|
|
|
После того, как в
прошлой заметке был рассмотрен образ Керамба, которого сначала спасли нимфы,
а затем, обидевшись, превратили в древоточца,
|
|
Удобно прокомментировать легенду о смерти Мелеагра, изложенную в восьмой книге «Метаморфоз».
|
|
Кратко перескажу основные моменты легенды.
- Мать Мелеагра, Алфея, вспоминает рождение своего сына.
- В ночь, когда родился Мелеагр, пришли мойры,
- Положили в очаг полено,
- Сказали, что Мелеагру и полену отведён — одинаковый срок жизни.
- Когда мойры ушли, Алфея вынула полено из очага, окатила водой, спрятала в укромном месте.
- После того, как Мелеагр убил своих родственников, братьев своей матери, Алфея захотела отмостить за их смерть.
- После долгих колебаний, Алфея положила полено в огонь.
- Полено сгорело.
- Мелеагр умер.
|
|
В чём смысл? Что за полено? Почему у полена и у человека — одинаковый срок жизни ?
|
|
Будем разбираться...
|
|
Прежде отмечу, что автор (Овидий) преподнёс историю Мелеагра таким образом, что читателю (мне, во всяком случае) становится горько за судьбу героя.
Мелеагр же — победитель! Избавил страну от чудовищного вепря. Который разорял и приносил несчастья. За что же так с Мелеагром?
|
|
Убил своих дядьёв? Братьев своей матери? Разве они не сами напросились? Зато как убил! Быстро! Решительно! Не раздумывая! Как герой...
|
|
Разве, убивая братьев своей матери, Мелеагр не восстанавливал справедливость? Разве, как победитель вепря, Мелеагр не имел права на трофей? Имел!
Разве, как победитель, не мог поделиться трофеем с той, чей меткий выстрел был первым, которым был ранен вепрь? Мог!
Разве не справедливо, разделить трофей между теми, чей вклад в победу над грозным противником оказался решающим?
Между теми, чей удар был первым и последним? Конечно, справедливо.
|
|
И как красиво выглядит! Трофей разделён между теми, кто был первым и последним. Между мужчиной и женщиной.
Если бы в то время существовали газеты, то можно было бы придумать броскую надпись, и выносить на первую полосу.
|
|
А вот так... Да не так...
|
|
Охота — это опасное и сложное мероприятие. А охота на столь серьёзного противника, каким был каледонский вепрь, тем более.
Это Кефал (в силу своего развития, видимо) может охотиться в одиночестве. Но как правило, охотятся коллективно.
И каждый охотник вносит свой вклад в успех общего дела. Хотя порой эти вклады не выглядят такими весомыми и такими героическими,
как первый меткий выстрел или последний нанесенный удар.
|
|
Порою вклад других охотников выглядит и вообще — как неудача. Метнул копьё и промахнулся. Вай, какой растяпа.
Либо — ничего не сделал, напрасно погиб от клыков разьярённого вепря.
Либо, как Нестор, не погиб, уцелел, вовремя отпрыгнув, но ничего же не сделал? Удара не нанёс.
|
|
Они и в самом деле ничего не сделали, эти другие охотники, погибшие или уцелевшие, но промахнувшиеся?
|
|
Сделали! Ещё как сделали!
|
|
Некоторые даже своей жизнью пожертвовали!
|
|
Подумайте: если Мелеагр такой ловкий и умелый, смог бы он в одиночку одолеть вепря?
Отправился бы один в поход по каледонским болотам, помок бы, посидел бы ночами в камышах,
насколько у него хватило бы сил для точного решающего удара?
|
|
Для охоты на каледонского вепря собрались лучшие люди Греции. Друзья мои, такое мероприятие нужно было бы хорошо организовать!
Для того, чтобы собрать в одном месте в одно время лучших героев, необходимо быть хорошим организатором.
Необходимо отправить посольства во все уголки Греции. Необходимо договориться о возможности участия и согласовать детали.
Если один сможет приехать через месяц, а другой через три, а третий через пять, толку не будет.
|
|
Вряд ли таким скучным и не героическим делом, как организация охоты, занимался непосредственно Мелеагр.
|
|
А кто?
|
|
Должно быть, более взрослые люди. Отец Мелеагра и его дядья, которых он затем убил.
|
|
Да и кроме подготовки охоты, охотников же нужно встретить, где-то разместить (вместе с их слугами и рабами), чем-то накормить.
Нужно подготовить план охоты. И запасной план (на случай, если первый окажется неудачным).
|
|
Скорей всего, в подготовке охоты тоже принимали участие дядья Мелеагра. Хотя об этом нигде не говорится.
|
|
И скорей всего, хотя и об этом нигде не говорится, дядья Мелеагра принимали участие не только в подготовке охоты.
Скорей всего, они были среди тех, кто обучал Мелеагра премудростям охоты. Скорей всего, они были его учителями,
благодаря которым Мелеагр стал таким ловким и сильным воином.
|
|
А он их убил.
|
|
Разве Мелеагр, убивший братьев своей матери, поступил как разумный человек? Нет, Мелеагр поступил как деревянный человек.
Образно говоря, Мелеагр, убивая братьев своей матери, обрубает ветви своего родового дерева.
|
|
Почему Алфея на стороне своих братьев, а не на стороне своего сына?
|
|
Что Алфее до братьев? Ведь это же сын Алфеи — её кровиночка, её продолжение, плоть от её плоти. Не братья же.
|
|
Но дело в том, что нужно рассматривать ситуацию шире, как аллегорию.
|
|
Алфея здесь не столько Алфея, как конкретный человек, не столько мать, сколько — мать-Природа.
|
|
И братья Алфеи — это не столько конкретные люди, сколько законы Природы.
|
|
В данном ребусе говорится о том, что человек (Мелеагр) осуществляет свою деятельность вопреки законам Природы.
То есть, живёт — нарушая законы Природы.
|
|
Естественно, Природы мстит человеку, если человек живёт, нарушая природные законы.
|
|
Каким образом мстит? Есть биологические механизмы. В нормальных условиях жизнедеятельности биологических клеток,
из которых состоят наши организмы, клетки осуществляют деление.
При делении клеток берется информация из ядра старой клетки и осуществляется её перезапись в ядро новой клетки.
Информацию, которая содержится в ядре клетки, можно сравнить с набором брёвен.
|
|
Хромосома, действительно, выглядит, как полено (которое принесли мойры).
|
|
Пока в организме человека всё в порядке, биологические клетки функционируют нормально: при делении полено передаётся из клетки в клетку.
|
|
Если человек начинает жить, нарушая законы природы, в механизме функционирования биологических клеток возникает какой-нибудь сбой,
в результате чего, образно говоря, полено нарушается (сгорает), что в конечном итоге ведёт к смерти человека.
|
| |
| |