Васильев Владимир Ильич : другие произведения.

Д.Дьюи-151

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:

  т -151
  
  
   Д.Дьюи Реконструкция в философии.
   Проблемы человека -151
  
  
  Потребность в разработке жизнеспособной
  философии для Джеймса была неразрывно связана с потребностью нахо-
  дить решения тех вопросов, которые тяжко давили на него, как на всякое
  живое создание. Мистер Перри совершенно заслуженно акцентирует важ-
  ность, придаваемую Джеймсом тем мотивам, с которых начинается философствование.
  
   == Философствование начинается с наличия совести. Совесть начинается с отсутствия подлости даже в мыслях... Отсутствие подлости начинается с отсутствия личной глупости и тупости.
   Следовательно, признак потенциальной способности к философии -с 15 до 25 лет у человека есть "острая любовь" к поэзии. Такая же интенсивная как у многих есть острое балдение от музыкального шума в ушах (это форма "музыкальной наркомании", если не знаете... ). Бродят по России стада тупых баранов с наушниками... ==
  
  Надеюсь, я не погрешу против истины, если скажу, что он
  наверняка бы порекомендовал нам эссе Джеймса "Об отношении к рацио-
  нальности"** в том варианте, который включает в себя "Эссе о рациональ-
  ности, деятельности и вере" (с замечаниями самого Джеймса, теперь дос-
  тупными нам), в качестве естественного введения в общую философию Джей-
  мса. Требованиями, которым теоретически должна удовлетворять филосо-
  фия, являются единство и ясность.
  
  Требования же этих последних в свою
  очередь настолько противоположны друг другу, что это до крайности напря-
  гает мышление, ибо движение к ясности есть движение к разнообразию, к
  многому, в то время как простота, вытекающая из одностороннего предпоч-
  тения единого, зачастую обманчива и формальна.
  
  Неспособность монисти-
  ческих систем устоять против критики с точки зрения либо факта, либо ло-
  гики является у Джеймса одной из излюбленных тем. Но, даже удовлетво-
  рив это двоякое требование единства и ясности, мы находимся только в пред-
  дверии адекватной философской системы. Удовлетворения ждут еще и прак-
  427
  тические, эмоциональные и сознательные, потребности человека.
  
  Именно
  глубина ощущения того, насколько насущно удовлетворение этих последних,
  и отличает Джеймса от множества его современников и объясняет, как я уже
  где-то предположил, испытанную им поначалу отверженность, сопровож-
  давшуюся непониманием и нередко презрением, равно как и вдохновитель-
  ную способность его мышления, доказанную впоследствии.
  
  Существует письмо, написанное Джеймсом еще в 1869 году,-это год,
  в который ему была присвоена степень доктора медицины, и время, когда
  влияние естествознания на него достигло своего пика, в чем и следует ис-
  кать ключ к проблеме, сыгравшей заглавную роль в формировании его фи-
  лософии. После слов о том, что в какой-то период истории представления о
  природе и судьбе человека составляли своего рода конгломерат, он говорит,
  что на более позднем отрезке развития "познания о природе и познания об
  индивидуальной судьбе, или религия, в такой степени разошлись друг с дру-
  гом, что стали антагонистами".
  
  Это замечание можно истолковать как намек на то, что условно призна-
  ется конфликтом науки с религией, поскольку под "познаниями о природе"
  Джеймс совершенно очевидно имеет в виду науку. Но при таком толковании
  мы упускаем из виду один важный момент.
  
  Отождествление религии с "познаниями об индивидуальной судьбе" и ощущение, что последствием науки
  будет сокрытие, отрицание важности индивидуальности и всего, что проис-
  ходит в индивиде и с индивидом как таковым,-вот эта существенная де-
  таль. Существенная и в негативном, и в позитивном смысле.
  
  В силу той
  среды, из которой Джеймс вышел, и его становления как личности для него
  невозможно было мыслить о религии в понятиях какой-то исторически оп-
  ределенной ее разновидности, даже если бы это было само христианство в
  его чистейшей и наиболее возвышенной форме. Во всем множестве его про-
  изведений о религии едва ли найдется хоть слово по поводу либо какой-то
  конкретной доктрины христианства, либо личности его достославного основателя.
  
  Упоминания о церковной практике и символах веры, которые он
  делает время от времени, удивительно нелицеприятны, учитывая его миро-
  любивый нрав. Вот пример того, в каком духе он о них пишет:
   "Естественно-научная подготовка полностью лишила меня сочувствен-
  ного отношения к духовному универсуму. Невозможно поверить, чтобы тот
  самый Бог, который создал природу, мог испытывать совершенно особую
  гордость от того, что его более непосредственными представителями явля-
  ются духовники, чем миряне, либо находить сладостным звучание церков-
  ной фразеологии и интонаций, либо нечто интересное для себя в иерархии
  дьяконов, архидьяконов и епископов. Нет, он не настолько чопорное существо".
  
