Аннотация: Эта станная война. ОбзорЪ критика-критикана
"Эта странная война" - мнения и комментарии
Добрый день, уважаемые участники конкурса "Эта странная война"!
Решил тут покритиканить некоторые работы. Не против? Уж больно понравилась идея конкурса: вроде, и на военную тематику, а на тупом боевичке не проедешь на конкурс. Сам я участия не принимаю в качестве одного из вас, но вот почитывать работы намерен. "Так почему же не вести заметки о произведениях в виде обзора?" - спросил себя же. Пожал плечами - и решил принять участие в конкурсе в качестве критикана-обозриста.
Не хочу разделять работы на подгруппы, а буду читать их вперемежку. Один за одним. По одному от номинации. Сначала - номинации "мини", потом - "основной", затем "макси" и напоследок "супер"... затем опять "мини". Последовательно.
Увы, не все работы мне могут приглянуться. А зачем что-то обозревать, что не понравилось? Вывод сделаете, надеюсь, сами.
Ах, да, могу бросить обозревать вдруг и совсем. Бывает в жизни всякое, вы же понимаете.
Критерии? Сужу рассказ, а не автора. Заведомо неправ и заведомо прав одновременно. Докажите мою неправоту - и я соглашусь и извинюсь за свои неправильные суждения, кои оне будутЪ.
Критик и критикан. Можете ругать заранее и кричать, что не имею право судить ваш рассказ. Кстати, если не хотите от меня рецы или хотите, чтобы я убрал не понравившуюся вам рецу на ваш же рассказ - скажите в комментариях (обязательно залонгиненные) - и я уберу.
Имею право на ошибку. Имеете право исправить мою ошибку.
Имею право на высказывание собственных мыслей.
Пожалуйста, воздержитесь от матюгов в комментариях.
Предыстория. Всё было: и ядерное оружие, и пушки, и перевороты. Однако империи и монархии существуют и поныне, милитаристские клики приструнены малопонятной Лигой, которая наподобие НАТО следит за правопорядком в военщине всего мира и, скорее всего, обладает оружием усмирения.
Но как же реализуется агрессивность?
Противостояние нынче сводится к парадам и перфомансу. Видать, с мужчинами что-то свершилось, и их природная агрессия из ярости и злобы трансформировалась в спортивный азарт, показуху и чванство.
Чего не хватает в таких битвах, напоминающих многочасовой парад и жуткую какофонию? Того, кто будет определять победителя. Секундантов. Жюри с оценками. Вертолётов с кинооператорами. Трансляции на весь мир и заветных "если ты за французов, позвони по номеру ...".
Из сказок мы знаем, что опытные певцы и танцоры могли соревноваться сутками. Здесь явно такое же противостояние. Кто кого перещеголяет позами, перекрасивит движениями. Убей противника пафосом! Задави его звуком!
Но в дикой дисгармонии звуков и мельтешении многотысячных танцевальных полков вряд ли возможно определить победителя. Тут уж, скорее всего, "битва" будет длиться до последнего свалившегося в обморок с разорванными перепонками или с судорожными болями в натруженных ногах этого мега-марлезонского балета.
Кстати, а как в натуре закончилась эта самая встреча при Гаронне?
Я уже читал этот рассказ, когда судил "Коза-Ностру 4". Тогда его не пропустили по апелляции как, вроде бы, не соответствующий теме. Я же ставил "плюс". Что ж, хорошо, что хоть здесь рассказ нашёл своё пристанище.
Предыстория. Они были раньше, задолго до людей. Стояли во главе войн других существ, о которых не осталось даже намёка. Их юдоль - война, битва. И чем больше будет жертв, тем лучше жертвоприношение. Но так было. В другой жизни. Нынче же на планете иные существа. Которые так же любят уничтожать себе подобных. Тем самым совершая жертвоприношение Ужасу и Боли. А ведь у каждого народа персонификация их - своя.
Да, они были всегда. Ведь всегда была война. Не война, так мор. Не мор, так засуха. Это всё они. Забытые боги нового мира. Они живут в каждом из нас, дёргая за ниточки: убей, оскверни, прокляни! Иногда получается. Иногда получается очень со многими.
Они мечтают о новой войне, о войне всеобъемлющей. О вселенском кайфе, пусть оргазм от миллиардов замученных может и убить, пусть! Главное - чтобы его достичь.
Одного не учли эти мёртвые боги. Нет, двух. Первое: среди них их предатель и спаситель. Эдакие божественный тормоз. Он не даст им пресытиться. У него есть внутренний блокиратор. А второе: они не учли, что они здесь - не единственные боги. И рано или поздно, но тому, кто им противостоит, их антиподу - это может надоесть.
Хотя, судя по хронологии мира после1945 года, пока чаша гнева не переполнена, и нас может ожидать ещё одно явление мёртвых богов. А вдруг нынче их будет не 29, а сотня?
"Часто он даже не менял джойстик управления кораблем на игровой, а просто переключал бортовой компьютер с игры на пилотирование" - что чрезвычайно опасно, ведь в жизни нет кнопки "Load".
Главные герои не умеют "разговоры разговаривать". Вместо них - складывается такое ощущение - раскрывают рты марионетки или роботы. Никакой индивидуальности, совершенно не похоже, что собеседники с читателем - живые люди.
