Огромное вам спасибо за участие в конкурсе! Благодаря вам мы побывали в разных уголках нашей планеты. Сразу оговорюсь: все очерки достаточно интересные и, хотя работ не так много, но кругосветка получилась. Любопытно, что в этом году настоящий бум Севера!
Свой обзор я решила разбить на две части.
Часть первая. Почему не в финале?
Уважаемые участники, это не столько обзор, сколько мои рассуждения о том, почему конкретный рассказ не прошёл в финал.
Озвучу главную причину: другие рассказы оказались сильнее и больше понравились участникам основных номинаций. Но почему же?
Некрасов А. Река детства
Отлично переданы эмоции героя, после прочтение тепло на душе.
НЕ стесняйтесь писать свои воспоминания и чувства от первого лица - это дает возможность выражать эмоции ещё сильнее. Да и реку неплохо было бы разанонимировать , как я понимаю, это приток Северной Двины Шомокса?
Думаю, здесь сыграла роль некая отстранённость автора от описываемых в очерке событий.
Воробьев М.З. Время Куликова поля
История, религия, связь духовенства с властью. В номинации Вс очерк несколько чужероден по тематике, на МП более приветствуются путешествия, традиции, природа.
Здесь духовная сила раскрывается, как часть традиций Руси, возможно, именно поэтому очерк одобрен преноминаторами . Но он подошел бы и в номинацию эссе, что в результате и сыграло роль в занятом месте на самосуде.
Кстати, этот очерк идеально подойдёт в номинацию "Земля Отцов" на конкурсе "Вера, Надежда, Любовь".
Бачерикова В. "Саяни" и Биюк Ламбат
Произведение насыщенное, интересное, пожалуй, многовато исторических данных и прямых выдержек из использованных материалов, возможно, это гармоничнее смотрелось бы в Эссе. Хотя и в ВС не является чужеродным. Мне понравилась авторская идея - открытие тайны одного захоронения, что позволило расширить знания о Крыме. И написан очерк с любовью к родной земле.
Кстати, очень подойдет в номинацию Земля Отцов на будущем конкурсе ВНЛ.
Почему сегодня не в финале? Потому что, на мой взгляд, немного уступает произведениям, более глубоко подходящим к конкурсной тематике. Маловато визуальности.
Крам Д. В недрах Антарктиды
Да. Немцы бывали в Антарктиде, и базы у них там были, и всё это можно было преподнести как конфетку - поиск отца или деда, но...
Нужно внимательно работать с матчастью.
У вас как-то всё налегке, уж очень невероятно - палатка на ледяной земле, оставленные гореть спиртовки в этой же палатке, взрывчатка - кто хочет, где хочет, там и взрывает? Замурованные во льду тела в немалом количестве, кстати, зачем немцы замуровывали покойников там, где жили, где хранилось питание? Это немцы-то? Им льда вокруг базы не хватало? А зачем там питание на 200 лет? Вы думаете, это бы не заметили наши соотечественники? Советские южнополярники? Других стран?
Кстати, как герои поняли, что вот именно тут бункер? Если они это так легко определили, то какой же это тайный бункер?
У вас интересная задумка, но для хорошего произведения нельзя допускать вольности в материальной части, думаю, это и сыграло роль в низкой оценке произведения участниками конкурса.
Хрипков Н.И. Вагончик тронется
Это смесь очерка и эссе, для меня - больше эссе. Много документального, рассуждений, но мало визуального. Да, информативно. А где путешествие? Однако, своих читателей очерк нашел - средний балл за произведение достаточно высокий.
Почему это не в финале? Потому что автор не счел нужным голосовать на этапе самосуда.
Оленникова О. Сонькина Лагуна
А славно! Не очень высокая оценка, думаю, связана с эмоциональным восприятием других произведений - они всё же более сильные.
Хорошо иногда забыть про быт и суету и вот так оторваться.
Дроздова К. За час до рассвета
Я бы разбила этот очерк на две части и дала побольше гор, визуальности. А вообще, неплохо. Если честно, я рассматривала это очерк в числе кандидатов в финал. Что меня остановило? Неудобно скомпонованный текст - читать тяжеловато, слишком большие абзацы, и, извините автор, очень много ошибок.
С текстом надо работать и работать.
Князев В.А. Бон аппетит
Бывает и такое. Это хорошо, когда не очень уютные моменты вспоминаются с лёгкой иронией, но маловато всё же дано информации, которая надолго запоминается. Возможно, поэтому очерк и занял низкое место в самосуде.
