Вилькоцкий В. Б. :
другие произведения.
Общественное бытие и сознание Часть вторая
Самиздат:
[
Регистрация
] [
Найти
] [
Рейтинги
] [
Обсуждения
] [
Новинки
] [
Обзоры
] [
Помощь
|
Техвопросы
]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
Оставить комментарий
© Copyright
Вилькоцкий В. Б.
(
vilkotskiy@mail.ru
)
Размещен: 20/07/2016, изменен: 20/07/2016. 62k.
Статистика.
Статья
:
Публицистика
Скачать
FB2
Ваша оценка:
не читать
очень плохо
плохо
посредственно
терпимо
не читал
нормально
хорошая книга
отличная книга
великолепно
шедевр
Часть вторая
Г. Глезерман
"Общественное бытие и сознание"
ПОЧЕМУ ИДЕИ ИГРАЮТ БОЛЬШУЮ РОЛЬ
В ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА?
В четверг Зубков задержался на работе (пришлось
помогать сменщику наладить станок) и к
началу лекции опоздал. Он пришел в клуб, когда
лектор уже закончил введение и начал рассказывать
о том, как возникают новые общественные
идеи. Вот что услышал Зубков.
КАК ВОЗНИКАЮТ НОВЫЕ ОБЩЕСТВЕННЫЕ ИДЕИ
- Идеалисты пытаются объяснить развитие
общества изменением идей и взглядов людей, -
говорил лектор. Так, например, падение Римской
империи произошло будто бы потому, что появилось
христианство, а французская революция
XVIII века совершилась вследствие распространения
идей свободы и равенства. Но почему же появляются
и получают распространение новые идеи?
На подобные вопросы напрасно было бы ждать от
идеалистов разумного ответа. Одни скажут вам,
что эти идеи - плод гения, великого человека. Но
тогда история оказывается цепью случайностей.
Получается, что если бы великий человек родился
двумя-тремя столетиями позже, то весь ход событий
оказался бы иным. Другие считают новые идеи
результатом собственного развития народного духа,
религии, философии, общественно-политической
мысли и т. д. Но и это нисколько не помогает
нам понять, почему новые общественные
идеи возникают именно в данную эпоху, а не раньше
или позже. Почему, например, именно в XVIII
веке приобрели большое значение буржуазно-демократические
идеи свободы и равенства, направленные
против феодального строя? Почему на про36
тяжении последнего столетия идеи социализма
охватывают все более широкие массы людей? Случайно
ли это? Конечно, нет!
Не получим мы от идеалистов ответа и на другой
вопрос: почему одни идеи оказывают громадное
влияние на общественную жизнь, а другие
идеи, даже если они выдвинуты выдающимися
людьми, быстро сходят со сцены? Вспомним проповедь
"непротивления злу", с которой выступал
в начале XX века великий русский писатель Лев
Толстой. Его художественные произведения читаются
до сих пор и будут жить века. А его моральные
идеи, в том числе и идея "непротивления
злу", не нашли отклика в широких слоях населения
нашей страны и давно забыты.
На все это можно дать правильный ответ только
с позиций материалистического понимания истории,
которое рассматривает общественные идеи и
взгляды людей как отражение их общественного
бытия. Новые идеи появляются тогда, когда их
требуют назревшие потребности исторического
развития. Так, буржуазно-демократические идеи
свободы и равенства не случайно получили распространение
в ту эпоху, когда феодальный строй
отжил свое время.
При феодализме общество делилось на сословия.
Высшими сословиями были дворянство и духовенство.
Они обладали всеми правами. Крестьяне
относились к низшему сословию и находились
в крепостной зависимости от помещиков и церкви.
Феодальный строй существовал в Европе в течение
многих столетий. Но со временем он стал препятствовать
дальнейшему развитию общества. Феодальная
система хозяйства оказалась в противоречии
с потребностями развития экономики. В недрах
крепостнического общества начали развивать37
ся новые, капиталистические отношения, которые
способствовали более быстрому росту производства.
Нарождавшаяся буржуазия, которая прежде
занимала неполноправное положение, теперь все
упорнее стремилась к политической власти. Она
была заинтересована также в том, чтобы крестьянин
освободился от крепостной зависимости и мог
свободно продавать свою рабочую силу капиталисту.
Отражением необходимости этих перемен и
явились лозунги свободы и равенства. Они идейно
подготовили буржуазную революцию, развернувшуюся
во Франции в конце XVIII века.
С тех же материалистических позиций можно
объяснить и распространение идей социализма в
современную эпоху. Идеи социализма появились
давно. Еще несколько столетий назад находились
люди, которые, сочувствуя бедствиям трудящихся,
призывали избавить народ от нищеты и угнетения
путем установления социалистических порядков.
Но это была только мечта о социализме. Реальных
путей к нему такие мыслители не видели, да их
еще и не было в те времена. Понятно, что никакого
широкого общественного движения в пользу
социализма подобные идеи вызвать не могли.
Однако примерно с 40-х годов XIX века положение
изменилось. В то время уже обнаружились
противоречия капитализма, сложился и вышел на
арену самостоятельной классовой борьбы пролетариат.
В 30-40-х годах XIX века в важнейших
капиталистических странах Европы - Англии,
Франции, Германии происходили мощные выступления
пролетариата, в том числе и с оружием в
руках. Правда, рабочие тогда еще не обладали
ясным классовым сознанием. Они не понимали, что
борются против всего буржуазного общества, не
имели правильного представления о том, как осво38
бодиться от эксплуатации. Но их выступления все
же прозвучали как грозное предупреждение капиталистическому
миру. В 1825 году в Англии разразился
капиталистический кризис. С тех пор кризисы
регулярно повторялись и в других странах.
