Если наши предшественники когда-то словно пришли на новое место и там с нуля возвели дом, то разве наши труды сопоставимы с их трудами и наша полнота опыта с их полнотой опыта? И их жизнь "плечом к плечу" очень далека от нашей церковной жизни типа "глазами по сторонам"...
Можно сказать и так: наше христианство -это опыт той двухклассной церковно-приходской школы, каким оно было лет триста назад. Если иметь в виду массу населения. А пора бы нам быть на уровне хотя бы духовного училища. В смысле того самосознания, которое является уровнем массы прихожан, уровнем, который мы получили из прошлых веков, а не сегодня вдруг десятки миллионов людей поняли эту проблему и по двадцать лет что-то там читали и делали. По двадцать лет -это потому, что все эти люди работают, у них на христианское развитие только то время, когда они не на работе. А в духовном училище каждый день по нескольку часов заняты учёбой.
А. Тут я хочу сделать двоякое отступление. Часто, особенно на Западе, в протестантском мире говорят о христианах как о "народе Божием". Народ Божий это тот народ, который имеет в руках Священное Писание Ветхого и Нового Завета, который это Священное Писание знает, который старается по нему жить. Так ли это? Можно ли сказать, что этим исчерпывается определение народа Божия? Мне думается, что нет; недостаточно иметь в руках Священное Писание; недостаточно его изучать, знать; недостаточно даже жить по нему, если та община, которая так живёт, неукоренена в Бога, не пронизана присутствием Святого Духа так, как та ветхозаветная и новозаветная община, в которой Священное Писание родилось. Народ Божий это не тот народ, у которого по наследству есть Священное Писание. Народ Божий, в полном смысле этого слова, это тот народ, который может это Священное Писание провозгласить и написать.
И вот перед нами стоит вопрос: являемся ли мы с такой глубиной, с такой силой народом Божиим? Наследники ли мы только громадных богатств Ветхого и Нового Завета, или -случись несчастье -способна ли теперешняя православная община Духом Святым провозгласить истину о Боге, как её провозглашали апостолы или ветхозветные пророки и бытописатели? с.170
В. Если завтра таинственным образом исчезнут все экземпляры Библии на некоторой территории где проживает 5 миллионов человек -насколько будет восстановлена она по памяти людей?
А ведь от этого ещё очень далеко до возможности что-то там провозгласить, о которой говорит отец Антоний...
И поэтому снова мы оказываемся перед несокрушимой и непреодолимой стеной слов про "малое стадо" и про "мало избранных"...
И если завтра на высшем церковном уровне об этом будет сказано в крайних пределах резких слов -да много ли во всей России найдётся людей которые загорятся желанием подняться на тот уровень, когда им будет дано быть ну хоть какими-то "провозвестниками"? Давайте, допустим, что это мы видим Исаию или Иеремию великими людьми среди пустыни умов и душ, а на самом деле в их памяти звучали слова десятков или сотен собеседников за прошлые 20-35 лет жизни, и сами по себе Исаия и другие сказали дополнительно лишь 5-10% своих книг... Стало быть не важно, насколько обширны речи провозвестника, достаточно, что у него есть минимальный дар провозвестия, достаточно, чтобы он сказал, может только 10 слов из тех 40 000 слов, из которых сложится восстановленная Библия...
И поэтому принципом христианства должно быть сказанное Вочманом Ни: говорить должны все! (А не дряхлым принципом попов на откроме: "один говорит, остальные слушают только...").
А. Есть истины, за которые надо жить и умирать; но есть вторичные истины или второстепенные истины, за которые "нельзя", за которые мы "не имеем права" жить и умирать. Есть предание человеческое, которое может быть очень ценно на своём месте, но ради которого нельзя раздирать единство церкви или умирать. Вспомните старообрядческий раскол или столько западных разделений: сейчас Западный мир разделился, распылился больше чем на две тысячи христианских вероисповеданий, по признаку одной какой-то детали, в которую люди вцепились и из которой они сделали центр благовестия, тогда как центр благовестия -Христос, Он -Истина, Бог, Жизнь. с.171
В. Вероятно на практике разделение выглядит так:
Икс. Для меня особое значение имеют вот эти стихи Библии.
Игрек. Не смейте переставлять акценты вероучения, ибо они поставлены столетия назад!
Икс. Я хочу особое значение этих стихов отразить в порядке богослужения.
Игрек. Не смейте менять порядок богослужения, ибо он создан столетия назад!
Похоже на диалог двух глухих, которые к тому же не понимают, о чем по сути они говорят?