На корабле бардак. Команда не слажена, военный корабль существует без тщательно отработанной системы сигналов. Во всяком случае, этой системы сигналов не показано ни разу! "Путешествие" сквозь мириады миров - словно поездка на такси, и даже непонятно, зачем в командирской рубке нужен кто-то кроме "водилы". Ха! "Еще два поворота"! Два поворота в космосе на таких скоростях либо длятся днями, либо уничтожают всё живое на борте враз из-за неимоверных скачков гравитации. Гиперпространство - это что, водная поверхность? Фу ты, заговорил канцеляритом, слишком напитался от рассказа.
Правда, дочитав до этого: "- А вон идут местные жители, - указал Сем на приближающуюся группку туземцев, - давайте у них и спросим, есть ли шахты", я понял, что всё это - то, что читаю - просто стёб.
Недалёкий садист Пег. Разгильдяй Сив. Наивный вьюнош Сем. Всё это лишь штампы. Или пародия на...
Хотя, прочитав рассказ, понимаю, что написали его, скорее всего, всё же с серьёзными намерениями. Мол, противопоставим прогрессу материального прогресс духовный. "Назад к природе через усовершенствование себя самого". Нам, мол, не страшны ядерные взрывы, мы ядерные грибы на завтрак можем есть, а между планетами летать - как тому самому "виляющему на поворотах" космическому кораблю. Только вот не верится во всё это ну нисколько. Ни во внезапное, чуть ли не мгновенное незаметное для Империи духовное возрождение завоёванной планеты, ни в то, что за одно поколение все вдруг открыли в себе то самое потаённое. Ни во многое другое. Да и роялей в кустах - не протолкнёшься.
Скажем так, рассказ из рода "моих первых шедевров". Лечению не подлежит, но коренной переработке, начиная с первой буквы и заканчивая последней сотой вычиткой, - да. Тема реализована по пути наименьшего сопротивления, самое угадываемое направление развития конкурсного задания.
Потому что это не художественный рассказ, а переработка части диссертации к конкурсу. Несомненно, интересные - в другом месте и в другом исполнении - сведения "о становлении земли монгольской". И вкрапления современной жизни, сколь неумелые, столь лишние. Они не сочетаются - эти две части рассказа, им нужно существовать друг без друга, и в разных ипостасях. Историческая статья-исследование и прозаический рассказ о связи с предками и о памяти. Всё. Никакой странной войны я здесь не заметил, потому что уже после первых нескольких абзацев поучительных выжимок из исторических трактатов стал просто прокручивать всяких там "тайджиутов" и Кычановых Е.И. Ну не та у меня цель на конкурсе - прочитать историческое исследование, написанное сухим языком фактов безвестным историком. Не та. Сам "рассказ" написан сухим, не литературным, не живым, нечитабельным языком, полным канцеляритов. Стилистика отсутствует как таковая. Например, как вам такое: "исследовать различные предметы утвари, оружие людей, давно покинувших земную юдоль" - жуткое смешение стилей, канцеляриты.
Рассказ очень слабо вычитан, стилистика хромает на обе ноги. Перегружен канцеляритом. Например: "Из культурных объектов юноша обнаружил типовой кинотеатр...", "...по распределению в большой город со многими тысячами жителей, с разветвленной инфраструктурой..." - и это в двух рядом стоящих абзацах!
"Тэнгрин Огюгсен Темучин, его родовое имя, был очень религиозным человеком. Другое дело, что тэнгризм, религия тюрко-монгольских народностей, ведущая свои истоки от шумеров, сейчас почти забыт. Я не буду рассказывать, сколько тысяч гугенотов было вырезано во Франции, убито в крестовых походах еретиков и сожжено на кострах, уничтожено аборигенов в Америке" - два раза перечитал, связи между предложениями не нашёл.
"Тимур внезапно увидел, что с ним прощается уже немолодая уставшая женщина" - ну вот. А то всё "директриса" и "директриса, словно обезличенное нечто.
"Так, в 1221 году, во время похода в Индию, великого полководца посетил Чан Чунь, руководитель даосской школы 'цюань чжэнь'. Чингисхану посоветовал его вызвать Елюй Чу-Цай, поистине легендарная личность, служивший северокитайскому государству Цзинь, а впоследствии самому 'покорителю Вселенной'. Ещё одна из даосских школ, 'тай и цзяо', пользовалась покровительством правительства (Цзиньской и Юаньской династии). Её патриархи неоднократно призывались ко двору и имели возможность проповедовать свое учение. Школа ' чжэнь да дао цзяо' (Учение истинного Великого Дао), основанная Лю Дэжэнем, также пользовалась благосклонностью властей, особенно монгольским императором Мункэ (Сянь-цзуном)" - ЗАЧЕМ ЭТО ВСЁ ЧИТАТЕЛЮ? Эта, извиняюсь, узконаправленная хрень?
После этого я стал пролистывать, пытался зацепиться за что-то интересное, то, что вытянет рассказ из трясины полудисера... Увы. Не дождался.
Наверное, не посмотри я за месяц до этого рассказа на дивидишке сериалы "Штрафбат", а заодно и "Ленинград", то не согласился бы с автором в том, возможен ли был такой исход. О взаимообмене пленных самими разведчиками.
