Климат - основа национального характера русского народа и его традиций
Великий русский поэт Александр Сергеевич Пушкин говорил: "Климат, образ правления, вера дают каждому народу особенную физиономию, которая более или менее отражается в зеркале поэзии". Редко кто из гениев человечества не высказывал мысли о влиянии климата и атмосферных явлений не только на формирование природы, характера, внешнего вида человека, но и его творчества. Еще Марк Сиракузский обратил внимание на то, что люди рожденные в теплые времена года и имеющие горячую кровь здоровы, подвижны, остроумны, активны, добры, открыты и разговорчивы. Рожденные в период зимний период и обладающие холодной кровью - часто имеют слабое здоровье, бывают эгоистичными, упрямыми, замкнутыми, хитрыми и злобными. Цицерон много раз упоминал о том, что в Афинах, благодаря теплому климату, родятся умные, добрые и справедливые люди, а в Фивах, где климат суровый (холодный) - глупые, эгоистичные и агрессивные. Флоренция, где очень теплый, подарила Италии самую блестящую плеяду великих людей: Данете, Леонардо, Веспутчи, Челлини, Джотто, Баккаччо, Донати и многих других. Генуя и Неаполь, имеющие теплый климат, подарили миру Колумба, Дориа, Вико, Караччиоло, Чирило и еще много выдающихся граждан. Из ста десяти великих композиторов человечества тридцать шесть принадлежат Италии. Преобладающее число выдающихся скульпторов, живописцев появились на свет в жарких провинциях Средней Италии: Флоренции и Болоньи. Маковей утверждал, что Шотландия, одна из беднейших стран Европы, благодаря своему климату, занимает в ней первое место по числу ученых и писателей. Среди них известные всем Михаил Скотт, Непер, Вальтер Скот, Байрон, Джонотон и другие. Для того, чтобы убедиться в правоте вышесказанного, достаточно посмотреть отчетность о рекрутских наборах в Италии в девятнадцатом веке. Из нее хорошо видно, что к областям, дающим, благодаря своему теплому климату, наибольшее число солдат с хорошим здоровьем, высоким ростом и наименьшим процентом бракованных, принадлежат те, в которых всегда было много даровитых и талантливых людей - Тоскана, Романья и Лигурия.
Руссо утверждал, что теплые солнечные лучи в летнюю пору вызывают в нем повышенную творческую деятельность. Для ее усиления он постоянно подставлял свою голову в полдень под палящее солнце. Джиордани не мог сочинять иначе, как только при ярком свете солнца и в теплую погоду. Мильтон, в своих латинских элегиях, сознается в бесплодности творческой музы зимой. Шиллер в своих письмах к Гете приписывает теплой погоде необыкновенное влияние на творческие способности у себя. "В эти печальные дни - писал он в холодном ноябре 1871 года - под этим свинцовым небом, мне необходима вся моя энергия, чтобы поддержать в себе бодрость; приняться за какой - нибудь серьезный труд я совершенно не способен. Я снова берусь за работу, но погода до того дурна, что нет возможности сохранить ясность мысли". В июле 1818 года он говорит обратное: " Благодаря хорошей солнечной погоде я чувствую себя лучше, лирическое вдохновение, которое менее всякого другого подчиняется моей воле, не замедлит явиться". В декабре того же года Шиллер снова жалуется на отсутствие ясности мысли и возможности для творческой работы из - за установившейся плохой погоды. Наполеон не мог выносить самого легкого ветра и поэтому так любил тепло, что приказывал у себя в комнате даже в июле месяце. Кабинеты Вольтера и Бюффона отапливались круглосуточно. Байрон утверждал, что боится холода точно газель. Джусти писал весной:
"Теперь вдохновение перестанет прятаться... если весна поможет мне, как и во всем остальном". Мильтон мог сочинять только от весеннего до осеннего равноденствия. А.С. Пушкин, как всем известно, тоже мог хорошо работать только в теплое время. Особенно ранней осенью, когда природное тепло еще сохраняло свое воздействие на его творческую душу, но природа уже погружалась в поэтическую грусть приближающейся к ней смерти в виде зимних морозов и метелей.
При всей кажущейся невероятности такого огромного влияния климата и погоды на здоровье, творчество, поведение и активность людей, особенно творческих, оно подтверждается не только многочисленными фактами из жизни, но и большим количеством научных исследований на эту тему. Например, Данте сочинил свой первый сонет 15 июня 1282 года. Лучшие произведения Фосколо были написаны в июле - августе. Вольтер создал "Танкреда" в августе. Байрон сочинил в июне "Пророчество Данте", а летом в Швейцарии - "Шильонского узника", "Мрак" и "Сон". Моцарт создал оперу "Митридат" в октябре. Микеланджело написал картину "Милосердие" за сентябрь и октябрь 1498 года. Лучшие произведения создавались: у Ламартина в августе, у Мальпиги и Шиллера в июне и июле, у Гюго в мае, у Гамбарда в июле, у Петерса в августе, у Гальвани в апреле, у Ватсона в сентябре и так далее. По итогам общих исследований Чезаре Ломброзо самое большое число созданных художественных и литературных произведений приходится на весну - 387, на лето - 346, на осень - 335, на зиму - 280. Дополнительно к проведенному анализу он исследовал 1867 великих произведений, отмеченных в истории человечества, и обнаружил, что большая их часть тоже была создана в теплый период. Весной, благодаря участию в творчестве поэтов, писателей и художников активного солнечного тепла, на свет родились 539 выдающихся творений, летом - 475, осенью - 485, а зимой - всего 368.
Не менее сильным образом климат и погода влияют и на научную деятельность человека. Первые опыты Паскаля над равновесием жидкостей были произведены в сентябре 1645 года. Из дневника Мальпиги видно, что в июне он сделал открытие, касающееся добавочных почек, а в июле - относительно окученных желез. Никольсон открыл окисление металлов с помощью Вольтова столба летом 1800 года. В октябре 1840 года Армстронг изобрел первую гидроэлектрическую машину. Джаксон в сентябре 1876 года употребил серный эфир для приведения больного в бесчувственное состояние во время хирургической операции. В июле 1801 года Гей - Люссак открыл фтористые соединения в костном остове рыб и тогда же окончил анализ квасцов. Лейбница в своих рукописях сообщает, что 19 октября 1675 года он впервые употребил знак интеграла вместо принятого в то время обозначения Кавальери. Подобных примеров в истории человечества так много, что можно создать многотомную энциклопедию научных открытий сделанных учеными летом. Проведенный Чезаре Ломброзо анализ показывает, что весной было сделано 131 выдающееся научное открытие, летом - 120, а зимой всего 83. Вспомним, что и подавляющее большинство забастовок, митингов протеста, восстаний, революций и войн в истории человечества тоже приходилось на лето и осень. Как видим, солнечное тепло формирует в людях не только творческую деятельность, но и значительно повышает социальную активность, улучшает качество их труда, а значит и жизни.