И если в христианстве во все времена абсолютное большинство священников и епископов было людьми пошиба антихристианского, то разве именно антихристианские люди не могли бы за столетия заковать церковь в свои догмы антихристианские? В этом случае мы имеем старое течение, которое за столетия накопило много богословских книг и новое течение у которого за 15 или 200 лет может и не быть никаких авторитетных книг. И на этом основании мы должны новое течение считать отступническим или сектантским? И если антихристианские личности были среди епископов, то в своём антихристианстве епископы очень далеко превосходили рядовых прихожан... У прихожан не было проблемы "а где я буду кормиться, если всё изменится..."
Если за примерно триста лет нарастающего темпа разделений в христианстве догматисты христианства не удосужились создать ясных критериев для анализа сути этих разделений -следовательно у догматистов христианства понимания сути живого дела не было.
Заменить в литургии пять или двести слов на другие, по другому поднимать чащу причастия, другим манером читать молитву... -да пройдите шаг за шагом по всем словам и деталям богослужения -о чём говорить, если само богослужение совершается? О чём говорить, если богослужение сократится на 15 или 70 минут? "Вы служите по-своему, а мы уж будем служить по древнему обычаю" -скажете в 1850 году. А в 2050 году вам скажут "мы уже 200 лет служим по-своему" -и как вы посмеете на первое место ставить ваш древний обычай? А когда новому образу служения будет 400 лет -вы и тогда будете смотреть на вашу древность? Хотя от вас не требовали служить по новому образу, это вы требовали служить по древнему образу?
В общем -и в церкви новая истина побеждает, когда вымрут сторонники старой истины? И ни одна из двух истин не является антихристианской?
Стало быть разные перемены в церкви должны сначала лет 50 активно обсуждаться всеми священниками, отслужившими свыше 15 лет, а не внедряться по желанию нового Патриарха через 6-180 месяцев...
А. Вера, как я сказал, это доверие к личному, Живому Богу. Но тогда вера должна непременно, неизбежно быть основана на каком-то опыте. Где же кончается опыт, где начинается вера? Как они между собой переплетаются, какое между ними соотношение? Такой пример. Вы лежите в челноке у моря. Начался прилив, море качает челнок. Наступил отлив -челнок стоит на песке. Но вы знаете что раньше он стоял на песке и что он качался на приливе. Знаете чувством и памятью, а не глазами, ведь вы лежали, а не сидели... Вера -уверенность в вещах невидимых (Евреям, гл.11). с.172
В. Челнок качается, а вы знаете, что он не качался. Вы знаете, что он качался или не качался на прошлой неделе и даже десять лет назад. И это называется уверенностью в вещах невидимых. Правда -через память только.
Более вразумительный пример. Если вы в течении жизни совершили больше десяти поездок куда-то, то хотя бы из одной поездки вам больше чем на двадцать лет запомнился попутчик. И вы не сомневаетесь, что когда-то этот человек был. И все двадцать лет у вас есть уверенность в этой "вещи невидимой". А сможете ли вы эту уверенность передать кому-либо?
Нам надо согласиться, что мы в нашей жизни имеем очень много примеров разного рода уверенности во множестве вещей невидимых... Возьмите электричество или телевидение. И в то же время примечательно, что даже отец Антоний из своего огромного опыта общения с прихожанами, так и не смог вывести более ясное изложение этой проблемы.
Мне кажется дело в том, что если "мало избранных", если есть "малое стадо", то Бог очень немногим как-нибудь открывает своё присутствие. Может даже среди "избранных" только один человек за столетия получает как-то свидетельство реальности Бога... Вероятно, исходя из этого нам надо понять, какими могут быть заведомо косвенные указания на присутствие Господа...
Вы скажете, что есть масса людей, которые говорят, что Бог отвечает на их молитвы. Нет сомнения, что среди десятков тысяч так говорящих людей есть такие. Но сколько есть людей, которые это говорят не на основе личного опыта, а по их понятиям, что именно так должен говорить верующий? Вот вам пример, до чего же тонка и опасна лживость в которую нас норовит погрузить Сатана... А ведь есть люди, которые нарочно выдумывают разное, чтобы якобы утвердить и прославить Бога...
Вы только подумайте, что останется от такого рода уверений, если мы вздумаем дотошно выяснять как часто и по каким поводам Господь давал ответ на молитвы Петра или Марии... Кто-то скажет, что за 50 лет Господь только два раза ответил на их молитвы. Но многое множество наговорит нам, якобы Господь отвечал на каждые 9 молитв из 10 -каждый день и всю-то жизнь. И вы таким людям поверите?! Я поверю только тем, кому Господь за 50 лет ответил на молитвы не больше 20 раз... На остальных я буду в душе смотреть с большим сомнением и сожалением, понимая, что если они в этих уверениях лгут -они зачёркнули перед Богом всю свою жизнь...
Сами подумайте, каким же человеком среди нас окажется тот, которому Господь реально отвечал на молитвы больше чем 25 раз за 50 лет... Да уж, не может такой человек быть серым и унылым соблюдальником обрядов...