невозможные. В "Подростке" и "Братьях Карамазовых" этого нет; и, сколько помню, нет и в "Преступлении с наказанием".
  
   __
  
  Попробовать бы придумывать фразы - вот, к примеру, такую, как сейчас машинально придумал: "Облака белыми перьями летели по восторженному небу" /Чепуха./
  
   __
  
  ...Не то, чтобы плохи были мои намерения и не то, чтобы не нужно представлять, что и как ты хочешь, но то плохо, что ты ничтожество и мечтаешь о том, во что не в силах вдохнуть жизнь. Тут нужен некий мифический гигант духа! Сравнивай, сравнивай себя с Достоевским - вот сколько жизни должно быть в тебе.
  Предполагалось, что я "войду" в "Дело" за эти 9 месяцев. Не вошел - и это значит, что как только учеба начнется, ты опять не удержишься и всеми помыслами и беспокойствами уже на неё переключишься.... Это что-то ужасное.... Съест меня тоска.
  
   __
  
  Еще когда пробуждаюсь - а ведь обыкновенно это случается за несколько часов до полного отрезвления и вставания - уже во мне появляется странно бодрый голос - прямо гремит надо мной, одурелым, которому еще более, чем раньше хочется спать. И ведь редко говорит путевое - даже и не вспомнишь после, ради чего поднимался такой шум.
  Бывает, что вечером аж в 1-ом часу ложишься и, если всё равно не чувствуешь сна, то говоришь себе с удовольствием: "ну, что ж, плевать, что поздно - буду думать, о чем подумается, это интересно и приятно" - и как раз, кстати, под мысли довольно быстро засыпаешь!
  
   __
  
  "А ведь тебе, пожалуй, надо бросить всякие литературные потуги". Самое ужасное, что подумал это не в отчаянии; да и ужаса, когда сейчас - поев - записываю, тоже нет. Да, был белый день, я ел холодную картошку, а рядом лежала книга на подостланной газетке...
  И во всякую ли глубину стоит погружаться? Вот, к примеру, в чужие книги и образы стоит ли лезть, если хочу по другому писать? Нужны направление и необходимость...
  ...А ведь та мысль, которая и сейчас мне чуть ли не главной подпоркой служит - "пусть не понимаешь и чувствуешь разлад, все равно продолжай поиск, цепеней и слушай, и понять старайся и не убегай, и не глуши в себе сомнений; пока не сдался, ты человек ещё" - она же в том апреле зародилась, т.е. тогда, когда я в страшной тоске и мучениях пребывал.... Но тогда не справилась она и еще не укрепилась - был такой поток отчаянных чувств, что думать спокойно не мог и даже боялся.
  Пронзительно надо жить, широко и захлебываясь, оставив боязни, а ты, например, к людям часто равнодушен и холоден, да и вообще ведешь созерцательное и не утруждающее себя существование, которое правильней назвать прозябанием. Но когда такой мороз вокруг, разве не только вовнутрь жить можно? Что же глаголить им что ли? а помощь? - разве она им нужна, когда всё можно и всё канонизировано. ...Нет, что-то сделать можно, конечно. Вот, например, вчерашней старушке можно было бы и открыть - и войти пригласить, хотя и мерзкая у неё физиономия - а не стоять, как парализованный и не смотреть тупо на то, как она стучит, боясь лишь за то, чтобы она меня в окно не заметила, хотя и знаешь же, что заметить нельзя, тем более ей. Или А. можно было бы свою музыку показать или посоветовать читать, на худой конец поспорив о чем-то. Впрочем, я и ему уже толковал своё той осенью.... А с родичами как? Вовке говоришь как в пустоту, родителям - напрасно.... Достоевский много приобрел, когда в один период своей жизни - а может и в другие - общался с людьми незнакомыми. Да и вообще, он людей видел. А я что, не видел? В стройотряде и прочих местах? - может, и не менее видел. Интереса у меня к ним менее - это да, но почему-то же не кажутся они мне интересными.... Все на одно лицо, причем с направлениями чуждыми; да и сила у них серая, а то и с темным налётом. Они и Достоевскому были чужды, раз у него в персонажах люди с идейными интересами. Впрочем, тут даже и не это важно, а то, что они у него первозданны и чувствуют в полную силу, а сейчас все фабричной выделки и внутри не человеческие чувства имеют, а стандартный набор известных устремлений и понятий.
  
