Глава 3. Самостоятельная работа
Самиздат:
[Регистрация]
[Найти]
[Рейтинги]
[Обсуждения]
[Новинки]
[Обзоры]
[Помощь|Техвопросы]
"Жизнь обычной мыши очень коротка. Но ранняя смерть спасает ее от массы неприятностей!"
Телепередача "В мире животных"
- Что обещал? Кто обещал? - взвился с места Сабыр.
До этого момента все шло почти идеально. Я кайфовал на кровати с бадьей чая, в который дядя Паша по совету Сабыра напихал кучу душистых травок, и мне вспоминались школьные годы, когда я регулярно хватал простуду в начале апреля и валялся дома, проходя материал вперед, до конца учебного года, и потом с чистой совестью погружался в фантастику. Травяные чаи, мед с лимоном и стопка "Амберского цикла" под кроватью. Где-то дома у меня даже валялись карты, которые я рисовал со своих родных, а потом долго и безуспешно пытался сделать "контактными".
Сабыр, со своей способностью влезть без мыла в любое отверстие, ввел в курс наших занятий моих тетю с дядей, причем так, что тетя Маруся прониклась благоговейным уважением, а дядя Паша - неподдельным интересом. Боюсь, второе произошло по большей части потому, что дядя уверовал в целительские возможности моего учителя и получил определенные обещания. Учитывая, как неохотно Сабыр что-либо обещает, я понял, насколько важна моему учителю благожелательная обстановка здесь, в моем доме. Все складывалось слишком хорошо, я даже легкомысленно подумал: "Ну, пусть хоть какая-нибудь фигня случится, а то ведь подумаю, что сплю". Фигня и случилась. Если нужны неприятности - пригласите в гости Лену. Она их быстро организует.
Моя названная сестренка стояла, уперев руки в боки, и глядела на нас, как гопарь на школоту. Это она зря, я-то стерплю, а Сабыр так ответит, что заречешься на будущее.
- Леночка, объясни мне, - глазки Сабыра радостно заискрились. - Кто обещал найти тебе выход и, главное, откуда?
- Э... - Ленка осеклась. - Ну, вы же видите, насколько неудобно существам вроде меня жить в этом мире?
- Не вижу. Вы тут комфортно устроились. Пищевых конкурентов почти нет, плотность популяции ниже биологической нормы в сотни раз, так что даже полные уроды, как твоя покойная мамаша, растягивают свое умирание на десятилетия. Ничего, что я так - правду? И еще одну вещь тебе скажу: могу я отправить тебя туда, где все друг друга поедом едят, и ни родных, ни друзей не имеют. Только ты, дура, там за минуту или две сгинешь. Хочешь? Скажи, не стесняйся, а то мне ваше с Максом своеволие просто уже выше горла. Без тебя он намного послушнее будет.
- А какая биологическая норма? - удивилась Ленка. Нет, ее обозвали, носом по дерьму провели, а она биологические нормы выясняет. Люблю сестренку!
- Вы у нас кто? - уже мягче произнес учитель. - Санитары природы. Только не физические отбросы кушаете, а психические. Есть организмы-отбросы, в которых все нутро гнилое, а есть души-отбросы, от которых в эфире смердит. Этих раскрутить на энергию - проще простого: наступи на ногу, и собирай выброс. Нет, вам же надо здорового захомутать, долго и упорно раскручивать, потерять на этом свое здоровье и силу - и после этого хавать. И радостно сдохнуть на пару! Я Макса долго от тебя хотел отодрать - боялся, что вы сексом займетесь, или, еще хуже, он в тебя влюбится. Обоим бы повредило. Но потом вижу - нет, миновало. Леночка, запомни, ты - не вампир, ты - гиена, подъедала эмоций, причем, эмоций тяжелых, а уж этого добра в нашем мире достаточно. Просто надо с умом выбирать время и место.
- Дядь Сабыр, да знаю я это, просто скучно жить! Рядом с отбросами и сам отбросом станешь.
- А ты учись, вот и не скучно будет. Сказать, какие у тебя в дневнике отметки? Или сама вспомнишь?
- Блин, ну не могу я эту хрень долбить, которая ни уму, ни сердцу. Если что-то делаешь - это любить надо, а не как папка, сутки работает, трое - пиво глушит. Вот Макс и математику любит, и вы его учите - а это интересно. Может, и меня в ученицы возьмете?
- Я что, враг себе? Тебе у некрушника учиться надо, тогда получится... Если подходящего учителя найдете, если он за тебя возьмется, если не будешь страдать пофигизмом, если не сдохнешь на самостоятельной работе... Из тебя толк выйдет... одна бестолочь останется.
- Добрый вы, дядя Сабыр.
- А то! Иди, просись у хозяйки на стульях переночевать, а я с Максом еще потолкую.
- Да, Макс, а вот теперь поговорим об обещаниях. Потому что, чем больше человек о себе мнит, тем больше он дает обещаний. Каждое обещание - ниточка, а некоторые - вообще канаты, одну нитку к тебе привязать - фигня вопрос, даже не заметишь, две нитки - а если они еще и не нитки, а веревки - уже заметно, пять-шесть - и все, ты уже себе не принадлежишь, ты - марионетка. Поэтому надо либо не привязывать, либо - отвязывать, то есть быстро и хорошо исполнять. Неисполненное обещание из нитки превращается в веревку, из веревки - в канат, и ты уже связан по рукам и ногам, и сил у тебя нет развязаться. Усек?
- У меня не было другого выхода.
- Другой выход есть всегда, только не всегда он нас устраивает.
- Значит, и тебя больше всего устроило пообещать дяде Паше лечение?
- Умный мальчик, да, устроило. Есть долги, о которых ты даже не задумываешься. Они есть и у тебя, и у меня, и у Ленки - и их лучше отдавать, если подвернется возможность. Чернобыльскую пенсию не зря гробовой называют. Понял меня, да? И что произошло бы, если бы не твой дядя Паша и сотни тысяч таких как он. Одно мудло устраивает локальный или глобальный пиздец, а сотни, тысячи или миллионы других собой брешь прикрывают. А если не прикроют - погибнет на порядок, а то и два больше. И так у нас - всегда и везде. Если бы только в России. Но твое обещание - это не констатация долга, это другое, и дано оно единственно по твоей свободной воле. Теперь ясно?
- Да, - проповедь абсолютно не в Сабыровском стиле, будто за него кто-то другой говорит, совсем не тот, кто легко играет временем и пространством, сознанием и смыслами. Не нравится мне это.
- Так вот, Лене надо найти учителя. Не абы какого, а настоящего чернушника, и чтоб подошел ей по сути. И чтобы взял в ученицы, как я тебя - без немедленной платы, обычно так берут с условием дальнейшей отработки, подмастерьем ли, или вообще слугой. Не кривись, я тебе таких условий не ставил потому, что вовремя учеником не обзавелся, а мой срок слишком близко, чтобы перебирать и ставить условия.
- Сабыр! - не нравится мне весь этот разговор, а упоминание о сроке - в особенности.
- Что - Сабыр? Раньше смерти не умрешь, и, пока я одно нужное дело не завершу, тебя гонять буду. Когда оно сделано будет - ты поймешь, уверяю тебя, не пройдешь мимо.
- И как мне учителя искать?
- А как хочешь! Шарлатанов, которые объявленья дают - тысячи, а ты вычисли. Еще есть такие магазины - "ботаники" называются, ну, знаешь, наверно: "Путь в Икстлан", "Астарта", "Каури". Вот туда настоящие ритуальщики захаживают, там о них и можно узнать. Заметь, что у каждого ритуальщика своя специфика и соответствующие покупки. Есть исключительно чернушные товары разных направлений и школ, есть товары для всех магуев, есть товары для лохов. Изучи литературу, кто что использует, заходи, интересуйся этими вещами, задавай вопросы продавцам. Уверяю тебя, очень скоро начнется встречное движение. Когда найдешь - переговоры ведите сами, без меня. Ну... пару раз посоветовать могу. Да. Два раза. По телефону. Лично тебе. А теперь я ухожу, и не зови меня, пока не выполнишь своего обещания.
- Первый час же! На метро не успеешь.
- Макс, а оно мне нужно? Под дурака-то хватит косить, ведь знаешь.
- Ну, догадывался. Научишь?
- Не обещаю. Но все может быть...
Прошла неделя, до начала сессии осталось всего ничего, так что искать Ленке учителя следовало быстро и эффективно. Сколько я рекламной мути перелопатил - в страшном сне не приснится, а ведь еще приходилось вникать в суть почти каждого объявления по "нашей теме". В основном это были пустышки от шарлатанов, дважды попалось действительно стоящее, но вот в цене его я был совсем не уверен - слишком подозрительно, когда старуха берет в ученицы девушку "не старше двадцати пяти". Попахивает, да что там, крепко воняет "переливанием жизни" и прочими радостями деревенской церемониалки. Отчаявшись нарыть что-то подходящее в сети и газетах, мы решили ловить учителя на живца, то есть на Ленку.
После магического просеивания информации у меня трещала башка, так что гуглить в поисках "ботаник" пришлось Ленке. Она за десять минут вытащила из сети адреса четырех магазинов с чарующе-экзотическими названиями. "Путь в Икстлан", "Астарта", "Каури"... Первым в этом списке стоял самый приличный и известный из них, "Белый нефрит", располагавшийся практически в центре Масквы. Его сайт извещал о наборе в группу йоги, медитационную группу Urina, двух семинарах по Ошо и лекции свами Пистесами. Но сообщить, что за товаром они торгуют - это явно было выше их сил. Когда я посетовал вслух, Ленка оживилась, и заметила, что у них и карты проезда нет, и адрес невнятный. Кормить сестренку собственными эмоциями я посчитал преждевременным, и оказался прав.
