Васильев Владимир Ильич : другие произведения.

Д.Дьюи-152

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:

  т -152
  
  
   Д.Дьюи Реконструкция в философии.
   Проблемы человека -152
  
  
  Она либо подавляет индивида, либо поддерживает и укрепляет его. По моральным соображениям ради возможнос-
  ти действовать нам надлежит принять эту вторую позицию, даже если раци-
  онально ее состоятельность подтверждена недостаточно. Ввиду нехватки
  реальных свидетельств, которые исчерпывающе говорили бы о несостоя-
  тельности нашего убеждения, мы можем сделать героический выбор в пользу
  жизни и действия, основанный только на том допущении, что нечто во все-
  ленной все же питает наши идеалистические устремления и активно стоит
  зато, чтобы они осуществились.
   == Самоочевидно -если во все времена в жизни творилось столько зла, то почему
  до сих пор не уничтожено всякое добро?
   Даже философы не удосужились продумать концепцию "царство Зла"? ==
  429
  Так что я надолго задержал ваше внимание на интересе Джеймса к ре-
  лигии и его понимании природы последней только потому, что оно столь
  непохоже на то, что обычно называют религией.
  
  Основной у него является
  проблема истинного взаимоотношения индивида и вселенной, а это конеч-
  ная проблема самой философии. Усиливающаяся оппозиция Джеймса вся-
  кой форме монизма, идеалистической, равно как и материалистической, его
  борьба с любого рода абсолютизмом-метафизическим, этическим, поли-
  тическим; его плюрализм, его индетерминизм - в общем, все определяю-
  щие мотивы его философии проистекают из чрезвычайно глубокого и лич-
  ного чувства ценности индивидуума, сочетающегося, однако, с не менее
  полным представлением о том, в какой степени новые данные естествозна-
  ния (которое всегда с неизменной силой влекло его) могут казаться враж-
  дебными рациональному обоснованию той идеи, что во вселенском поряд-
  ке вещей индивидуальность как таковая имеет какую-нибудь особую цен-
  ность в качестве аргумента.
  
  Его длительный интерес к философии коллеги
  Ройса, живо отображенный в этих лежащих перед нами томах, является
  свидетельством его неудовлетворенности попытками придать какую-либо
  ценность индивидууму на базе монистического индивидуализма. Как од-
  нажды он написал, "стоит представить, что мир един, и тогда преклонение
  перед ним и ненависть к нему будут равно односторонними и равно закон-
  ными реакциями".
  
  Стоит истолковать мир как множественность, и тогда
  различие между хорошим и плохим обретет смысл, а в силу этого различия
  обретут смысл также выбор, верность, поклонение. Но не более убедитель-
  ными показались Джеймсу и попытки его главных единомышленников-
  плюралистов Дэвидсона и Хоуайсона* найти строго рациональную опору для
  идеи о первостепенной и окончательной ценности индивидов как таковых.
   == Стоит лишь согласиться, что в диапазоне от умного до дурака имеется 10 категорий... И каждая группа в этом диапазоне имеет равные права со всеми другими на общественные права всех известных видов... Включая даже восхваление этой группы философами. Ведь любая подобная группа имеет и такие плюсы, которых нет у других групп? ==
  
  Их взгляды, с одной стороны, представлялись ему абстрактно диалекти-
  ческими, а с другой стороны, основывающимися либо на недостатке долж-
  ного эмпирического и научного знания, либо на недостатке должного ува-
  жения к подобному знанию (вероятнее всего, на том и другом). Ему же ви-
  делся выходом известный акт веры, если понимать под верой решение жить
  так, словно определенная идея истинна до тех пор, пока ничто не свиде-
  тельствует об обратном. Между прочим, акт веры находит определенную
  степень рациональной поддержки в нашей инстинктивной эмоциональной
  жизни и в вердиктах непосредственного опыта как способе ознакомительного познания.
  
  Биографические корни этой основной философской позиции Джеймса, по-
  видимому, главным образом можно найти в кризисе его собственной жизни, который
  он переживал в связи с крайней депрессией, вызванной ухудшением здоровья в 1870-м.
  На его взгляд, единственный выход из этого состояния сулило только занятие
  некоторой позиции решительного действия. Философские подтексты данной позиции
  поразительным образом предвещают наиболее фундаментальные идеи его последующей
  философии.
  
  Он спрашивает в своем дневнике; "Может ли человек с достаточно
  полными знаниями довести себя до столь искреннего сочувствия к тотальному про-
  430
  цессу вселенной, чтобы всем сердцем принять ее зло, которое выглядит ло-
  гичным в деталях? (...) Если да, то оптимизм возможен". Однако характер-
  ные интересы и симпатии индивида могут показаться ему самому столь важ-
  ными, что он не захочет поддаться "сочувствию тотальным процессам".
  
  В этом случае его окончательной позицией станет такая враждебность по от-
  ношению к структуре вселенной, что ее единственным результатом, возмож-
  но, окажется пессимизм. Однако есть и альтернатива, она - между двух крайностей.
  
  "Если его разуму не претит опираться на идею разделенной
  вселенной и если в то же время он имеет достаточно силы воли, чтобы смот-
  реть в лицо вселенской смерти, не зажмуриваясь от страха, то это значит,
  что он способен вести жизнь высоконравственную".
  
