Кузьминова Екатерина Евгеньевна : другие произведения.

Формирование образа Шерлока Холмса

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


Оценка: 8.00*3  Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Кратенький синопсис диплома. Основа, от которой я пляшу Х)


Лондон на рубеже эпох или

формирование образа Шерлока Холмса.

  
   Существует множество литературных школ, течений, направлений, которые сменяют друг друга в истории мировой литературы, но основную роль в формировании художественного мировоззрения писателя все равно играет эпоха, в которой он живет. Под влиянием внешних факторов образуются факторы внутренние, которые уже в свою очередь влияют на образование более-менее устойчивых литературных взглядов, которые могут быть общими - точнее, весьма похожими, - для ряда писателей.
   Итак, какой же была Англия на рубеже XIX и XX веков, когда Конан Дойл создавал свой самый знаменитый образ?
   Конан Дойл писал произведения о Шерлоке Холмсе с 1886 по 1917 годы, и действие этих произведений происходит примерно с 1874 по 1914 годы. Вместе с автором герои пережили расцвет Британской империи под правлением королевы Виктории и начало ее распада, смерть королевы, преступления Джека-Потрошителя, англо-бурскую и первую мировую войну, технический прогресс... Первое слово, которое приходит на ум при описании мира, в котором жили автор и герои - противоречивый.
   С одной стороны - Англия сильна, как никогда, происходят преобразования в ее устройстве, развивается наука и техника. с другой - это время войн и восстаний, борьбы народа за свою независимость и разгула преступности в Лондоне. С одной стороны - в это время появляется принцип "сделай себя сам", а с другой - как никогда сильны традиции, в частности - аристократии.
   Эта противоречивость неизбежно сказывается и на литературе. Практически одновременно сосуществуют такие полярные литературные направления, как викторианский роман и декадентство, и такое синтетическое явление, как неоромантизм. Все они находят свое отражение в произведениях о Шерлоке Холмсе. И возникает интересный феномен - эти произведения можно отнести к любому из этих направлений, и это не будет ошибочным. Но это будет неполным определением.
   Помимо характеристики произведений по литературному направлению, рассказы Конан Дойла о Шерлоке Холмсе необходимо определять как представителей особого литературного жанра - детективной истории, - также существующего по своим собственным законам.
  
   Викторианский роман пропагандировал семейные ценности - большой дом, большая семья - и определенные правила поведения, обязательные для воспитанных людей. Правила разнились в соответствии со статусом следующего им, но с введением в Англии закона о всеобщем образовании гораздо больше людей получили возможность ознакомиться с этикетом, принятым в высшем обществе. Границы сословий искажались, дефиниции понятий также трансформировались.
   По законам детективного жанра, детектив не мог иметь семью - та была фактором, отвлекающим от поисков преступников, - так что семейные ценности в произведениях Конан Дойла не пропагандировались - по крайней мере, самим сыщиком, как известно, его верный друг Ватсон был женат, притом несколько раз. Более того, опять же благодаря особенностям жанра, мы видим разоблачение внешне благопристойных викторианских семейств, в которых не все так ладно, как хотелось бы морализаторам.
   Однако несмотря на это, образ Шерлока Холмса все же испытывает влияние викторианства, и выражается оно в двух основных образах: образе города и образе главного героя. Город, который показывает Конан Дойл - это современный ему Лондон, город викторианской эпохи, показанный со вниманием к мелочам - но об этом городе написаны целые книги, так что не будем углубляться в него в данном докладе.
   Образ Шерлока Холмса в сознании жителя нашей страны неизменно сливается с образом, созданным на экране Василием Ливановым, и этот Шерлок Холмс - истинный викторианский джентльмен. Хотя в произведениях Конан Дойла все не так однозначно, однако Шерлок Холмс действительно испытывает довольно сильное влияние такого понятия, как "джентльмен".
   Прежде всего, необходимо дефинировать само понятие "джентльмен". Изначально эта категория имела достаточно жесткий социальный смысл. В XV веке в Англии джентльменом считался человек благородного происхождения, владеющий землей или ценным имуществом, не нуждающийся в работе, чтобы обеспечивать свою жизнь. Однако со временем эти критерии стали размываться, и на первый план вышли косвенные признаки: воспитание и образование, сопровождающие знатное происхождение и владение собственностью. Особый акцент делается на кодекс чести и этикет, манеры и стиль времяпрепровождения. Так как исторически джентльменами были богатые землевладельцы, у которых не было потребности зарабатывать себе на жизнь, все их занятия имели оттенок любительства. В джентльмене приветствовались способности к импровизации, экспериментам и нетривиальным решениям в любой ситуации, демонстрирующие незаурядный характер и свободный ум. [2]
   Это - портрет истинного джентльмена, каким его видели в средневековой Англии. Однако в викторианскую эпоху в обществе происходили немалые изменения, в частности, огромную роль сыграл подъем новой социальной силы - среднего класса, аристократия же вытеснялась: никогда не работавшие аристократы оказались не готовы к новой эпохе с девизом "Сделай себя сам". Под влиянием пуританских идеалов образ джентльмена стал более "чопорным" и "благопристойным". Однако при всей эволюции общественных норм менее всего, пожалуй, изменился джентльменский кодекс чести: не добивать слабого, галантно опекать женщин, вызывать за оскорбление на дуэль, не жульничать в карточной игре, верить равному по происхождению на слово. Традиционными для джентльмена оставались спортивная закалка и требование оставаться невозмутимым, невзирая на внешние обстоятельства.
   Шерлок Холмс в ранних рассказах предстает пред читателями эксцентричным джентльменом: он достаточно обеспечен, чтобы жить, не работая (хотя при самом первом своем появлении, в "Этюде в багровых тонах", он еще работал лаборантом в университете, но в более поздних произведениях это ни разу не упоминалось); он детектив-любитель, расследующий преступления, чтобы избежать скуки, причем делает это в большинстве случаев не ради оплаты, отказывая выгодным клиентам в пользу интересного случая какого-нибудь бедняка; при поимке преступников он руководствуется скорее своим собственным кодексом чести, чем буквой закона, и нередко отпускает преступника, если считает, что тот был прав в своих действиях (в 14 из 60 произведений).
   Шерлок Холмс не имеет систематического образованияно он достаточно начитан и интеллигентен, чтобы общаться с людьми из высшего общества (он обучался в университете, но достоверно неизвестно, закончил ли он образование, и если да - то по какому направлению. Можно предположить, что он - химик, но в те времена существовал определенный набор дисциплин, некоторые из которых Холмс не знает). Он равно приветливо общается с бедными и богатыми, с преступниками и политиками - к последним он относится даже хуже. Холмс - человек, который "сам себя сделал", сам добился признания за свой острый ум. Судя по всему, Холмс - потомок сельских сквайров, однако он оставил семью и переехал в Лондон, чтобы поступить в Оксфордский университет, где и стал известен в кругу своих знакомых благодаря своему дедуктивному методу, который он сам и разработал. К тому же, его физическая форма и способность к противостоянию внешним обстоятельствам соответствуют идеальному изображению джентльмена. Но хотя Холмс следует кодексу джентльменов и, судя по всему, знает его, он спокойно может нарушать этикет - он груб с людьми высокого положения, он спокойно говорит неправду. Несмотря на невозмутимость в моменты опасности, он может быть чрезвычайно возбужден в моменты бездействия, он подвержен сменам настроения, что недопустимо для истинного джентльмена.
   Хотя одно из правил кодекса поведения он выполняет неукоснительно - он безупречно вежлив с дамами, от аристократок до служанок. Дама может ему не нравиться, но он неизменно галантен и готов помочь.
   Холмс - человек, "сделавший себя сам", истинное дитя викторианской эпохи, но он не является джентльменом в полном значении этого понятия.
  
