Васильев Владимир Ильич : другие произведения.

Сурожский Антоний: Школа духовной жизни -60

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:

  ШДЖ-60
  
   Вл.И.Васильев
  
   Школа духовной жизни -беседа 60
  
   А. Вера о которой я говорю -не легковерие, не наивное отношение к человеку, которое допускает, будто всё возможно, будто стоит только обратиться к человеку -и он отзовётся. Но вместе с тем это уверенность, что нет такого человека, в котором не было бы подлинной человеческой глубины, нет такого человека, в котором нельзя вызвать доброе и достойное... с.186
  В. На Руси нет человеческой глубины и прочего самое меньшее в трёх лицах из четырёх, которые когда-либо были уголовниками, пусть и не пойманными, или не имеют в душе чувства враждебности к делам уголовным. Также нет этой глубины в шести лицах из семи, которые стали или станут когда-то пьяницами. Кто пока не стал пьяницей -тот уже любитель выпить.
  
  А. К этому мы приходим во всех областях жизни. (К вере что в каждом есть человеческое...-В.В.). Например, сейчас во всех странах света идет громадное преобразование тюремной системы. Раньше преступника заключали в тюрьму, чтобы его удалить от общества людей; он был отрезанный ломоть. Теперь всё больше думают о тюрьме как о месте, где преступнику можно помочь стать человеком. Вот такое отношение и есть вера в человека. с.186
  
  В. Вы это говорили в 1972 году. Скоро будет 45 лет этой вот "веры в человека". Ну и что там, на Западе, получилось? Сравнительно с тем, что было, скажем, до 1980 года, если взять данные за тридцать лет, наверное число повторных преступлений сократилось вдвое... Но начнём с начала. Вот в некоей стране посадили некоего Джона.
  За пять лет перед преступлением этот Джон жил, скажем, на пятьдесят долларов в месяц. Отсидел он пять или десять лет и стал жить на семьдесят долларов в месяц...
   Но среди тысяч, совершивших повторное преступление, есть же несколько десятков или сотен, которые после отсидки стали жить даже больше чем на сто долларов в месяц, есть и те, которые стали жить временно на тысячу долларов в месяц. И тем не менее -опять сели на годы...
  
   Скажите, а если бы наш Джон после заключения жил снова на те же пятьдесят долларов в месяц -не говорю уже о тридцати долларах, -он бы уже никогда не сел второй раз, поскольку в тюрьме в нем "видели человека"?
   И все понимают, что для условий России это будет настоящий бред -видеть "человека" в каждом заключенном... Одно дело шофер, который в двадцать семь лет полупьяный задавил молодую бабу побежавшую через дорогу в десяти метрах от светофора. И другое дело юнец 18 лет, который, если опросить одноклассников, уже с пятого класса всё больше был сволочью... И поскольку его одноклассники -стадо баранов со средним образованием, они ведь не способны дать этому юнцу нравственную характеристику. Говно для говна не вонючее, знаете ли...
  
   Итак, раз Джона посадили -все начинают в нём "видеть человека". А раз Егор никогда не сядет, раз он пашет и сеет и от избытка трудов не доживёт до шестидесяти лет, то никому никогда не придёт в голову увидеть в нём человека, который живёт на тридцать долларов в месяц... И что, Джон в той тюрьме работает не меньше, чем он работал на свободе?
  
   А теперь посмотрим на Россию. Если человек на зоне отказался работать -ему скажут "и черт с тобой! Делай что хочешь!..."? Или свернут в винт? А если человек от работы не отказывается -его считают как самого здоровенного в бригаде? Или считают таким, как он есть, например, самый здоровенный за смену в каменистом грунте выкопает три кубометра, примерно семь тонн, а наш Егор выкопал пол кубометра -и ладно? Вы допускаете возможность, что в России до сорока процентов среди умерших на зонах зеков, умирают на зонах потому, что они натурально "замучены работой"? Правда, половина этих "замученных", после школы годами бегали от работы, а то бы не сдохли на зоне от настоящих трудов... Жалеть эту мразь? Или жалеть тех, кто не станут уголовниками, а навсегда останутся нищие потому, что реально не могут работать больше и заработать больше?
  
  А. Разве мы умеем поверить, что человек, который поступил по отношению к нам плохо, имеет право сказать: Да, я тебя люблю!?
  В. Всё это -христианская романтика... Когда в быту масса знакомых или родных людей совершает по отношению к нам безобразие -это одно. Мы с досадой принимаем факт того, что случилось. Но немыслимо, чтобы мы также принимали безобразие, которое нам устроил человек малознакомый или незнакомый...
  
   К этому добавьте, что знакомые и родные безобразия совершают как-то случайно, а незнакомые их совершают обдуманно. Далее незнакомых можно поделить на тех, кто именно нам собрался устроить безобразие, и на тех, которым в сети мы попались как птичка перелётная...
  