  Концепция внутрен-
  ней связи между "разделенной" (плюралистической) вселенной и позицией
  решительного выбора и действия, читающаяся в этом фрагменте, в дальней-
  шем укреплялась по мере того, как Джеймс приходил к пониманию, что оп-
  ределенные акты воли и эмоциональные склонности являются жизненно
  важными, хотя и негласными, предпосылками, из которых вытекает как оп-
  тимистический монизм, так и пессимистический дуализм, ставящий эго и
  его интересы в несокрушимую оппозицию космосу в целом.
  
  Глубина чувства, которым дышит все написанное Джеймсом в дневнике
  и близким друзьям в период кризиса, с годами не поубавилась. Но если только
  в моей голове абсолютно не перепутался весь ход его развития, столь полно
  и мастерски отраженный в этих представленных нам томах, то постоянное
  ощущение им одной и той же проблемы так и осталось главным ключом к
  его философии. Это из него у Джеймса затем возникло ощущение конфлик-
  та между наукой как знанием о природе и религией как знанием об индиви-
  дуальной судьбе.
  
  Оно-источник не только его плюрализма и индетерми
  низма, но и более специальных доктрин о праве на то, чтобы за отсутствием
  объективных свидетельств руководствоваться в действии искренним веро-
  ванием, и той части его прагматизма, в которой подчеркивается, что послед-
  ствия в большей степени, чем истоки, служат окончательной проверкой и
  критерием значения и состоятельности идей.
  
  Шестая и заключительная часть данных томов называется "Последняя
  философская система". Студенты, изучающие метафизическую доктрину
  Джеймса, в частности, что касается значения его чистого опыта, найдут на
  этих страницах много полезного для себя. Если я прекращаю ссылаться на
  них, то это не только в связи с ограниченностью пространства статьи, но и
  потому, что, как я убежден, уже воспроизведенные описания живого склада
  и живого опыта Джеймса представляют собой достаточную основу для по-
  нимания его более специальных идей.
  
  С развитием этих специальных идей
  связь его философии с биографией и жизненным опытом становится тонкой
  и непрямой. Но она никогда не утрачивается. Искренность и глубина лично-
  го опыта, которые дали Джеймсу ключ к подлинному смыслу философских
  вопросов, остались фундаментом его учения. На мой взгляд, они явились
  неиссякаемым источником всего того, что нам по сей день предстоит и сле-
  дует узнавать даже из сравнительно технических аспектов его мысли. В сво-
  431
  ем стремлении к проработанным формулировкам он сталкивался с ограни-
  чениями, от которых страдает любой независимый мыслитель.
  
  Чем оригинальней мышление, тем более предательским для него оказывается тот факт,
  что единственный язык, в котором может быть выражена самобытная инту-
  иция, -это язык, сформированный доктринами, против которых, собствен-
  но, и выступает данный оригинальный философ. Следовательно, вдвойне
  важно, чтобы студенты, изучая философию Джеймса, никогда не упускали
  из виду ее живительные ключи и источники.
  
  3. Исчезающий субъект в психологии Джеймса
  
  В "Принципах психологии" Уильяма Джеймса отражены две тенден-
  ции. Первая-это официально принятый гносеологический дуализм. Со-
  гласно данному взгляду, психологическая наука концентрирует свои иссле-
  дования вокруг субъекта как "ментальной" сущности, подобно тому как
  физика концентрирует их вокруг объекта, который материален.
  
  Джеймс же
  в анализе конкретных вопросов, напротив, имеет тенденцию сводить субъект
  к некой исчезающей величине, кроме тех случаев, когда под "субъектом"
  подразумевают живой организм, причем последний, более того, не может
  существовать иначе как во взаимодействии с окружающими условиями.
  
  В соответствии с этим вторым направлением понятия субъекта и объекта не
  обозначают каких-то изолированных друг от друга систем или видов суще-
  ствования, а служат максимум для того, чтобы с определенными целями мы
  могли делать некоторые различия в рамках опыта.
  
  Первая точка зрения четко выражена в следующих словах Джеймса:
   "Позиция психолога по отношению к познанию впоследствии будет на-
  столько важна для нас, что мы не можем оставить эту тему до тех пор, пока
  совершенно не проясним ее. Данная позиция состоит в бескомпромиссном
  дуализме. Она предполагает два элемента-познающее сознание и позна-
  ваемую вещь-и трактует их как не допускающие редукции... Они просто
  стоят друг против друга в общем им мире, и один из них либо познает свое-
  го визави, либо познается им.
  
  Эту единственную связь между ними невоз-
  можно выразить более простыми понятиями или более доступно опреде-
  лить... Даже в обычном чувственном впечатлении должно иметь место дуб-
  лирование объекта внутренними конструкциями... Дуализм объекта и субъек-
  та и их предустановленная гармония-это правило, с которым психолог
  обязан считаться как таковой, хотя как индивид, имеющий также право на
  то, чтобы быть метафизиком, он может тайно держать за душой какую угод-
  но монистическую философию" 1 .
   1 "The Principles of Psychology)) ["Принципы психологии"], vol. 1, в разных местах
  на р. 218-220. Курсив Джеймса. В дальнейшем это произведение будем для краткости называть "Психологией".
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"