   __
  
  В книгах сначала один что-то сказал или сделал и только потом - другой, причем дела, ситуации и состояния каждый раз отчетливы и определенны, а в жизни всё сразу движется - круговерть - и определенности намного меньше и даже есть ощущение, что чисто машинальна сия круговерть...
  
   __
  
  ...Да, изящная словесность тебе не грозит; и Бог с ней, но все же язык должен быть свеж и нов, образен и ярок. Ты, конечно, бушуй и отрицай, раз столь яростен, но и думай, все же, что говоришь, ради Бога, ведь так запутаться и ориентир потерять недолго...
  
   __
  
  "Ты и весь остальной мир" - не слишком ли это много? Мне страшно! Ты и комната, ты и работа знакомая, ты и телевизор, ты и газета - это еще ничего, вынести можно, но мир, но вечность, но Бог?!... Мне страшно! И сколько уже люди думали над тем, что есть мир и как жить, и прочее - и что же? извлечь почти нечего...
  
   __
  
  Подумал: "я и встав, и свет зажегши - ослепленный", но все же попал в штанины, включил свет, подсел к столу и первым делом написал - почему-то - это.
  Мне непривычны такие подвиги - давят!
  Дождь за окном.... Поздний вечер и у брата, который тоже за окном, но ближе к природе, на веранде. Там свет: наверное, он не грязно желт и на мочу, пузырящуюся в унитазе тоже не похож - сужу по отсвету здесь у меня, по темной строгости здешних вещей и стен - наверное, прозрачны и призрачны предметы в нем - даже шкаф огромный.... Или он, как желтые космы - на солому и подсолнечники похожие - текут полого, изгибающейся лавой, сверху, с наших полатей, ниспадая вниз и умирая у подножия шкафа...
  Да, дождь. Так вот - его звуки. Говорят: "шум дождя", но легко же послушать этот звук отрешенно и тогда штампа уже будет мало. А как? - "музыка дождя"? - не продолжай, это пошло! Лучше вначале: "стук капель по какой-то жестянке", а потом - очень не сразу: "бурчанье заоконья".... Тут есть какой-то метод.... Всюду разлиты всегдашние и неистребимые образы - всегда разные; вижу их бесконечные ряды...
  Там свет погас - баиньки - а я свеж, о, как я сегодня свеж! /потом бы надо написать - как и почему/ - но он остался в соседней комнате - вон она, семерка щели. От неё и те разводы на потолке и светоносная рябь в глазах. Если только это не поток чего-то вселенского...
  
   __
  
  В сегодняшнем разговоре, написав вангоговские "Подсолнечники" - целый день ушел, зато так понравилось, что даже обделал их и на стену повесил: "вешать - а значит, и перерисовывать - а, собственно, и рисовать /а, собственно, и писать/ стоит только вещи-символы..." А как же быть с ценностью запечатления впечатления? И с декоративностью? Нет, все же впечатление - это преходящее. А декоративное, как ни странно, всегда выглядит символично. Символ - это заряд - символ веры. Глянешь на него и выйдет солнце. Но опять же, высшим потенциалом обладает символ, прорастающий из обыденных вещей, т. е. осуществляющий воссоединение - как то часто бывает у Ван Гога.
  ...Пошёл выключить свет на веранде - Женя, наконец, заснул /прямо в штанах и пиджаке - вспомнил про это и стало жалко его и себя до обиды/. А сначала топал и даже пробовал петь - сразила его только таблетка, коварно замешанная в чернику, красовавшуюся на столе.... Так вот: пошел выключать свет и в темном коридоре ударился о табуретку - Вова не убрал. "Яйца бы ему оторвать!" - не задерживаясь, сказалось "во мне" - это особенности моего сегодняшнего настроения.... Так вот: ты часто используешь как символ дерево - но можно же использовать всё - и яблоко, и шаг, и кусок сахара, и книгу, и дом, и ручку и палец.... Вырасти их до размеров дерева и смотри так же часто.
  
