В. Практически дело невозможное в жизни... Что толку от всех 100 000 прихожан церкви в райцентре за 50 лет, если ни один из них не мог быть свидетелем своей веры?! По здравому смыслу и по моим впечатлениям, должен сказать вам вещь убийственную.
Практически все христианки которые -особенно светлые люди, это на самом деле такая категория среди людей заведомо ущербных в умственном отношении -и малограмотны, и не читали даже Новый Завет, и не вдохновятся советом "жить для мужа, а мужа искать среди не пьющих и культурно полноценных инвалидов". Инвалидов такого рода на Руси как раз по 3-5 человек на 50 тысяч, для остальных инвалидность с морем времени, свободного от работы -рай для бездельников... Мужчин христианского типа мне повстречать не удалось. И дело не в моём скудном опыте общения в церкви. Грубо говоря, в России дуры идут в церковь, а дураки ихние в это же время таскаются по кабакам.
Напомню всем "обиженным", что одна из основ христианского учения -радоваться, когда вас унижают и оскорбляют! Так что, если я для вас -очень склочный человек -усерднее молитесь за моё исправление... Если я почём зря обхаиваю тех прихожан, кого видели мои глаза -да ведь из них и одного человека не найдётся, который когда-нибудь прочитает мою работу... С чего я там буду всем зудеть "почитайте! почитайте!"?
И почему вы, не видевшие тех людей, которых видел я, заранее считаете, что у меня острое косоглазие? Это вокруг вас всю-то жизнь каждый 3й или даже 4 из 5 были люди, повергавшие вас в тихий восторг?! Это в каком таком месте Руси вы живёте, где долго надо искать пьянчугу, бывшего или не пойманного мерзавца уголовного, матерщинника или нагловатую с 18 до 70 лет остолопку малоумную?! Это сколько в вашем поселении мужчин и дев с дамами, которые словно три года вышколивались в монастыре умами и душами?!
Но вы подумайте, какими вы будете стоять перед Богом, если я говорю правду о вашем абсолютном бессилии умом и душой... Для вашего утешения, тут я вспомню из книги Антония Сурожского. По своему сану он уже не имел возможности говорить слишком уж в лоб... И тогда он вспомнил и процитировал из книжки одного священника англиканской церкви. Этот священник книжку издал за свой счёт. Цитата была такая: "Вот вы тут умиляетесь "Мы овцы стада Христова!...". А вы поезжайте в деревню и посмотрите на овец. Это тупые и ленивые животные. Без собаки и палки вы с ними ничего не сделаете...".
И эти мои замечания заставляют поставить вопрос: а не лгут ли перед Богом те ваши пастыри, которые предпочитают не иметь своего мнения о реальном христианском состоянии своих прихожан? Для того ли вы пришли ко Христу, чтобы вас только хвалили? А учитель никогда не имеет права сказать ученику "Ты очень ленивый и не рассудительный человек, почти дурак дураком..."?! Если мне память не изменяет, в Новом Завете сказано, что если Отец вас любит -Он будет вас при случае бить? И не должны вы в общине в глаза или за спиной огрызаться "да ты на себя посмотри и себя обсуди!...". Обязательно, если Отец вас бьёт -это будет неприятность со стороны безбожников?
Вы согласны, что если на приходе будет слишком уж крутой на слова пастырь -каждый третий прихожанин за год уйдёт в приход где пастырь сахарный? Или вообще уйдёт "из такой церкви". Вместо того чтобы в ответ самому учиться побольше и думать побольше?
Мне вот кажется, что в практике прихода нужно очень широко использовать практику послушников в монастыре. За исключением монастырской вежливости наставлений. Но я бы своим в монастыре при первой беседе говорил: суть монастырского духа жизни -чтобы у монаха не было самолюбия, себялюбия и гордыни. И для этого используются и такие средства, как оставить его за провинность на три дня без еды, обругать его матом, крепко избить палкой и даже на неделю посадить в подвал... Помни это и никогда ни на что в монастыре не удивляйся и не обижайся. Тебя тут будут бить словами и палкой именно потому, что тебя любят... И через год ему бы повторил, если он выдержал "трудничество" при монастыре и постригается...
А. Мы посланы в мир для того, чтобы перед этим миром быть свидетелями. Можем ли мы быть свидетелями, если сами не сознаём своей веры, если мы не можем сказать человеку: я прошел тем же путём, и я тебе укажу хоть первые шаги на этом пути... Недостаточно быть верующим, -надо научиться давать. с.149
В. Проблема в том, что среди людей, которые захотят придти к Богу в следующие 10 лет, будет очень мало людей способных ходить своими путями по своей судьбе. Скажем так. Думаю, их не больше, чем найдётся за эти же 10 лет людей, которые постараются, просто постараются, стать кандидатами наук... И если вы, отец Антоний, прошли путь, то скорее всего вы даже среди монашествующих за всю жизнь не встретите человека способного понять его путь и пойти по нему. И разве жизнь в монастыре -тоже путь где надо думать, искать, трудиться, бороться?!
