в излияниях эмоций древних благочестивых святых. Поэтому оно смешано с их утешением в страданиях и с развитием благочестия. Завершённостью этого высочайшего божественного откровения является город Новый Иерусалим как знамение жилища, скинии, Бога (Отк. 21:1-3), через которое приготовленный и завершённый Триединый Бог будет явлен и выражен во всеобъемлющем Христе и будет вовеки царствовать на новой земле в новой вселенной.
Пс.1:2. В Пс. 1 и 2 противопоставляются человеческое представление и божественное откровение. Человеческое представление возвышает закон и человека, соблюдающего закон, как того, кто благословлён Богом, а божественное откровение возвещает Христа как Божьего Помазанника в Божьем домостроительстве. В Пс. 1 псалмист, согласно своему человеческому, этическому представлению, в высшей степени ценил и превозносил закон. Это противоречит божественному представлению в Божьем новозаветном домостроительстве. По своей природе закон свят, праведен, добр и духовен (Рим. 7:12, 14), но по своему положению закон не стоит на основной линии Божьего домостроительства; он вошел попутно, параллельно основной линии Божьего домостроительства (Рим.5:20). Бог сотворил человека по Своему образу и согласно Своему подобию (Быт.1:26); Его намерение заключалось в том, чтобы человек принял Бога как жизнь в дереве жизни (Быт. 2:8-9, 16-17) и благодаря этому жил Бога и выражал Его. Это -основная линия Божьего домостроительства. Но в ходе основной линии вмешался Сатана, который обманул человека и ввёл в его состав грех (Быт. 3:1-6; Рим. 5:19). Чтобы продолжить осуществление своего замысла в отношении человека после его падения, Бог добавил к основной линии Своего домостроительства закон (Гал. 3:19). Согласно Гал. 4:24-25 закон занимает положение наложницы. Наложница не пользуется общепризнанным положением. Следовательно, ценить и превозносить закон - значит приводить "наложницу" в Божье домостроительство. Это полностью противоречит Божьему порядку.
Во всей книге Псалмов показано противопоставление закона и Христа. Только Сам Христос (а не закон) может сделать нас членами Христа и сообразовать нас с Христом, чтобы мы были Его дополнением (Эф 5:30-32; Рим. 8:29). Дух Писаний не возвышает ничего и никого, кроме Христа (Мф. 17:1-5; Флп. 3:7-8; Кол. 1:15-19). В итоге, к концу Псалмов не остаётся ничего, кроме Христа и Его дополнения, то есть Его Тела, церкви, дома и царства Божьего в Божьем домостроительстве для исполнения Божьего вечного замысла.
В книге Псалмов, как и во всей Библии, есть две линии: линия дерева жизни, линия жизни, и линия дерева познания добра и зла, линия смерти (Быт. 2:8-9, 16-17). В дополнение к этим двум линиям существует линия закона, которая идёт параллельно линии жизни. Бог дал закон с целью привести Своих людей к Христу (Гал. 3:23-24), т.е. на линию жизни. Но если закон, добавочную линию, чрезмерно возвышают, он становится частью линии дерева познания, линии смерти (Рим. 7:7-11; 2 Кор.3:6). Бог поставил Христа как центральность и универсальность Своего домостроительства, чтобы Христос исполнил Его отраду (Эф. 1:9-10; 3:8-11). Христос положил конец закону (Рим.10:4), и верующие уже не под законом (Рим. 6:14).
Пс.1:3 "И всё, что он делает, преуспевает". Человеческое представление здесь заключается в том, что человек, находящий отраду в законе Божьем, преуспевает во всём, а порочный терпит утрату (ст. 4-5). Однако в Пс.73 переживания псалмиста были противоположными (73:1-7, 12-14). Это кажущееся противоречие смущало псалмиста, пока он не получил наставление в Божьем святилище принимать как свою долю только Самого Бога и ничего кроме Бога (73:16-17, 25-26). Согласно учению Господа в Новом Завете, блаженны не преуспевающие, а гонимые за праведность (Мф. 5:10). Апостол Павел в своём стремлении за Христом не имел внешнего преуспевания, а потерпел утрату всего и всё счёл сором, чтобы приобрести Христа (Флп.3:8).
