Зато встаёт вопрос: для Сатаны существует состояние страдания? Или он имеет состояние вечного блаженства?! А если и Сатана страдает -как мог Господь обречь на это своего любимого сына ("сын зари", "самый прекрасный" и т.д.)? Заметьте, что согласно Исайе Христос среди людей "самый невзрачный по внешности"...
И позвольте мимоходом спросить -а сколько же понаписано икон, где Христа пытались изображать весьма далёким от внешней уродливости лица?! Как ещё можно донести до толпы средних людей смысл слов Исайи о невзрачной внешности Христа?
А ведь отсюда на нас смотрит убийственный вопрос о том, в самом ли деле Мария всех и везде ошеломляла её красотой... И что всем вам за потеря от признания её по внешности совершенно никудышной? Ведь в мире 89% женщин имеют внешность никудышную, и 10% своей внешностью вызывают молчаливое содрогание?
Когда Сатана изуродовал в мире столько женских внешностей, когда столько красавиц на самом деле полны змеиной красоты, соответствующей их змеиным душонкам -Святой Дух снизошел именно в первейшую красавицу Израиля?! Опомнитесь и перекреститесь... Скорее уж Господь послал благодать хромоногой, криворожей, сухорукой и горбоватой особе, всеми презираемой с детских лет...
Как видите, если принять эти мои рассуждения всерьёз, то перед церковью встанет огромная и страшная проблема всех икон за 2000 лет, которые искажают Образ Богородицы... Кто знает о давних потрясениях Церкви от проблемы икон, те поймут меня...
А сколько внешне безобразных женщин за 2000 лет жили в церкви и церковью именно потому, что страдали от своего внешнего безобразия... Сколько на них было прямо и заспинно выплеснуто презрения, унижения, непринятия? А церковь до сих пор не увидела эту сторону проблемы и не исправила ситуацию с образами на иконах?! Вы вполне уверены, что для всех этих богомольцев и богомолок толпы христианской, хоть на Руси, хоть в других странах, была бы заметна разница между традиционным Образом Богородицы и -прости Господи - "жуткой рожей", при виде которой молча крестишься от тихого ужаса?!
Итак, сначала Господь обрёк на страдание своего любимца Сатану, затем на страдание воплощенности и распятия обрёк Христа... Будем ли подозревать Господа в бессмыслице, или посчитаем, что мы почти ничего не знаем о смысле мироздания? Мы почти всегда задаём про Бога вопросы в таком тоне, словно мы цари... А на деле мы -червяки на помойке? Если атеисты стараются мерять Бога понятиями людей своего времени (в 18 веке они бы не додумались до сегодняшних вопросов...) -одно это не говорит об их умственной неполноценности? "Если Небеса существуют, то там земные порядки, но в идеальном состоянии..."?!
Стало быть со Христом связаны: Воплощение, Насыщение мироздания некоей энергией, Распятие, Сошествие во ад (это одно: "рухнули медные врата"), Победа над Сатаной во Тьме Смерти (это другое...), Воскресение, Вознесение к Отцу, Восшествие в Небеса или, уж, точнее -Развоплощение. (Не надо тут заниматься пустой дискуссией, что на деле Он в Небесах пребывает отныне "в подобии плоти человеческой" -в котором Он пребывал с первой секунды начала Воплощения. Есть у меня чувство, что в данном смысле необходимо завершение этой истории именно понятием "Развоплощение"...Кто знает размеры и сложность дискуссии о соотношении во Христе Ипостаси Бога и существа человека -те вполне поймут меня.
А ведь Он мог в любую минуту по Воле Своей от нас отвернуться? И разве Отец бы не сказал Ему: "Смотри Сам..."?! И неужели вы думаете, что творческие возможности Господа были исчерпаны после Потопа и Господь был в совершенно безвыходном положении и никак не мог отказаться от распятия?!
Вам не кажется, что когда мы отвергаем для Бога возможность "отступления" -мы ставим Ему, Беспредельному и Безграничному... предел "с отрицательной стороны"? Сами посмотрите, если согласиться со мной, и вслед за Мережковским смотреть на ситуацию распятия как ситуацию, где есть несколько вероятностей исхода -и жертва Христа возносится куда выше того, где мы её мыслим как безусловную победу, и ужас всей ситуации становится "волоском, на котором повисла вселенная"...
Мы ведь живём в убеждении, что Христос пришел чтобы безусловно победить...
(Мое сиюминутное открытие!! В Симфонии на Ветхий и Новый Завет 1900г (переиздана в конце 1994г.) -нет слова "Вера"!!! Я падаю с банкетки и хлопаю глазами на люстру...).
