Верещагин Олег Николаевич : другие произведения.

Почему я люблю историю?

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


Оценка: 7.91*5  Ваша оценка:
  • Аннотация:
    А правда... что в ней такого интересного - в истории-то?


ПОЧЕМУ Я ЛЮБЛЮ ИСТОРИЮ ?

Не отдадим родной земли -

Никто из нас не трус!

Идут Марцелла корабли

На приступ Сиракуз! -

   Помните песню из отличного советского мультика "Коля, Оля и Архимед"? Я его только что пересмотрел. Конечно, это именно мультик и именно для детей, и песня - детская по большей части... но... но есть одно "но"...
   ...Они - были. Эти люди - были. Они, сняв шлемы (тяжело!) всматривались со стен, как движутся во взмахах вёсел отряда Марка Клавдия Марцелла, консула Республики, триумфатора над пиценами (того, который позже будет убит в стычке с разведкой Ганнибала). И, возможно, всё-таки пели что-то похожее - в конце концов, казарменные барды во все времена брали не глубиной мысли и не изящностью рифм, а - искренностью. Послушайте...

Не уставай - строгай, пили,

Тащи за брусом брус!

Не отдадим родной земли -

Любимых Сиракауз...

   Может быть - именно поэтому меня с детства, самого раннего, так увлекла и захватила история. Ни одна другая наука, даже знаменитая литература - не говорит в такой степени о людях. Мы-то помним только Великих. О них пишут в учебниках, о них снимают фильмы. Да, по заслугам. Да, по праву и по чести. Да, по славе - худой или доброй. Но... но я всегда смотрел на историю немного иначе - и этим "иначе" она зачаровывала меня и заставляла сопереживать так, как не сопереживают "просто прошлому" с набором Дат и Имён.
   Странно. Большинство тех, кто полюбил историю, начинали с восхищения именно Великими. С того, что тайком примеряли на себя именно эту роль. Нет, не от тщеславия, я думаю. Просто так было удобней и проще, вот и всё. Легче себе представить то, чем восхищаешься.
   А у меня было не так.
   Классе в четвёртом я рассматривал один из рисунков Ледового Побоища. Я не буду оценивать его историческую достоверность, не в этом дело. Художник был хорош (не помню, кто, если честно - даже не помню, где был этот рисунок), он нарисовал не статистов, а живых людей. И вот помню, что я обратил внимание на лицо одного из орденских рыцарей. Он как раз пытался выкарабкаться из полыньи - уже не молодой, без шлема... и вот на его лице было написано досадливое недоумение: да чёрт побери, как же так, столько раз уже были эти бои, и вот именно сейчас...
   Нет, я не начал его жалеть или что-то ещё. Но я - задумался о нём. Он ведь не возник на берегу Чудского озера, как воины из чёрного дыма в нравившемся мне тогда фильме "Самый сильный". Он как-то где-то жил, у него были жена и дети (я тогда не знал - а вернее, как-то не примерял к орденским воинам монашеские обеты) и вообще... О чём он думал? Чего хотел? Погиб в конце концов или нет?..
   ...Мы знаем Архимеда и знаем, как он погиб.
   А как звали мальчика, который принёс в ту ночь воду и лепёшки на стену своему отцу? Вот он стоит под полой отцовского плаща, слушает, как отец ест, чувствует рядом его - сильного, родного... Что было с ним, этим мальчиком? Бросился ли он назад, в город - к матери? Спасаться около неё или защитить её? Или не ушёл со стены? Почему? Не успел? Как не успел? С ужасом прятался за щитом отца, в жадной, нелепой надежде ожидая - сейчас тот, такой сильный, такой храбрый! - отбросит врагов, вот сейчас... а потом через тело отца шагнул вражеский воин в круглом шлеме без гребня... и... что? Прыжок со стены - пусть так, сам! Может, удар мечом по сжавшемуся в комок телу - походя? Или рывок за волосы, за руку, бросок: "Ого, с первой добычей тебя... продашь его у стены, там уже слетелись эти вороны..." Или было не так, и он с отцовским дротиком бился рядом со взрослыми? И пал - как он пал? Сразу? Или успел достать чужака в незащищённое лорикой место, успел услышать изумлённый рёв боли... а дети легионера? Что сказали они, когда друг отца пришёл и мялся у дверей дома, пока мать не протянула руку, не сказала холодно: "Я знаю. Я почувствовала. Войди, раздели пищу и скажи - КАК?" И девочка заплакала испуганно, а старший мальчик закричал, чтобы не дать пролиться слезам: "Проклятые греки, скоты! Я вырасту и убью их, я их убью! Отец!"...
   ...А может, тот, греческий, мальчик вырвался из города? Ушёл куда-то, мстил... или всю жизнь скитался в страхе и отчаяньи...
   НИКТО НЕ СКАЖЕТ, КАК БЫЛО. Но я хочу, чтобы этих людей помнили. Помнили, не зная даже по именам. Не зная, были ли они...