Часть вторая. Финалисты.
Странник С. Американцы в Выселках, или О семье, объединившей людей с разных континентов
Как люди находят друг друга? Как уживаются в одной семье традиции разных народов? Об этом рассказывает автор очерка.
Мне лично произведение понравилось - написано интересно, богато информацией.
Петерс Т. Письмо домой
Это произведение, на первый взгляд, простое, но достаточно информативное, в нем нет повышенного пафоса или завышенных эмоций, но чувствуется некоторая напряжённость, что всегда сопровождает человека при переезде в другое место жительства, интересны бытовыми подробности и отношения между жителями в Мексике.
Котлов А. 7 карпатских "изюминок"
Ну, что можно сказать про Карпаты? Может там лучше побывать, полюбоваться природой, летом - цветами, зимой - снегами? Автор традиционно верен любимому месту отдыха.
Улыбнуло. Очерк как доверительная беседа на близкую всем нам тему, раскрытую при посещении французских городов Лиона и Дижона.
Юки А. Краски всего мира
Кому-то этот очерк покажется зарисовками, я же увидела в нем калейдоскоп путешествий. Отличные путевые заметки. Очень краткие, но яркие, где можно не только побывать в разных странах, но и сравнить их особенности и традиции.
Щербак В.П. Гренада, Гренада, Гренада моя!
Добрые, приятные сердцу автора мемуары. Читаются легко и с большим интересом. Вообще, работы Валентины Петровны всегда привлекательны тем, что рассказывают о добрых старых временах, ну, а здесь мы вместе с автором знакомимся с Гренадой.
Рубер А. Острова на озере
Очерки Рубера всегда интересны и информативны, фотографии сделаны профессионально, что дают большой плюс произведению. Германские озёра - тема неожиданная, для меня лично Германия - это города, города и небольшие городки. Приятный очерк.
А вот и любители Севера!
Гордиевская К.С. На Край Света
Очерк переполнен эмоциями, но это не умаляет достоинства произведения - читателю достаточно полно даются картины Севера.
Это выдержка из большого очерка? Я бы чуть добавила как в начало, так и в конец выставленного на конкурс отрывка, сейчас непонятно, для чего нужна была такая опасная поездка, а финал воспринимается как оборванный. Буквально пара предложений сделает очерк законченным.
"Вокруг валяется множество ржавых бочек", - это ужасно. Точно также завалены ржавыми бочками Енисейский залив и Карское море у полуострова Таймыр. Больно за природу.
Мантак вам чукотцы презентовали? Разрешение - потому, что е места закрыты для свободного посещения? Это не просто моё любопытство - в молодости мы с подругой путешествовали по Енисею с выходом к Диксону и Карскому морю, тоже через разрешения. С тех пор душой с Севером России.
"Как сказал Конюхов, говорит, а что дома-то делать?" - здесь слово лишнее, либо "сказал", либо "говорит".
Избегайте повторов и слов-паразитов. Есть ошибки в пунктуации - оформление прямой речи. Неуютный формат - гибче пользуйтесь тэгами, выделяйте больше абзацев - в Эксплорере текст представляется тяжелым для восприятия. Специфические названия желательно пояснять в сводках под текстом, чтобы читатели не лазали по интернету.
А так славный очерк.
Пушкарёв Б.В. Архангельск - 56 (версия для конкурса "Вокруг Света")
И снова Север. Но уже европейская часть страны. Архангельск. С Севером сибирским есть сходство, а есть и отличия. Но чувствуется главное: автору эти воспоминания очень дороги.
И здесь тот же совет: поработайте над абзацами, текст будет лчуше восприниматься.
Самарина О.Б. Безрассудное путешествие на Аляску (с сокращениями)
Автор не первый раз радует нас трэвелогами. Сегодня - взгляд на Северную часть Америки. Самобытный, информативный очерк с хорошими фотографиями.
Хохлов С.О. Путешествие по Подкаменной Тунгуске
Люблю Север! А всё, что как-то связано с Енисеем, тем более. В этом очерке автор рассказывает о впадающей в Енисей реке Подкаменная Тунгуска. Спойлерить не буду - лучше прочесть. Есть чему удивиться и чем насладиться.
Автору маленький совет: отрегулировать формат текста, сделать пробелы, чтобы произведение визуально смотрелось лучше.