Но в сериалах насмотрелся такого, что в общем согласен с такой историей. В общем. А почему бы и нет? Наши - могли бы. Уж сильно издевались НКВДшники над "врагами народа", а штрафников вообще за людей и не считали. Но вот вопрос: а было ли подобное у немцев? Могли ли они так же озлобиться на своих? Да так озлобиться, что таскали унтеров и офицеров всё-таки врагам. Уж идеологически немцы были обработаны похлеще наших, а ихние "враги народа" в армии если и были, то уж явно не в разведчиках. Списать вот так на фантазию автора? Можно, конечно, но ведь рассказ явно не фантастический. Да, я помню эпизод из "Штрафбата", где наши и их солдаты в одной и той же комнате пили шнапс из одной бутылки, но то ведь солдаты. Они потом спокойно и стреляли друг в друга. А тут разведчики. Наши - ещё понять можно, а вот немцы как смогли "дойти до такой жизни"?
Война собак и людей. Вечная война. Родоначальники - люди. Те, которые забывают закон "мы в ответе за тех, кого приручили". А ещё они забывают о том, что пословица "поступай с другими так, как хочешь, чтобы поступали с тобой" относится не только к людям. Собаки становятся людоедами в двух случаях. Если дичают до волчьего состояния. И если хоть раз попробуют человечьего мяса. Первое обеспечивает сам человек. Второе - они сами. Здесь как раз показана ситуация, как это происходит в реале. И я этому верю. Потому что и у нас такое было. Два раза на моей памяти собаки загрызали человека. Пусть не на моих глазах, но круги от брошенного камня касались и меня. Приходилось ходить по двое-трое и обязательно с палками в руках до тех пор, пока местные охотники уничтожали всех дворняг в округе. А один раз опасная игра одного пацана с дворнягой довела до трагедии. Мальчик дразнил большого кобеля в большом двору, в котором играли десятки детей и сидели за столами десятки взрослых. Собака эта была добродушной, и мало кто обращал внимание на шугающего псину парня. Дошугался. Напала - и в два счёта откусила тому ухо. Тут же дала стрекача, пока взметнувшиеся люди с дрекольем не догнали. Потом была долгая охота по всему городу на велосипедах и с воздушками... А потом снова было нападение обезумевшей от такого оборота собаки на своих преследователей, разорванная рука и нога одного из них... забили камнями. Опять круги на воде - и дворняг вырезали десятками. Есть от чего им ненавидеть нас. А ведь они - хищники. И мы хищники. Кто кого? Война вечная, и она будет длиться долго. Пока есть на этом свете мы и они. До исчезновения одного из нас.
Прекратить её ничего не стоит. Только вот человек этого не понимает.
По рассказу. Много пунктуационных ошибок. Произведение нуждается в вычитке.
Что ж, написано отменно. Правда, самой войны как таковой я здесь не заметил. Скорее, манёвры, но не боевые действия. За исключением последнего "выстрела". Я вот, честно говоря, совсем ничего не знал об Алёхине, кроме того, что его фотография была изображена на картонной раскладной шахматной доске, бывшей у меня в детстве. Ну, Алёхин. Ну, гроссмейстер. А вот то, что он, по сути, был иностранным гроссмейстером, я не знал. Как и то, что немцы выпустили его из нацистской Германии. Наверное, приключенческий и драматический получился бы фильм по его биографии.
Убили его Советы? Бывало и такое. Не только Троцкого достали ГБУшники, но и Бендеру, например, и других. И Алёхина могли убрать, чтобы не создал "неудобного положения".
Могло быть. Могу допустить.
Но вот что смущает. Психология поведения персонажей. Наверняка Алёхин догадался, кто к нему пришёл, и наверняка догадался, что может последовать после такой вот партии в шахматы. Уж о судьбе Троцкого он знал наверняка. Но ведёт себя совершенно не обеспокоено, не боится, не нервничает. Хотя знает, что висит на волоске. Так просто смирился? Что-то не верится. Мог бы попытаться убежать, ударить незнакомца, закричать? Мог. Почему не сделал? Не понимаю.
Чем-то напоминает Звягинцева с его многотомником про Одиссея, покидающего Итаку. И, конечно, Суворова с его "Аквариумом". Я обожаю эти книги, и этот рассказ - из рода "обожаемых". Смутили, правда, два момента.
Первый. Ну, вселялся человек в другого. А насколько? Допустим, на полгода - добиться нужных решений. Но тогда, получается, полгода вместо этого человека сидит тот, в которого вселился этот человек. И, значит, либо усыплён (что лучше), или в тюрьме у ГРУшников, выбивающих нужные стране сведения. А вот захочет ли идти на следующее задание человек, с телом которого так некрасиво поступают? Да и после "реинкарнации вновь" тот, в кого вселялись, как будет себя вести? Этот момент опущен и списан на фантастичность и юмор.
И второе. Как мне кажется, рассказ нужно разбить на несколько, ибо затянуто слишком. Несколько коротких рассков или чётко выделенных глав помогут лучше воспринимать текст.
