Мои подростковые годы (это не мемуары) совпали с последними годами пребывания Хрущева на посту руководителя государства. Для нас это было время симпатий и антипатий друг к другу, первых влюбленностей и первых разочарований. Жизнь крутилась вокруг школьных проблем, домашних стычек, уличных разборок.
Какие уроки мы любили? Наверное, те, которые срывались. И не было предела ликованию по поводу свободных 45 минут, словно мы неожиданно обретали сказочное богатство.
Долгое время у нас в шестом классе толком не было уроков русского языка и литературы. Не прибыла после распределения Ирина Георгиевна. Это после мы узнали, как ее зовут. За эти полтора-два месяца кто только ни брался учить нас литературе! Однажды после очередного урока Максим Евгеньевич, маленький лысоватый еврей, предупредил, чтобы мы не расходились, так как литературу будет вести он.
Это была комедия! Мы смотрели, как Максим Евгеньевич подслеповато открыл учебник, ткнул пальцем в какую-то страницу и объявил тему. А затем начал раскрывать перед нами хрестоматийный образ с применением физико-технических терминов:
- Итак, наш князь Олег, пытаясь преодолеть сопротивление собственной судьбы, призвал волхвов заглянуть в его будущее. Предсказание было удручающим: смерть от собственного коня. И нелепым до смехотворности: принять гибель от любимого существа, друга многочисленных походов, в которых он не раз выручал своего хозяина. Чародей по наитию определил причинно-следственную связь, прикрыв ее таинственностью и неопределенностью во времени. Гениальность Пушкина в том, что он образно определил сумму сил добра и зла и выразил ее формулой предвидения. Змея, затаившаяся в черепе коня, - кто мог подумать именно о такой форме стечения обстоятельств(?) - это непроизвольный выбор человеком собственной судьбы. Мы одновременно являемся и ее хозяином, и ее рабом. Это все тот же философский спор ( нередко и теологический при обсуждении религиозных догм) о границах дозволенной человеку власти над собой и миром.
Максим Евгеньевич был умным и эрудированным человеком, но каждому из нас надо было еще пройти свой путь, чтобы его словесная, как нам казалось тогда, абракадабра дошла до нашего сознания. Но, выговорив эти слова и взглянув на наши скучающие лица, учитель почему-то хлопком закрыл учебник, схватил журнал и, не дожидаясь звонка, ушел.
Ирина Георгиевна появилась в нашей железнодорожной школе неожиданно и прекрасно. Словно богиню ввел ее к нам тот же Максим Евгеньевич как заведующий учебной частью. Что нас поразило? Ее красота и изящество, с которым она прошла от двери до стола. Уложенная прическа (оказывается, в нашем городишке были парикмахеры - настоящие мастера своего дела) на греческий манер пухленькие с ямочками щечки. Но их розоватая припухлость меркла рядом с ярко вычерченными губами, которые, казалось, горели призывным огнем тлеющей в глубине ее существа страсти. Над серыми крупными глазами взметнулись в удивленном изгибе тонкие черные брови. Девчонки зашушукались, а мы, пацаны, остолбенели. Вечный второгодник Борька Гапоненко с Алимом Назаровым - известная в нашей уличной округе пара, державшая уже тогда всю школу в страхе, смачно вздохнули, оценив безукоризненные пропорции тела, сплюнули, как это делают мужики у пивной, завидев мамзель, выдали протяжно и нарочито выразительно: "Ну и сучка!".
Максим Евгеньевич встрепенулся и немужицким голосом пронзительно крикнул:
- Гапоненко, вон отсюда! Жди меня у кабинета.
Борька по-обычному, шумно стал собираться, хлопнул крышкой парты и, не скрывая радости, двинулся V двери. За ним солидно вскочил Алим и, поравнявшись с новой учительницей, дурашливо обронил: "Пардон-с, мадам!"
- Мадемуазель, - поправила его Ирина Георгиевна и добавила длинную фразу на французском языке.
- Это значит, -сказала она, обводя взглядом нашу соплячью мужскую половину класса, - что объект, который может себе позволить расслабиться при дамах, недостоин их внимания.
Но вот это "объект" прозвучало так насмешливо и презрительно, что все изречение было только формальным довеском к этому слову.
Борька и Алим, непробиваемые ни в кабинете директора, ни вздрагивающие от отцовских ремней, не выдержали спокойного достоинства новой учительницы. Помаявшись от безделья и зудливого интереса к новой личности, прямо скажем, небывалого для них явления, вскоре перестали кривляться на ее уроках. Через несколько месяцев молодой учитель черчения, позволивший себе в частной беседе недвусмысленный намек на прелести Ирины Георгиевны, был жестоко избит неизвестными лицами в одном из темных пришкольных проулков. Говорили, что главным действующим лицом был Гапоненко, этот детина, сидевший на шее отца, известного в городе машиниста. Вскоре Борька бесславно закончил свою жизнь: был насажен на "финку" в какой-то сваре между дворовыми кланами нашего небольшого городка.
