Вилькоцкий В. Б. : другие произведения.

Значение патриотического воспитания в истории России 19 - 20 веков

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:

   Значение патриотического воспитания в истории России 19 - 20 веков.
  
  
  
  Недавно Президент России Владимир Путин объявил о том, что формирование патриотического сознания у современной российской молодежи должно стать основой системы воспитания и образования подрастающих поколений россиян. По мнению Владимира Путина, патриотизм русских людей должен быть и фундаментом общественной идеологии в России 21 века. Совсем не случайно Президент Российской Федерации обратился к этой проблеме в трудные времена для современной России. Так уже было в истории Российского государства не один раз. Наиболее остро проблема патриотизма русского народа обострилась после позорного поражения Царской России в Крымской войне 1853 - 1856 годов. Поэтому уже во второй половине 19 века патриотическому воспитанию в Царской России стали уделять особое внимание. Видные педагоги и психологи России середины девятнадцатого века увидели очевидную связь между ростом экономического могущества Российского государства и развитием национального самосознания, традиций, народного патриотизма. Такой переоценки взглядов на воспитание российской молодежи у русской интеллигенции второй половины 19 века во многом способствовало и позорное поражение Царской России Англии и Франции в ходе Крымской войны 1853 - 1856 годов. Оно стало глубоким потрясением не только для передовой российской интеллигенции, но и для всего русского народа. Все это отразилось в рассказах и романах гениального русского писателя Льва Толстого, который был непосредственных участников этой ожесточенной, кровавой битвы России с Западом. Вот почему, именно тогда, в шестидесятые годы 19 столетия российским педагогам и психологам удалось впервые не только сформулировать новые критерии воспитания русских детей, но и заложить в систему воспитания, образования российской молодежи фундамент нравственного и духовного формирования личности на основе национальной русской культуры и православных традиций русского народа. Так российская система воспитания и образования русской молодежи окончательно перешла во второй половине 19 века на патриотический фундамент, основанием которого стали национальная русская культура и нравственно - духовное развитие личности русского человека. Вот почему в Царской России начала 20 века уже было так много настоящих патриотов своей Родины, готовых жертвовать своим личным благополучием ради процветания и могущества России, счастливой жизни своих детей и внуков. Именно эти люди и сорвали все тайные планы Запада по военной оккупации России армиями Антанты (Америки, Англии, Франции) в 1918 - 1920 - годах. Это поколение русских людей, воспитанное на патриотическом духе любви к Родине, всего за два года разгромило семимиллионные армии Антанты, которые начали военную оккупацию России в марте 1918 года, и с позором изгнали оккупационные западные войска с территории Российского государства уже к концу 1920 года. Напомню о том, что на СССР в 1941 году напали восьмимиллионные армии фашисткой Германии. Понятно, что без такой мощной волны патриотизма русского народа, воспитанного на основе патриотизма и нравственно - духовного развития во второй половине 19 века, подобная победа России над Западом была бы просто невозможна. Вот почему с первых своих шагов советская (народная) власть в СССР уделяла большое внимание патриотическому воспитанию молодежи в стране и делала все возможное для нравственно - духовного развития советской молодежи. Руководители Страны Советов того времени хорошо понимали, что и в следующей войне с Западом, которая в 20 - 30 - е годы прошлого столетия считалась в Советском Союзе неизбежной в недалеком будущем, патриотизм русского народа и могущество его Духа снова обеспечат ему победу в предстоящей битве с Западом. Поэтому советская власть изначально заложила в основы воспитания и образования в СССР ту систему патриотического и духовного совершенствования личности, которая была хорошо отработана на практике в Царской России второй половины 19 века и питомцами которой были почти все взрослые русские люди, создававшие в 20 - 30 - годы прошлого столетия Советский Союз. Стоит внимательно прочитать некоторые книги великих советских педагогов В. А. Сухомлинского, А. С. Макаренко и ряда других, чтобы быстро понять тесную связь их патриотической методики воспитания и образования советской молодежи с основами системы патриотического воспитания и образования российской молодежи в Царской России второй половины 19 века. Об этом говорят и труды В. И. Ленина, посвященные воспитанию советской молодежи в СССР. Например, книга В. И. Ленина "О личности и воспитании" (Политиздат, Москва, 1988 год). Как видим, победа русского народа в борьбе с оккупационными фашистскими армиями гитлеровской Германии в период Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов не носила случайного характера, а была закономерной. Как видим, совсем не случайно и Президент России Владимир Путин вернулся сегодня к этому уникальному опыту русского народа по воспитанию и образованию российской молодежи на основе патриотизма и духовного развития.