Я тоже думаю, что порой учёба в школе для маленького мальчика или девочки - это война. Причём, действительно странная, ведь не взаправду воюют другие девочки и мальчики с тем, кто не прижился в их компании. Наш класс был дружным, и у нас если и были изгои, то они дружили между собой, а остальные их не третировали. Более того, с нами, со всем нашим классом водился один парень, который не прижился в другом классе, у ребят, старше нас на год. Прижился. То есть человек в школе вряд ли будет один. Даже самые забитые могут найти таких же забитых, и водиться друг с другом. Но это у нас. А как "у них"? Видел несколько фильмов про такую подростковую жестокость, когда изгоев просто выкидывали из их общества. И эти изгои либо смирялись с положением, либо не смирялись - и гибли в петле, либо... мстили. С двумя пистолетами в руках, с автоматом, телекинезом (Керри)... с Оружием.
Да, такое, к сожалению, бывает. В плохих школах. Там, где классные не видят сложившегося положения. Там, где родители не замечают, что с тобой происходит. Там, где сам малыш доведён до отчаяния.
Рассказ... не то, чтобы хорош, но... правилен, что ли. Хочется сказать: верю!
Но есть несколько спорных моментов. Понятно, что Оружие, которым девочка убила своих одноклассников, не было материальным. Иначе "никто никогда и не узнал, каким образом были убиты ученики", особенно "лучше кадры органов внутренней безопасности" - такого не может быть. Нож? Напрашивается с "пришла на кухню, мама сделала вид, будто не видит Оружия возле тарелки с овсяной кашей", не так ли? Но нет, не нож. Ведь мама не замечает, что что-то материальное в руках у Виктории, и даже "закрыла за девочкой дверь так, как если бы у нее в руках не было ничего, кроме самых обычных вещей, с которыми принято ходить". То есть это не нож, не оружие как таковое. Не материальное. Это что-то, что девочка вытащила из своего сна, из своего подсознания. Но в таком случае в рассказе это показано малоубедительно. Я бы подправил и переделал.
Честно говоря, не совсем понял, кто именно в качестве "десантников". То ли, хм, глисты, то ли какие-то гусеницы, то ли вообще всё это был просто сон. Но сам рассказ-загадка-перевёртыш, увы, показался мне не совсем интересным. Прочитал - и забыл, извините.
К сожалению, и об этом рассказе будет мало впечатлений.
Не потому, что слишком плох. Наоборот, написан отменно. Я бы сказал, сжатый в рассказ роман.
Но вот, к сожалению, не люблю двух вещей, и потому не читаю их: космических опер и детективов. Выводы очевидны, не правда ли? СЛИШКОМ не мой рассказ. А потому адекватно о нём судить никак не могу.
Честно говоря, был рад, когда рассказ закончился. Наконец-то! Такого наворотили, так всё запутали, что стало откровенно всё равно кто там в дамках, а кто козёл. Подставы, метания, интриги, самокопания, мозгозапереподвыверты... Н-да. Слишком. Их - слишком. Слишком терпким оказался задум. Нужно разбавить описаловками и действиями. Да, будет повесть, но зато не будет такой концентрации данных, которые пресыщают мозг до отупления.
Во многое не поверил. Не поверил в то, что выпущенные защищать крепость заключённые тут же не подняли восстание. С какой стати защищать тех, кто над тобой издевался долгие годы? И так, и так смерть, так уж лучше в бою, лучше отомстить за годы унижений! Никто ведь не донёс до них, кто именно атакует тюрьму и почему их нужно так бояться. Потому не верится в действия одиннадцатого, который вместе с охранниками отбивал мост от зэков.
Не верится вообще в то, что 11 - это воин. Скорее, дворянин-аристократ, который любит говорить и любит говорить много. Солдафон же меньше говорит, думает приказами - а в основном действует. Здесь же прямо не апатичный ко всему забитый обстоятельствами и проученный за свои действия и слова военачальник, а говорливый донельзя психопатик. Не, не верится в слова и действия такого.
Не верится во многие действия и сцены в рассказе. Например, 11 и князь в его опочивальне кричат, ругаются, падают, дерутся - а стоящая у дверей охрана ну никак не реагирует! Почему? Ведь до переворота должно пройти ещё достаточно много времени. Но они просто торчат у двери. Ха! Двери, которая запирается на ключ. Двери комнаты князя. Комнаты! В замке князя. Князя! Вы где-нибудь видели такую скрытную подозрительность? Князь, первый человек в государстве, в собственном дворце имеет только комнату, которую запирает на ключ, чтобы не вошли (охрана, лекарь, служанки). Да быть такого не может!
В общем, рассказ не произвёл на меня впечатление. С одной стороны накрутили до замутнения в голове, с другой - не продумали мир, поведение и действия персонажей.
ИМХО, рассказ недоработан. А после доработки, вероятно, ценители кулуарно-психологических детективов оценят его по достоинству.
Не знаю, почему, но ржал, начиная от второй половины рассказа и до окончания его же. Может, катализатором послужила фраза "...закричал противник. Полковник узнал Славкина...", и всякие связанные с названной фамилией ассоциации. Может, слишком представил эту картинку: толстенькие в скафандрах "контрактники", с щипчиками в руках гасающие за пулями. Может, вообще вся эта сумбурность и нелепость ситуации пробила на ржач... не знаю. Но просмеялся - и нахмурился.
