Вильмс : другие произведения.

Самоанализ религиозного постмодерниста-29

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:

   __
  
  Все, до чего я додумался в отношении учебы: надо попробовать кончить 3 курс, чтобы было "неоконченное высшее образование", но в душу положить готовность уйти. Все дело за силой и да не будет тут никаких моих своеволий.
  Все мы, как Христос, посланы в мир.
  Все сравнением измеряется и оценивается - вкусишь лучшего хотя бы раз и уже то, что раньше считалось хорошим, станет плохим, потому что новая точка отсчета появится.
  И чего унывать, просто так устроено в этом мире: кому-то вроде бы ничего не досталось, а кому-то - вроде бы все; ведь и любые перемены возможны, и с этими "всё" и "ничего" надо еще разбираться.
  Не надо их ревниво и завистливо винить, что они ничего не могут понять. Бескрылый не поймет Икара, а слепой видящего - и наоборот. Каждый понимает в другом лишь то, что перекрывается и совпадает в них.
  Хотя и горько видеть, что в каждом дворе - машины.
  А дома никто из домашних не догадается даже поправить покрывало на кресле - неряшливы и простодушны...
  Впрочем, любой человек, как бы умен он не был, все равно живет по инерции, т.е. ум ему не очень и нужен.
  Отсюда обилие праздных любителей порассуждать! Причем, возможно, рассуждающих достаточно умно, вот только на холостом ходу сие не проверишь.
  Все призрачно оттого, что ты тоже всю работу мысли и все чувства загоняешь ни во что.
  Родные симпатичны тебе только тем, что ты их понимаешь. Вова, по преимуществу, мелкий и неблагодарный разгильдяй, но неприятных ощущений все же нет, когда понимаешь.
  
   __
  
  Я не в состоянии смотреть на девушку прямо, т.е. нормально - и меня не утешает, что подобный идиотизм есть удел всех слабаков на протяжении мировой истории, я хочу быть простым и серьезным.
  
   __
  
  Выйдет - не выйдет, но больше "начал" у меня не будет - это что-то фатальное и завороженное.
  Дата, чистый лист и надо говорить что-то "такое"... - не знаю, что сказать и написать, и потому сникаю.
  
   __
  
  "Небо было сиреневым, прекрасным, но потом потемнело".
  
   __
  
  Люди - это щелочь; каждый испытывает и искушает тебя - не поддашься ли и не подыграешь ли, как марионетка.
  Люди испытывают и физические немощи, и разные обстоятельства - и неизбежно они растворяют тебя, это необоримо пока, но если ты будешь готов к своему поражению и не впадешь от него в уныние или в отчаяние, то даже и скорее, чем думаешь, все снова переменится - увидишь, что хорошее не исчезло и не повергнуто, ведь мысль и свет, и чувство зарождаются мгновенно...
  Записи - это средство владеть собой: когда видишь ситуацию со стороны, можешь описать даже отчаяние.
  
   __
  
  Предпочитаю писать серым грифелем, потому как писанное чернилами выглядит слишком четко - что не соответствует существу записываемого, ведь это лишь отдаленный эскиз. Большая ответственность!
  Голое дерево на фоне вечернего неба выглядит так, словно кто-то, проведя линию черными чернилами, потом чернил и обводил ее в задумчивости - а утолщив, еще и начиркал в стороны, потому как неприятна черная неровная черта!
  Дерево - река, уходящая в землю.
  
   __
  
  Включаешь ТВ, выбираешь программу и направление антенны - и видишь - по мере медленного продвижения луча в направлении антенны - лица тех, кто смотрит эту программу - и странны эти отрешенные и напряженные лица.... Причем, когда мой луч достигает очередного зрителя, то комната его освещается голубым телевизионным светом!
  Так сидишь и лица приходят и уходят - и мигает свет, когда кто-то видит тебя.
  ...А еще можно корни и крону у деревьев поменять местами!
  Есть ощущение, что где-то рядом находятся новое понимание и яркие вибрирующие слова, вот и встаешь на уши.
  ...Не говори больше, чем знаешь, и точно говори, с верными акцентами. Пробуй варианты окраски и оценивай себя, ведь другие тебя всегда достаточно жестко оценивают и сравнивают.
  