   == Но ведь как-то надо найти точку раздела между служителями культа и мирянами с учётом количества грамотных среди мирян.
   Из церквей нужно нещадно выгнать всех, кто не имеет желания читать богословские труды в объёме не меньше чем по 5 страниц в день (1800 в год?).
   Сказано в Новом Завете "малое стадо"... Нигде не сказано "великая толпа сброда разного". Сказано "вы братья и сёстры". А где они на деле?
   Как христианин я должен иметь возможность за 3 года пожить при желании даже у 400-600 христиан не только по всей области, но даже от Бреста до Владивостока... При условии, что я там буду работать хотя бы в одноразовом порядке.
   Много по собраниям верующих таскается дармоедных бездельников... Которым нужен надзор психиатров, а не церковной общины.
  
   Христианство должно как-то быть защищённым от полусумасшедших бродяг. За прошлые 700 лет оно не поняло про себя даже эту проблему?!
  
   То, что Юлия Латынина уничтожила мифологию о Христе не отменяет факта наличия Иеговы и факта, что вся мифология христианства оказалась возможна лишь потому что на это была воля Иеговы.
   Но то, что вся жизнь "феномена Библии" закончилась маккавейством и катастрофой еврейщины, заставляет думать, что и в Библии образ Бога практически не похож на Его подлинный образ.
   Один отец Церкви в 4 веке сказал "Когда мы говорим что Бог такой-то, мы ограничиваем беспредельного Бога..." Безбожные старухи которые в разных местах собираются посидеть на лавочках, безусловно намного ближе к Богу чем люди, которым удаётся не меньше 40 раз в году "отстоять" церковную службу.
   Да почему же около церкви не может собраться стая собак?! ==
  
  Иногда говорят, что суть протестантского христианства заключена в ут-
  верждении о непосредственных отношениях Бога с индивидуальной душой.
  Если отталкиваться от этого понимания, то можно сказать, что Джеймс до-
  вел дух протестантизма до такой ипостаси, в которой всякая его связь с хри-
  стианством утрачивает значение. Интересующее его "знание об индивиду-
  428
  альной судьбе" было универсальным. В вопросе об индивидуальности и ее отношениях
  со вселенной он не делал различий между отдельными индивидами.
  
  Поэтому та особая
  трактовка религии, которая появляется у него, скажем, в "Многообразии религиозного
  опыта", просто служит частью его общей философии, и нет никаких оснований оценивать ее
  в отрыве от философии в целом. На страницах этой книги он воспроизводит на первый взгляд до того крайние случаи, что и сам их называет патологическими.
  
  Но данный выбор был
  продиктован его убеждением в том, что определенные родовые черты в отношении индивида
  как такового со вселенной наиболее наглядно представлены именно подобными случаями
  и, следовательно, могут быть наилучшим образом изучены только на их примере.
   == Да что же это за "миросознание" у любителя философии, если у него нет чёткой ориентировки "в обоих крайних точках линии данной проблемы" -скажу так...==
  
  В основе всего здесь лежит идея, согласно которой в религиозном опыте существо индивидуума назовем это его душой-состоит в связи с универсумом на более прими-
  тивном и в то же самое время на более фундаментальном, в некотором роде
  более истинном уровне, чем это характерно для ее связи с ним в процессе
  сознательного и разумного наблюдения и мышления. В результате мы име-
  ем "вид опыта, в котором интеллект, воля и чувство, все наше сознание вку-
  пе со всем бессознательным переплавляются в нечто вроде химического соединения".
  
  Поэтому любой поистине религиозный опыт-это опыт, кото-
  рый мы, за отсутствием лучшего имени, называем мистическим. В таком
  опыте "менее выраженные, но более значимые элементы нашей природы до
  победного конца противостоят попыткам более поверхностной, но куда гром-
  че кричащей о себе части подавить их". Джеймс вполне отдавал себе отчет
  в том, что это понятие о глубоко иррациональном и инстинктивном проис-
  хождении религиозного опыта может быть использовано как аргумент, оп-
  ровергающий состоятельность и полезность религии.
  
  Сам он намеренно
  предпочел снабдить эту идею иной, более благоприятной трактовкой. Этот
  выбор частично коренится в его горячем ощущении значимости жизненных
  инстинктов, обусловленной тем, что они отражают в себе сам процесс жизни более
  эффективным образом, чем это подвластно разумной мысли, а частично вытекает
  из его философской идеи, согласно которой непосредствен-
  ный опыт в любом случае более фундаментален, чем возведенные на нем
  вымышленные конструкции.
   == Вымышленные конструкции... Особенно конструкции в головах законченных интеллектуальных баранов, какими после 1920 года были все 5 поколений 700 000 высших лиц власти...
   Лица областной и районной власти были не умнее... ==
  
  Основополагающая концепция Джеймса, я бы
  сказал, такова, что индивиду в конце концов просто пристало иметь некую
  жизненно важную связь со вселенной, в которой он живет, и что эта связь может быть максимум двух видов.
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"