Мне вот кажется, что в христианском мире должен быть такой порядок: появился автор, который смог написать не меньше 50 страниц о христианстве -минимум 25 человек обсуждают его текст и публикуют не меньше 200 страниц мнений. Появился автор написавший не меньше 200 страниц -минимум 75 человек обсуждают его текст и публикуют не меньше 1200 страниц мнений. А уж если кто-то напишет больше 500 страниц -его текст обсуждают не менее 750 человек и публикуют не менее 15000 страниц мнений. И не в опровержение, а пытаясь дальше развить чужие мнения.
А вместо этого в христианском мире и писатели и не писатели на нового автора смотрят с чувством "да кто он такой?!"... Это братское христианское отношение?!
А. Это трусость перед жизнью, это страх перед истиной, это отрицание многогранности и глубины в самой христианской реальности. с.205
В. Есть потенциально безграничная реальность в христианской концепции и есть практически полное отсутствие реальности в каждом отдельном приходе. Если в епархии 500 приходов, и ни в одном нет христианской реальности, то с чего бы эта реальность имелась в понятиях канцелярщиков епархии? Про епископа, который вынужден как воробей каждый день порхать из храма в храм для совершения богослужений, я вообще не говорю... Ему не до глубин христианства, даже если он -в самом деле честнейший человек, а не намыленный ворюга...
А. Я это говорю о христианских мировоззрениях не в том смысле, что Бог меняется, а в том, что мы можем с громадной радостью и вдохновением проходить мимо наших детских, юношеских представлений о Боге, представлений ещё не зрелых для того, чтобы вырастать в новую меру познания о Живом Боге, не выразимого до конца никакими усилиями ума или воображения. с.205
В. А можно ли представлять себе вечность как нечто похожее на кусок льда, где ничего не меняется никогда? Значит, в царстве смерти черти у котлов шныряют, нас из котла в котёл на вилах перекидывают, а у Бога в Вечности -мы как на стенке на крючках висим?! Допустим, что Вечность неизменна по нашим человеческим понятиям, а по её существу она вихрь перемен, более могучий, чем вихри Хаоса. Забавно, что наши любители традиций и преданий самым откровенным образом выбрасывают вон слова о будущем Вечном Евангелии. В котором, допустим, строчек будет в миллард раз больше, чем есть в Библии... Если есть Вечное Евангелие, то как мы можем превращать в столб истины сегодняшние понятия христианства, которые с точки Вечного Евангелия -пыль времени?!
Если мы упираемся в стену ортодоксии -то где же наш живой ум и зачем вообще нам живой ум? И почему за 200 прошлых лет христианство не поставило и не решило проблему живого ума и старых догматов веры?! Почему мы уверены, что наши догматы веры -это и есть основы того Вечного Евангелия?
А. Какая радость, что человек так велик, что может себя перерасти, и человечество так велико, что одно поколение, сменяя другое, получает наследие от прошлого и не делается его пленником и рабом, а на основании того, что когда -то было открыто человеческим опытом и умом, может себя перерасти во что-то совершенно новое, так, что жизнь из ряда, последования статических положений действительно вырастает в сплошную динамику, в творчество и в радость.
То отношение к жизни, та внутренняя установка, которую мы называем верой, то есть радостная, творческая уверенность и равновесие, содержащее одновременно и тайну, и сомнение, является одной из самых больших радостей жизни человека. с.206
В. И поскольку у человека нет никакой устремлённости к чему-то новому, нет от жизни чувства радости -постольку этот человек не христианин, а забревший в христианство идолопоклонник, который Самого Христа видит как своего идола... Кажется, уж в любом жизненном положении человек имеет возможность читать за день всего пять страниц в духовной книжке... В Библии -читайте не больше двух колонок, однако. Хотя бы потому, что Библию желательно читать снова и снова, за всю-то жизнь, за двенадцать или сорок пять оставшихся лет -сколько прочитаете? Но ведь не вашим самодельным умом вам будет дано понять подлинные глубины Библии. И кто же на деле читает даже не Библию, а только Новый Завет и затем учительные книги по нему? Будет ли христианин глазеть в телевизор больше двух часов за неделю? Даже христианские телепередачи разве равноценны великим книгам великих христиан прошлого?
А. Сомнение не пугает, потому что оно относится не к Богу, не к человеку, не к природе, а к тому, как я до сих пор их себе представлял. Какая радость для человека, когда он через несколько дней или месяцев или лет находит ответ на свой вопрос... с.207
В. Да может ли быть, что бы Бог, который над нами, вокруг нас и в нас, без воли которого даже волос не падает с нашей головы, не был Тем, Который даёт нам возможность сегодня осознать какой-то вопрос, через неделю или месяц -осознать другой вопрос? Человек, у которого жизнь является бесконечным рядом вопросов и ответов, может ли усомниться, что за прошлые годы эти вопросы к нему приходили без участия Бога? Даже песчинка с горы слетает по воле Господа, слетает именно в данную секунду, а не слетела вчера или месяц назад... Стало быть, если человек живёт без потока вопросов -это что-то говорит о его подлинном состоянии, о его отдалении от подлинного христианства...
