А. А теперь я скажу нечто об истине. Если истина -это выражение реальности, в той мере, как мы её охватили и находим способы выразить (а способы эти многочисленны), то здесь вступают три основоположных фактора.
Первый -тот, что реальность может быть выражена статически или динамически. Когда, например, я делаю фотоснимок, я запечатлеваю момент истины, абсолютно идентичный тому мигу, когда была сделана фотография, но очень ограниченный. Можно сфотографировать человека, когда он говорит из глубины сердца, в такой момент и под таким углом, что он будет только смешон. Эта фотография совершенно истинна с точки зрения момента и совершенно ложна с точки зрения ситуации. с.259
В. Десять человек одновременно сделают фотографию. Они находятся на разных расстояниях от говорящего и на разной высоте: один лежит на полу у ног, второй держит фотоаппарат на высоте 3 метров, у потолка... Или я сделаю серию фотографий с интервалом в одну секунду. Какую из 60 фотографий, сделанных за минуту, нам считать наиболее истинной?!
А. В этом отношении фотография -истина, ограниченная моментом, застывшая и не передающая жизнь. Многое в богословии создавалось именно так: был схвачен момент, заморожен и было сказано "вот оно!". с.260
В. И многое в бытовых и церковных разговорах сопровождается вот такой тупостью и глупостью в толковании слов собеседника. Вот поэтому и нужно, чтобы единственной формой богословия была письменная речь.
А. Можно поступать и по иному: мы можем пытаться выразить динамизм ситуации, истину движения, а не событий, стоящих за движением. Примером я вам дам картину Жерико под названием "Дерби в Эпсоме". Когда вы смотрите на картину, вы видите несущихся лошадей. Если вы знаток в лошадях, а не в живописи, вы заметите, что лошади так не скачут: художник исказил данные естествознания, чтобы передать нам чувство движения. И прав-то он, если он хотел довести до нас именно движение, но он не прав, если хотел показать, как лошадь скачет галопом.
В богословии есть та же проблема: есть аспекты богословия, которые могут быть выражены только динамически. с.260
В. И сколько за 2 тысячи лет было богословов, которые понятия не имели о "динамическом" понимании и толковании проблем христианства? Если их было -все, кроме 7-47 за 2000 лет -во что они превратили богословие, какую они сляпали "традицию" стиля богословских пописушек? (Можно ли иначе обозвать самые увесистые их труды, если в этих трудах нет понимания "динамического"?!...). Леонтьев около 1885 года говорил, что никакого христианства на Руси ещё нет... А в других странах мира оно тогда было разве? Полюбуемся на католиков, которые около 1867 года провозгласили, что "Папа -это Бог на земле, и он имеет право менять не только толкования Библии, но и текст Библии..."...? Это было христианством? Это было менее ужасно, чем 700 лет инквизиции?! У вас полностью нет никакой духовной жизни, если вы убеждены, что не может быть на свете ничего ужаснее злодейств... Вот это обожествление Папы римского -наглядный пример "сладкого ужаса"... И разве это единственное ужасное, что может быть сладким и гладким?!
Вы уловили суть моих слов? Вы допускаете мысль, что за следующую 1000 лет в христианстве или светском мире могут случиться еще несколько сладких и гладких "общих мнений" и "общих дел", которые превзойдут весь мрак инквизиции? Попробуем логически допустить, что инквизиция, понимаемая в широчайшем смысле, имеет обратную сторону, которая выглядит сахарной до невозможности, но по сути и смыслу является яростным безбожием...
Вы допускаете возможность, что пресловутый антихрист придёт в мир не с мечом и огнём, а с потоками сахарного сиропа для каждого, но особенно -для недовольных? Хм... Прошу желающих хорошенько поломать голову, чем бы это в теории можно заменить смертную казнь преступникам... Если бы общество в данной стране имело возможность обеспечить каждому преступнику уровень жизни, который выше, чем у 80% миллионеров -что бы могло получиться? На зонах убивают людей нищетой... А разве нельзя их убивать богатством и свободой? Около 1910 года застрелился один из богатейших людей России -Савва Морозов...
Это сегодня, когда даже миллионерам вечно чего-то не хватает (азарт "делать всё больше денег своими трудами из своих миллионов" я не обсуждаю) -мы не в состоянии вообразить себе ситуацию беспредельного изобилия...
А ведь в этой ситуации есть масса тупиков безвыходных в виде индивидуальных возможностей нервной системы и психики конкретных людей. Посмотрите на количество преступлений, совершенных пьяными или наркоманами -ему бы таять от полноты добрых чувств в этом состоянии, а из него выплёскивается лютая злоба...
И если из него выплёскивается лютая злоба в минуты, когда он себя чувствует словно в раю, надравшись алкоголя или наркоты, то ведь это самоочевидный признак, что он -зверюга из каменного века, и не может быть речи об отмене смертной казни для тех, кто был пьяным или наркотизированным...