  Известный в Царской России психолог Оболенский так определил сущность этих действий: " Воспитание должно гармонировать с требованиями своей эпохи и существующего реального времени". Развитие нравственных, патриотических качеств личности, в те годы, определялось, как задача более важная, чем развитие интеллекта и разработка научных основ системы обучения. Известный в Царской России русский педагог Вентцель писал по этому поводу: "Воспитать в человеке нравственные стремления, сделать его неутомимым борцом за нравственные идеалы, так чтобы вся жизнь его служила живым воплощением этого идеала, самое трудное и вместе с тем самое важное дело в области воспитания. Воспитание физическое и умственное играют по отношению к нравственному, можно сказать, только чисто служебную ( вспомогательную) роль". В эпоху войн высшим требованием, обеспечивающим сохранность общества, являлось стремление к абсолютному повиновению личности, ее подавлению. Новый этап истории человечества, связанный с промышленным развитием, требовал от человека противоположных свойств - личной творческой инициативы, свободы мысли, дисциплины, соблюдения законов, подчинения общественному мнению. На эти принципы и опирались создатели новой системы воспитания российской молодежи во второй половине девятнадцатого века. Их главная задача состояла в подготовке подрастающего поколения к жизни в новых экономических и социально- политических условиях в стране. Основной аспект в формировании сознания будущих поколений россиян делался на созидательный потенциал с высоким уровнем развития морально- нравственных отношений в обществе на основе русской национальной культуры и христианских традиций. Определяя сущность нравственности, и решая вопрос о целях и задачах нравственного воспитания в России, ученые в качестве главного критерия нравственности избрали понятие "жизнь". Все способствующее прогрессивному развитию и росту жизни, характеризовалось нравственным, а препятствующее- безнравственным. Вентцель подчеркивал: " Нравственность есть не что иное, как сознательное стремление и деятельность, направленные на увеличение общей суммы и напряженности жизни в мире. Идеал нравственности сводится к установлению гармонии между всеми целями человеческой жизни. При этом, сама система человеческих целей не остается неизменной, но постоянно видоизменяется и расширяется по мере развития отдельной личности и всего человечества". Новые подходы в воспитании российской молодежи уже в 18 веке требовали формирования в их сознании общественной, а не эгоистической направленности личности, широко формируемой на Западе. В 19 - 20 веках это требование жизни по отношению к воспитанию российской молодежи только еще больше усилилось под давлением внешних политических и экономических обстоятельств. Особенно этому способствовало усиление борьбы Царской России с либеральным Западом в 19 веке, начиная с Отечественной войны 1812 года. Именно усилившаяся постоянная агрессия либерального Запада по отношению к Царской России в 19 столетии вынудила российскую монархию кардинально пересмотреть свои взгляды на воспитание российской молодежи, Уже тогда многие российские политики и государственные деятели предсказывали резкое обострение и ужесточение борьбы России с Западом в 20 столетии. Как известно, именно так все и произошло.
   Как видим, не случайно именно в 19 веке российская система воспитания молодежи подверглась со стороны монархической власти наиболее радикальным и глубоким преобразованиям. Ее основой стали стремление к общему благу, любовь к ближнему как к самому себе, честность, порядочность, открытость, умение бороться за справедливость в обществе, отстаивать свои гражданские права и быть истинным патриотом своей Родины. Именно эти качества и легли в основу природы поколений российских граждан, родившихся в Царской России во второй половине 19 века. При этом русский педагог Каптерев подчеркивал: " В нравственном закаливании нельзя ограничиться одной пассивной работой с методиками. Ребенок должен вырасти не только бодрым, сильным духом и энергичным, но и способным бороться со злом". Вот когда в Царской России массово формировались русские революционеры начала 20 века, которые затем в 1917 - 1920 - годах встали на защиту независимости России от Запада и свободу русского народа. После этого именно молодые люди, воспитанные на основе новой нравственно - духовной и патриотической системы во второй половине 19 века, сделали невероятный прорыв в истории человечества, возродив Царскую Россию в облике СССР и вернув русский народ из колонизации Западом в рамки его тысячелетней эволюции на основе христианского глобального проекта "Новый человек". Как видим, совсем не случайно именно поколение русских людей воспитанных на патриотизме и нравственно - духовной основе во второй половины 19 века, создало первое в истории человечество государство в облике Советского Союза, основой которого стало акционерное общество советских граждан, в котором свои акции каждый советский человек зарабатывал ударным трудом. Это значит, что каждый советский человек был не только акционером этой советской государственной акционерной корпорации, но и хозяином страны, в которой он проживал. Поэтому не случайно с доходов акций советской государственной акционерной корпорации советские граждане имели бесплатную лучшую в мире медицину, бесплатное лучшее в мире образование, бесплатное квартиры, спортзалы, санатории, курорты и многое другое. Так впервые в истории народов планеты Земля в традиционном Российском государстве была создана первая в мире страна с народной демократией. Ничего подобного в истории человечества до 20 века не было. Вот к каким невероятным итогам в истории России в 20 веке привела методика воспитания и образования российской молодежи на основе нравственно - духовного и патриотического развития, созданная и широко использованная в России во второй половине 19 века.