Навалено тут всего, конечно. Только куча уж больно распалзучая получается. Я так понимаю, что адреналин выбрасывают солдаты-контрактники, отдуваются за всё мизерное государство, а их "битву" с противником транслируют на всю страну - и вся страна сбрасывает напряжение. Так? А зачем всё так усложнять? Ведь не меньше (а, скорее всего, и больше) адреналина сбрасывают, например, на футболе. Бедные солдатики уже так замучились, что воюют с трудом, как манны небесной ожидая выходных. А мужики сидят у телеэкранов и пьют пиво, подбадривая своих криками? Фу, как упадочно.
Уже сделали бы амфитеатр, что ли, с силовым полем. Или действительно - спортивные соревнования. А так получается что-то атрофировано-усреднённое. Стреляют - зачем? В рукопашную - смысл? Ведь выигрывает тот, кто больше пуль поймает! Сачком и щипчиками. Блондинок туда надо, а вместо пуль - что-то кавайное. Ото была бы бойня!
ИМХО, ангел и бес, топор - лишнее. От их наличия в рассказе никто не выигрывает. Ни рассказ, ни рассказчик.
А. Ещё. "Начальник тыла тщательно отсчитывал каждому по тридцать патронов. Автоматчикам - по три рожка" - рожок - это 30 патронов. Если по 30 патронов каждому - то один рожок, а если три рожка - то по 90 патронов.
Рассмотрел эту работу вне очереди по рекомендации Мышки-Норушки. Она говорила, что мне понравится. Она была права.
Ну как мне могло не прийтись по душе работа, которая по мыслям, заложенным в ней, так напоминает мысли, которые я сам закладывал в свои работы? Одну пишу вот уже два года по настроению и наитию. Правда, она, скорее идёт по смысловому наполнению первого, первичного, внешнего слоя этого расска. Второй рассказ я написал не так давно, успешно пролетел с ним на БД7, и теперь всё мечтаю переделать его - и опубликовать. А может быть впоследствии развернуть в полноценный роман. Речь идёт об "Искуплении". И там, и тут - альтернативные, сейчас нереальные способы переделать преступников на полноценных членов общества. Подходы, правда, немного различаются, но в целом схожи - "клин клином вышибают". У меня душу наделяют способностью ощущать боль, и отдают эту боль разом. Здесь - заставляют перешагнуть через себя и понять, что есть агрессия и что происходит с человеком, когда он осознаёт, что он наделал своей агрессией. Немного перегиб насчёт "кастрированной души", конечно, но в общем - согласен. Чего только не рассказывают о тех, кто вернулся оттуда. Оболочки, полные гнева и смятения, и пустые - одновременно. Словно пузыри с ядовитым газом. А поднеси спичку - всех отравит. Так и тут. Дали понять, дали "искупить кровью", только вот кровь эта - внутренняя, душевная, а раны совсем не заживают. Никогда. Вырезают жестокость с мясом. Делают из человека зомби. Существо, которое запрограммировали не быть жестоким. Это словно сделать человека нечувствительным к боли. Его режь - не чувствует. Даже если при этом, не отдавая себе отчёт, душит другого человека. Он не чувствует. Ничего.
Только вот последние фразы рассказа выбиваются из колеи. Получается, что ходят эти зомби, ходят... безобидные с виду, калеки душевные, а сами тайно мечтают вновь вернуться туда, где осталась их душа - на поле боя. И жечь, рвать, стрелять. Бомба замедленного действия. Бездушные. Вечные убийцы, запрограммированные на войну.
Странный, противоположный по ощущениям рассказ, который сразу и не осмыслишь.
Но читать надо.
Пару "тапок".
Пунктуация! Нещадно!
"кто-то из вас ошибется - и всё. "Всё" - это значит навсегда. Совсем. Здесь нет полумер", - то есть, здесь нет раненых, боли, вида боли и вида раненых. А по идее как раз это и был бы полноценный ад.
"Сайто-сан свои сюрикены каждый раз около часа собирает, изрядно при этом матерясь. Причем по-русски, даром что японец" - если всё это происходит только в голове одного человека, русского по происхождению, тогда ещё можно понять. У него все говорят на русском языке. Но на самом деле (читаю тут в ЖЖ одного нашего, живущего в Японии уже несколько лет) - в Японии очень много ругательств, толстенная книга. А вот русского они не знают - почти никто! Английский знают единицы. Они гейдзинов (иностранцев) вообще боятся и сторонятся. Так что не мог японец материться по-русски, увы. Вот кто тут может материться по-японски? "Късы" - и всё? То же самое.
В принципе, да. Отдыхной, лёгкий рассказец. Нет там глубинного, увы, смысла, хоть намёки и наличествуют. "Там, где вас нет" и иже с ними.
Какой-то странной войны я, увы, не заметил, да это и не моя головная боль.
Лёгкий отдыхной рассказ - и всё. И всё.
Несколько "тапок".
"Дети из разных племён играли вместе, выучили язык друг друга, сказания о богах и героях" - дети выучили язык. А до самого конца вожди никак не могли пообщаться через переводчиков. Переводчики - дети. И молодёжь. Бо родились же голубоглазые? Ну, вот. Посему не верится и в это: "Хитрые Ежи посмотрели на расцветающие снопы искр... попрятались по землянкам". Ага, щаз!
Да, упоминание шаурмы и хот-дога, это, как мне кажется, уже перебор.