Как только мы вышли из метро, крошка Бри всплеснула руками и во весь голос порадовалась: "Ой, да это ж Поганые пруды! Там в ресторане таджики индусов изображают, и гречневую кашу продают по полтыщи за горстку!" Несколько человек обернулись в нашу сторону. Сейчас называть мою спутницу Ленкой было просто не в тему, настолько странное существо она изображала. Черная тюлевая блузка была местами притянута к телу шнурками и корсетом из кожзама, отсутствие внятной груди искупали килограммы устрашающей бижутерии, пышная юбка из алого атласа, небрежно задрапированная остатками той занавески, что пошла на блузку, заканчивалась у высоченных платформ девичьих говнодавов, а голову венчала шляпка времен наших прабабушек, пыльная и слегка траченная молью. Когда я увидел этот маскарадный костюм, то лишился дара речи минут на пять, но смотрел на нее так вопросительно, что Ленка милостиво провещалась: "Траур, ваше величество!" - и сделала книксен.
Так вот, я считаю, что крошка Бри была просто великолепна. Без вариантов. По дороге к магазину она успела ошарашить своим внешним видом еще троих пешеходов и одного водилу, и поцапаться со всеми ими в процессе уточнения адреса. Когда мы добрались до "ботаники", я тихо радовался, что нам никто не начистил морды лица и не вызвал милицию и скорую психиатрическую одновременно.
Крутая лесенка делала пол-оборота и упиралась в узкую дверь второго этажа, над которой со штукатурки пялился "глаз Гора", почему-то раскрашенный в психоделические цвета. Такими же неоновыми оттенками была разрисована дверь, наличник и даже стекло магазинного окна, причем древнеегипетские символы перемежались индийскими розетками, а куриная лапка хиппи соседствовала с грибной тематикой недобитых последователей Тимоти Лири. С мелодичным звоном открылась дверь, пропустив парочку клубных зомбей с пирсингом от ушей до заднего нёба, и мы просочились вовнутрь. То есть, просочился я, а вот Ленка умудрилась так бортануть то ли девушку, то ли мальчика с кольцом в носу, что это синюшное существо чуть не кувыркнулось через перила.
По правую руку рядами стояли стеллажи с кристаллами, разноцветными шарами и фигурками индийских и китайских божеств, прямо перед нами торчало вешало с ворохом ветхого даже на мой неискушенный взгляд тряпья, слева в глубине просматривалась касса в окружении коробок с ароматическими палочками и стенд с книгами. И уж совсем в торце страшно прыщавый работник зала развешивал в стеклянной витрине бижутерию. Я кивнул сестренке и двинулся вдоль стеллажей, нащупывая чутьем хоть что-то, имеющее сходство с Ленкиной "темой". Латунные и гипсовые пустышки - что есть они, что их нет. Вот большая друза дымчатого кварца показалась мне на глаза и потянулась за мной вниманием, как осьминог щупальцем - медленно, даже как-то с ленцой, но с высокой точностью ориентируясь на середину лба. Пришлось ей отказать - отдать почти сорок тысяч за семейство каменюк, пусть даже настолько бойкое и подходящее мне по характеру, не входило в мои планы, да и осталось у меня уже не больше десяти. Вслед за камнями и фигурками пошли полотнища с изображением "добрых и гневных божеств" из индуистского и северо-буддистского пантеонов, там я тоже вдруг ощутил на себе взгляд, но уже не чуждый, заторможенный, как у минерала, а быстрый и "кинжальный". Завертелся в поиске, кто же меня тут присмотрел, и увидел рисунок на желтоватой ткани, не более двадцати сантиметров в высоту, где многорукая иссиня-черная тетка в ожерелье из черепов показывала мне язык. Кали? Аккуратно взял тряпочку в руки, посмотрел в вытаращенные глазки синерожей дамы. Нет, на Ленку она не похожа. Слишком серьезна, излишне свирепа. Сестренка, конечно, не подарок, но все ее гадости и подколки скорее злят, чем демонстрируют ее собственную злость. Крошка Бри, гиена тонкого мира - она смеется, как и положено гиене, только ее смех - не разрушительней ли злости?
Вот и сейчас слышу приглушенную развешенным вокруг тряпьем перепалку Ленки с кем-то, стоящим за углом первого зала. Когда мы только вошли, оттуда неслись ноющие звуки "музыкальных чаш", а сейчас они притихли, так что в данный момент сестренка, наверно, терзает несчастного звонаря. А как невинно все начиналось...
- Салют духовным самоубийцам! - провозгласила гиена и хихикнула.
Ей ответил нестройный гомон.
- Вы к кому обращаетесь, мадмуазель? - наконец прорвался сквозь белый шум наигранно любезный голос.
- А чо, непонятно? - фыркнула Ленка, и я тут же представил людоедку в окружении веганов. Да, безусловно, они могли бы найти общий язык - как садист с мазохистом. Но сестренка хотела войны. - Забыли санскрит, не читали Дхаммападду? Фу, с какими невеждами приходится говорить... Нирвана - значит, угасание. Ваша высшая цель - угасание сознания, дабы пре-кра-тить страдание, окончательно разобрав себя на запчасти. А ну-ка быстро притухли и загасли!
- Откуда столько агрессии, девушка?
- Кагбе вам сказать, де-ду-шка... Не агрессия это, а констатация факта. У вас есть выбор между жизнью как она есть и тотальной эвтаназией чтоб не быть, и вы выбираете второе. Потому что трусы.
- Но избавление от страданий...
- Ты говнокур, да? Ну, признайся, ведь так! А сегодня еще с похмела, вон, под глазами по мешку. И денег на паровоз нету... И голова раскалывается... Хочешь, помогу? Вон у вас и ножички на витрине лежат, на любой вкус. Почему это нет? Лучшее средство от головной боли! Избавляю от страданий совсем забесплатно!
Опять раздался нестройный гомон.
Я протиснулся между тряпок поближе - если что, мне ее защищать. Оттуда уже неслось: "А йога вообще переводится как "жертва", так что ты, чувак - енот, который сам себя освежевал и готовит".
- Я понял, вы - православная? - не унимается "говнокур". - Но Христос в Нагорной проповеди...
- Да пох мне, что там какой-то Христос в какой-то проповеди... - отмахнулась Ленка. - Мне ЛаВей ближе, а ваши анальные задротства не в тему.
- ЛаВей, да будет вам известно, был евреем Леви...
- Ви-таки антисемит, юноша? - гиена опять сменила тон. - Шо вы имеете пготив евгеев?
- Девушка, с вами невозможно говорить. Вы тролль.
- А вы - эльф? "Эльф ойл - работает, когда ты отдыхаешь", - Ленка сделала пару движений, имитирующих секс. - Не волнуйтесь, больше у вас не встанет, никогда. Гарантирую. Панорамный взгляд на ботинок.
- Девушка, покиньте магазин, пока я охрану не вызвал, - не выдержал продавец.
- Ой, мама родная... - тут же отозвалась Бри. - Я уж думала, зомби в городе. У вас проказа или просто гнойный фурункулез? Как нет? Ну, раз нет - значит будет. Не хотите? А зачем пристаете к ведьме? Да уйду... А траву, кстати, не курите в подсобке - тянет сюда, и палки-вонялки не спасают.
Ленка подмигнула мне и величаво двинулась к выходу, громко бубня: "Не отговорить мое слово ни первому, ни второму, ни черноглазому, ни синеглазому, ни разноглазому, ни рыжему, ни рябому..."
За дверью мы переглянулись и глубоко вздохнули - после спертого магазинного воздуха холодный ветер с каплями дождя освежал лицо и охлаждал горящие уши. Неужели мне стыдно за Ленкины фокусы, или это какое-то побочное следствие ее манипуляций?
- Лен, а ты адресно тому типу сказала, что у него навек упадет, или это - удар по площади?
- А кто поверит, по тому и удар. Он поверил, ему достанется, ты не поверил...
- То есть, это - гипноз?
- Конечно. Ловкость рук и никакого мошенства! - ответила она и протянула мне здоровый кристалл раухтопаза. - Только подзарядилась - и опять тратиться? Обойдутся. А этот хмырь на тебя очень похож, так что вы споетесь.
Не сразу понял, кого она хмырем называет, а когда понял - удивился: это был тот самый дымчатый кварц. Длиной с ладонь, узкий, чуть расширяющийся кверху, с прозрачным острием и сизым туманом, густеющим к основанию.
- Не стыдно? Ты хоть понимаешь, что недостачу с продавцов списывать будут? Ты же их обокрала, а не хозяина магазина.
- Ну, во-первых, я не крала. Он мне сам в руки пошел, рукавом кусок камня задела, этот зубец зацепился и вывалился. А все остальное на витрине осталось, еще продадут. Это во-вторых. А, в-третьих, они все навар с травы имеют, я видела, как коробки передавали. Это на самом деле ботаника. Одного растения - конопли. Так что, считай, я им только немножко вывеску попортила, и больше ничего. А камушку радость - он так к тебе хотел! Как бездомная псина.