Попробую тут высказаться очень смутно. Всякая истина конкретна в том смысле, что она имеет какое-то содержание сама в себе, имеет какие-то детали применительно к её воплощению в текущем времени, имеет что-то в её прошлом и даёт возможность каких-то предположений о её будущем. Оставим в стороне естественное понимание, что большинству людей не дано даже предполагать что-либо о будущем какого -либо фактора жизни массы людей.
Вот Ильин написал книгу "Аксиомы религиозного опыта". Он что-то очень конкретно представлял себе за словами "религиозный опыт". Эту книгу за несколько десятилетий полностью прочитали примерно 70 тысяч человек, да столько же не дочитали. Мы имеем право думать, что если конкретный Иванов в этой книге в самом деле что-то понял -он напишет свою книгу в дополнение и развитие? А что написано как следствие книги Ильина? Так почему мы утверждаем, что кто-то что-то вполне понял в этой книге?
А ведь это можно сказать о любой духовной книге написанной за всю историю человечества. И если Петров написал очень неважную книжку, то ведь кто-то мог бы по мотивам его книги написать книгу получше. А этого нет. Практически все духовные или научные книги -словно камни в болото плюхаются, словно их не было написано...
Может быть те люди вообще не писатели и не мыслители, которые за всю жизнь не написали чего-нибудь для улучшения какой-нибудь чужой книги?
И в какой-то неясной связи со всем этим я говорю, что слова "вера" или "Бог" имеют какое-то собственное содержание. Это не просто слова. Если писатель за этими словами увидит их содержание -он что-то напишет. Если не книгу, то статью. А если он содержания не видит, если для него эти слова обширный символ непонятно чего -что он может написать?
И сразу понятно, что простой верующий находится где-то безумно далеко от писателя, который много о чём смог написать, но ничего не сможет написать про "веру" или "Бога". И с этой точки зрения уже понятно мнение Леонтьева, который около 1885 года сделал вывод, что на Руси нет никакого христианства, что нужно заново провести крещение Руси...
Согласитесь, если заново провести крещение Руси в 1885 или текущем году, то последствия в масштабе следующей тысячи лет будут не такими, какие мы получили от крещения лаптеплётов в Киевской Руси...
Думаю, это огромная разница, когда Русская Православная Церковь сидит на её догматах как на осиновом колу, и когда бы она в незапамятные времена установила правило, чтобы раз в 250 лет что-то менять, притом менять лишь то, что перед этим обсуждалось 50 лет двумя поколениями священнослужителей.
А когда в России было достаточное количество священников, способных 50 лет активно обсуждать фундаментальные основы Православия? И когда будет такое количество? За последние 50 лет среди епископов РПЦ сколько было людей реально образованных? И сколько было тупых болванов? Не пора ли составить списки тех и других, включая умерших до 2010 года? Пусть даже эти списки будут известны только епископам, но они нужны... Если противны самолюбие и себялюбие у мирян, то что же говорить о самолюбии и себялюбии у епископов? Ведь именно на них должны в основном обрушиваться те поношения, о которых сказано в Новом Завете...
А. Апостолы говорили о том что знали, с такой глубиной, с такой силой, с такой уверенностью, что эта уверенность передавалась не логическими заключениями, а передачей этого чувства и сознания. И я думаю, что, да: "вера от слышания, и слышание от слова Божия", но не просто от того, что это слово произносится. с.151
В. Но ведь и в те времена не каждый слышавший обретал веру... Может веру обретал только один из тысячи, примерно как и в наши времена? Не могли же головы и души людей за две тысячи лет измениться сколько-нибудь заметно? Следовательно, и в те времена тупых или обрядовых христиан было не меньше, чем ныне. Если это признать, то уже не станешь удивляться всему безобразию, которым отмечено христианство, начиная с инквизиции, которая исходила бешенством не пятьдесят и не двести пятьдесят лет, а все шестьсот (с 1215 года; фактически надо добавить пару десятилетий, пока инквизиция распространялась и обзаводилась методами действия)...
Но крайне примечательным и грозным выглядит тот факт, что даже инквизиция примерно с 1425 года запрещала и преследовала тех, кто пытался инициировать еврейские погромы...
Или по поводу этого факта следует вспомнить про Испанию, где инквизиция в конкретном городе грабила только евреев и арабов принявших христианскую веру, если это были богатые люди. А как только богатых людей в городе не оставалось -инквизиция в городе увядала. Интересно, а главный инквизитор города что-либо отсылал Папе римскому из того, что он награбил у христиан, которые -евреи или арабы? Неужели в Ватикане нет никаких документов отвечающих на вопрос о финансовой стороне католичества до 19 века?!