Самый лучший пока рассказ, который прочёл на конкурсе!
Читал не отрываясь, чуть ли не с повизгиванием от удовольствия.
Нет, в самом деле, понравилось до одурения. Хвалить долго не могу, засим умолкаю. Придраться особо не к чему. Разве что: "подъитожил" - что это за шутка юмора? И - пунктуация!
Байка. Сочинённая по ходу мысли. "а потом, значит... а я, сталбыть...". И так далее. "Братские страны", пинающие друг друга пудовыми крагами, да так, что шаолиньские отдыхают; самая накачанная пятая точка опоры; нестабильные границы, у которых ходи кто хочешь, пинай, кого хочешь. Этот неубедительный штамп о том, что у соседей за границей всегда можно сбыть выгоднее (вместо того, чтобы добиться госсубсидии). В общем, "пендельные" соседи, иногда сходящиеся в поджопниковских битвах и предатели-покаятели, с удовольствием вгоняющие свою страну в ещё более глубокую дупу. Мрачняк, только простяковский какой-то.
Да, ну вот ни в жизть не поверю, что вот так: "упади я, она мне все руки б отдавила" можно думать. Неудободумательное предложение.
Только к середине рассказа понял, что это за война. Но когда понял, то читать стало не интересно.
Война компьютерных вирусов и антивирусных программ. Я не совсем шарю в железе и начинке, не смог разобраться, что есть Smart, но Fall - это, наверное, падение, когда летит компьютер, Генеральная Ошибка. То есть вирус as is. Ядра на ногах "капканов"-антивирусов - это, вероятно, их серверная привязанность. Это те, кто не застолблен на одном месте. Остальные - свободно гуляющие по "лесу"-сети.
Не совсем понятно, что есть "маг", "кролец", "липковый сок", "луб", но ясно то, что всё это принадлежит к айтишному сленгу. И, конечно, когда начинается "сезон капканов", то есть обновления у антивирусных программ, то "прилетят пчуги" - программы-хакеры, вирусные заплатки. Ну а вирусы, охотящиеся на антивирусные программы, которые, погибая, рождают сотни мелких вирусов - это тоже уже классика. Это всё понятно.
Но давайте поговорим не о сюжете, а о стилистике самого художественного произведения.
Коротко: она просто ужасна. Во-первых, крайне неудачна подача материала в виде диалога. Складывается такое впечатление, что главные герои - дебилы, что они доносят друг другу информацию, которую знали чуть ли не от рождения. "Скоро начнется сезон капканов. Удастся ли пережить его? С каждым разом нас становится все меньше и меньше". О да. Если на этом остановиться и продумать последующий разговор, то можно навыдумывать что-то вроде: "А ведь мы обязаны питаться! И потому три года назад изобрели колесо и мотыжно-подсечное земледелие!" Глупо? Конечно, глупо! Ну не разговаривают так на самом деле! Где вы видели, чтобы давние друзья общались, рассказывая паспортные данные друзей? Ужасно канцеляритово поданы диалоги. Вот, на закуску: "Ты ведь знаешь: если кролец вздумает полакомиться корой липковых деревьев, он обгрызает их очень осторожно. Иначе проломит тонкий защитный слой и увязнет в клеевой подкорке". Да, может, тут какая-то хакерская ирония заложена, но если читатель не понимает, то для него это всё - ненужные, бесполезные знания.
Потом абсолютно "вдруг" всплывает какой-то маг. Не было его, не было и на тебе. Появился. Мало того, "Ни одно действие не могло совершаться без обращения к нему" - и при этом два друга мастерят ловушку без согласия мага, ведь по тексту: "Смарт не захотел довериться никому, кроме Фалла, и поэтому работа продвигалась медленно". Зачем тогда этот "маг", если своих функций не выполняет?
В общем, задумка до разгадки интересна, а вот воплощение нуждается в тщательной переработке.
Н-дааа. Читал не отрываясь. Не скажу, что заторчал от рассказа, но увлекло по-настоящему. А концовка, перевернувшая всё с ног на голову, разодрала губы в сардонической усмешке. Наши показали себя во всей красе. Не верится, правда, что все так быстро съедут с катушек. Да и абсолютно "стандартные" для блокбастеров (а не для реальной ситуации) действия - пьянка, самоубийства, изнасилование - в них тоже не верится. Типа да, так должно быть - стандартно, навязано-стандартно, но вряд ли такое будет в жизни, в реальной ситуации. Скорее всего, это киношность оставила свой штампированный след. "Параграф 78" и иже с ними. Но в целом и общем - похоже.
Честно говоря, был рад, когда рассказ-повесть закончился. Какой-то необычайно-тяжёлый по восприятию рассказ мне показался. Постоянно быть сосредоточенным, когда читаешь, постоянно отыскивать лазейки и скрытые смыслы... Это прямо-таки выжимает досуха.
Смысл всего описанного так и остался для меня не уловленным. Кажется, что на планете, где живёт Он, произошла некая катастрофа - и планета превратилась в подобие "Пикника на обочине" Стругацких. Правда, не настолько усложнённого, но с завихрениями - это точно. Завихрениями в головах. Второй вариант всей психоделики разворачивающегося действа - всё это происходит только в голове ГГ. То есть, иными словами, он просто спятил. Тогда можно объяснить и оправдать всю эту мешанину образов, раздвоение аватар-подсознаний (человек и женщина), непонятные и полупустые диалоги с самим собой, борьбу с военизированными аморфными андроидами-метаморфами и многое другое. "Рушатся балконы", "сирены" - наверное, всему этому есть внешнее объяснение.