Ну, да, конечно. Вон как удобно в руку лег, прямо указка. Гладкий, холодный, "пасмурный". Как сегодняшний день. Погода переменилась - наверно, черемуха зацвела, оно с похолоданием совпадает. Я такую больше люблю, сырую и пасмурную. Хоть бы все лето холодно было, а то в прошлом чуть не надорвался с бабушкиным огородом, когда скважина обмелела. До речки с бочонком десять раз в день сбегать - то еще удовольствие. Лучше сто раз озябнуть, чем один - поджариться. Но, однако, утром не предполагал, что так похолодает, а то бы толстовку надел. Надо где-нибудь чаем погреться, а то простыну. Пока бредем и оглядываемся в поисках Макдака, нас несколько раз обгоняют ребята с шариками в руках и колокольчиками на лацканах - никак, последний звонок сегодня? Потом проходят две пенсионерки, парень в деловом костюме, и, когда Ленкино хулиганство уже кажется завершившимся эпизодом, нас нагоняет и с размаху кладет руки на плечи... Дама. Именно так, с большой буквы Дама, огромная, как монумент в Волгограде. Ну, не совсем, но меня выше сантиметров на двадцать, а Ленка рядом с ней вообще как гном суетится. И плечи у дамы почти в метр шириной, а бюст рассчитан на парашюты. Нет, я, конечно, не фанатик анорексичек, но чем же ее в детстве кормили, что она так выросла?
Ладони формата А4 без труда разворачивают нас, и великанша пристально рассматривает наши честные лица.
- Это вы в "Нефрите" народ на уши поставили? Свами Пистесами до сих пор бороденку рвет, до потолка прыгает, - гигантесса не сомневается, что это наша работа, и смеется глухим женским басом, уткнувшись носом в собственное плечо. - Молодец, Ёжка, так их. Чуть со смеху не уписалась прямо там, в барахолке. Вот только скажи честно, для чего ты выпендриваешься, а вы оба фоните?
- Фоним?
- Ну, да. Излучаете. Нормальный магуй так делать не будет, наоборот, на людях примет самую обыденную, "глухую" форму взаимодействий. Вы не знали, или кого-то выманиваете?
- Ну, не сказать, что выманиваем, - я перехватываю инициативу. - Но моей сестре надо найти учителя, который бы ей подошел, а по объявлениям одна муть и шарлатанство. Вот и решили пошуметь, чтобы найти такого же...
- Отморозка, - резюмирует дама в раблезианском вкусе. - Если продолжите в том же духе, то схлопочете не одно и не два проклятия, а уж насчет порчи - и к бабке не ходи, будет. Как аукнется - так и отпукнется, и потом лечиться будете от всего этого долго и упорно. Если распознаете.
- Это предупреждение, или вы нам хотите помочь?
- Сама делать не буду, но пару фокусов присоветую. Пойдем в кафе, а то я под дождем бродить не люблю, прическа портится.
Гулливерочка провела нас по закоулкам в облезлую подворотню, вывела к одноэтажной хибаре во дворе "сталинского" дома и радостно втолкнула по лестничке в полуподвальное помещение.
А что, там было очень ничего! Такой имперский стайл из подворотни. С дерьманьтином и протертым алым плюшем, с позолотой из баллончика, колченогими стульями и мраморными столешницами, упертыми из Чайуправления во время ремонта. Но, главное, там все пропиталось крепким запахом кофе, не оставляя места ароматам тления, словно забальзамировав обстановку на века, да что века - на тысячелетия. Не хватало разве октябрятских звездочек и бюстов вождя, а также томиков марксизма-ленинизма в стенных нишах. Гигантесса прошлась между столиков, задевая головой люстры, и заглянула в служебную дверь.
- Наташа, три кофе, да, 2-ве-300, три порции. Какие пироги-пирожные есть? Вот и давай. Да, тоже по три.
- А что такое "два - ве -..."?
- Два-ве-триста, это наш секретный код, - великанша качнула бровями. - "Два" значит "двойной", триста - большая чашка, триста миллилитров.
- А "ве" что значит?
- Это значит, что кофе по моему рецепту. Сейчас оценишь. Меня Валентиной звать. Валентина Федоровна Прозорова, может, слышали. Есть публикации. Будем знакомы!
- Макс, - пожимаю протянутую руку.
- Бри, - не выходит из роли Ленка.
Кофе и впрямь сногсшибательный, особенно в смысле крепости, приближается к турецкому, а триста граммов - это шесть чашек в турецкой дозировке, так что мозги и с половины дозы подпрыгивают в черепушке, нервно бьют копытом и требуют загрузки, а пирог с малиновым вареньем и печеные груши со взбитыми сливками дают сто очков вперед любой "Шоколаднице". Праздник живота! Валентина, которую наглая Ленка тут же обозвала "теть Валей", сворачивает остатки пирога конвертиком и отправляет в рот, после чего сдвигает локтем все столовые приборы в сторону.
- Вам нужна защита, ребята. Причем, защита мобильная, динамическая и в меру прочная, чтоб не рассыпаться с первого плевка. Что такое защита, знаете? Почему такие требования, расшифровывать не надо?
- Вроде, ясно.
- Что такое амулеты, знаете?
- Ага, - отвечает Ленка. - Это такая штучка-дрючка, которая будет хреначить атсральную гопоту, даже если ты засунешь ее себе в дупу.
Валентина как-то нездорово покраснела, прикрыла лицо руками, и я уж собрался поинтересоваться, не стало ли ей плохо, когда услышал сдавленное хрюканье. Почему-то она опасалась смеяться во весь голос, наверно, голос у нее громкий, под стать росту. Успокоившись, подмигнула Ленке и поправила определение.
- Во-первых, действительно штучка, но не обязательно дрючка, потому что амули для разных целей делаются. А, во-вторых, она работать не будет, если ты нарушишь правила эксплуатации. В том числе и засунешь в дупу, если это, конечно, не "универсальная затычка от поноса". Давайте-ка разберем сперва принцип действия. Вот, например, ты, Бри, носишь далеко не ординарный наряд, и надела его не просто потому, что в шкафу ничего другого не нашлось. А зачем?
- Как это - зачем? Во-первых, это стильно и мне самой приятно в зеркало посмотреться, а, во-вторых, все видят, кто я, и не ждут от меня всяких "сюсей-пусей".
- То есть твоя одежда оказывается как бы многоцелевым амулетом, влияющим как на тебя, так и на других.
- Ну, кагбе да... Но ведь она не волшебная?
- А это смотря что называть волшебством. Если ты добьешься чего-то серьезного, приложив меньше усилий, чем для этого обычно требуется, это волшебство?
- Учитель говорил мне, что магия - это искусство управления, - это уже я встрял. - Или перехвата управления на какое-то время. Или обмана - все равно, законов ли природы или привычек собственного тела и ума.
- То есть, говорил то же самое. Садишь крошки - собираешь лепешки. А лепешки откуда берутся? Ведь их кто-то должен сделать?
- Солнце, воздух и вода...
- Наши лучшие друзья. И репы - тоже. То есть, когда она растет, то превращает одни виды энергии и материи в другие. Тогда и амулет - ...
- Это преобразователь. Если нечего преобразовывать, он работать не будет.
- Да. Можно, конечно, попытаться загнать энергию в какую-то "емкость", но это - слишком большой геморрой со слабой отдачей. Не знаю, как - где, а у нас тут скорее пуп развяжешь, чем что-то "на годы" зарядишь. Поэтому умные люди амулеты не заряжают, а подключают. Самый простой источник - живое существо. Поэтому для активных, не поглотительных амулетов берут, обычно, древесину с живого дерева. И это дерево становится донором на долгие годы (если не срубит никто). Мертвое дерево хорошо делать поглотителем. Не всем подходит, но вот тебе, Бри, подойдет обязательно - осина, живая или мертвая, это все равно, поглотитель и деструктор. Лучше на новолуние это делать. Поди в лес, найди осинку, поклонись ей хоть горстью суперфосфата, а лучше порыхли поверхность, подсыпь земли в приствольный круг, вырежи лишние ветки, которые все равно засохнут, замажь срезы садовым варом. Просить оставить часть силы в срезках не надо, они тебе в другом качестве понадобятся. Да и не во всех остальных случаях такая просьба обязательна. Эфирка частично и в простых срезках остается. Так вот, потом перебери срезки и оставь только одревесневшие и достаточно прочные. Тонкие нарежь на куски длиной с твой указательный палец, одну, самую прочную, оставь длиною в предплечье. Кору не снимай, только заостри концы и как следует высуши. Не на жаре, не на солнце, в темном и сухом месте. Потом возьми выделанную кожу, можно замшу, разрежь на ленты. Одной должно хватить на петлю, достаточную, чтобы с легкостью просунуть в нее руку и сантиметров десять-пятнадцать на крепление, другая будет использована для обмотки и крепления. Ту, что для крепления, стоит хорошенько, часа два, вымочить в столярном клее или, если у тебя нет натурального, то в крепком растворе желатина - лишь бы не застыл раньше времени. Когда все это сделаешь - отжимай замоченную ленту, прикладывай петелку из сухой к тупому концу палки, и приматывай ее пропитанной лентой, натягивая как можно крепче, лишь бы не рвалось. Закрепила - дай высохнуть: галма готова. Наденешь петелку на руку, возьмешь галму в щепоть или в кулак - и причувствуйся: потянет она с тебя силу, или нет. Если потянула - хорошо, значит, рабочая. Скоро отток прекратится, и она станет как продолжение твоей руки, только усиленное. Как раз твоей направленности.