   Противоположность викторианской эстетике - эстетика "конца века", fin de siХcle, более известная как "декадентство".
   Говоря о культуре fin de siХcle в ее декадентском характере, можно выделить следующие творческие установки: индивидуализм, стремление к искусственности и изощренности, часто переходящие в эстетизм, манерность, культ чувственности и аристократическое презрение ко всему обыденному, тяготение к демонической мистике и морализаторству.
   Шерлок Холмс не считает необходимым придерживаться "нормального", привычного обывателям, распорядка дня: большинство его приключений разворачиваются вечером или ночью, что связано и с характером его деятельности, так как именно в темное время суток проявляют активность преступники, и с самой натурой героя: Холмс активен вне зависимости от времени суток, когда его что-то интересует. Постоянное стремление развеять скуку - вот основная причина мотивации Шерлока Холмса.
   Образование Холмса, как уже упоминалось, не отличается упорядоченностью:
   " ШЕРЛОК ХОЛМС - ЕГО ВОЗМОЖНОСТИ
   1. Знания в области литературы - никаких.
   2. Знания в области философии - никаких.
   3. Знания в области астрономии - никаких.
   4. Знания в области политики - слабые.
   5. Знания в области ботаники - неравномерные. Знает свойства белладонны, опиума и ядов вообще. Не имеет понятия о садоводстве.
   6. Знания в области геологии - практические, но ограниченные. С первого взгляда определяет образу различных почв. После прогулок показывает мне брызги грязи на брюках и по их цвету и консистенции определяет, из какой она части Лондона.
   7. Знания в области химии - глубокие.
   8. Знания в области анатомии - точные, но бессистемные.
   9. Знания в области уголовной хроники - огромные, Знает, кажется, все подробности каждого преступления, совершенного в девятнадцатом веке.
   10. Хорошо играет на скрипке.
   11. Отлично фехтует на шпагах и эспадронах, прекрасный боксер.
   12. Основательные практические знания английских законов".
   Химия, к слову, - еще одна черта героя fin de siХcle. Химия связана с понятием синтеза, который является мировоззренческой категорией направления, именно в нём было запечатлено ощущение эпохи - идущей к своему концу, но и началу чего-то нового; эпохи активного взаимодействия всех компонентов жизни и культуры.
   Еще одна черта эпохи - это наркотики.
   "- Что сегодня, - спросил я, - морфий или кокаин?
   Холмс лениво отвел глаза от старой книги с готическим шрифтом.
   - Кокаин, - ответил он. - Семипроцентный. Хотите попробовать?
   - Благодарю покорно! - отрезал я. - Мой организм еще не вполне оправился после афганской кампании. И я не хочу подвергать его лишней нагрузке.
   Холмс улыбнулся моему возмущению.
   - Возможно, вы правы, Уотсон, - сказал он. - И наркотики вредят здоровью. Но зато я открыл, что они удивительно стимулируют умственную деятельность и проясняют сознание. Так что их побочным действием можно пренебречь".
   Наркотики для Холмса - средство яснее видеть детали, избегать скуки, которая вызвана отсутствием детективных дел, искусственный симулятор его неординарного ума. Из более поздних работ наркотики исчезнут, как и другие "мелочи", составлявшие образ Холмса, но если остальное убрано из соображений компактности произведения, то наркотики не соответствовали типу литературы для семейного чтения, к которой принадлежат произведения о Холмсе - тут мы с вами возвращаемся к понятию "викторианской литературы", в которой должны пропагандироваться этикет и семейные ценности, а не наркотическая зависимость - от конкретного наркотика ли, от решения ли преступлений.
   Кроме всего прочего, Холмс - эстет. Он не только любит скрипичную музыку и после решения преступления отправляется на скрипичный концерт, он еще и играет сам выдавая этим творческую натуру.
   Холмс - герой-одиночка, у него не самые лучшие отношения с семьей (в лице брата Майкрофта, помимо которого мы встречаем на страницах книг лишь одно упоминание родственника Холмса - племянника, который купил практику доктора Ватсона после мнимой смерти Холмса), его не вполне понимают окружающие, даже умнейшие из них. Но несмотря на отчасти романтический, отчасти декадентский образ одинокого героя, в жизни Холмса присутствует верный друг - доктор Уотсон, хоть и не понимающий великого ума друга, но принимающий его таким, каков он есть. Это противоречит образу декадентского героя-одиночки, таким образом и к декадентскому направлению Шерлока Холмса нельзя отнести со всей определенностью.
  