Но в целом вся картина осталась для меня за кадром.
Читать же было, как ранее упоминал, очень тяжело. Предложения-гусеницы, когда не хватает для прочтения не то что вдоха, а нескольких... Стилистика от "стиль завывающе-эпический" до "психоделико-завуалированный". Сложно въехать в сюжет, не хватает думалки. Я бы всё же разбавил, упростил.
Я ожидал появления такой темы на конкурсе. Даже предугадывал в комментариях. Рад, что не обманулся.
Действительно, японцы верны кодексу, и "последний самурай" отнюдь не был с лицом Тома Круза. И сейчас вспарывают себе животы опозорившиеся чиновники, а японские солдаты, как мне кажется, так же, как и в рассказе, будут сидеть на позиции годами, пока не придёт другой приказ. И пусть "последнего солдата" вывели в большой мир, кажется, в середине семидесятых, но кто может на сто процентов утверждать, что тот был действительно - последний? А вдруг на неприметном атолле "архипелага тысячи островов" сидит вот так вот старичок, вся жизнь которого - ожидание? Да, я видел комиксы о наших партизанах, взрывающих электрички до сих пор. Но я также слышал и о таких случаях, как "внезапная пропажа всего экипажа судна такого-то", которые связывают с проклятиями, пиратами. А вдруг всё дело именно в таких "последних солдатах"?
Да, и вот это: "Рядового Кимуры еле-еле хватило на время проведения авральных работ, и после захоронения его останков пришлось решать продовольственную проблему" - непонятно. Накамура съел человека, что ли?
Отлично! Прямо война графоманов с мастодонтами словесности.
Абсурдность такой "войны", а именно повода её, налицо. Описание мира хорошо, но мало. Да и вообще - у рассказа есть один существенный недостаток: он слишком мал.
Я много славословий говорить не обучен, засим скажу только, что, как мне кажется, рассказу место на пьедестале.
Хатынь-Катынь, 186 деревень. Намёки на то, что сожжены они были своими, местными, полицейскими или партизанами? Или это про войну что-то вроде той войны между украинской УПА и польской Армией Освобождения? Тогда они между собой сражались в то время, когда шла вторая мировая, и убивали немеряно поляков и украинцев. А в СССР об этом не знали, и вряд ли по сей день многие о том противостоянии знают. Так что, в Белоруссии то же было? А кто против кого? А за что и почему? Если это так, придумка, то такими вещами не шутят!
Рассказ вызывает противоречивое ощущение. С одной стороны, написан на довольно графоманском уровне, особенно первая из трёх часть. С другой стороны, понимаю, что, возможно, это стилизация под "молодых и талантливых непризнанных гениев", причём в первой же части - двойная стилизация: за посредственного писателя, описывающего ещё более посредственного сценариста. Вот такое раздвоение личности, происходящее аж два раза. Ведь на каждой части рассказа вчитываешься, вылавливаешь какие-то недочёты, пытаешься предугадать последующее развитие событий - а тут бумц - обломчик. Матрёшка в матрёшке. Оно интересно, конечно, но здорово выбивает из колеи.
Но попробую не обращать внимания на различные напластования и воспринимать текст как единое целое. Правда, тогда некоторые детали теряются. Закольцованность наводит на мысли, что всё происходящее и описываемое - это различные грани одного целого, и это целое и в тексте сценария, и в тексте рассказа, и в самой реальности. А тогда вполне вероятны не только инопланетяне-захватчики, но и помешанные на золотом миллиарде спецслужбы с их немного наивными взглядами на жизнь. Что им проще: десятилетиями уничтожать графоманов, дошедших до "опасных" выводов и пытающихся эти выводы протащить в мир или за несколько лет создать идеологию, на основании которой эти самые графоманы будут слыть извращенцами? Второе легче, да они и сами о таком говорят, но зачем тогда такой контроль за фильмами и произведениями отдыхного характера? Вот большой ли переворот в умах людей сделала революционная во всех отношениях "Матрица"? Нет, люди её восприняли адекватно - как развлекательное кино. Никто не стал ходить с молотом и разбивать на куски компьютеры только потому, что грядёт ИИ, и этот ИИ всех уничтожит. Так что в рассказе - явное и не оправданное сгущение красок.
А так, в целом - интересно.
Тапки.
"Причём война с весьма проблематичным исходом - большая часть планет Союза населена гуманоидными расами, и они наверняка помогут своим родственникам по биологии" - если уж большая часть планет Союза - гуманоидные, то сами краги не раз и не два имели с ними отношения, завязывали контакты, так что имеют опыт, как с ними поладить. Что за проблемы? Не война, так ассимиляция, не ассимиляция, так взаимодействие на выгодных для краггов условиях.
"Да, сэр, - ответил офицер. - Мне не совсем понятно, какую угрозу нам представлял собой этот парень со своим дурацким сценарием" - более того, непонятно, зачем надо было ставить в известность офицера о причинах ликвидируемого. По-моему, это не принято. Приказали - действуй, и не рассуждай. Не твоё дело, зачем. Не дорос, чтобы знать. А коли дорос, то на задания ходить не будешь.