Пс.2. Псалом 1, посвящённый тому, как человек ценит закон, направлен на личную пользу святых, например, на их благословение преуспеванием (1:1-3). Псалом 2, посвященный Христу и Его достижениям, направлен на осуществление Божьего домостроительства. Человеческое представление святых авторов превозносило закон до такой степени, что они дорожили законом и хотели оставаться в нём всю свою жизнь. Божественное представление раскрывающего Бога возвышает Христа с целью повернуть представление святых авторов от закона к Христу в соответствии с божественным представление в божественном откровении.
:1 "народы". Это - противостояние Христу со стороны племён и правителей мира (ст. 1-3). Это противостояние началось с Ирода и Понтия Пилата (Деян. 4:25-28) и закончится Антихристом (Отк. 19:19.)
:2.И слово "Мессия" (из еврейского языка), и слово "Христос" (из греческого языка) означают "Помазанник". В Своей Божественности Христос был помазан Богом в вечности, чтобы быть Мессией - Христом, Помазанником (Дан. 9:26; Ин. 1:41). Он пришел в Своём воплощении как Помазанник, чтобы осуществить Божий вечный план (Лк. 2:11; Мф.1:16; 16:16). В Своём человечестве Он был снова помазан во времени, при Своём крещении для Своего служения, главным образом служения на земле (Мф. 3:16-17; Лк. 4:18-19; Деян. 10:38; Евр.1:9). В Своём воскресении Христос стал животворящим Духом (1 Кор. 15:45) с целью быть Божьим Помазанником, а в Своём вознесении Он был сделан и Господом, и Христом (Деян. 2:36), официально став Божьим Помазанником, чтобы осуществлять Божье поручение, главным образом в Своём небесном служении.
:6-(1).Стихи 4-6 этого псалма - это провозглашение Бога о Христе. В Своём вознесении Христос был поставлен, воцарён, как Божий Царь на небесах для Божьего царства, чтобы исполнить Божье домостроительство (Мк. 16:19; Деян. 2:36; 5:31; Отк. 1:5). Это царство охватывает все народы как наследие Христа и концы земли как владение Христа (ст.8; Мф. 28:18-20). В конце-концов в Своём вселенском царстве Христос будет править народами железным жезлом (ст.9; Отк. 19:15). Этот псалом раскрывает шаги Христа в Божьем домостроительстве: Он был помазан в вечности в Своей божественности (ст.2), Он был воскрешен (что также подразумевает Его смерть -ст.7; ср. Деян. 1:33), Он был вознесён (ст.6), Он установит Своё вселенское царство (Отк. 11:15), в котором народы будут Его наследием, а концы земли - Его владением (ст.8), и Он будет править народами железным жезлом (ст. 9).
:6-(2).Бог провозгласил, что Он поставил Своего Царя на горе Сион, а не на горе Синай. Гора Синай - это место, где был дан закон, а гора Сион на небесах - это место, где сегодня находится Христос в Своём вознесении (Отк. 14:1). Новозаветные верующие приступили не к горе Синай, а к горе Сион (Евр. 12:18-22). Гора Синай рождает детей рабства под законом, а наша мать, вышний Иерусалим, который находится на небесах на горе Сион, рождает детей обещания, которые наследуют обещанное благословение - всеобъемлющего Духа (Гал. 4:24-26,28; 3:14).
:7.Стихи 7-9 - это провозглашение Христа. Сказанное здесь было процитировано апостолом Павлом в Деян. 13:33, из чего следует, что в пс. 2:7 говорится о воскресении Христа. Будучи отсечён, распят (Дан. 9:26), Христос, Божий Помазанник, был воскрешён, родившись в Своём человечестве как первородный Сын Божий (Рим. 1:3-4; 8:29; Евр. 1:5-6). Посредством того же воскресения все Его верующие родились вместе с Ним, став Его многими братьями, многими сыновьями Божьими (Ин. 20:17; 1 Пет. 1:3; Рим. 8:29; Евр. 2:10).
:10. стихи 10-12 - это предостережение о грядущей ярости Бога и Христа на мир. В Новом Завете время, когда Христос придёт исполнить Свой суд в Своей ярости на мир, называется "днём Господним" (Деян. 2:20; 1 Кор. 5:5; 1 Фес. 5:2; 2 Фес. 2:2; 2 Пет. 3:10), который также является днём Божьим (2 Пет. 3:12).