А. Уразумев ответ на наш вопрос мы обретаем новое знание о Боге, новое чувство Бога, новую полноту жизни и новую полноту нашей веры. с.208
В. Есть какая -то связь между нашей полнотой веры и полнотой жизни... И поэтому я ставлю очень злой вопрос: где же книги больших и маленьких писателей, в которых раскрывается всё многообразие людей в этой связи веры и жизни? Только и могут сказать "крестился и начал поститься да молиться да на каждую службу ходить"? И если в данный храм ходят постоянно свыше трёх лет пятьдесят человек -где в их взаимоотношениях вот эта полнота жизни, где же они "братья и сестры во Христе"? Очевидно, что для самих христианских писателей больших и маленьких, мои рассуждения -изложение давно известных аксиом. Лично у этих писателей нет, не было и не будет ничего в смысле полноты веры. И не было ничего в смысле полноты жизни.
Если у человека есть полнота жизни -он очень заметно будет отличаться от людей в толпе. Даже если он неверующий среди неверующих. Но если среди неверующих или верующих люди с полнотой жизни встречаются по два-три на сто тысяч, то что в моих рассуждениях поймут люди, которым не дана полнота жизни?
Попробуем рассуждать так: если данный человек решил прочитать всю Библию -пока он её читает, в его жизни есть некая полнота. Прочитал, отложил -и через десять дней или два месяца от этой полноты ничего не останется. Неважно, если один Библию прочитает за триста дней, а другой за восемьсот? Или важно? А если человек прочитав Библию начнёт её снова читать через месяц -что думать о его полноте жизни? А если начнет читать только через полтора года -какая разница будет в смысле полноты жизни? Вопрос этот очень уж бесформенный. Но попробуем рассуждать так: два человека, обоим пятьдесят лет. Один безбожник, второй с семнадцати лет старался "жить по христиански" -как ему это толковали несколько священников, которые за тридцать лет отслужили на приходе...
И вот, безбожник за прошлые тридцать лет имел полсотни стремлений души, попыток дела и разных дел. Пусть даже всё у него было греховным, вроде занятий бизнесом на уровне спекуляции. А чем был увлечён верующий? Не будем разыскивать среди ста тысяч верующих тех двух-трёх, или пусть сорока трёх, которые были чем-то увлечены. Кто будет спорить, что среди безбожников за тридцать лет после службы в армии -или после достижения двадцати двух лет возраста -минимум каждый третий за тридцать лет имел не менее трёх каких-то увлечений. Будем считать, что в среднем у безбожника за тридцать лет было двенадцать увлечений.
А что было у ста тысяч верующих, если мы на Руси найдём сто тысяч тех, кто стал верующим до двадцати трёх лет? Это ленивые, вялые, тупые люди... Это понятно из чахлого уровня общения среди прихожан. Сколько среди прихожан, например, бывших уголовников... Пока они были безбожниками -чего только они успели натворить... А как крестились -в кого превратились?! То ли им препротивно делать добрые дела, то ли христианство на их приходах превращает людей в ленивых тюфяков...
А. Если Бог -невидим, то откуда уже у древних людей взялось понятие о Боге? Почему даже у обезьян нет ничего похожего? Допустим, что если на обезьян нечто такое снизойдёт в самой первоначальной форме -эти обезьяны хотя бы раз в месяц будут собираться всего на минуту и так или иначе может сидеть кружком, или качаться всей группой на ветках лишь одного дерева, или что-то другое, но это будет замечено нами за год наблюдений, хотя мы никогда не поймём в чём причина таких их сборов... А этого нет. Откуда же это взялось уже у древних людей? с.210 (изложение и дополнение).
В. А в самом деле... Вы древнего человека себе вообразите конкретно! Что же, у него каждый час сначала возникало соображение о чём-то, затем он по плану из этого соображения что-то делал? Пришло ему в голову "согну палку, свяжу концы -что будет?" Будет лук. Но к луку ещё надо хотя бы одну стрелу сделать... Надо научиться стрелять метко. Чтобы научиться стрелять метко надо стрел десять иметь и дней сорок с утра до вечера раз по триста из лука стрелять. То есть -опять надо сообразить про десять стрел, про триста раз в день и про сорок дней... Мы сегодня -очень сообразительные в новых делах для себя? А они пятнадцать тысяч лет назад -каждый день что-то новое соображали?
И эту абстракцию - "поклонение Богу" -они сообразили ещё скорее, чем лук и стрелы?! Конкретная мысль в их головах сотни лет бродяжила каждый день, прежде чем их озаряло "сделаем вот так-то"?