"... подумал редактор, когда за автором принятого в номер рассказа закрылась дверь кабинета. ... А я - я согласен зарабатывать на этом деньги. Журнал покупают хорошо, и можно уже прикинуть, на каком экзотическом курорте провести отпуск. А заодно можно подумать и о том, какую красотку прихватить с собой..." - мне кажется, Вы сильно преувеличиваете роль редактора в окупаемости затрат на журнал, а также неправильна связка редактор-деньги. Обычно деньги имеет не редактор, а генеральный директор журнала, а то и издательства. Редактор - это всего лишь редактор. Его функция несколько иная. У меня было и есть несколько знакомых редакторов журналов, и ни один из них не имел каких-то дивидендов от выпускаемого ими журнала. Да и какой журнал может обеспечить даже своему генеральному директору отдых, скажем, на Канарах? Разве что общемировой какой-то, а не местный региональный.
Теперь, так как изменилось отображение различных классификаций рассказов, я буду делать КРУГИ таким образом: 3 из номинации "Мини" и одна - из номинации "Макси"
Увы, как и все предыдущие рассказы из этой вселенной, принимающие участие в других конкурсах, я не дочитал и этот. Но не потому, что написан ужасно, наоборот, мне до такой классной стилистики-сюжета-воплощения как булыжнику до шаттла. Дело в само вселенной, в мире псевдоитальянских Ромео и Джульетт. Только здесь многократно закрученней и... непонятней. Запутался в этих Мацератти, то бишь Маттерацци и всяких других Канеллах. "В этой Бразилии столько Педров!" (с)
А было так: слишком поздний вечер... по сути слишком раннее утро. Перед глазами всё плывёт, и как можно быстрее хочется дочитать очередной текст на ЭСВ. Через несколько абзацев этого рассказа, решительно написал: "стёб, сюр, жалкое зрелище", но потом так спать захотелось, что решил перечитать на следующий день. В общем, через несколько суток пришёл черёд вновь читать конкурсные рассказы. Но так как начало подзабыл, решил начать сначала. И не прогадал. "Стёб" остался "стёбом", но добавилось и "юмор", и "ржач". "Сюр" убрался вовсе, "жалкое зрелище" сменилось на "увлекательный сюжет". Правда, к середине рассказ начал надоедать, провисло конкретно, и к концу синусоида вновь потащилась вверх, однако, на прежнюю положительную амплитуду не вытянулось. Вот что такое читать рассказы на свежую голову!
Общее впечатление: смешно до стёба, иронично до сатиры, прикольно... но не юмор, а насмешка, не смех, а пырханье, не увлекательный сюжет, а по волнам вверх-вниз. Слишком затянуто, слишком долго, расплывчато - и потому надоедает раньше времени.
Увы, рассказ прошёл мимо меня, не задев и даже не всколыхнув в душе ничего. Что за странные связи? Странные даты? Мне, украинцу, непонятны намёки, увы. А если тут вкладывался какой-то сакральный смысл, намёк на внутреннюю борьбу, на "никто не забыт...", то либо он слабо донесён до читателя, либо я его не прочувствовал.
Читал до тех пор, пока количество несоответствий и провисов в рассказе не превысило все доступные нормы. А именно до появления "Бешеного" в камере.
Да уж. Более несвязного и противоречащего себе самому рассказа я не встречал до сих пор на конкурсе.
Начнём с того, что автору, увы, не удалось прописать персонажи совещания, не удалось наделить их индивидуальностью. В моменты "мозгового штурма", каких-то "открытий" они действуют одинаково, словно марионетки, выполненные одним роботом. Все бегают, все метушатся, кричат. Только туповатый ГГ лопает печенье. Остальные соглашаются, ведутся, особо не обдумывают, действуют прямолинейно. Разом. Импульсивно. Скажете, так и бывает? А ничего подобного. На любом совещании 5 и больше человек ведут себя по-разному. Всегда. Если они не марионетки и не принадлежат к какой-то касте или секте. Попробуйте понаблюдать общение такой группы людей. Ведь у всех разные типы характеров, разная степень импульсивности, выражения собственных чувств. Разная. Увы, у Вас, автор, все на одно лицо.
Дальше. Ситуация, обсуждение - всё это вызывает лишь скептическое пожатие плечами, иногда смех. Рассуждения всех героев совещания поверхностны, до первого допущения, все принимают "на верочку" всякое, что сказано человеком с функцией "эксперт". Здравомыслящие, умные люди так не поступают. А судя по описаниям, в совещании принимали участие отнюдь не глупцы.
Само совещание подано слишком декоративно, крупномазочно, если поймёте, о чём речь. А ведь здесь сходятся разные стили мышления, разные точки зрения и разные люди. Здесь жесты, мимика, слова играют очень важную роль. Каждый жест, каждое слово, междометие! Игра слов, действий. У Вас, автор, тонких описаний не наблюдается - а ведь они должны быть! Мелкие штрихи, мазки, правильное их расположение. Увы, у Вас словно описание чьё-то, стенограмма.
Дальше. Мысли героев, их слова, поступки.
Пройдём поверхностно по тому, что зацепило изрядно.