   Уж кто там кого любит в толпе на Западе и в толпе россиян -долго надо будет искать. И не надо искать в толпе тех, кому не будет дела даже если у них на глазах кто-то схватит нас и надаёт нам от души и попинает нас лежащих... Только два-три из тысячи не пройдут мимо, да и то большой вопрос...
  
  А. Нас ослепляют поступки и действия людей, нас оглушают их слова, мы не имеем привычки заглянуть в душу человека и увидеть в ней возможную человечность, возможное человеческое величие, и соответственно предложить человеку новую жизнь, предложить ему наше доверие -и призвать жить в полную меру своего человеческого достоинства! с.188
  
  В. Романтик вы, отец Антоний, однако... Масса людей провела детство и молодость в таких же тяжелейших условиях, как уголовники, но уголовниками большинство никогда не станет... Поэтому, если у человека в семнадцать лет нет человеческого достоинства -его никогда уже не будет. И предлагая ему "новую жизнь" вы делаете то, что сделаете, если мне предложите кашу из тыквы или лепёшки из лебеды, я того и другого больше десяти граммов съесть не смогу, поскольку не привычен... В детстве меня раз двадцать за пять лет покормили чем-нибудь из фасоли -но по доброй воле никогда я не стану есть ее, даже если её с мясом приготовите... Правда, до двадцати лет я мяса съел не больше шестидесяти килограммов за всю жизнь, так что не уверен, что фасоль с мясом будет не на мой вкус...
  
   И когда мы всю жизнь проводим среди тьмы тупости и глупости -да что мы сможем увидеть в действительно живой и светлой душе?! Скорее мы такого человека посчитаем за дурака. Нас, поскольку мы дураки, никогда не смутит то обстоятельство, что дураков кругом много и все они друг на друга похожи и не может поэтому быть дураком человек, на остальных не похожий, если он не явный идиот...
  
   Да можно ли "всех" незнакомых считать за хороших людей, если среди знакомых мы за таких считаем каждого 2-3-4го только? И если за всю жизнь мы никого из "хороших" знакомых не посчитали "замечательным человеком" -нам так страшно не повезло в жизни -не встретили замечательного человека? Или мы слишком тупы и глупы, чтобы рассмотреть замечательного человека, и наши мнения о наших "хороших людях" среди знакомых -это наша сахарная глупость в мире, где полнехонько вежливого лицемерия друг перед другом? Но ведь в этом смысле правда оценок совершенно бесполезна и очень вредна... -что же делать?
  
   Но разве считаться с особенностями людей и не обижать людей убогих, не пытаться направлять на светлый путь задубелых недоумков -уже означает самому быть таким же лживым, как окружающие? Христианин должен нести в мир мир и покой. Особенно если он живёт в толпе для дурдома...
  
   Надо постоянно помнить, что большинство убогих людей в толпе -всем их духом язычники. Да можно ли подавать язычникам подлинно христианское отношение? Сказано давно "не давайте святыни псам...". Стало быть христианин должен относиться к язычникам на уровне уличной вежливости. И считать нормальным, когда в толпе язычников царят языческие понятия и порядки (лживость и расправы).
  
   Пример языческой нелепости: некто в возрасте 50 лет зарезал свою сожительницу такого же возраста за то что она решила вернуться к мужу, поскольку у сожителя вечно проблемы с деньгами (следовательно, этот сожитель из бабы деньги тянул при всяком случае...). Язычники должны быть благодарны христианам уже за то, что последние не добавляют им в уши лжи и не проявляют склонности к мести... А ведь почти все язычники безобидного человека считают за самого позорного среди позорных? Поскольку у язычников в голове нескончаемые проблемы в любом возрасте, постольку почти все язычники на бессознательном уровне безобидного человека ставят ниже бомжей. Но ведь это нормально -я кого-то сумел обидеть и сам себя успокаиваю мнением, что обиженный среди людей настолько плохой, что от меня ему "мало досталось"... Если для меня даже бомжи лучше Ивана -как я при случает наеду с пакостями на Ивана?!
  
   Я бы сказал, что если данный христианин не дистанционировал себя от язычников, значит он до сих пор не дорос до христианства и если он вздумает проповедовать христианские основания -по форме-то всё нормально будет, но по сути всё будет ложью. На словах он христианин, а на деле от толпы безбожников ничем не отличается...
  
  А. Обыкновенно мы страдаем от того, что в нас не верят.
  В. Сколько-нибудь умный человек уже в семнадцать лет задумается: да что может знать и понимать его собеседник о том, что он говорит мне? Большинство из нас уже за годы детства успевает усвоить, что мнения наших ровесников надо пропускать мимо ушей. И странно будет, если мы станем принимать мнения людей, которые старше нас и притом не из нашей компании. Если человек старше нас больше чем на семь лет -он в любом возрасте для нас будет совершенно чужим.
   И ничего не меняется, если мы эту проблему не продумали и у нас вызывает неудовольствие или обиду чужое неверие в наши намерения.
  
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"