   __
  
  Это нужно - оставаться наедине с чернотой и тишиной; тогда лишь уверен в том, что то, что происходит во мне есть души моей голос; вообще, при этом все подлинно - и тишина подлиннее музыки, и этот голос есть все, что ты собою представляешь.
  Представь, что кровать, стул, пол или тротуарная дорожка вместе с тобой вознеслись вдруг выше карнизов многоэтажных домов и вокруг лишь ветерок и небо с близкими облаками и никаких стен, и даже внизу ничего не осталось...
  Когда лежишь, но не спишь и в тебе кипит сознание, то, конечно, это не отдых...
  Мы - невесомые люди, с весомыми последствиями носимые ветром!
  
   __
  
  Это периодами - тяга моя к женскому полу; сейчас - очень. Есть не менее десятка Прекрасных Дам, на которых я "положил глаз", причем среди них две женщины и одна девочка. Мысли мои и мечты теперь чище, даже когда касаются запретного. О, сколько нежности скопилось! Мне просто хочется любить и быть любимым, чтоб были "одно тело и одна душа", ведь если мы и оба замерзнем, стоит только прижаться друг к другу и станет тепло...
  
   __
  
  "Спешка, малодушие" - ключ неудач и причина слабости. Странно, есть много других слов, но лишь эти для меня точны и что-то говорят.
  Уткнулся в подушку, будто в черную дыру.
  Лег, от усталости согласился отдать все силы свои, и за это кровать приняла меня, и я погрузился в нее, давя распластанным телом податливые, как взбитая пена, покровы...
  
   __
  
  Я бываю ребячлив и вульгарен. Ребячлив от дикого затворнического образа жизни, а вульгарен, потому как ежеминутно предаю то лучшее, что есть во мне и в падении своем уже не знаю меры.
  Но все же я расту и в понимании вещей, и в художественности, и в наполненности чувством, и в человеческой силе; уже хочу быть сильным и, значит, близко это.
  
   __
  
  Литературность, научность, религиозность и прочее - это же просто манерность и поза. Такое я и по себе чувствую, меня еще как заносит в умничанье, риторику и словесность, если обратишь внимание на то, что как писатель что-то записываешь.
  
   __
  
  Вдруг поменялись пол и потолок и я с изумленьем хожу по белому и обхожу люстру - дивный цветок; вдруг вспоминаю про вещи и гляжу вверх - а те только этого и ждали, потому что со всем накопившимся негодованием сорвались вниз со своих насиженных мест и раздавили меня и чудную люстру-цветок.
  Итак, потребление надо третировать, это оно меня разлагает, как написано, "трудно богатому", а свое надо поддерживать, потому что плохо ли, хорошо ли, а это думаю я сам - и жизнь делаю.
  Я ничего не имею и ничем не обладаю /ремесло - это тоже обладание и богатство/? - что ж, значит, я свободней, беззащитней и сильнее чувствую жизнь; нет призм и я сильней нуждаюсь в Боге.
  Я не рассчитываю публиковаться, раз это безнадежно, и опять же, могу чувствовать себя раскованным и независимым, и руководствоваться лишь своим высшим идеалом, не приспосабливаясь ни к требованиям Системы, ни к кретинизму публики. Подчинившись Системе, они теряют себя и свой голос. У них вышколено то, что нужно Системе, а прочее атрофировано.
  Итак, пока пишу, не пытаясь сопрячь отдельные отрывки, лишь потом встанут задачи отбора действительно важного и вливания благообразно-книжного.
  Пока - фразы-выродки! какие-то обрубки. Притом - затасканность оборотов и привычность взглядов.
  
   __
  
  Отдельно наблюдать жизнь рук - или глаз, или выражения лица. Замедленно наблюдать и так пристально, словно они под микроскопом.
  