- А мелкие колышки зачем?
- Как - зачем? И для порчи, и для лечения пойдут. Могут болезнь вытянуть, а могут и жизненную силу. Портят по образу, желательно, с телесными метками, а лечить лучше контактно. Ну, не втыкать, конечно (улыбается), а приспособить так, чтоб кололи и раздражали там, откуда дрянь надо вытянуть - это стоит. Просто осиновыми плашками, без "колышков", много хуже получается.
- И это - амулет?
- Нет, это лучше. Галма - можно сказать, и твоя первая волшебная палочка, и твое первое оружие. Достаточно просто брать ее в руку, когда ложишься спать - и большинство атсральной, как ты говоришь, гопоты, будет обходить тебя стороной. Не забывайся только, и не почеши глаз кулаком (смеется).
- А мне она ведь не подойдет, да? - хочу перевести разговор на более традиционные, что ли, средства "личной защиты".
- Подойдет, хоть и не так здорово, как твоей сестре. Но у тебя-то оружие есть! Зачем брать то, что хуже? Я тебе лучше о щитах расскажу.
- Ну, вроде с моим оружием щит не положен.
- Я тебе в общем плане говорю, в руке его держать не придется. Можешь назвать хоть доспехом, если сделаешь на совесть - ни одна дрянь к тебе не прилипнет. Еще и обратно улетит, если правильно сделаешь. Но это уже от живого запитывать придется, лучше - от тебя самого. А еще лучше объединить запитку от дерева и от тебя. Посмотри сам, какое дерево тебе по энергетике ближе: дуб или ясень, мне сейчас недосуг выяснять, может быть, черный орех, но это уже сомнительно. Нужны плашки, со срезанной на растущем месяце ветки. Ветка понадобится толстая, придется просить дерево, прежде чем срезать. Сперва высуши ее, потом распили на плашки. Не окорять! Потом зашлифуешь. После этого просверлишь дырочки и нанижешь на шнурок последовательно три плашки. Так, чтобы удобно было носить под одеждой - это не для посторонних глаз. А вот что на них написать... сейчас подумаю.
- Каббалистические символы?
- Нет, Макс, я с этим не работаю. Если хочешь, покажу, как руническую защиту поставить. Не нравится - спрашивай кого другого, я пас. Сам подумай, хорошее дело кабалой не назовут.
- Да я не хотел, так, поинтересовался.
- Ну, если поинтересовался, давай, лучше объясню, как руны связать. Вдруг пригодится? На своей родине эта система многие века была общим знанием, а не тайной кучки посвященных. Простейшие гальдраставы каждый отец семейства вырезал над дверью, украшал стены дома и тем защищал свою семью и имущество от дурного глаза и дурного помысла. Слушай и смотри, сейчас сообразим, что тебе написать нужно.
Валентина вытащила из кармана ручку, взяла салфетку и начала чертить.
- Нам нужна "зеркалка", да? Не фотоаппарат, а зеркальное отражение всех разрушительных влияний. Лучше всего как разрушает, так и отражает разрушение руна Хагалаз. Есть еще такая хитрость, как "зеркальные руны", и, что бы ни говорили об их "отрицательности", они как бы направлены вовне, от тебя. Итак, рисуем зеркальный Хагал. Это от большой беды или проклятия. Еще нам нужно будет разрушать направленный к тебе негатив, тяжелые эмоции, то есть "маленькую тьму". Чаще всего обладатели "черного глаза" банально злобны и завистливы. От такой "тьмы" можно защититься ярким светом: "солнцем" или "молнией". Рисуем Соулу. С более сильными, и, главное, настроенными на драку противниками придется помахаться - никуда не денешься. Вот тебе Тейваз для победы. Ну, и переплетем их - получим вязь. Помести ее на центральной плашке.
Теперь подумаем, что разместить на крайних. Первое, о чем подумалось - волчьи крюки, лучшая защита от "зверей полевых", которые живут рядом с человеком и караулят момент, чтобы отхватить от него кусок эфирной "плоти". Но и это не поможет, когда нападает человек. Основные защитные свойства мы вложили в центральную вязь, а соседствующими усилим твои естественные качества, которые помогут победить. На правой переплетем Ансуз и Турисаз - для остроты ума, на левой - Лагуз и Райдо, дабы интуиция вела правильным путем. Вот так - смотри. Вырежешь это на плашках и окрасишь собственной кровью. В этом случае защита будет запитана с двух источников, и должна качественно работать.
- А как вообще работают руны? Это подключка к эгрегору?
- Ну, для кого-то, может, и так. Но суть несколько глубже. Эти символы - обозначения определенных, очень общо взятых, форм явлений и взаимодействий. Вроде архетипов, только их больше. Если хочешь придать какой-то силе форму и направление - можно влить ее в руны, и она заработает. Чем глубже понимаешь их суть и смысл, ощущаешь их "вкус и запах", тем лучше они работают. Но запомни - отработавшую вязь с твоей кровью хранить не стоит, ее нужно сжечь, чтоб не тянула с тебя силу. Вот, полистай на досуге, - Валентина сует мне тоненькую книжку в мягкой обложке. - А в конце там мои координаты, мейл и сайт. Если что - пиши, звони. Да и вообще сообщи, когда учителя сестренке найдешь. Хочу посмотреть на этого отчаянного человека.
Домой возвращаемся поздно. Ленка уже практически прописалась у меня дома, и мне пришлось купить две раскладушки: одну для себя, потому что на моей кровати теперь спит дядя Паша, одну - для Ленки, которая поселилась с тетей Марусей в другой комнате. Ленкин отец после похорон жены был не то, что в большом горе, но странно задумчив, и мы, опасаясь каких-то спонтанных выбрыков, поселили Ленку у себя. Она, на удивление, даже ни разу не вякнула с моими родными, а уж о хамстве и речи не шло. Мыла посуду, ходила в школу, даже иногда заглядывала в учебники. Готовить ей тетя Маруся не позволила: "У тебя все равно невкусно получается. Лучше пол помой". И та без разговоров шла за шваброй. Неудивительно, что так разгулялась после целой недели примерного поведения.
Попив чай с печеньем, мы расползлись по комнатам, Ленка - довольная, как просравшаяся кошка, я - в предвкушении ночи за книгой. Забавно. Когда в школе учился - фантастику под одеялом с фонариком читал, утром меня за ногу из кровати вытаскивать приходилось, на первом курсе ночи просиживал, когда запустил начерталку, теперь вот буду руническое магуйство осваивать. Сумеречное существо, а не человек разумный. Лег, пристроил лампу-прищепку за левым плечом, и взял книжицу.
Книжка оказалась с предисловием, авторским, как и все остальное, но забавным.
Оно даже имело название: "Запад - не Восток".
"В рамках современной, постмодернистской традиции - смешение стилей, способов и философий жизни. Запад берет у Востока терминологию, привинчивает ее к откопанным символам собственного языческого прошлого, и, как ребенок, радуется получившемуся результату, хоть он и менее жизнеспособен, чем геральдические монстры. Нет, никто не запрещает вам пририсовывать рыбе лошажьи ноги или кошке - слоновий хобот, но не обижайтесь, если над вашими художествами будут смеяться.
Читая японские легенды и исторические хроники, я долго не могла въехать, а что это у них герои такие странные - режут себя из-за какой-то ерунды и без всякой пользы для дела. В то же время рядовые японцы, не историки, если только соизволят поинтересоваться, осудят в душе тех йомсвикингов, что после гибели предводителей как ни в чем ни бывало вернулись на родину. Ну, а дальше я решила "въехать поглубже" в этот вопрос, исходя из... нет, не культурно-исторических традиций, а из того, откуда у этих традиций ноги растут - из "почвы", того соотношения территории, ресурсов и населения, которая и произвела на свет столь непохожие образцы героев.
Север и Запад. Изначально - большие территории (ну, не в сравнении с Русской равниной, конечно, а уж с Сибирью-то - и подавно), покрытые более чем на 60% лесами. Разнообразный рельеф, много ресурсов, но - опасно. Очень. С таким оружием, как бронзовый нож да копье - тем более ( в тайге вон до сих пор и с ружьем, бывает, охотнички пропадают). Народу немного. Главное - добыть как можно больше "ресурсов" для выживания наименьшей кровью. Стратегия - бережем женщин, бережем нажитое, на добычу отправляем не слишком большие группы мужчин. Вернутся с добычей - молодцы, "герои", добро пожаловать к "семейному" очагу. Не вернулись, погибли - жаль их, но - "не герои", увы. Вернулись без добычи - или трусы, или неудачники. Зато могут попытать счастье еще раз, и, может, на этот раз, наконец, накормить своих женщин. Герой - тот, кто "сделал дело" (добыл!) любым способом (подстрелил, нашел, отнял), и вернулся, это - главное. Распределение - герою лучший кусок (после местного "хранителя памяти", конечно). Культ добытчика и культ удачи. Практически в неизменном виде эти ценности сохранились в Европе до сих пор.
Восток, особенно "островной". Мало территорий, ресурсы ограничены, население рано или поздно заполняет всю сушу. Тут уже главным становится не добыть ресурсы, а разделить их, отрегулировать бытие человеческого сообщества таким образом, чтобы оно было наиболее выживабельно. Главное - порядок. Люди - расходный и самый дешевый из расходных материал. Если по какой-то причине (даже не зависящей от тебя) перестаешь быть идеальным винтиком в механизме - убей себя сам. Чтоб поменьше расходов... Даже любое конкретное "дело", его результат, то, из-за чего оно затевалось - не самое главное, главное - каким образом оно делается, "правильность произведения процесса".