...Не на рыцарей-дворян.

На безвестных англичан,

Чей тяжёлый, страшный путь

Некому и помянуть...

Дж.Р.Киплинг.

   ...Когда-то я читал рассказ - не помню ни автора, ни названия. На уроке истории бездельника-пятиклашку вдруг поражает слово "РИМ!" Ему слышится в нём что-то такое... что-то, что он пытается объяснить учителю, но тот - глухой дурак! - не слышит того, что слышит мальчик.
   И, получив двойку, пятиклашка засыпает вечером. Он думает: но как же так? Вот они... они БЫЛИ. И вдруг - ИСЧЕЗЛИ. СОВСЕМ. Ничего после себя не оставили. Как же так, это ведь несправедливо и страшно...
   Он засыпает - и ему снится, что он бродит среди развалин.
   "Он понял, что ищет. Меч. Короткий, тяжёлый и острый меч - чтобы защитить своих близких, себя и свою жизнь," - запомнились мне последние строки рассказа.
   Я увидел отражение в зеркале и подумал - какой это муж вошёл в женские покои?! И только потом понял, что этот муж - я сам...
   ... - Матушка, спартанцы перешли Таргет. Но ты не бойся, мы прогоним их обратно...

Мэри Рено. Последние капли вина.

   Раньше принято было говорит, что историю надо знать, чтобы учиться на ошибках предков. Сейчас всё чаще и всё циничней рассчитано представляют историю, как цепь мерзости, низости, коварства, глупости - мол, и только теперь воссияло над планетой солнце демократии, а на тех ошибках мы ничему не должны учиться, потому что там всё было сплошной ошибкой.
   Я не согласен с первым подходом. И мне омерзителен второй.
   История на самом деле учит нас только одному. ОНИ - БЫЛИ. Они были - как мы. Они любили, ненавидели, умирали, радовались, строили, разрушали, мечтали, верили, рождались и странствовали. Старый-старый ветеран Второй Пунической ничем не отличался от ветерана Великой Отечественной. Он видел дымы обозов ганнибальячих наёмных орд совсем недалеко от стен родного города - как видел его собрат из 1941-го колонны чёрных коробок на белом снегу в двадцати километрах от Москвы... Он тоже рассказывал об этом внукам. И мне кажется, его слушали внимательней.
   Ну... вот, может, то время и не знало своих так любимых мной пионеров-героев - но скорей потому, что долгие-долгие тысячелетия люди "пионерского" возраста вовсе не считали себя детьми - и их не упоминали как-то отдельно в записях о вымерших от голода, но не сдавшихся гарнизонах, о полях при Каннах и Каталауне, о Камбланской Резне и разорении Батыем Рязани...
   - Я тоже Собака Думнорикса! Так почему же я не могу сражаться?!

Роз-Мэри Сатклиф. Алый знак воина.

   Нельзя допускать насмешек над ними, и забвения их допускать нельзя тоже...
   Потому что когда-то ныне уже никому не памятное племя с благоговением положило в богатую могилу тела двух подростков.
   Потому что девушка Гидна погибла, перерезая якорные канаты персидских кораблей.
   Потому что Шруттан Винкельрид бросился на копья врагов, чтобы своим телом пробить брешь во вражеском строю.
   Потому что суконщик Адам выслеживал с арбалетом в руках ханского сына, стоя на одной из московских башен в 1382 году.
   Потому что один мальчик в 1812 году сказал другому: "Знамя я не отдам. Я и сам сумею умереть, как надо!" И пошёл за отцом-генералом навстречу накатывающейся стене синих мундиров и стальных искр на штыках. А третий в это самое время шёл им навстречу, закусив губу, и бил палочками в тугую кожу барабана. И тоже - верил... и твердил про себя, чтобы быть смелей, слова старого капрала: "Когда сойдёмся - ты сразу вот сюда, мы раздвинемся, понял?!" Успел он? Успел ли?
   Потому что боевые повозки Жижки, гуляй-города Воротынского, укрепления англичан при Креси заполняли не "статисты", не безликие "цифры численности сторон".
   Иногда не верится, что мы все - их потомки. "Мы малодушны, мы коварны, бесстыдны, злы, неблагодарны... Мы сердцем - хладные скопцы, клеветники, рабы, глупцы..."
   Была такая почти незамеченная повесть - как в современную деревню однажды утром пришли все те мужики и парни, что не вернулись в неё с Войны. И судили своих опустившихся потомков. И помогли им.

...Но если ты упал - и враг занёс клинок -

Они помогут встать. И остановят руку разящего врага.

И взгляд их будет строг...

   Верьте доброму и светлому. Верьте Любви, Верности, Отваге и Чести, примеры которых подаёт нам История. Не стыдитесь этой веры. Стыдно другое - быть циником и всезнайкой. Стыдно препарировать Историю ради своих теорий или просто чтобы заработать "имя", пускай и не очень-то чистое.

...Высокие травы! Сжальтесь над нами!