   __
  
  Иногда одолевает черный пессимизм оттого, что нельзя не растворяться в этом море щелочи и вечны одиночество, казенный дом и непонимание - и это, наверное, останется, если и не быть малодушным.
   А то безудержный оптимизм прорывается, какое-то предчувствие счастья и силы "ходить по миру", и надежда встретить родную душу. Наверняка подрастет во мне прекрасный мир!
  И ясность с чистотой понимания иногда приходят - ведь все очень просто и у всего есть свое место и своя цена. К примеру, их музыка, их юмор, их Т.Манн и их чтиво - как все это нечисто, гнило и ничтожно.
  Да, главное, надо верить в тот кусочек своей души, который ясен, чист, всегда нов, и им жить - тогда он обязательно вырастет.
  
   __
  
  См. ранее: то институт и работа, на которых тягость, уныние и боязнь не справиться; то домашняя раскованность, где всё то ценное, чем я дорожу... Оно неподвластно им, а остальное неважно - устроится.
  
   __
  
  ...Глаз, как окон у домов - они сверху донизу на теле!
  
   __
  
  Произведение искусства - катализатор, питательная среда и бесценный урок.
  
   __
  
  Раз есть слово "душа" и есть слово "Бог", значит, они и есть, это без обмана, никакое слово из ничего не зародится. Ну, а человек - любитель пустоты - конечно, всегда все перепутает...
  Теперь любителям "простоты" - разве просто устроен человек? Сколько у него органов, сколько взаимозависимых уровней жизни, какой клубок взаимосвязей; это вам не куб и не табуретка. По сути, жизнь остается не воспроизводима - есть лишь ее объяснение на пальцах.
  Всюду о жизни судят строители кубов! Кретины!
  ...А еще есть человек-полное животное.
  ...Ведь это душа моя суматошится и работает, обслуживая розовое тело и это у нее имеется потребность в личной жизни.
  ...Но вдруг ты, душа существуешь в нескольких телах - одна душа дана на нескольких человек - и не можешь раздвоиться и потому летаешь от одного тела к другому?! Чуть она в тебя влетела, как ты сразу чувствуешь подъем сил и кипит твое сознание; однако, покочегарив, она к другому улетела - и у тебя уже инерция; и часто у меня только инерция - видимо, много у моей души других подопечных. Но, конечно, она гостит дольше там, где к ней внимания больше, где она не поденщица, где меньше воняет разлагающейся жратвой; тем более - если ей дать поговорить...
  Может, ветер оттого, что носятся души?!
  
   __
  
  
  Ванна - простое корыто.
  А вера - это просто молодая уверенность!
  
   __
  
  Мне повезло: русский язык исключительно богат и слова в нем сами за себя говорят. Мне интересно находить родственников для разных слов и разбираться случайно ли их сходство и созвучие. Правда, пишу я жестко, по-немецки, к чему и предмет пока располагает...
  
   __
  
  4 сферы: вера, искусство, профессия и взаимосвязь с людьми. Причем все в начальной стадии и потому пока неясно, как они будут уживаться.
  ...Просто необходимо пробовать искусство, а я все в старом жанре.
  ...На работе нужней не ум, а сообразительность, а в обществе - не ум, а остроумие.
  
   __
  
  Серая туча напитана где розовым, где сиреневым, и так же выглядит и серый асфальт, да и на занавесках сиреневое и розовое...
  
   __
  
  Считается нормальным и неизбежным то, что уходит юность и уходят свет, мечты и порывы.
  Не случайно детство, отрочество и юность полны света - это в нас еще божеское живо.
  Иногда думаю о себе с большим удивлением: да ведь я счастливец и избранный! - иметь в перспективе возможность быть пропитанным светом, быть чистым, жить внимательно и бережно - и думать, и писать, и помогать, чем можешь, и чувствовать свою независимость и свободу, и говорить с Богом и верить Ему...
  
   __
  
  Каждая женщина и каждый мужчина испытывают влечение если не к каждой особи противоположного пола, то, по крайней мере, к обширному кругу их и даже постоянство контактов между ними - не говоря уже о попытках штурма - есть серьезное испытание добродетели, если таковая имеется. Да, стоит мне некую особь видеть чаще других и она уже все мои мечты выигрывает.
  
   __
  
  Тело такое розовое, словно это свет сквозит через нас, как то бывает у туч на закате...
  
   __
  
  Бог создавал мир ступенями, 6 дней - так и мне надо; следующую, вторую ступень вижу четко.
  