Корпоративная культура современности совмещает оба этих подхода, с перекосом в ту или другую сторону. Инициатива, чаще всего, наказуема. Конкуренция - по западному ("добыча" в виде новых клиентов и прибыли, удачливость, как один из главных принципов отсева), порядок - по восточному (если ты приносишь прибыль, "добычу" - это не гарантия, что от тебя потерпят какое-то самовольное нововведение). В результате имеем неврозы и даже психозы у сотрудников, особенно средних и низовых - через одного. Есть о чем задуматься. Не сочетаются эти подходы даже на самом грубом, физическом уровне. Что же говорить о более высоких?
Говоря о герое западном, мы отметили его основные "ценности" - "добыча" и "удача", причем первая - сиюминутная, но очень приятная цель, приносящая радость сразу по получении, а вторая - дальняя и заманчивая, гарантирующая долгую жизнь и добычу в дальнейшем. Остаться в живых - немаловажная составляющая удачи, и отбор - естественный отбор, в основном, среди мужчин - работал именно на это. Плюс к тому: добычливый получал возможность оставить наибольшее количество потомства. Какой народ при этом получится? Сильный и агрессивный. До тех пор, пока встречи разных племен носили разовый характер, проблема "внешних", не племенных законов стояла не так уж остро, а нарушители племенных - изгонялись, и изгой, некоторое время выживающий в одиночку и, наконец, "приставший" к другому племени (судя по легендам, такие тоже встречались) - был наиболее приспособленным, наиболее жестоким и сильным. Практически все герои легенд, и, чем архаичнее легенда, тем это проявляется ярче - иллюстрируют "завоевательский" подход к жизни. Экстенсивный подход - лучший, проверенный временем - там, где много территории, много опасностей, и не так уж сильно ограничены ресурсы. В иных случаях он - источник бесконечных конфликтов и войн.
А что произойдет там, где территории не меньше, но она настолько бесплодна, что племени приходится постоянно кочевать, а не "рассылать добытчиков"? Прежде всего, потребуется жесткая организация с полным подчинением всей жизни, в том числе - более или менее "личной" - тем, кто знает, как тут выжить. Но такие есть далеко не всегда. Поэтому удачные сочетания "действие - последствия" будут запоминаться и станут частью племенного закона. "Самодеятельность" будет допустима лишь в очень ограниченных пределах, и то, на какую сторону мочиться, тоже будет определено устным законом. Устный закон разрастется, со временем, настолько, что помнить его будут немногие, а причины, породившие каждый пункт этого "закона" - никто. Тогда потребуются "учителя" и "толкователи". И, чем запутаннее толкования, тем больше будут нужны "учителя", и положение их в племени станет весьма привилегированным. Если в понятиях западного героя еще есть какое-то уважение к той земле, которую он топчет ногами, ибо она его, как ни крути, а кормит, то в понятиях кочевого племени к земле, полубесплодной и недоброй "мачехе" - останется одна лишь ненависть. Точно так же, и в отношениях между племенами: на Севере, там, где проще разойтись, столкновения не произойдет, там же, где на два племени один полувысохший колодец, и ушедший от него, без вариантов, погибнет - все чужаки будут считаться не-людьми.
Соединим эти две идеологии... И посмотрим на теперешнюю цивилизацию... Что? Похоже - и не радует. Такие вот невеселые гибриды у нас все что-то получаются.
Эзотерическая мешанина в головах нынешних последователей возрожденного Асатру возникла на той же "гибридной" почве - сперва были привнесены идеи Индии и Востока, как дальнего, так и ближнего, ни во что ставящие личность, и все, что связано с этим понятием, и декларирующие необходимость ее уничтожения заради "просветления", причем, просветлением именовалось очень интересное состояние, которое лучше всего характеризовалась букетом отглагольных существительных с приставкой не-. А потом на эту подоплеку сверху налепили раскопанные остатки древних знаний совершенно иной и намного более близкой нам культуры. В результате там, где "истончается" древняя ткань знания, в прорехи выглядывают куски современной синтетики по-индийски кричащих расцветок (Поясняю. Я не против "восточных" философий, как в древних, так и в современных вариантах. Я против того, чтобы слепливать их с "западными").
Сказать об этом: "бесит" - ничего не сказать. Но постараюсь рассказать спокойно, даже без излишних смешков, что и как напортачили в современном толковании рун. Не претендую на полноту описания, но за то, что сказала - поручиться могу."
Перевел дух. В чем-то примитивно, излишне упрощено, учитывая то, что человеческие популяции не оставались на одном месте, перемещаясь даже с континента на континент, не говоря уж о внутриконтинентальных переселениях, но если брать период, когда формировались современные нам "Запад" и "Восток", то есть от третьего-второго тысячелетия до н.э. и вплоть до конца первого тысячелетия новой эры, то суть ухвачена верно. Что радует - нет высокоморальных отсылок к памяти предков, "божественным откровениям" и чьей-либо монополии на истину. Тетка трезвомыслящая, посмотрим, что скажет о рунах.
"Фе. Материальная собственность, в самом первоначальном значении - скот, в любовных заклинаниях - сила привязанности (кого там к колышку привязывают?), ну, и связанные с собственностью действия - приобретение или потеря, иногда занятие торговлей (зависит от контекста).
Как еще трактуют. Исказить такую однозначную и "плотную-плотскую" руну сложновато, но и ее превращают в "собственность душевную". Какая у души может быть собственность, разве кроме тела? И не кивайте мне на авторитеты. Авторитеты, которые это писали, по времени, пространству и информационно соседствовали с теософами, а, иной раз, вышли из их рядов, и не могли не нахвататься от них азиатчины. К тому же, в начале XX века, с его небывалым расцветом оккультизма и столоверчения, внешне относиться к плотскому хорошо, с любовью и пониманием, было ужаснейшим моветоном.
Уруз. Дикий бык, соответствующее здоровье, сила, эмоции, страсти. Тоже весьма "плотская" руна, как и большинство из атта Фреи. Иногда обозначает мужчину, про которого можно сказать "ну, бык!" Причем, дикий, лесной, неподъяремный. Руна эта чаще всего используется как символ несокрушимого здоровья и силы. Сил духовных? Навряд ли. Если силы характера - то пробивной, способной сметать преграды "таранным ударом". Говоря современным языком, пройти как танк и размазать противников в кашку. В любовной магии используется, но с оглядкой - это еще не всякой женщине захочется, чтоб любимый за ней носился, как бешеный бычок с залитыми глазками.
Как ее еще толкуют? Вплоть до значения "соединения мужского и женского, инь и янь". При чем здесь это??? Сила и здоровье - оно не "мужское", и не "женское", оно и тем и другим надобно в равной мере. Разве что различается по качествам в зависимости от того, о женщине или о мужчине идет речь. В общем, не увлекайтесь феншуем.
Турисаз, турс... Молот Тора, которым турсов укокошили. Уже не столько собственная сила, сколько оружие. "Оружие - это хорошо или плохо? - А это, сынок, зависит от того, в чьих оно руках". Поэтому значение в гадательном раскладе двояко. В амулетах же турисаз недвусмысленно говорит о том, что человек отдает себя под покровительство Тора. Мужик он правильный, да только слишком прямолинейный, это не стоит забывать. И не заметите, как сами начнете игнорировать правила этикета, искать пути попрямее и заморочки попроще. Зато и "закорючки", направленные против вас, распутаются.
Как это перепохабили езотерики. "Врата"... "имеет смысл оглянуться на пройденный путь и не тащить его за собой". При чем здесь "врата"? Разве при том, что танку везде ворота? Не найдем - так выломаем? А что не так с пройденным путем? Все, что прожил - все мое. Хорошее ли, плохое, удачи и неудачи, победы и ошибки... Хотя это уже "владения" другой руны... Бесконечное "отбрасывание хвоста" и начинание жизни "с нуля" говорит о человеке, как о неудачливом жулике, хотя бы и жульничающем лишь с собой. А забытая история рискует повториться, как с человеком, так с народом и со страной. Не ходите по этой тропинке. Тоже тот еще феншуй.
Ансуз, ас. Как следует из названия, обозначает существо одного из высших миров, причем превосходящее всех остальных прежде всего силой разума, либо посланника/послание. В раскладе обозначает четвертую силу - мышление. Если человек - дурак, это надолго, можно сказать, навсегда. А вот ум и изменить может - если устанешь до полного отупения, или напьешься до бесчувствия, или просто затмение внезапное найдет - и вот, нате-получите, ошибка, глупость, а за ней - ее последствия. Это только Один мог напиваться без последствий, тебе оно с рук не сойдет, во что-нибудь, да вляпаешься. Потому что руна, помимо Одина, связана еще и с его побратимом - Локи, и в нашем мире в наше время засилья вранья из всех возможных источников информации не стоит доверять каждому "посланнику". То Крайон, то Нибиру, то циллиндры фараонов, то календарь инков. Разум подключать надо, и десять раз проверять то, что слышишь или читаешь. Благо, нынешняя наука это позволяет, да и здравый смысл никто не отменял. Не даром в эзотерических кругах хорошим тоном считается плевать в сторону как того, так и другого. А то как же очередному контактеру или посланнику задурить вам мозги, если вы воспринимаете их, как долбанутых шизофреников? Это только на Ближнем Востоке любого сумасшедшего считали "отмеченным богами" и даже ангелом (буквально - "посланником божьим"), а скандинавы хорошо знали, к чему приводит "священное безумие", и в обыденной жизни таких людей сторонились. Ансуз, посланник - именно что посланник разума, человек мудрый, дающий совет, а не беснующийся "пророк" с перекошенным взглядом и не эзотеричка, отрыгивающая винегрет полупереваренных цитат из непроверенных источников.