   __
  
  А состояние - см. выше - вот какое было: самозабвенный мальчишеский жар, когда пропадает всё тягостное и даже страшное - кажется, что мог бы, например, где-то мокнуть под таким вот дождем в такую же ночь и не смутиться. Увлечен и говорлив до возбуждения. Не тот молчаливый мэтр, который представлялся мне ранее, и не тот - странный. Кстати, и в книгах, кажется, такого не встречал /вспомнился какой-то лейтенантик из фолкнеровского рассказа, но тот был просто мил, а тут восторженность перед Делом и лучи, как длинные брызги, веером расходятся вверх и у самого поза лотоса. Действительно же, то чем я "занимаюсь" /живу/ - это чудо! /С удивлением подумал; и как я могу менять его на какие-то мелочи, телевизор, малодушие и желчность?!/ Это нечто большее, чем просто "идеи", "искусство" и "писания". Поверьте, я не юнец - это не восторженный стих, это программа и фундамент. Надо искать прекрасное и идти к нему, чтобы реально найти и истину, и жизнь, и путь. /Конечно, конкретные замыслы и соображения тоже должны быть - это второй полюс, но не в них недостаток./ И таким - а не оцепеневшим - всё удается. И раньше же знал про это "мальчишество", но почему-то не всегда вспоминается оно посреди скепсиса и оцепенения - а выручило бы и превозмогло в миг. Сейчас краски и Бах его мне вернули - я прямо безумею от цвета: вот белый, белый лист под желтым, желтым светом и я кисточкой провожу по нему, оставляя полоску краски...
  
