Российские власти Указом Президента Путина рекомендовали 'везде и повсеместно' отметить как праздник всероссийского значения 5 декабря 2003 года 200-летие со дня рождения Фёдора Ивановича Тютчева. Теперь его окрестили, как 'великого поэта и дипломата'.
Может быть, время сейчас превозносить не поэтов, а чиновников?
Что греха таить, наш знаменитый поэт, лирик и философ, долгие годы жизни был государственным служащем, правда, не очень высокого ранга. С 1821 по 1841 г.г. он служил на должности сверхштатного чиновника русского посольства в Баварии, в Мюнхене. Жил эти 20 лет за границей, страдая от 'тоски по Родине'. Не случайно в июне 1841 года он под предлогом длительного "неприбытия из отпуска" вообще был уволен из министерства иностранных дел и лишен звания камергера. Поэт, как он сам признавался, "не умел" служить, - иначе сказать, выслуживаться.
И должность его более чем скромная, и медленный карьерный рост не помешали Тютчеву статьями об отношениях России и Европы, опубликованными в европейских газетах и вызвавших бурную полемику, завоевать не только уважение к себе, как к публицисту, но и заслужить благосклонность царя. В 1845 году Тютчев вновь был зачислен в министерство, ему возвращено звание камергера, а в 1856 году при А.М. Горчакове на посту министра иностранных дел Тютчев был произведен в действительные статские советники, то есть генеральское звание. Его назначили председателем Комитета иностранной цензуры, но поэт не придавал большого значения своим цензурным делам. Гораздо важнее была для него прямая связь с Горчаковым, возможность как-то влиять на русскую политику через литераторов и журналистов.
Существенно, с наших современных позиций, что за редким исключением все значимые фигуры русской литературы ковали свою славу между делом и долгом. Кто как: кто ради разнообразия чиновничьей жизни (даже гений Пушкин), кто, уходя от тоски воинской службы (Лермонтов), а многие - устав от руководства крепостным хозяйством и беззаботными крестьянами в родных деревеньках. Да и профессионалы, вроде Н. А. Некрасова, занимались творчеством рядом с журналистикой, что, вообще говоря, работа не вполне литературная. Лев Толстой и Тургенев, вроде бы, ничем не занимались, кроме литературы. Так они были богаты! Так бы многие желали - 'купить бы деревеньку - и писать себе романы помаленьку:'
Сомневаюсь я, что Тютчев был великим дипломатом, сказав общеизвестные глубочайшего смысла слова:
Умом Россию не понять,
Аршином общим не измерить.
У ней особенная стать -
В Россию можно только верить:
Опять же не вяжется с дипломатическим словоблудием откровение на грани мистического озарения:
:Мысль изречённая есть ложь:
А как же 'слово государево', договоры и соглашения между державами, где слово закреплено на бумаге?
Ощущение времени - в большей мере дар поэта, чем дипломата. Так что мы понимаем через века не царского чиновника, а художника слова, сумевшего выразить историческую мысль простой фразой:
Счастлив, кто посетил сей мир
В его минуты роковые!
Кстати, здесь Тютчев заявил о себе продолжателем великого накала чувствования гениального Пушкина, открывшего тайну человеческой природы:
Есть упоение в бою,
И бездны мрачной на краю:.
- Всё, всё, что гибелью грозит,
Для сердца смертного таит
Неизъяснимы наслажденья:
Не случайно Пушкин с "изумлением и восторгом" воспринял появление Тютчева на поэтическом небосклоне.
Жизнь во внешнем проявлении и внутренняя, 'в себе самом', где 'целый мир в душе твоей', у художника не всегда совпадают, у многогранного человека - это разные жизни, прожитые одновременно. Полагаю, что Тютчев сумел прожить несколько жизней, и оттого, будучи дипломатом средней руки, стал через столетия корифеем поэтического слова.