А. И наконец, есть та проблема, что мы всегда выражаем истину с какой-то точки зрения. Мы не выражаем её с точки зрения Бога, а с точки зрения человека. Мы делаем множество утверждений, не сознавая, что есть и другие точки зрения. Всё это ставит под сомнение образы и формулировки, которые мы высказываем о человеке, о Боге, об их взаимных отношениях. с.261
А. Но центр тяжести нашего христианского сознания -именно сомнение, а не безошибочная устойчивость. Потому что сомнение в каждый миг ставит под вопрос узость моего или вашего видения, ограниченность нашего понимания и свидетельствует в каждый миг, что Сам Бог, Живой Бог вторгся в наше сознание и ломает наши понятия. с.261
В. Если вы верите в Бога, а я не верю, то дело не в том, что вы захотели верить в Бога, а я не имею желания. Дело в том, что вас Бог избрал для себя, а меня почему-то не избрал. Может до будущих времён, а может навсегда. Вот по этой причине нет возможности сказать, что мои сомнения -от моей умственной никчёмности. Захотел -и стал сомневаться. Как мою свободу сомневаться можно увязать с фактом, что без воли Бога даже один волос не упадёт с моей головы? Если я иду вдоль болота -из всего миллиона комаров на меня сядут вот эти три сотни -по воле Бога? Или стая комаров -это то единственное место на земле, где начисто нет воли Бога?!
Стало быть, если у вас нет сомнений -ваша вера не по призванию от Бога, а по вашему личному желанию быть в толпе верующих...
А. Бог превосходит статичный образ. Он превосходит и динамичный образ. Он превосходит и понятие тайны. Он превосходит познание -как мы его понимаем в терминах познания мира материального. Он превосходит даже приобщенность -как мы её понимаем в меру нашего опытного знания. Всё кругом и в нас может -и должно быть- поставлено под вопрос, не потому чтобы мы ставили под вопрос Бога, человека или взаимоотношение, но потому что в каждый момент Бог требует от нас более глубокого понимания и более животрепещущего отношения с Ним. с.261
Мы-то были бы очень рады раз и навсегда сделать Его чем-то неизменным и ничем не рисковать. с.262
Мы ежеминутно ставим существование Бога под вопрос: где Бог при землетрясении? Где Бог в пожарах когда сгорают маленькие дети? Где Бог в войне? Где Бог в голоде? Где Он? И словами: вы Его не видите? Его нет? Это, может, привидение? (Имеется в виду случай с учениками во время бури на озере...-В.В.). Будь Он тут, всё это могло не случиться... -мы ставим существование Бога под вопрос. с.262
Во время бури апостолы будят спящего в лодке Христа. И текст жёсток, они почти что говорят Ему: "Тебе дела нет, что мы погибаем", -что применительно к событию означает: "Если Ты ничего не можешь сделать, по крайней мере раздели наши страхи и умри с нами". Не так ли мы поступаем всё время? Мы сомневаемся, что Бог поможет. с.263
В. Да почему мы убеждены, что Он должен нам помочь в данной ситуации?! Почему мы себя считаем в числе 100 лучших людей своего города или в числе 10 лучших людей своей деревни?! Откуда нам известно, что лучшим среди людей Господь всегда и везде спешит помогать?! Мы же придём в безвыходное замешательство на всю оставшуюся жизнь, если сами себя озадачим проблемой -найти среди наших знакомых хотя бы одного, которого решимся назвать в числе 100 лучших людей среди 100 000 населения... И если лучшим от Бога помощи не больше, чем худшим безбожникам, то почему мы, -скорее шкурные трусливые червяки и безголовые мартышки толпы, чем люди с умом и душой, -имеем дерзость ждать от Бога помощи и заботы?
Допустим, Патриарх призовёт верующих ради эксперимента купить десять лотерейных билетов и сообщить священнику о покупке, а затем и о выигрыше. Миллион христиан купит 10 миллионов лотерейных билетов... И столько же купят безбожники. Следует ожидать, что христиане по своим билетам выиграют больше, чем безбожники? Согласно статистике больших чисел -будет равенство выигрышей по сумме в обоих категориях. Особенно если подобный эксперимент будет продолжаться не меньше чем в 20 тиражах.
Если мы в своей деревне абсолютно не способны определить 10 лучших людей среди 500 жителей -на что же мы годимся как люди, не говорю -как христиане?!
Что мы способны понять про других у себя на приходе, даже после 200 посещений собраний? На собраниях нет ничего такого, что есть в семье. Стало быть молитвенные собрания -это лишь половина христианства, притом самая худшая, поскольку она в итоге не создаёт между нами семейные по духу отношения... Может быть христиане, которые на приходе больше трёх лет, и посетили не меньше ста собраний (вот уже и нужда вести на приходе журнал учёта посещений...), далее должны по какому-то списку по двадцать дней жить в чужой семье? С оплатой питания, понятно.