Школа наша была окружена рабочими поселками, выдавая не только будущих машинистов, путейцев, связистов, но и наполняла тюремные камеры. Мрачные истории рассудачивались в наших больших коммунальных дворах. Пьяные драки, побои, облавы милиции, суды, арестанские каталажки. Не проходило недели, чтобы через улицы нашей части городка, граничащей с кладбищем, не проходили бы длинные и унылые похоронные процессии, сопровождаемые траурной музыкой, рвущей сердце, и горестным плачем, вызывающим слезы сопереживания.
В то же время на уроках Ирины Георгиевны нам открывался новый светлый мир с возвышенными страстями и непередаваемой тоской и тягой к неведомой ранее жизни. С приходом новой учительницы в классе стало как-то просторнее, ярче. Словно, над нами витали образы прекрасных и сильных людей.
Сама Ирина Георгиевна не признавала учебников, ограничивалась небольшим листком из ученической тетрадки с записями, сделанными мелким и не очень разборчивым почерком. Сначала шел как бы обычный опрос, проверка домашнего задания, при котором учительница умудрялась каждого из нас сделать в какой-то степени писателем или поэтом. Может быть, это было и не совсем так, и некоторые просто молчаливо созерцали суету сует, но наши затрепанные дворовыми пересудами души вырывались на простор новой жизни. Мы изучали Лермонтова, и Ирина Георгиевна ставила двух учеников у классной доски и предлагала сыграть фрагмент из произведения: "Ты, Самойлов( это ко мне), будешь опричником, а ты, Грунина, {при этом все сначала смеялись: Ольга Грунина была высокой и гладко прилизанной девицей), - купцом Калашниковым. Начали...""
И мы входили в свои роли, в ту атмосферу опричного беспредела, который разлил по всей Руси Иван Грозный. Он как бы стоял за нашими спинами и хмурил брови. Еще была толпа с быстро меняющимся настроением: от негодования, до сочувствия, от презрения до скорбной сердечности. Выкрики, гиканье, вздохи, брань. Не тот мат дворовых склок из уст измученных наших матерей, а ругательства, наполненные мощной силой азартного сопереживания.
Что она делала с нами, Ирина Георгиевна! Она заражала нас сценическим пониманием искусства, чего никогда не сделает ни одно кино, ни один телевизор. Она заразила нас грустью и мечтаниями о принцах и принцессах, о гордых героях и смелых чувствах. Она истончила стену грубого созерцания мира послевоенных дет до сказочной прозрачности тонкой пленки, за которой угадывались силуэты любимых книжных образов. Еще чуть-чуть, и ты в этом мире прекрасных героев, бросающих вызов черному, завистливому, мерзкому...
Русский язык . Ненавистные нудные параграфы о склонениях, окончаниях, формах, И здесь Ирина Герогиевна приоткрыла для нас могучее таинство постоянно меняющейся жизни языка. Мы увидели гармонию и борьбу между собой различных частей речи и слова. Все переходит друг в друга: глаголы в имена существительные, имена существительные - в прилагательные и наречия. Мы узнали, что действие может вдруг застыть и приобрести признаки подлежащего. Суффиксы, окончания, приставки вмешиваются во время и пространство. Словно рычажки какой-то машины времени. Увидеть язык в движении - это потрясение. Оно сродни тому, как если вдруг через окуляр микроскопа взглянуть на срез свежего луковичного ломтика и узреть жизнь в других измерениях.
Божьей милостью Учитель. Недолго, года два, водила нас по бурному морю лучшей из наук Ирина Георгиевна. После были у нас другие учителя русского языка и литературы. Но их уроки, да простится или, может, никогда не простится им это, были блеклыми и невыразительными. Мы были "испорчены" Ириной Георгиевной и не могли понять причины ее ухода из школы. Это была, говоря языком взрослого человека, любовная связь, неожиданно и нелепо оборвавшаяся. Внесшая пустоту и смятение.
...Лет через пятнадцать после памятных уроков я оказался в тех краях, где жила Ирина Георгиевна. В городе на берегу Азовского моря. Она узнала меня, а я увидел ее такой же, какой и была она в школе. Я принес свои первые произведения и... забыл о них. Увлекла иная жизнь. И только сейчас начинает доходить смысл разговоров что вели тогда в ее однокомнатной квартире в Мариуполе, где на книжных полках лежали такие же невостребованные, а может, просто подаренные навечно рукописи ее учеников - восторженных мальчишек и девчонок.
Ирина Георгиевна была из семьи реабилитированного "врага народа". А дед ее, известный инженер Ольшевский, ещев царское время построил самый длин ный мост в Средней Азии, который и до сих пор является уникальным по прочности инженерным сооружением. Стали пониматься истоки ее редчайшего дарования, которое при другом стечении обстоятельств могло привести ее на театральную сцену или в мир кино. Но в личной жизни была одинока, не найдя рыцаря и утешителя. Странно, непостижимо. При такой-то внешней и душевной красоте... j
Господи, отчаянно прорвалась молитва, дай ей в награду наше почитание и восхищение. Не дай забыть ее уроков красоты и восхищения жизнью. Пусть литературной, но дающей нам трепетное ощущение своей собственной души.