   __
  
  См. ранее: если скромнее сказать, то надо жить без спешки и малодушия, внимательно вглядываясь, думая и пиша - и только вечерами загораться подчас и полыхать душой.
  
   __
  
  ...Конечно, они ничего не замечают и не понимают; все, чего они ни коснутся, опошляется и умирает в банальности; так ведь случилось и с Библией; они не стремятся подняться и все низводят до себя, а потом говорят, усмехаясь: вот видишь - абсурд.
  Сравни то, на что напирает Евангелие и то, на что напирают они. Они судят и рассуждают, а ты примеряешь - сказал бы так Христос?
  Но иногда с тупой головной болью, с вялостью физической и душевной встречаешь зеркало и спрашиваешь: "Ну, а ты что есть? Мелькнул и ушел, в небытие растворился; тебя нет, ты призрак и пустое зеркало".
  ...Как бы не было тебе плохо, если ты внутри себя не решишь сдаться, то все пройдет, ты не умрешь, а лишь закалишься и обогатишься.
  Но томит то, что враги мои всегда на пороге и готовы подступить то с кнутом силы, то с соблазном пряника.
  Говорю: "это раздражение" или: "это волнение" и слушаю звучание, и представляю - и уже чувствую тепло; сталкиваю слова, каждое из которых идеально и забываю про убожество всего.
  В хороших предложениях все слова звучат и вибрируют, это тот же аккорд, слова сильны как люди...
  А когда много аккордов и созвучий, это уже музыка.
  К примеру, "Повелитель мух" - тут музыка.
  Звучат неожиданные сочетания слов; впрочем, формальный перебор - это не метод, должна быть идейно-чувственная установка, задающая направление поиска.
  Также можно оттолкнуться от обкатанного оборота.
  Также возможно применение щупа: вводишь произвольное инородное слово и возникают интересные отскоки смысла.
  Тем или иным способом, но, напрягшись в поиске, необходимо добиться звучания свежести и вынырнуть из разливанного моря заезженных до безликости знака фраз и представлений.
  
   __
  
  В худшем отчаянии: "я умер, кончил жизнь самоубийством и хуже уже ничего не будет, потому что я за гранью хорошего и плохого, выбыл из всех игр и потому всегда буду неправильным и странным".
  Вот они, чуждые - снуют вокруг, теснят тебя телами.
  Не то, чтобы вовсе ложно и безосновательно было то, что они говорят, но не на месте у них все, нет понимания цены и меры, суждения всегда отрывочны и случайны. Это какой-то начисто разбитый сосуд.
  Вот опять то, что слышу от них верно и банально, скомкано и интересно.
  А у меня другая беда: злоупотребление умозрительностью и высокими словами - я постоянно с ними.
  С их помощью пытаюсь противиться и бодриться, но надо ли: слабость, уныние? - просто ляг и пусть будет включенным одно лишь сознание.
  Всюду грань, всюду единственно верное - а люди без понятия всегда "заваливаются" в сторону, в оправдании подменяя название.
  
   __
  
  Я же просто словом не владею.
  Уж очень многое хочется выразить.
  