   Давно известно, что чем сложнее отношения в развитом обществе, тем чаще оно приводит молодых людей к тому, что им бывает очень трудно адаптироваться и найти свое место в жизни. В том числе, приобрести силы для противостояния нежелательным внешним воздействиям и негативным факторам. Преодоление этих трудностей с помощью одного из аспектов нравственного воспитания русский педагог Каптерев назвал нравственным закаливанием " Под нравственным закаливанием, - подчеркивал он, - ... нужно разуметь развитие значительной душевной энергии и стойкости при самых неблагоприятных обстоятельствах, способность отказаться от разных, более или мене значительных удовольствий для достижения поставленной цели". При этом российские реформаторы образования во второй половины 19 века подчеркивали и важное развитие человеческого интеллекта, которое они рассматривали как основу для более совершенного нравственного развития личности. Не забыли они и про выделение в отдельные разделы системы формирования личности, направленных на эмоциональное развитие, воспитание чувств и формированию волевых качеств у человека. Реформаторы системы воспитания и образования молодежи в Царской России второй половины девятнадцатого столетия считали процесс нравственного развития личности завершенным и достигшим своей цели только после того, как, у человека было сформировано сознательное стремление к нравственному самосовершенствованию. К тому же, оно должно было быть дополнено стремлением к напряженной внутренней работе, дающей возможность приобрести твердые нравственные убеждения, найти свой нравственный идеал, активно бороться за свои убеждения, направить свою деятельность на служение благородному делу, интересам Родины. Русский педагог Ушинский подчеркивал особое значение активной деятельности и борьбы для нравственно развитого человека против зла, насилия, несправедливости в обществе следующим образом: " Для нравственной жизни человека свобода необходима, как кислород для физической; но как кислород воздуха, освобожденный от азота, сжег бы легкие, так и свобода, освобожденная от деятельности, губит нравственного человека". Такие подходы к формированию патриотического сознания у подрастающей русской молодежи стали быстро давать положительные результаты. Реформа образования в Царской России второй половины 19 века, в совокупности с другими изменениями в российском обществе того же времени, вызвала широкое демократическое движение, мощный духовный подъем русского народа, стремление передовых деятелей того времени активно участвовать в обновлении российской действительности породили надежду на скорую и полную гибель "прошлых времен". В те годы не только Российская монархическая империя изнемогала под бременем усиленных надежд на хорошее будущее, но и русский народ горел желанием построить для себя лучшую жизнь. Тем более, что в Европе того времени тоже много говорили о неизбежном наступлении для человечества в будущем счастливой жизни и ждали прихода на Запад "Золотого века" (рая в земном мире) не только для себя, но и для будущих поколений. Как видим, не только в Царской России, но и в Европе люди были охвачены общим желанием изменить свою жизнь к лучшему. В Европе это ожидание лучшей жизни было у европейцев пассивным. Они надеялись, что благополучие придет к ним вместе с техническим прогрессом. В Царской России, бывшей в это время сырьевой колонией Запада, все происходило иначе. К началу 20 века, на основе практического применения новой системы воспитания и образования российской молодежи во второй половине 19 века, выросло поколение русских людей, которое решило не только вернуть России независимость, но и своими руками, построить для себя и своих потомков эту лучшую жизнь в России 20 века. Особенно сильно это желание охватило русский народ после уничтожения Западом Царской России в феврале 1917 года. Это событие и стало главным катализатором взрыва массового патриотизма у русского народа, который привел их к возрождению Царской России на современной основе в облике СССР. Вспомним о том, что Царская Россия создавалась русским народом в 16 веке в условиях социализма и поэтому перестала отвечать жестким требованиям западного мира, вставшего в 19 веке на путь промышленного развития. Вот почему, для того, чтобы восстановить это утраченное равновесие между бывшей Царской Россией и Западом, в ходе их предыдущего трехсотлетнего противостояния, и был создан русским народов в 20 веке более передовой даже для Запада тип государства в облике СССР. Вот как по разному подходили к своему будущему народы России и Европы к наступлению 1900 года.