Может вера -вообще мифологическое понятие, туман над Библией?! А Библия имеет в виду нечто иное по смыслу и содержанию?! Что было совершенно недоступно осознанию людей до 20 века, скажем, до трудов Вочмана Ни... -и до 23 века будет доступно считанным сотням наиболее образованных и полноценных по душе христиан? Богу спешить некуда... Если в каждом столетии только 100 человек будут подлинно христианами по душе -сколько к Нему соберётся Светлых Людей за следующие 7000 столетий?
Посмотрите на безбожников. Сколько за 100 лет было людей, которые осатанело и остервенело рвались и разбивались ради того, чтобы стать кандидатом наук... Человек 10-25, остальные до такого психологического состояния не заводились, это понятно. А сколько же есть христиан, которые нацелили себя на приобретение основательных духовных знаний собственными силами -без спешки, без нервного надрыва, без дефицита времени, и значит -с полной мерой душевной радости от этого занятия? Едва ли, что больше 2-3 за сто лет... Во всем мире...
Насколько я помню и понимаю, Мережковский в книге "Иисус Неизвестный" слова из 2 Кор. 9:4 "и найдут вас неготовыми" переиначил в вопрошение Христа: "найду ли веру, когда Приду"... Если эти слова не искажают сути и смысла, то следовательно, Христос нисходил в смерть, не зная ни исхода победы над Сатаной, ни конечного исхода для веры на земле... Совершенно ли обязательно участие и наличие Сатаны для безбожия человека?! Какие великие богословы этот вопрос уже исследовали? Воля человека независима от Бога... Значит ли это, что воля каждого человека -на поводиле у Сатаны? Если нет, то победа Христа над Сатаной не означает утверждения веры в Бога... Надо отдать дань признания духовной интуиции Мережковского?
Среди священнослужителей, современных в России Мережковскому, сколько человек из примерно 300 000 не уступали ему по культурности? Вероятно 5-12 только... Надо как-то оценить факт что с 1800 по 1915 годы книга Мережковского оказалась в своём роде единственной? Он в этой книге пытался идти по земле рядом с Христом? А все прочие писали о Христе, Который для них был неведомо где "на облаках"? То есть прочие сочиняли свои тексты по принципу "пишу о том, не знаю о чем, что происходит там, не знаю где..."...
А. И какое это дивное сознание -что нас привлекла к жизни, к существованию любовь Божия, а не только творческая Божественная сила (для которой каждый из нас -песчинка в песках океана...-В.В.). Какое глубокое отношение это создаёт между Ним и нами; как дивно, что, когда меня ещё не было, Господь сказал: Гряди, без тебя Моё мироздание неполно! Гряди в жизнь, войди в судьбы земли и неба, потому что ты часть этой дивной иконы, которая представляется в истории становлением Церкви и в вечности -градом Божиим, составными камнями которого мы являемся. с.245
Наше отношение к Богу и наше взаимоотношение с Ним такое богатое (я не хочу сказать: сложное; сложного ничего нет, сложное состоит из отдельных частей, которые плохо между собой соединяются) с.246
Мы провозглашаем как первую Нагорную заповедь, то есть как первое блаженство: "Блаженны нищие духом" (Мф. 5:3).
В. Полвека назад мои весьма богомольные родственники вызывали у меня тайную неприязнь их дремучим тупым невежеством и откровенной скупостью... На мои замечания они изрекали "Блаженны мы -потому что нищие духом... Блаженны мы -ибо мы нищие духом"... Сколько же по Руси тёмных и полудиких людей среди якобы христиан? Спустя полвека я понимаю, что эти мои родственники были в некоторой мере психически больные люди ("пограничное состояние" в котором находятся под 85% населения России... В пределах которого степень выраженности имеет диапазон от 5 до 95%...). Замечательно, что я, безбожник тогда, за 50 лет раз 20 посетил на кладбище могилы дедушки (бывшего священника...) и бабушки, а они, богомольные до отупения, там за 50 лет и 3х раз не побывали. Когда обычные христиане бывают на кладбище по 2-3 раза в году! В родном храме они не забывали ставить свечки за всех покойников семьи, а пройти 2 километра до кладбища они не могли? Когда от половины знакомых старух за год раз под 50 слышали "я на кладбище сходила"...
Блаженны только те нищие духом, которые не богаты тупостью и дурью...
А. Если сначала непродуманно произнести эти слова: как можно при нашем человеческом опыте, изнутри того страдания, того ужаса, который представляет собой история мира и часто -жизнь отдельного человека, как можно совместить "блаженны" и нищенство?
Мне кажется -так: для того чтобы найти радость этого блаженства, надо понять, что "ничего" во мне нет моего собственного. Я создан без моего согласия. Бог мне велел "Гряди!" или, вернее, Господь меня призвал и сказал: "Гряди ко мне" -с открытыми объятиями.
Тело моё, моя душа, всё, что только во мне есть -дар Божий, не моё, не мне принадлежит. с.247