Да, конечно, и скрещение веток, и трещины в каменной кладке, и внезапно услышанный обрывок беседы могут навести на правильное решение, но уже того, кто об этом не раз думал, и только если подобная "подсказка" получена случайно, а не кем-то специально инсценирована. А если все вокруг и на разные голоса несут околесицу - право слово, лучше слушать свой рассудок, чем этих "посланников".
Райдо. "Reise, Reise, Seemann Reise..." Вставай - и в путь. Только вот подновляла память Эддами, и кое-что заметила. И в "Речах высокого", и в пересказанных прозой отрывках древних легенд полно упоминаний о том, что Один, странствуя, попадал в столь же неприятные положения, что и обычные люди. Заплутал, долго шел в одиночку, и "... счел себя богачом, спутника встретив: друг - радость друга". В другой раз был пленен хозяином дома. Бывал и обманут, бывал неудачлив в любви. И еще: "Повсюду меня приглашали бы в гости, но только без трапез, иль если бы, окорок съевши в гостях, я два отдавал бы". Да, дорога, путь в значении руны райдо - это еще и жизненный путь, и путь исканий - мудрости или вполне материальных благ, но первоначальное значение - путешествие, на своих двоих, или езда, или даже путь через границу миров. Второе ее значение, как ни странно - жизнь по правде, движение по "правильному" пути. Верно выбранное направление. Только не думайте, что на верном пути не будет неожиданных препятствий и неприятностей. Дорога и неведомое, способствующее или мешающее исполнению твоих планов - неразделимые понятия, поскольку все знакомое осталось позади - дома, а в дорогу ты отправился именно за новым. И прикреплять значение: "неожиданность" к перевернутой руне (а как быть с теми, что выпали боком?) - как-то однобоко, и попахивает герметистской расчлененкой.
Кано. Огонь факела, очага, огонь в горне, плененный огонь. Готовый осветить и согреть твой дом, но не вздумай дать ему полную волю - и не заметишь, как спалишь все нажитое. Огонь, в переносном смысле, может символизировать талант и творчество. Действительно, как много общего! Возможностей обогатиться за счет собственного таланта - раз-два и обчелся, а сколько судеб пошло на прокорм этого самого творческого огня, что художественного, что технического. И теперь изобретениями пользуются все, а сам изобретатель помер в одночасье, хорошо, если не от голода, и зарыт где-нибудь на сельском кладбище. И это еще благая судьба. Ведь люди запросто могли и пройти мимо, не пожелав увидеть полезного, чтобы потом другой, спустя века, сделал открытие заново. Не случайно, кано ассоциируется и с каун - раной, язвой, потерей... И с Локи. Который тоже от своих хитростей, открытий, находок и изобретений поимел лишь малые и большие беды и неприятности. Это все - в ней одной, просто не надо с воистину христианским упорством делить смысл на две руны, на благое и злое, в большинстве вещей и явлений оно так переплетено, что нельзя вычленить что-то одно, не порушив полностью все остальное. Э... кто там об "огненном очищении"? Это у вас чего, скопческая секта, что ли? Вот и не лезьте тогда в чужую епархию. И еще веселит, когда к толкованию каждой руны прибавляют: "вы должны отказаться от отжившего, отринуть то-то и то-то, превратиться в "чистый лист"..." Нет спору, иногда это нужно. "Упал дорожный указатель - так подними его, приятель, и нужной стрелкой обрати к началу своего пути". Но всякий шаг начинать со старту - так и будешь топтаться в самом начале. А кому это надо? Не знаю, но только не вам.
Гебо, любимая моя. Дар, как подарок, и дар, как завязывание определенных отношений - хоть партнерских, хоть "начальник-подчиненный", добровольное, как доброволен дар. "Исходное звено общественной системы Скандинавии IX-XI вв. - унаследованный от предшествующих столетий родовой коллектив, aett (шв. kind, kyn), союз родичей, объединяющий (если буквально следовать "Эдде" Снорри Стурлусона) всю генеалогическую протяженность мужских родственников. Кроме прямых, кровных, потомков в состав aett входили люди, введенные в род, acttleidiigr, принятые в число членов клана с соблюдением особой ритуальной процедуры, которая давала право: till gialls ос til gМavar - На деньги и дары; till sess ос til saetes - на место и сиденье; til bota oc til bauga - на платы и кольца; til allz rИttar - на все права ((G. 58) - [Законы Гулатинга, 58])." Эпоха викингов в Северной Европе, Лебедев Г.
Уже исходя из этого факта, можно понять, насколько сильно были связаны понятия дара и партнерства - самого тесного - в рамках подобной "большой семьи". При том, что, принимая дар и завязывая отношения, ты переставал быть абсолютно "вольной птичкой", как, собственно, всегда было и будет - что это за партнер, если он волен кинуть тебя в любой момент? А к кидалам в то время применялись весьма суровые меры. Так что добровольность гебо - только в добровольности дачи и принятия дара, в добровольности завязывания сотрудничества, а дальше - изволь быть достойным того дара, что получил, и выполнять взятые на себя обязательства. В наше время постоянных подстав и кидания на любом уровне, начиная с государственного, это представляется несколько диким, старомодным и отжившим, но представляете, насколько было бы проще жить, если бы все исполняли свои, добровольно взятые, обязательства. И уж причем тут диаматовское "единство и борьба противоположностей" - просто ума не приложу. Тогда еще его не изобрели, как не изобрели и понятия полной, абстрактной свободы отношений, которую нынешние рунисты частенько почему-то усматривают в гебо.
Вуньо. Радость и счастье, другого смысла в ней не найдешь. Хотя... от счастья человек глупеет, и перестает чувствовать опасность, даже когда она уже дишит в затылок. А толковать значение перевернутой, как кризис... и даже как предложение научиться видеть в темноте... ну, лучше не доводить до этого, не расслабляться тогда, когда, кажется, все говорит об удачном завершении дела. Не вникая в спор о том, стоит или не стоит различать значения рун по их положению в "выбросе", считаю, что разделять состояние счастья с исходящей от этого состояния незащищенности и опасности - нельзя.
Хагалаз, град. "Я взыскую дождя, а не града". Стихия, разрушение. "Подарок" из древних времен, напоминание о том, что человек, как бы ни заносился, а зависит от сил природы, и большинству из них ничего противопоставить не может. "Вспомни детство золотое", как сказал один персонаж, наливая другому кипятку за оттянутый пояс. Говоря о прошлом человечества, эзотерики любят порассуждать о "золотом веке", а вот археологические раскопки эти гипотезы не подтверждают. Потому и такое отношение к судьбе, особенно у тех, кто зависел от внезапной перемены ветра или раннего наступления холодов даже больше, чем от ума или дурости своего конунга. Каждый момент твое благосостояние и жизнь - да что твоя жизнь, а и существование всего рода - может быть поставлено под вопрос капризом стихии. Стихия не наказывает за проступки (эзотерики и христиане, запомните это!), тем более - за преступление надуманных вами же правил, стихию нельзя упросить (спрячьте паникадила), она неподвластна человеку, и не слышит его, можно лишь подготовиться к некоторым из ее проявлений, кое-какие предвидеть, и то - никакой гарантии... Печально? Но мы ведь живем! Какая странность - огромные животные Эоцена и Плейстоцена вымерли, а слабые голокожие человечки живут! Гибнут тысячами и сотнями тысяч от стихий и от собственноручно развязанных войн, но снова расплождаются, и идут, идут... сквозь град, через горы, через океан... другой... на жалких лодчонках, а некоторые - вообще на плотах... И стихия смолкает, утихает град, заканчиваются извержения вулканов, сходит ледяной щит, и уходит вода из долин... И снова на зеленых полях мелькают неуклюжие двуногие фигурки. Выходит, сила слабого побеждает стихию? Может, именно в этом и состоит урок хагалаз. Использование ее на амулетах возможно, но нужно помнить, что взяв в союзники стихию, нужно иметь силу ее вынести самому или даже обуздать... слабому она не по плечу. А вот ассоциации с семенем - весьма спорны. Хагалаз, по смыслу, еще и с Муспельхеймом связан... Ну-ка, кого там Сурт породил? Ась? Чего-то не слышу...
Науд, наутиз - нужда. "В мире есть царь, этот царь беспощаден. Голод - названье ему. Водит он армии, в море судами правит, в артели сгоняет людей, ходит за плугом, стоит за плечами каменотесов, ткачей..." Именно изначальная физическая слабость и незащищенность сделали человека сильнейшим из наземных животных. Была бы у него нужда изобретать оружие и орудия труда, если бы он обладал сильными мышцами и большими клыками и когтями? Была бы необходимость изобретать речь, если бы владел телепатией? Нужно ли было изобретать письменность, если бы он был долгоживущим? Так что нужда сделала из человека... ну, что сделала - то сделала. Одна из основных движущих сил прогресса, однако. В гадании говорит, чаще всего, о неудаче. Понятно, что в нужде особо со своими желаниями не развернешься, но чисто эзотерическое толкование, как "заторможенность", утверждение, что "рост невозможен" - наглая ложь. Именно личные неприятности и неудачи заставляют нас искать решения всеобщих проблем, умнеть и становиться сильнее. Под огромным давлением вырастают алмазы, а без него - всего лишь графит. Поэтому, налетев лбом на эту кривую колоду, не стоит пугаться и лезть под стол с воплями "только не по голове!", а разве что искать кружные пути, не переть напролом. И крепко помнить, что капля камень точит. Именно для этого ее можно нанести на ноготь, как советовала Сигурду Сигрдрива.