Они показали, что выросли могучие производительные
силы, которым уже становится тесно в рамках
прежних отношений.
В ту эпоху и выступили гениальные вожди рабочего
класса Карл Маркс и Фридрих Энгельс, которые
превратили социализм из мечты о лучшем
будущем в науку. Маркс и Энгельс создали теорию
научного социализма. Они доказали, что социалистическое
общество является необходимым,
закономерным результатом развития капитализма,
что капитализм сам создает своего могильщика -
пролетариат. Учение Маркса и Энгельса помогло
рабочему классу осознать свое историческое призвание
- уничтожить эксплуатацию человека человеком,
низвергнуть капитализм и построить социализм.
Оно овладело умами миллионов трудящихся
и превратилось в непреоборимую силу. Еще
сто лет назад господствующие классы тогдашней
Европы начали испытывать страх перед призраком
коммунизма. Теперь же коммунизм - не призрак,
тревожащий их сон. Это - могучее общественное
движение, которое уже привело к освобождению
от капитализма трети человечества!
Можно ли объяснить возникновение идей научного
социализма в середине XIX века тем, что в
то время жили такие величайшие мыслители, как
Маркс и Энгельс? Конечно, рабочее движение безмерно
многим обязано Марксу и Энгельсу. Но
причину появления научного социализма нельзя
видеть в личных качествах его основателей. Она
коренится в условиях социально-экономического
39
развития капиталистических стран. Благодаря
своему гению Маркс и Энгельс смогли лишь наиболее
успешно справиться с возникшей перед ними
задачей. Но сама задача была поставлена всем
ходом общественного развития.
Научный социализм не мог появиться столетием
или несколькими столетиями раньше. Он мог
возникнуть только тогда, когда начала назревать
новая потребность общественного развития - необходимость
перехода от капитализма к социализму.
Ее отражением и была идея научного социализма.
Заслуга Маркса и Энгельса состояла в том,
что они первыми осознали эту потребность и решительно
стали на сторону рабочего класса, которому
принадлежит будущее. Критически переработав
и использовав все ценное, что было создано
предшествующей общественной мыслью, Маркс и
Энгельс вооружили пролетариат мощным духовным
оружием.
Идеи научного социализма получили широкое
распространение и стали великой силой общественного
развития. Это произошло потому, что они правильно
выразили назревшую задачу современной
эпохи - задачу перехода к социализму. А множество
других идей сошло со сцены, кануло в прошлое.
Почему? Потому что они не выражали этих
потребностей, не опирались на действительное развитие
классовых сил.
Сторонники идеализма не признают того факта,
что идеи являются отражением общественного бытия.
Некоторые из них при этом ссылаются на то,
что идеи предшествуют действительности. Так, например,
современный английский философ-идеалист
Холт утверждает: "Было бы вульгарно с материалистической
точки зрения заявлять, что первичной
является материя... Ясно для каждого здра40
вомыслящего человека, что все материальное есть
воплощение идеального, что любая вещь есть осуществление
идеи. Машина есть реализация мысли
инженера, картина - воплощение замыслов художника,
скульптура - запечатление в мраморе образа,
созданного вначале в голове скульптора. Любой
общественный строй есть осуществление социальных
идей, воли и желаний вождей и правителей.
Жизнь - это идея. Материя - ее мертвая
форма".
С конечным выводом Холта вряд ли кто-либо
из вас согласится, - сказал лектор, обращаясь к
собравшимся. - Но его примеры, может быть, покажутся
кое-кому убедительными. Разве присутствующие
здесь инженеры, конструкторы, новаторы
производства не могут сказать, что в созданных
ими машинах или приспособлениях претворен
их творческий замысел? Разве машина не воплощается
сначала в синих кальках чертежей, а потом
уже в металле?
И все же рассуждения Холта основаны на
передержке. Он приписывает материалистам упрощенный
взгляд, согласно которому сознание представляет
собой лишь пассивное отражение бытия
и не играет активной роли. Но в действительности
человек не только отражает бытие. Он активно
влияет на него практической деятельностью. Не
кто иной, как Маркс, подчеркивал в "Капитале",
что труд человека есть целенаправленная, преобразующая
мир деятельность. Маркс писал: "Паук
совершает операции, напоминающие операции ткача,
и пчела постройкой своих восковых ячеек посрамляет
некоторых людей-архитекторов. Но и
самый плохой архитектор от наилучшей пчелы с
самого начала отличается тем, что, прежде чем
строить ячейку из воска, он уже построил ее в
41
своей голове. В конце процесса труда получается
результат, который уже в начале этого процесса
имелся в представлении работника, т. е. идеально
" 1. Выходит, что тут идея (или цель) как бы
предшествует действительности. За этот факт и
цепляются идеалисты, чтобы доказать, будто материя
есть только воплощение идеи.
Но целенаправленная деятельность человека
нисколько не противоречит тому, что сознание все
же является вторичным по отношению к бытию.
Идеи оказывают обратное воздействие на породившие
их условия жизни. В отличие от вульгарных
материалистов мы признаем активную роль идей.
Но в то же время мы подчеркиваем, что своим
происхождением они обязаны жизни, что они являются
отражением объективного мира.
Более того, идея может воплотиться в дела
лишь в том случае, если, она правильно отражает
законы бытия. Иначе она останется фантазией.
Инженер задумал, скажем, построить новую
машину. Но почему возник у него такой замысел?
Очевидно, потому, что этого требуют реальные,
объективные потребности развития производства.
Именно они дают толчок творческой мысли инженера.
Ведь не случайно в XVIII веке, когда появилась
необходимость в новом двигателе для фабрик,
была изобретена паровая машина. Не случайно
и то, что в нашу эпоху, когда стали нужны более
мощные источники энергии, создаются атомные