О своей двойной жизни Тютчев писал:
О вещая душа моя,
О сердце, полное тревоги,
О, как ты бьёшься на пороге
Как бы двойного бытия!..
Талант поэта выражается не только масштабом и значимостью его творчества в антологии национальной культуры (межнациональное признание, как правило, удел прозаиков; в мире даже Пушкин - гений России известен мало, а Лев Толстой и Достоевский - на века в первых рядах). Есть ещё объективная оценка творческого дара по количеству, так называемых, 'вещих строчек'. В этом отношении с Тютчевым мало кого можно поставить рядом.
Странное обстоятельство - знатный дворянин, ведущий свою родословную от сподвижника Дмитрия Донского Захария Тютчева, дальний 'шестиюродный' родственник графа Л. Н. Толстого, занимался 'чёрт де чем' - политикой, женщинами, царедворством, светскими раутами. Лишь на досуге изливал чувства и мысли в стихи, не спешил занять какое-то место в русской литературе, печатался больше анонимно, подписывая их ' Ф.Т.', 'Ф. Т-в'. Как говорил его родственник (муж дочери) И.С. Аксаков 'В тщеславии у Тютчева был органический недостаток'. При всё при том, и при Дворе, и в культурной санкт-петербургской среде, и даже возле любимых женщин Тютчева всегда и везде не оставляло острое чувство собственного ОДИНОЧЕСТВА.
Молчи, скрывайся и таи
И чувства и мечты свои -
Пускай в душевной глубине
Встают и заходят оне
Безмолвно, как звезды в ночи,-
Любуйся ими - и молчи.
Оказывается, талант и одиночество - как муж и жена, не могут жить друг без друга, а коль живут, то маются не проявленными.
И вот, поди ж ты, создал одинокий человек, занятый иной, не литературной жизнью кучу подлинных шедевров поэзии!
Тут на лицо и склад ума, и богатство внутреннего чувственного содержания, и умение работать над строкой. Вот это УМЕНИЕ РАБОТАТЬ со словом - ещё одна важная черта поэта, перешагнувшего пороги своего времени.
Положим, стали народными простые и понятные строчки из стихотворения Тютчева "Весенняя гроза" -
'Люблю грозу в начале мая:'
Но немногим известно, что Тютчев работал над совершенствованием этого образа грозы двадцать лет, подвергая стихотворение существенной переработке. Вот начальный вариант первой строфы:
Люблю грозу в начале мая,
Как весело весенний гром
Из края до другого края
Грохочет в небе голубом!
Введение в третьей строке окончательного текста метафоры "Как бы резвяся и играя" сделало ненужным в предыдущей строке эпитет "весело", и поэт устраняет его ("Когда весенний, первый гром").
Эти строки обогатили картину грозы теми зрительно-конкретными образами, которых в ней недоставало.
Как никто другой Тютчев обладал способностью философски осмысливать и отражать явления внешнего мира.
Не то, что мните вы, природа:
Не слепок, не бездушный лик -
В ней есть душа, в ней есть свобода,
В ней есть любовь, в ней есть язык...
Обоснованно и в редкость цивилизованные немцы только Тютчева ставят рядом со своим великим поэтом Гёте.
Двойная жизнь Тютчева на службе и в творчестве к возмущению моралистов проявлялась и в семейных отношениях. Фёдор Иванович был счастлив во втором браке с немкой Эрнестиной Дернберг, звал её своим 'земным провидением'. Тем не менее, его поразила 'последняя любовь' к Елене Александровне Денисьевой, которая продолжались в течение четырнадцати лет.
Это необыкновенная история! Известный в свете человек, принимаемый и Николаем-1, и уважающим его царём Александром-11, живущий на виду, не отличающийся разгульным характером, аристократ, живёт практически одновременно семейной жизнью с двумя жёнами, законной Эрнестиной и незаконной Еленой Денисьевой. Каждая жена до Денисьевой родила Тютчеву по трое детей. Денисьева также подарила поэту троих - сыновей Фёдора и Николая, дочь Елену. Эти дети носили фамилию Тютчевы, не обладали лишь правами на его наследство и титулы. Фёдор Фёдорович Тютчев, например, значился в степенной книге не дворянином, а мещанином. Тютчев и Денисьева вместе ездили заграницу, ходили в театры, принимали у себя подлинных друзей Тютчева.