   __
  
  У нее были плохие ноги-спички и странно, что я вообще заметил это белое пятно, каким она выглядела в своем белом больничном халате, среди множества других мелькающих платьев и костюмов, залитых безудержным светом яркого дня - ведь тогда я еще не видел ее в голубом васильковом платье. Странно, кстати, что она все время в платье - сейчас же все носят розовые штаны - как раз для плохих ног. Я случайно зацепился за нее взглядом, потому что около нее были дети и она что-то поправляла у них.... Потом еще несколько раз я искал ее по белым носочкам - не знаю, наверное, мне понравились ее своеобразные жесты...
  Потом, уже вечером я увидел девушку в васильковом платье с плохими ногами, идущую мимо наших окон по противоположному тротуару - увидев белые носочки, я поверил, что это - она. Но успел заметить лишь то, что она не красавица, что у ней строгое лицо и темные волосы.
  Уже в ту ночь я мечтал о ней и ее васильковой строгости, но на следующий вечер она, возвращаясь с работы в больнице, что расположена напротив нашего дома, прошла уже в другом, черно-белом платье, причем с цветочком в целлофане в руке и с кавалером сбоку. Кавалером был одетый "по фирме" не очень симпатичный тюфяк - да, разочаровал меня ее кавалер.
  Но в следующие дни его не было, васильковое платье появилось снова, и я мечтал по-прежнему.
  Меня она один раз наверняка видела - и еще тогда могла видеть, когда я таскался с баулами из сада.
   Мечта.
  Встреча первая: надо решиться, надо хотя бы что-то сделать навстречу, сказал я себе и вышел из дома с таким расчетом, чтобы оказаться лишь немного впереди ее и, так сказать, спиной представиться. Потом вошел в трамвай и встал сзади. Вошла и она и прошла чуть вперед. Возможно, она могла сесть и отвернуться к окошку и тогда встреча первая закончилась бы, потому что она не стала бы снизу вверх смотреть на меня, но в мечте она не села, а, заметив мой пристальный взгляд, посмотрела в ответ и ни один из нас долго не опускал глаза /в жизни, конечно, посыпались бы искры и мы бы разбежались в смущеньи, как зайчики/. Лицо у ней было строгое и чуть вопросительное, а у меня с затаенной усмешкой. Перед остановкой мы опять смотрели друг на друга, но вдруг я медленно поднял руки, как бы сдаваясь, и быстро сошел с трамвая.
  Было много вариантов и комбинаций, мелькавших быстрыми видениями.
  Нет, не могу я этого передать! О, Боже, неужели я ничтожество и недостоин?!
  По-моему, она гордая - а может быть и заурядная - и я, конечно, вечный пас и надо бы мне презирать себя, чтобы избавиться от рыхлости, но сейчас не время, потому что хотя бы что-то я буду делать...
  Жар сердца - это прекрасно, но не всякий же жар надо приспосабливать для искусства, да еще сразу - он и для жизни нужен. И нужно же владение словом, известная дистанция, понимание, что ты только играешь. Твоя жизнь должна быть одно, а твое искусство - другое, хотя и запитываемое всем, что есть в жизни.
   Плачь, жалуйся и уходи, если тебе так легче, но терпи, не теряй опоры и веры в свою опору. Не все сразу - и только. Нужно только не сдаваться - бороться, искать и делать все, что в твоих силах. Ты ведь понимаешь, что я говорю не об авантюризме, предприимчивости или бодрости. Да, ты ранен на всю жизнь и ты беззащитен, не можешь отторгнуть и не принять внутрь то, что сильнее тебя. Знаешь, мне очень больно и холодно стало, когда я понял, что не будет у меня учителя и покровителя, что не будет человека, который бы понял меня...
  
   __
  
  Если не доберешь нагрузку, то роста не будет, а если переберешь, то можешь сломаться. Везде меру чувствовать надо... - и уметь следовать ей.
  
   __
  
  Сначала забудешься, а потом вдруг поглядишь на себя и: "опять прежний, отчаяние!" И унылый голос, вслед констатируя, сообщает: "ничего не изменится".
  
   __
  
  То, что пишу - это добытое сырье и теперь нужно мастерство для выделки и опыт, ведь сырье-то - высший класс.
  
   __
  
  А как у меня сцепляются зубы, и какое бывает зверское лицо, и как все существо мое охватывает злобная жажда мщения...
  
   __
  
  Очень чувствую, если пишу не в экстазе, не ведомый настроением и с легкостью, как плохие поэты, договариваюсь до несуществующих на деле абсолютов.
  Это у всех и всегда - многоречивость, слишком пышные формы и чересчур сладкое содержание. Нет столкновений всего со всем, вечного балансирования между небесной синью и земной грязью и вдумчивого поиска.
  ...Все же это очень греет: быть Мастером своего дела. А у меня пока все вкривь и вкось обыкновенно получается; впрочем, не думаю, что не смог бы поправить свой стиль, если бы верил, что сейчас это что-то решает.
  
