комментированное критическое изложение книги Уитнесса Ли "Знание жизни" в переводе 2006 года.
ЧАСТЬ 1
Цитаты из текста У.Ли берутся в кавычки "..." и ставится ссылка на страницу книги. Если кавычек или ссылки нет -это мой текст.
ВВЕДЕНИЕ
Ребёнок родился час назад. Что есть у него? Жизнь? Если у него есть жизнь, то в чём она выражается? В том что он дышит, орёт и кушает?
Ребёнку один год. Если у него есть жизнь, то в чём она выражается? В том что он ходит, смотрит, бормочет несколько слов?
Другому ребёнку тоже один год. И специалист уже видит, что ребёнок станет глубоко слабоумным человеком. А пока что он ходит, смотрит, бормочет несколько слов...У него есть жизнь?
Если кроме жизни имеется существование в жизни, то в чём разница между тем ребёнком, который уже живёт и тем, кто существует в жизни? Посмотрим на двух детей, обоим уже 9 лет, один ходит в третий класс школы, а второй страдает идиотией - шустро бегает, орёт, смотрит на каждого нового человека, - и за полгода не научился прочитать слово "Мама".
Через двадцать пять лет наш здоровый ребёнок алкашом стал, с ним третий раз случилась белая горячка. У него жизнь или существование в жизни? Наш идиот грамоту так и не осилил, но в бутылку не лезет и даже работает - коробки весь день по цеху переносит или концы проводов вставляет в гнезда контактов и обжимает их соответствующим инструментом. У него жизнь или существование в жизни?
И когда Уитнесс Ли обстоятельно пишет о Божьей жизни -нам нужны какие-то ориентиры в повседневной жизни человека безбожного и человека верующего. Иначе для нас Божья жизнь останется словами - я это по себе почти 15 лет знаю. Я ли тупее всех, читавших книгу У.Ли "Знание жизни"? Или читавшие эту книгу, читали в ней только слова и запомнили только слова, а сама Божья жизнь осталась для них полной тайной? "Я согласен, что есть Божья жизнь, но что это такое в масштабах хотя бы пяти её минут я понятия не имею..."- так?
Жизнь существует в следующих формах: повседневный быт человека; общественный быт человека;трудовая деятельность в быту, она же на производстве (это у каждого) и она же в обществе (это - у немногих); трудовая деятельность на государственной службе; учебная деятельность (школа-вуз-курсы); творческая деятельность (работники искусств); интеллектуальная деятельность (научные работники и самодеятельные любители философии или иных наук); самообразовательная деятельность как для практической пользы, так и ради интереса; деятельность связанная с разными "хобби"; деятельность типа "потребление ценностей культуры" - чтение книг, посещение театров, концертов, выставок; какая-то часть людей занимается деятельностью "ах!ох! Я всё время болею и постоянно лечусь..."; -деятельность, деятельность, деятельность...
А в книгах братьев Ни и Ли звучит постоянной нотой тема "есть духовная жизнь и есть жизнь Бога в человеке". При этом никак не упоминается церковная и религиозная деятельность, потому что она никак не связана с духовной и божественной (жизнью Бога в человеке) жизнями. Если эти жизни -не деятельность, то что же они такое?! Я уже 15 лет не могу понять... Полезно иметь в виду различие между жизнью Бога в человеке и жизнью Бога независимо от человека. Если мы подплывём к безлюдному острову и будем его разглядывать в бинокль - на территории острова имеется ли то, что следует назвать жизнью самого Бога? Над этим островом мотылёк порхает - это имеет отношение к жизни самого Бога? Если о мотыльке следует сказать что это жизнь "исшедшая от Бога" как результат творения жизни Богом в момент зачатия мотылька, то что следует говорить о его жизни в любую последующую её минуту, даже за минуту до смерти мотылька в конце всего дня его жизни? Более точным будет понятие "жизнь, исходящая от Бога", поскольку это обозначает постоянный процесс, а "исшедшая от Бога" означает разовый импульс жизни?
Если Господь вложил в жизнь способность к самовоспроизводству, то после создания Адама и Евы он как-либо участвовал в создании их детей, внуков, правнуков?! Он запустил процессы размножения и с тех пор ни во что не вмешивается? Итак: жизнь исходит из Бога каждое мгновение, или она изошла от Него в момент создания мотыльков и тигров, жучков и Адама с Евой, и далее сама себя создаёт, сама из себя исходит? Если признать жизнь за некий автоматический процесс, запущенный вначале Богом, то что останется от изысканий Ни и Ли, которые основаны на том, что жизнь -это постоянный поток от Бога? Тогда получается, что Бог Себя преобразовал в этот автоматический процесс?