Иса, или лед. Один из основных элементов, из которых, по легендам, был сотворен мир. Причем, по легенде, мир возник именно как самозарождающаяся структура, при смешении огня и льда, то есть, при нарастании энтропии, нарушении упорядоченности! А замерзание "воды", характеризующееся образованием устойчивых упорядоченных структур, человеку, да и вообще жизни враждебно. Человек - существо теплокровное, до крайности беспорядочное. Может, именно в этом от него и есть толк. Другое дело, что заморозка иной раз требуется... да еще как! И в смысле "обезболивания" проблемы, и в смысле стопорения ситуации. Только вот использовать ее в гальдраставах на сохранение жизни, добра, любви - не советую. "Любовь, похожая на сон", если трезво подумать - не такая уж радость. Да и излечить что-либо одной заморозкой нельзя. Но, с другой стороны, иной раз остановка в пути не повредит, вон, и многие семена без стратификации не прорастают, а что такое стратификация? - всего лишь воздействие низких температур. Подозреваю, что аналог этого процесса присущ практически всем народам, у которых принято "долго запрягать, но быстро ездить".
Это у индусов гора Меру священна в том числе и потому, что на ее вершинах снег лежит - а мы каждую зиму по нему ходим.
Йер. И год, и урожай, и жизненный круг. Благо уже в самой цикличности, в гарантированности результата: что посеешь - то пожнешь. Справедливость в самом простом смысле. Только вот не надо мне тут про карму! Если бы ты был один-одинешенек перед силами природы, этот закон воздаяния был бы абсолютным, а, поскольку ты не один на свете, то, как и все живущие, попадаешь под закон совокупной ответственности: кто-то навонял - а нюхают все. Другое дело, долго ли бы ты выжил в одиночку-то? Даже в одиночном путешествии ты будешь использовать инструменты и знания, изготовленные и добытые многими тысячами людей, или погибнешь. Значит, не только вонь от соседей? Полезного намного больше. Но тут позвольте одно маленькое уточнение: его больше, потому что люди сочли за благо "не вонять" среди своих, и ввели это в правило - образовали второй круг законов, после законов природы - человеческий. Он более узок, и часто запрещает то, что позволяет закон природы, зато, в перспективе, ведет именно к тому, что человеческое сообщество, в целом, становится сильнее и умнее. Человеческий закон может меняться, и не раз, но всегда он меняется с жутким скрипом. Законы природы неизменны в масштабах гораздо больших, чем существование человечества. Поэтому выгоднее не плевать против ветра... Закон - что столб: не перепрыгнешь, но обойти - можно. И помни: круг, конечно, весьма гармоничен в своей завершенности... но человеку этого мало. Достаточно птицам, зверям, ветру и солнцу, травам и земле, даже звездам - а человеку все время нужно чего-то еще. Если вечность - то обязательно к ней еще и серебреные коньки, и никак иначе."
Я читал бы и дальше, но на Эвазе сломался и задремал, а когда проснулся, в окно уже брезжил рассвет и пора было идти в лес, за осиной для Ленки и дубовой веткой для моих поделок (да, пускай будет дуб, что бы там Ленка ни говорила о моей голове).
День прошел в вырезании по дереву, сушить ветки у нас времени не было, а полтора кубика крови, как оказалось, проще всего добыть шприцем из подкожной вены голени. А потом у меня был первый опыт подобного рода - прочувствовать амулет, ощутить нанесенный узор, как сплетение смыслов в единую суть. Держу плашки на ладони, прикрыл глаза, расслабился. Легкий транс. Хагал-Соулу-Тейваз. Щит, меч, копье. Сумрак под веками приобрел серебристо-голубой оттенок, во рту обозначился привкус железа. Пронизывающий ветер, низкие, быстро бегущие тучи, море, с шумом накатывающее на пологий берег. Как-то странно изменилось мое сонное владение, но разглядеть из реала, как - не удалось: слишком быстро промелькнула картинка.
Консультация по ТФКП стояла в расписании послезавтра, экзамен в понедельник - еще два дня на хождения по ботаникам и травлю эзотериков у нас есть, но следует поторопиться.
"Путь в Икстлан" встретил ароматом старого дерева и полным отсутствием народа. Будний день, зря тащились. Н-да, торопливость хороша только при поносе. А так вон даже Ленка присмирела и поскучнела, ходит вокруг стендов, книжки листает. Кроме книжек тут мало что есть. Стенд с дисками, какие-то странные спирали из меди, подвешенные к потолку над кассой и только одна витрина с аутентичным товаром - трубками, дудками, калебасами. Ни тебе бубнов, ни ловца снов во всю стену... Тоскливо. Да и сам магазинчик в подворотне, еле нашли. Ленка в отсутствии аудитории активность подрастеряла, да и нажралась чужой силы позавчера до отвала, теперь не скоро будет к народу цепляться. Или это осина на нее так целительно действует? Она же не ограничилась колышком с петелькой, а настрогала из ветки "карандашей" длиной с полпальца и связала их шнурком в ожерелье. Еле уговорил под ворот спрятать, не дразнить в метро цивилов. Однако, начинаю скучать. Эй, жертвы, ау! Вылезайте, мы вас нэмножечко кушать будэм.
Ба, откликнулось! Словно на мой зов, из-за стеллажей вылезло нечто до крайности непрезентабельное - высокий тощий мужик среднего возраста с неопрятным венчиком сальных волос вокруг широкой плеши. Дешевый костюм сидел на нем наперекосяк, наверно, оттого, что сами плечи перекошены, ботинки мало того, что китайская клеенка, так еще и стоптаны на одну сторону, лицо бледное, под глазами мешки. Смотрю на Ленку и качаю головой - это чмо на энергию не разведешь, разве что сам потратишься. Сестренка криво улыбается.
- Эй, уважаемый, ну как там, поиски силы? Нарыли здесь что-нибудь стоящее?
Мужик останавливается, поднимает взгляд. Я, конечно, тормоз, но этот фрукт меня превосходит. Так медленно только привидения и зомби в старинных ужастиках движутся.
- Сила уходит, если нет намерения. Ищите его.
- Намерение? - Ленка будто не видит, насколько ее собеседник странный, я бы даже сказал - обдолбанный, и начинает привычную разводку. - Я намереваюсь сходить в туалет... намереваюсь, намереваюсь... и уссываюсь. Не намереваться надо, а делать! Решил - сделал. Не получается? Выяснил, почему, устранил препятствие, или нашел обходной путь - сделал. Все! Универсальная формула, не находите?
- Не нахожу, - точно, нарик, причем на тяжелых наркотиках. Взгляд мутный, кожа какая-то восковая, мертвая. Вот нахрена она с ним связалась? - Без помощи ты беспомощна. Без намерения ты плывешь по течению. В конце твоего пути - ничто.
Мужик явно не слушает или не слышит, говорит, как радио, но, в отличие от диджея, с большим трудом. Я подхватываю Ленку под руку, тащу из магазина, все, раз с самого начала не заладилось - то и рыпаться нечего, пойдем домой. Она сопротивляется, но как-то вяло, так что через минуту мы уже на улице, под освежающими порывами ветра и редким, но метким дождем. Получив в оба глаза по смачному плевку с небес, поневоле останавливаюсь и роюсь в кармане, где-то там лежит пакетик бумажных платков.
- Погодите! - слышу голос нарика.
Он бежит каким-то кривым аллюром и догоняет нас. Промаргиваясь, тащу Ленку дальше, обгоняя преследователя, а он забегает то справа, то слева, пыхтя с присвистом и обдавая нас волнами смрада. Отпихиваю сестренку подальше, становлюсь лицом к уроду.
- Поворачивайся и дуй отсюда, быстро! На счет три вызываю ментов, сейчас уже два.
Нарик недоуменно смотрит на меня и сует руку под полу пиджака. Перед мысленным взором встает картина: он извлекает руку, в ней вороненый ствол, маленькое круглое отверстие смотрит мне прямо в глаза... Ну, я ж не зря в секции три года руками-ногами махал, за чем бы он там ни тянулся, а выхватить не успел. Быстрый рывок, левой придерживаю руку противника в кармане, правой, используя инерцию движения, бью основанием ладони в основание челюсти. Инерция удара швыряет человека вбок и назад, он спотыкается и неловко падает головой прямо на стену. И нелепой сломанной куклой сползает вниз. Глаза закатились, ноги дернулись и замерли. Неужели убил? Да быть того не может, от такого не умирают, сам не единожды получал. Ленка, заметив мой ступор, подходит и легонько наподдает ему в бок ногой. Рука бессильно вываливается на асфальт, и никакого в ней оружия нет, так, несколько исписанных листочков. Сестренка спокойно их забирает, и носком ботинка немного сдвигает рукав вверх. Выше относительно целого запястья обнаруживается обширная рана, но не свежая и даже не гнойная, вроде наркоманских некротических язв, а сухая, мумифицировавшаяся.