   __
  
  Иду по улице, и снова во мне зарождаются минорные, то ли грустные, то ли унылые мысли, что потом падают на асфальт беззвучными, но тяжелыми каплями...
  Как много вопросов и как мало безусловных ответов...
  Вроде бы вот - что-то понял, но чуть повернешь вопрос и уже несостоятелен ответ.
  Готов ли ты, например, к тому, что тебя будут унижать, презирать, не замечать и третировать? Готов ли, что тебя будут бить и чего-то лишать? Готов ли ходить в дурной одежде? Готов ли, что тебе наплюют в душу? Что разотрут все тебе дорогое и будут тебя жизни учить люди с серыми лицами и пустыми глазами, и люди с лицами розовыми и глазами масляными? Готов ли к одиночеству и чувству бесполезности своего огня? О, Боже, я слаб и немощен, я ничего не требую, но мне нельзя жить без близкого существа; мы бы грели друг друга, а так мне холодно, хотя я и грею себя руками своими...
  Да, для взаимодействия людей есть два условия огромных - любовь и понимание; впрочем, это понятия близкие...
  И где ты, красота и возвышенность любви? Есть лишь острое ощущение и обоюдное влечение самца и самки, и есть прозаические соображения обладателя и стремящегося обладать...
  
   __
  
  Я раскрываю книгу и смотрю на эти строчки, причудливо рубленые запятыми и каждый кусочек фразы дает новый - и неожиданный - поворот и все так чисто, словно промыто прохладной водой и ты скользишь, завороженный, от поворота к повороту... - нет, никогда мне этого не достигнуть.
  Все же только у Дост. преобладает яростное желание постичь, а не забота о благообразии - которую я замечаю даже у тех, кто, вроде бы, очень беспардонен.
  Закрываю книгу и говорю себе: "ты - ходячее небытие".
  Присматриваюсь к совету "умереть - уснуть" поэта по фамилии Беккер.
  Впрочем, все ничего не значит - и вся писанина тоже - если жизни нет, если в жизни ты несостоятелен. Вспомни Аркашу Долгорукова.
  Пока читал, был очарован, но отошел и говорю себе: "всё это смакование, рассусоливания и красоты, т. е. ерунда".
  "Все не то, все мура" - ну, разве можно жить с подобным мироощущением?!
  Итак, основная задача в том, чтобы описать, как это было или как это могло быть, т. е. дать необходимую информацию, а остальное - приложенье от лукавого.
  Впрочем, вот ты говоришь правильно, но разве это все, что можно и нужно сказать? Не механическая детальность нужна, а освещение всеми настроениями от черного до белого. Конечно, это не всегда уместно, но, по крайней мере, нельзя выдавать сказанное за все, что можно сказать. Банальный пример: "человек слаб" - верно, но если не учесть и другие факты, имеющие место быть, то вывод будет неверен.
  Тебе плохо? Не гони слабость, послушай и ее мнение. Пусть говорит, раз уж пришла. Ведь если нет горя, то нет и радости - полюса друг друга высвечивают.
  Да, я мечтатель, но разве такой уж праздный? И что, кстати, Библия говорит о мечте и мечтателях?
  Итак, задача: сопрячь красоту, образность и чистоту языка Мастеров с яростным, вибрирующим и докапывающимся до самой сути мироощущением Достоевского. И дай место мечте и идеалу /вспомни как у Дост. в "Подростке" паренек мечтал о музыке, и вспомни фильм о миме/.
  А на непослушность слова все жалуются. Быть может, пытаемся заставить его выполнять несвойственные функции - т. е. слово непослушно, потому что непослушно понимание.
  Может, у каждого поверхность монотонна и однообразна, а темные глубины полны такой жизни, которую нам трудно выразить.
  Внимание: жаргон.
  Внимание: иностранное слово.
  Внимание: общее место.
  Внимание: заезженный оборот.
  ...Все же, есть что-то нездоровое и намеренное в твоем словесном излиянии. Тебе лишь бы поудачнее воплотиться в словах - в словах, за которыми не последуют дела...
  Факт - нет такой тенденции, что искусство приближает к силе и Богу, к делам и жизни.
  ...Это же самая обыденная и житейская вещь - рассказ о том, как что-то было; мы все, собственно, без конца этим занимаемся. Конечно, есть и свои мастера такого вот обо всем и ни о чем рассказа, но к поискам и открытиям, волшебству и тайне все это имеет весьма слабое отношение.
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"