Насколько вероятно, что я в данном моменте обнаружил глубочайшую богословскую проблему следующего рода:
-жизнь может исходить от Бога как некий постоянный поток, и в этом потоке Бог с каждым из нас, с каждым мотыльком, с каждой травинкой словно струной связан и в каждый момент получает о нас всю полноту информации о нашем существовании;
-жизнь исходит от Бога к каждому из нас как одномоментный импульс и далее наше существование прямого отношения к Богу не имеет? В последнем случае получается, что Бог нас видит и знает только в моменты, когда в нашем сознании хотя бы проходит где-то вдали слово "Бог" и особенно, когда мы совершаем молитву либо читаем любую духовную книгу?
Разумеется, те, кто читал книгу Н.О.Лосского "Бог и мировое зло", тут подивятся, что я эту тему не стал разворачивать во всей её широте, но я ведь данную работу пишу не вдогонку за Лосским и не для тех, кто когда-нибудь умственно дорастёт до его чтения...Так что -извините, если я вас считаю умственно неразвитым человеком!
Рассуждаем далее. Это ведь принципиальная разница, если жизнь не исходит от Бога, а исходит из Бога! В этом случае Бог словно открыт в мир, а не является в мире некоей самостоятельной сущностью, совершенно независимой от творящегося в мире. В данном тексте этот вопрос разбирать нет смысла. И в данное время я не способен его разбирать глубже и шире того что уже тут сказал. Отмечу лишь, что в духовной литературе, возможно даже в Библии, имеются выражения в смысле "Бог словно уснул...". А он просто по своему желанию может смотреть на ограниченное место в мире и недолгое время к тому же... То есть понятие о том, что Бог вездесущий, всеведущий и всемогущий - это принципиальное понятие, из которого не следует, что Бог "вечно и повсюду всё видит", понимаете? Такой взгляд снимает очень много проблем в вопросе о роли Бога в мире... Про очень многие события можно спросить "да где был Бог в голове и душе у этих людей когда они взялись сотворить это безобразие?"... Давайте только допустим, что всемогущий Бог на дела людей реагирует так же, как отреагирует вышколенный ребёнок 4х лет на непонятные дела совершенно незнакомых людей возникших в окрестностях песочницы... Если это признать, то известные слова Нового Завета - "будьте как дети", из афоризма переходят в разряд 11й заповеди по величию их смысла!!... Вообще я чувствую подозрение в истинности утверждения, якобы в "Новом Завете" нет нового набора заповедей...
Если мы признаём принцип вечного присутствия Бога в любой точке Вселенной, как бы мала она ни была, то из этого только по понятиям нашей логики следует, что Его присутствие в данной точке -является вечным и постоянным даже в масштабе десяти миллиардов лет (возьмите калькулятор и пересчитайте на часы и секунды!...). Живой Бог не обязан подчиняться нашим понятиям о последовательной логике! И если согласиться со мной, то нам следует обратить внимание на случаи, когда в Библии так или иначе употребляется выражение "уснул Бог", признавая, что самостоятельность этого выражения доходит до его фундаментального наличия в основании мироздания. Признание этого факта делает ненужными почти все попытки объяснения многих парадоксов Бога, которыми богословие занимается уже не одно столетие...Сделать из Бога вечного стража, который никогда не знает покоя -интересное дополнение к Библии... Допустим, есть какие-то "мировые ритмы", заданные Богом, которым подчиняются и Сам Бог со всеми духами Света, и враг Его, со всеми духами Тьмы...И не обязательно в земном времени эти ритмы могут иметь постоянную длительность!
Я не спорю с теми, кто скажет, что лучший аналог духовной и божественной жизней - наша телесная жизнь: наши детство, юность, молодость, зрелость и старость - это жизнь, каждый этап которой невозможно привязать к деятельности определённого типа. Это жизнь, которая наступает и проходит независимо от нашего желания поскорее стать молодым и оставаться таким подольше...
Но я выслушав подобное объяснение думаю: если духовная и божественная жизнь - не деятельности по моему желанию, а непонятно что, если они от меня так же не зависят, как переход из молодости в зрелость, то зачем нам вообще знать, что они существуют реально?! Что мы можем себе добавить или убавить в потоке духовной жизни? А уж про жизнь Бога в нашей личности и говорить нечего -у Бога своя жизнь, своя воля и наши желания и потребности Ему не указ и не принимаются в расчёт. Так зачем же нам знать, что у нас есть духовная и божественная жизни?! Это же для нас полная мистика! Да чем наша духовная жизнь отличается от Божественной жизни в нашем духе? А в нашей телесной личности разве божественная жизнь может реализоваться практически?! Но она может преосуществляться мистически, как преосуществляются хлеб и вино причастия.