   Совсем не случайно западный писатель Т. Уайлдер так описывает новогоднюю ночь 1900 года в романе "День восьмой": " Целая толпа собралась на улице у здания суда, ожидая когда начнут бить часы на башне. Люди были взволнованны, возбуждены, словно ждали, что с первым ударом часов разверзнутся небеса. Когда часы начали бить, женщины в толпе плакали, и не только женщины, но кое-кто и из мужчин. Потом вдруг зазвучала песня... Люди стали обнимать друг друга, целоваться - невиданное дотоле проявление чувств. Рождается Новый Человек! Природа не ведает сна. Раньше были великие одиночки, редкие гении, уцепившись за фалды которых тащились следом трусливые и бездеятельные. Теперь вся масса людская выйдет из троглодитского состояния, в каком сейчас пребывает большинство людей, трепеща перед вечной опасностью вражеского вторжения, боясь Бога - громовержца, боясь мщения мертвых, боясь зверя, живущего в них самих. Дух и разум станут главенствовать в человеческой жизни. Никто не останется в стороне от просвещения". Подобными настроениями в новогоднюю ночь 1900 года были переполнены не только души и сердца жителей Европы, но и русского народа в Царской России. Поэтому не могли подобные массовые ожидания народов Европы и России остаться просто мимолетным явлением, особенно в монархической России, переживавшей в те годы сложные внутренние экономические, социальные и духовные потрясения. Как видим, кровавый 20 век, с его двумя сокрушительными мировыми войнами не оправдал светлых и радостных надежд ни европейцев, ни российских граждан. Но у России уже тогда было огромное преимущество перед Западом - начала приносить первые хорошие плоды новая система воспитания и образования российской молодежи на основе патриотизма, созданная в Царской России во второй половине 19 века. Не случайно именно в начале 20 века в общественную жизнь Царской России стали массово приходить ее питомцы, и активно приступать к практическому кардинальному изменению не только ситуации в монархической России, но и в истории человечества. Более того, это новое поколение русских людей начала 20 века активно взялись за практическую реализацию той великой мечты человечества, которую оказались бессильными претворить в реальность европейцы в 19 веке - создать государство будущего совершенно нового типа, отвечающего всем самым жестким требованиям эволюции человечества на основе глобального проекта "Новый человек".
   Так в Царской России начала 20 века в русском народе стала стремительно распространяться мечта о создании на российской территории совершенно нового типа государства в истории человечества, которое не только проложит дорогу в будущее, но и откроет двери в грядущее всем народам планеты Земля. Так в России родилась и массово сформировалась в душах русских людей уже к народной революции 1905 года великая мечта о создании на российской территории Союза Советских Социалистических Республик. Вот какая великая цель стала путеводной звездой в жизни нескольких поколений русских людей, воспитанных и получивших образование на основе нравственно - духовного и патриотического развития в рамках новой системы воспитания и образования российской молодежи в Царской России второй половины 19 века. Это общая великая мечта русского народа и определила историю 20 века не только для России, но и всего человечества. Именно нравственно - духовное и патриотическое воспитание русского народа, широко развернутое русскими педагогами в Царской России второй половины 19 века, определило победоносный путь русского народа в 20 веке не только в двух мировых войнах, но и в успешном развитии экономики, науки, социальной сферы нового Российского государства в облике СССР. Вот какие невероятные плоды дала в прошлом столетии новая система воспитания и образования российской молодежи в Царской России второй половины 19 века, основанная на фундаменте патриотического формирования личности. Как мы видим, совсем не случайно Президент Российской Федерации Владимир Путин поставил патриотическое воспитание российской молодежи в основы государственной идеологии и образования современного российского общества. России сегодня нужно поколение русских патриотов, способное стать успешными реформаторами - созидателями, которому предстоит построить новую могущественную и процветающую Россию в 21 веке.
  
  
  Вячеслав Вилькоцкий
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"