Смилуйтесь, звёзды в небе земном!

Наверное, мы очень много узнали.

Но... сила не только в Знанье одном.

Припадём мы к земле,

Возопим небесам:

"Предков Отвагу пошлите нам!"

Дж.Р.Киплинг.

   Или, если уж ближе к нам - кто-нибудь помнит такую песню?

...Эх, давайте-ка припомним, мужики,

Как стояла здесь могучая Русь!

Как булатом звенели клинки,

Как ломалось копьё о копьё...

Проворонили мы, мужики,

Как на поле завелось вороньё!..

...В чистом поле теперь - тишь да гладь.

Всё, что было - быльём поросло.

Нам бы летопись перелистать -

Да припомнить своё ремесло!

Куликово Поле,

Куликово Поле!

Вольная воля!

* * *

   Штурмовая лестница вздрагивала и подскакивала под движениями поднимающихся по ней снизу паков. Но Джек не слышал и не видел этого. Он бил в барабан - то мерно и ровно, то перемежая тугие удары рассыпчатой сухой дробью - и видел белую пену парусов и разноцветье флагов, которые медленно, но неотвратимо надвигались из невероятной дали.
   "О боги, я сошёл с ума! Я сошёл с ума, но я разбудил его - и это, чёрт побери, прекрасно!" - подумал он счастливо и прямо глянул на первых появившихся в проёме люка паков. Их было двое, но следом лезли ещё - а у этих двоих в руках чернели компактные "узи". Но они не стреляли, медлили, глядя на замершего возле старого барабана мальчишку, в поднятых руках которого белели тонкие палочки.
   Джек наверное сумел бы дотянуться до лежащего рядом "стэна" и открыть огонь. Но почему-то в тот момент ему в сто раз казалось важнее сделать так, чтобы барабан ожил ещё на мгновение.
   - Ну что?! - крикнул он, засмеялся и резкой острой дробью сигнала "к бою!" почти заглушил свои собственные слова: - Дрейк выходит в море, свиньи! Дрейк вых...
   Он закашлялся - первые пули попали в живот. Другие - мигом позже - в грудь. Джек выплюнул на барабан кровавую струю и упал - упал лицом вниз, опрокидывая барабан с табурета.
   Сверху посыпались розовые лепестки. Их было много-много - лепестки алых и белых роз, они дурманящее пахли и ложились вокруг, как странный тёплый снег. А потом из ниоткуда медленно опустилось огромное белоснежное полотнище с алым крестом - крест странным образом превратился в быстро расширяющийся проход... куда? Джек шагнул навстречу прохладному ветру, пахнувшему солью, йодом и простором...
   ...Подошедшие паки вздрогнули. Руки мальчишки, сжимавшие палочки каменной хваткой, расслабились - и палочки стукнули по коже лежащего на боку чёрного с алым барабана.
   Бра-бам, сказал тот.
   Рыжий мальчишка улыбался - так светло, радостно и удивлённо, что окружившим его полузверям - не знавшим в своём существовании, по недоразумению именуемом "жизнью", ни света, ни радости, ни удивления прекрасным - стало не по себе. Но лишь на мгновение. Один из них, деловито закинув "узи" за спину, опустился на колено рядом с трупом, достал большой секач и, легко перерубив тонкие кости запястий, отсёк рыжему ублюдку кисти. Потом стал неспешно отпиливать голову. Остальные забормотали, истово умывая ладонями лица и поглядывая с высоты на город, который волей Аллаха скоро будет принадлежать им весь...

* * *

   ИЗ ДОНЕСЕНИЯ
   сэру Уильяму Виндзору,
   Божьей милостью местоблюстителю Трона
   и Главнокомандующему
   В ходе операции "Барабан Дрейка" Большой Лондон полностью очищен от расово, религиозно и культурно чуждых элементов. Наши потери составляют 818 и 3257 человек убитыми среди регулярных войск и ополченцев соответственно. В данный момент собрано, вывезено и подсчитано 97 267 трупов противника. Более 200 тысяч собрано в доках в ожидании решения о репатриации. Прошу ускорить решение вопроса о кремации тел и высылке уцелевших, так как мои врачи серьёзно предупреждают о возможности эпидемий...
   ...К сожалению, не представляется возможным уточнить, кто вступил в бой возле Большой Мечети за восемь часов до нашего входа в город. Её здание практически разрушено; среди уцелевших предметов найден большой флотский барабан XVI века, что, позволю себе заметить, является символичным в этой истории. Некоторые местные жители уверяют, что в самом конце боя они слышали звуки барабанной дроби и что именно после этого сигнала многие люди начали вступать в схватки с бандитами...

сэр Эллайджа Кедрик, генерал-майор морской пехоты,

командующий операцией.

(О.Н.Верещагин. Барабан Дрейка.)

* * *

   Верьте легендам.
   Верьте своему сердцу, пока оно ещё не разучилось верить само.
   Верьте.
  

0x01 graphic


Оценка: 7.91*5  Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"