   Еще одно направление, к которому исследователи причисляют произведения Конан Дойла о Шерлоке Холмсе - это неоромантизм. Неоромантизм вытекает из двух типов творчества - реалистического и романтического, существует на их стыке. Специфика творческого метода неоромантизма - в использовании тех или иных романтических приемов при ведущей роли реалистического метода.
   В отличие от романтиков, в творчестве неоромантиков идеальное не отдалено во времени и пространстве, а находится рядом, хотя и требует от человека особых усилий для обнаружения. Положительный герой неоромантизма в какой-то мере соответствует романтическому культу выдающейся личности (классическое "необычный герой в необычных обстоятельствах"), однако он гораздо демократичнее. Герой неоромантизма - выходец из массы, он представляет собой активное человеческое начало. Он не замахивается на миропорядок, действует в рамках своего микромира - и Шерлок Холмс не пытается изменить порядок вещей, он лишь исправляет человеческие ошибки в зоне своей непосредственной деятельности - разгадывании преступлений.
   Герой неоромантизма самодостаточен, самодеятелен, независим в суждениях и поступках - и Шерлок Холмс подходит под описание идеально.
   Неоромантический герой отстаивает себя и своих близких в одиночных акциях борьбы с единичными представителями зла, часто побеждает - но ни победа, ни поражение не означают для него конца деятельности. Так и Шерлок Холмс - он сражается с отдельными преступниками, пусть и такими могущественными, как профессор Мориарти, и после разрешения одной загадки ищет следующую, так как прекращение деятельности для него неприемлемо.
   Чаще всего активность неоромантического героя внешняя - он не размышляет над мировым порядком, не стремится решить мировые проблемы, хотя и выносит четкие суждения по поводу того, с чем он непосредственно сталкивается: Холмс если и размышляет над картиной мира, то свои измышления предпочитает оставлять при себе, делясь с Ватсоном лишь рассуждениями о деле, причем по большей части уже после его раскрытия.
   Неоромантизм также разрабатывает проблему духовной деградации человека - отрицательные персонажи воплощают собой тот или иной морально-этический порок: жадность, человеконенавистничество, властолюбие... И пороки эти отображаются в их преступлениях. Однако далеко не всегда виновные в произведениях о Шерлоке Холмсе соответствуют этому утверждению: они убивают и воруют, чтобы спати чью-то жизнь, отомстить за близких, наказать нечестного человека. И противостояния добра и зла в таких произведениях нет.
  
   Таким образом произведения о Шерлоке Холмсе действительно можно относить к разным направлениям, но так ли важно - декадентский Шерлок Холмс герой, викторианский или неоромантический? Время показало, что образ, созданный Конан Дойлем на стыке этих направлений получился такой притягательной силы, что пережил свое время и популярен до сих пор. И так ли важно повесить на него ярлык, если на нем уже висит один - "Великий детектив"?
  

Оценка: 8.00*3  Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"