   __
  
  ...Даже и Христа надеялся искусить и не оставлял Его до самой смерти - потому что и любимые из учеников, служа орудием дьяволу, искушали Его. И, как и любому человеку, трудно было Христу бороться с искушениями - даже и самыми дурацкими, например, с искушением броситься с крыши храма. Кстати, легкость для всех искушение - посели человека на крыше, и бросится же с нее, не утерпит! Обычно искушение долго ждет и это изматывает - так, например, с ТВ и так, например, с другими людьми: ты чувствуешь, что они каждым словом и каждым движением своим, даже вроде и не к тебе обращенными, тебя испытывают - и это тяжело, тут Дух нужен - а энтузиазм гаснет.
   Вот пример - шокирующий и грязный, но не могу удержаться от искушения записать его:
  Положи голую девушку, желанный плод в одной комнате с кем бы то ни было - разве удержится, если б даже очень хотел?! И десяти минут большинство праведников не устоит /тем более, если всё это - тайна/, а уж человек очень сильный и чистый, промучившись, если убежать нельзя, либо с ума сойдет, либо повесится - не знаю, до падения или после.... Христа наверняка и этим дьявол искушал - как и всякого молодого человека. И выход один - бегство? А чем предыдущие-то сорок дней искушал так, что есть не мог?! И почему эти три искушения выделены?..
  ...Второе главное испытание - испытание страданием, болью и унижением. Итак, есть два вида испытания - грубой силой и хитрым соблазном.
  ...Христос на земле был человеком - это только в Евангелиях, слове писанном и писанном позже, стоит - "Человек", а Он говорил "Я Сын Человеческий" - в звучании нет больших букв - человеком с такой же природой, как ты и я, и любой из нас, столь обычных и ничтожных. Он и Сам Себя, наверное, спрашивал "не плотников ли Я сын?". Не было прямой связи, типа рации между Ним и Богом, это человек, осознавший, что Он - Бог /хотя эта мысль для кое-кого может быть опасной/. Он верил неизмеримо больше нас, весь был пронизан этим ощущением и небесное для Него являлось единственной реальностью - только через нее Он видел землю. Эта миссия не была для Него командировкой на другую планету, и Он, наверное, ничего не знал о Своей прошлой жизни...
  Итак, именно поэтому первые два искушения сводились к "а Бог ли Ты?" Последнее же искушение - это отчаянный вопль дьявола: предлагая царства - за поклон, а не за службу, но зная, что падение, начавшись, не может прерваться - он тем самым признал Его равную Богу ценность; и странно, что у Луки так всё перепутано.
  ...Оборонялся написанным: "написано..." - т.е. это была стадия полного понимания ветхозаветного Божьего Слова, но Своего еще не было у Него настолько, чтобы выговориться.
  Было беспокойством для Христа то, что Слово Его - другое? наверное, не сразу пришел к "не отменить, а исполнить".
  ...Если ты чуда требуешь, значит, слаба твоя вера - Христос в то, что Он Сын Божий без чуда поверил. Но все же чуда требует человек, горячо желающий верить, человек в исступлении и это лучше, чем теплое фарисейство.
  Чудо Христос совершал лишь в крайних случаях смертельных болезней, смертей и слепоты, хотя, наверное, немало было желающих и с прочими нуждами.
  ...А, казалось бы, дело благое - камень в хлеб - и естественное: "Я, Сын Божий, не имею права сделать Себе ломоть хлеба?!" - само естество искушало, сама нужда говорила.
  Так и нам нечего просить того, чтобы наши камни чудесным образом в хлебы обращались - а тем более, требовать чуда по всякой недуховной мелочи. Лишь: "да будет воля Твоя"...
  Тут есть и с искусством ассоциации - оно имеет явную склонность камни выдавать за хлеба, "находить прекрасное в обычном" - делая съедобным вовсе несъедобное.
  Все же, ответ Его мне не совсем понятен...
  "Ладно, один раз согрешу и упаду, а потом опять буду таким же и достаточно честным - т.е. не разобьюсь".
  Дьявол казуист, сам писание цитирует - случай как нельзя более актуальный и распространенный.
  Что за гора? Храм, видимо, реальный, а с какой реальной горы "все царства мира и слава их" видны?
  Земля - дьяволова вотчина и он так всё на ней устроил, что человек падает и изменяет своей божественной природе. В этом причина всех "несправедливостей", типа страдания детей, хотя здесь и нельзя все объяснить.
  ...Такие же предложения и человек слышит, нас постоянно за блага покупают...
  
   __
  
  Пишу вяло, будучи расклеен после двух бессонных ночей. Вдохновился же два дня назад по прочтении "Великого инквизитора", который показался мне ужасно слабым: невразумительная чушь вместе с акридами и кореньями. Несколько основных положений, очень недостаточно сказанных и повторяемых на все лады, плюс афоризмы типа "ищут не столько Бога, сколько чудес" /отвратительно и совершенно без понятия сказано; так все спутать; броскостью прельстился, что ли?/ Правда, насчет чуда, тайны и авторитета недурно сказано, но мне больше понравилось, если бы он сказал, что на этом искусство основано.
   Помнится, и в первый раз эта притча мне только в новинку была, а так совсем не понравилась.
  Хотел определить чуть ли не всю историю человечества - наивный глупец.
  Кстати, я потому и говорю верно, что всегда стараюсь брать посильное, т.е. личные частности; очень важно сказать точно, конкретно и не больше, чем нужно. Грешок типичный - обобщить и спрямить, веря воодушевлению своему.
   Дост. тоже силен, когда так не замахивается и иногда просто словосочетание прочтешь, а уже видно, каков уровень.
  Вот, например, предисловие: "теряясь в разрешении сих вопросов, решаюсь обойти их без всякого разрешения", "я совершенно согласен, что оно лишнее, но, так как оно уже написано, то пусть и останется" и проч.
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"