Жена Эрнестина, родовитая баронесса, естественно не допускала скандалов, но жила чаще всего, не мешая мужу, или в родовом имении Овстуг, под Брянском, или заграницей. Любовная лирика направлена у Тютчева в этот неспокойный период как на мудрую Эрнестину, так и на молодую (ровесницу дочери Анны) прекрасную Елену.
В 1854 вышел цикл стихов о любви, весь посвященный Елене Денисьевой. Потом будет ещё много стихотворений, которые критики будут называть 'денисьевскими'.
Но не так просто текла двойная семейная жизнь, страдали все, хотя и по разному. Это Елене Денисьевой посвятил Тютчев строки:
Как не бесилося злоречье,
Как не глумилося над ней,
Но этих глаз чистосердечье -
Оно всех демонов сильней:
Большие испытания из двух жён, естественно, доставались Елене Денисьевой, 'незаконной' матери троих Тютчевских детей. Как результат, Денисьева заболела и в 1864 году умерла от чахотки.
Здесь Тютчева настигло невыносимое горе, усугублённое чувством собственной вины за гибель любимой женщины. Он, не скрывая, пишет о своих страданиях и открыто их публикует.
Любила ты, и так, как ты любить -
Нет, никому ещё не удавалось!
О господи!.. и это пережить:
И сердце на клочки не разорвалось.
Жизнь потеряла для поэта смысл, хотя свет, друзья, где самый близкий журналист Александр Иванович Георгиевский (1830-1911 г.г.), да и простившая всё жена Эрнестина помогли Тютчеву прожить ещё 10 лет после смерти Денисьевой. Он пишет, путешествуя по модным курортам:
О, этот Юг, о, эта Ницца!..
О, как их блеск меня тревожит!
Жизнь, как подстреленная птица,
Подняться хочет - и не может:
Эта 'поэзия печали' Тютчева потом была поднята на знамени поклонявшихся ему символистов середины 90-х годов Х1Х века.
Может быть, одним из условий величия и глубины поэзии является подлинность СТРАДАНИЙ творца?.. Может быть, Тютчева не только наградила Судьба необыкновенным даром, но он и сам искал страдания, чтобы свой дар проявить? Не может быть однозначных ответов о пути большого Поэта.
Истинно потрясающий факт из жизни гордости отечественной поэзии вносит в объяснения его сущности самый главный момент, раскрывает основу уникальной личности, поэта, умеющего при внешней обыденности очаровывать всех, особенно, дам, встречавших его по жизни. Перед самым закатом, в 1870 году, когда на любовь уже не осталось сил, Фёдор Иванович встречает на водах в Карлсбаде свою 'божественную Амалию', баронессу Крюданер, ныне приехавшую на курорт со своим вторым мужем, графом Николаем Владимировичем Адлербергом, генерал-губернатором княжества Финляндского. И именно ей он посвящает самый неоспоримый свой шедевр любовной лирики.
Я встретил вас - и все былое
В отжившем сердце ожило;
Я вспомнил время золотое -
И сердцу стало так тепло...
Амалия - первая любовь юного Тютчева. Не физическая любовь выражает характер данного конкретного человека и выдающегося поэта. Он жизнь прожил с любовью в сердце. Возможно, это общее правило: великий Поэт обязан исповедовать великую Любовь, не всегда имеющую реальный лик, но всегда ведущую поэта к её постижению.
"О Тютчеве не спорят, - заявлял хорошо знающий поэта Тургенев, -
кто его не чувствует, тем самым доказывает, что он не чувствует поэзии".