- Максик... - тянет Ленка изменившимся голосом. - А пошли-ка скорее отсюда... Быренько вспоминай, как сюда шли, как из Макдональдса пахнет, из пекарни тортами несет. Запах курева, пива, листвы и дождя... Черемухи, женских духов, мужских носков, бензина, кошкиных ссак... Давай, я веду, а ты вспоминай, что я говорю! Свежего хлеба, пирогов, щей, жареной рыбы... Огурцов, редиски, укропа и мяты! Одуванчиков, сирени, шиповника! Зубной пасты! Банного мыла! Одеколона!
Ленкин голос действует гипнотизирующе, хотя я и не сопротивлялся с самого начала, но то, что названия запахов моментально вызывают их ощущение не только в памяти, но и в носу - точно следствие гипноза, причем, при упоминании одеколона в носоглотке начинает жутко свербить, и я чихаю раз, другой и третий. Слезы и сопли в разные стороны - началась аллергия. Вытираю заплывающие глаза наконец-то нашедшимся платочком, отсмаркиваюсь, гундосым голосом ворчу на Ленку: "Вот только не "Черный дракон", если не хочешь, чтоб я сдох".
Мы стоим у метро, и вокруг нас совершенно нормальные живые люди, а Ленка обмахивается крадеными листками, как веером.
- Выбрось эту дрянь, - говорю я. - Нарик явно больной был, заразный. Не хватало еще проказу подцепить.
- Это не нарик, - просто-таки мурлычет Ленка. - Это почтальон. Одноразовый, как бумажный стаканчик. Всего лишь мертвая плоть... и ничего больше. Доставил послание - выключился.
- Эммм... То есть, это не я его убил.
- Не ты, это точно. Помнишь, он еще пованивал? Значит, полтора суток в тепле пролежал. Мне папка рассказывал, его дед умел мертвяков поднимать. Жаль, ему знаний не передал, да папаня и не рвался тогда, мракобесом деда считал. А, может, и наврал, то ли он, то ли дед ему... Только как оно выглядит, я знаю. Ладно, поехали домой, с письмом разбираться.
- Слышь, а твой отец теперь совсем не интересуется, что ты и где ты, а когда встречались, готов был за тебя голову оторвать.
- Ну, так был не в себе... В цыганской петле, под мороком. Мать слабее его, но хитрее, а папаня сильный, но недоучка. И дурень. Она ж всегда полудохлой была, родилась в асфиксии, всю жизнь за счет чужой силы жила, а он ни разу не чухнулся. Как померла - половина гадости сама собой рассосалась. А вторую половину он с себя соскребать на родине будет, в Карелию собрался, в Кестеньгу. Вчера билет заказывал.
- Как же ты, совсем одна остаешься?
- Он мне немного денег дал, а потом какую-нибудь работу найду, не волнуйся. У вас на шее не стану сидеть.
Так, с разговорчиками, до дома к обеду успели. Разогрели щи, втроем похлебали, дядя Паша мне, по старой привычке, стал новостями мозг выносить, но я быстро доел и сбежал в комнату, сказав, что готовлюсь к экзаменам, а через десять минут ко мне, вымыв посуду, присоединилась Ленка. Занавесили шторы (все равно на улице пасмурно), включили свет, на столе разложили бумажки.
На первой печатными буквами было написано: "Дом с зелеными ступенями. АТП." Дальше - каляки неразборчивые. Вторая была картой или, точнее, планом, нарисованным от руки. Во всяком случае, обозначения сторон света и пометки: "Город", "Брошенная деревня", "Э.Лес", "Замок", "Аэропорт" там были. Но располагались они так, что сразу было ясно: в реальности такого не бывает. Во всяком случае, не встречаются заброшенные деревни между городом и загородным аэропортом. Наоборот, настроят ашанов, макдаков и леруамерленов вдоль всего шоссе. А уж такое обозначение, как "Лабиринт 1" и "Лабиринт 2" - явно из области дурного фэнтези. Как и загадочная "Дыра в земле". Заметьте - не пещера, не грот, не карьер, не колодец - а "Дыра". Нет, действительно нарк рисовал... И я его убил? То есть, если это приключение не имеет никакого отношения к мистике, то я убил человека, средь бела дня, посреди улицы, и нас видала хренова туча народу. Ну, не туча, но кто-то определенно видел. Бабки из окон. Народ на остановке... Если еще и на телефон засняли... Тьфу, хватит сыковать. Что произошло - не изменишь, висяк милиции не нужен, тем более, что для разлагающегося заживо наркомана придумать "естественную" причину смерти - не проблема. Никуда не высовываться в ближайшие пару-тройку месяцев, ну, кроме экзаменов, и все будет в поряде. Может быть. Надеюсь.
- Что с тобой? - Ленка отвлеклась от созерцания третьего листка. - Взбледнул - краше в гроб кладут.
- Знаешь, наверно, я его все-таки убил. И если кто-нибудь видел...
- Кто видел? Ты хоть понимаешь, что говоришь? Мы там были одни! Одни живые на весь гребаный город! Это же изнанка, тень. Я тебе не зря пореаловые запахи внушала, а то могли б и не выйти. Ты же у нас как прожектор, все чувства наружу, прям живой и светишься. Вместо грейдера пускать можно, в реальность ходы расчищать.
- Лучше не надо. Мало ли что за мной проползет?
- Вот именно. Так что успокаиваемся и настраиваемся на работу. Приглашение мне пришло. Ясно? Судя по посыльному - от чернушника, настоящего такого, как Сабыр говорил. Все бы неплохо, только вот клыки ломит и хвост отваливается. Интуиция вопит в голос: нельзя! И я ей доверяю. А не прийти на встречу тоже не могу, потому как если гора не идет к Магомету, он подкладывает под нее взрывчатку... И будет только хуже.
- Слушай, Сабыр мне две консультации обещал, так давай его спрошу.
- Ну, давай, только лучше я спрашивать буду, ты не поймешь, переврешь... Звони, не тяни кота за яйца.
Сабыр точно ждал звонка, тут же ответил. Спрашивает:
- Ну, кто откликнулся?
- Ленка сказала, чернушник. Сейчас трубку передам - вместо меня ее проконсультируешь?
- Передавай. Только тебе дополнительно советов давать - не надейся - не буду. Что упустит, забудет - считай, оба забыли.
- Ничего, разберемся.
Отдал Ленке трубу. Забралась на кровать с ногами, скрючилась вся, извернулась - это ж надо, как ее колбасит! - но разговаривает культурно, без обычного хамства.
- Сегодня утром... Записка на трех листках - карта, место, описание, приглашение. Зомби передал. Вот так вот - зомби! Мертвяк! Настоящий. Нет, в "изнанке". Да, цвета пожухли, красный и желтый исчезли совсем. Ну, что я, не знаю? Да прекрасно выбрались! Макс такой впечатлительный... Одеколон вспомнил - расчихался. Так, теперь вопрос. Интуиция орет, что опасно. И откликнуться опасно, и не приходить тоже. Как куда - место на сновиденной карте, значит, астрал, изнанка же нормальный рельеф повторяет. Вдвоем? Ага, знаю, как. Амулеты есть. Руны. А... какая-то Валька. Прозорова, вроде. Да? Блин, надо было ее попросить. Котика брать? Ясно. Что еще? Через глубину? Да, умею. По меткам. Поставить метку на Макса? Может, лучше на себя? А вы его зря не учили... А нас подстрахуете? Почему? Слишком много вопросов... Ну, ладно, чао-какао, и вам не скучать!
- Значит, так, - Ленкин голос снова поменялся, приобрел хрипотцу и деловые интонации. - По снам я лучше тебя хожу, это не обсуждается. Спрашивать можно, пока не уточним план. Когда пойдем на встречу - слушаться будешь меня, без вопросов. Голова может быть только одна. Змей Горыныч не зря костьми лег.
Ленка пересела за стол, сложила руки домиком - прямо полководец в ставке.
- Знаешь, что такое "глубина"?
Я качнул головой:
- Как у Лукьяненко, "дииииип!"?
- Не знаешь. Ладно, покажу. Это труднее рассказать, чем сделать. Тебе часто кошмары снятся?
- Ну, не очень, но бывает. Для меня кошмар - еще один способ осознаться. И не захочешь, а подумаешь: в реале этого быть не может.
- Вот придурок! Осознаваться в кошмаре решил!
- А что, дримхакеры...
- Ага, а сколько их перемерло во цвете лет, твоих хакеров? Запомни - чем сильней осознался, чем лучше помнишь, что это не реал, а сон, чем сильней ощущаешь свое тело - тем хуже тебя можно поранить и даже убить. Че с ногой было, когда папанька тебе навалял? Закрытый перелом? Если такое случилось бы в несознанке, то наяву синяк бы огреб. Ну, и разрыв эфирки, конечно. А придуманное тело во сне затягивается быстро, главное, чтоб в нем не оставили чего острого, грязного или ядовитого. Но когда осознался до состояния "вспомнить все" - придуманное и настоящее тело становятся, как рубашка и кожа. Бьют по одному - страдает другое. Всадят тебе в таком сне ножик в сердце - наяву будет инфаркт, стрелу в глаз - инсульт, в самом лучшем случае окривеешь. Оно тебе надо? Папа после вашей драки два дня есть не мог и говорил, как гундосый. А он ведь быстро оттуда сбежал, и сразу эфирку заштопал. Ты так не умеешь. То есть, сбежать, может, и получится, если я научу. Потому что сбегают в "глубину". ГЛУБИНУУУУУ...