Васильев Владимир Ильич : другие произведения.

Д.Дьюи -120

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:

  т -120
  
  
   Д.Дьюи Реконструкция в философии.
   Проблемы человека -120
  
  
  (5) Не знаю, хочет или нет м-р Райс приписать мне тот взгляд, что я будто бы
  основываю различение двух обсуждаемых классов явлений "на том, сосредоточены ли
  они в организме" Но, дабы в дальнейшем избежать возможного неверного толкования
  скажу, заранее что не делаю этого, моя точка зрения, наоборот, такова, что все
  явления в процессе наблюдения сосредоточены в организме, и в то же время все те
  же явления - и те, что м-р Райс называет приватными, и те, что он называет
  публичными,- в пространственно-временном отношении простираются далеко
  за пределами кожного покрова того самого организма, голова которого бывает занята
  ими. Данное соображение добавляет кое-что к вопросу о том, насколько уместен пример с
  языком в споре по проблеме наблюдения, в ходе которого мы характеризуем явление как такое-то и такое-то.
  
   II
  Предыдущий раздел касался фактического вопроса. Хотя полученный
  вывод имеет значение для теории оценивания, он влияет на нее не более
  чем на дискуссию по любой философской теме. Его обсуждение занимает
  333
  столько места, сколько отведено ему в данной статье, потому, что этого, как
  мне представляется, требуют поднятый вопрос и анализ, произведенный
  нами в предыдущих статьях.
  
  На первый взгляд может показаться, что полу-
  ченный мною вывод поставил интересующий меня вопрос об очевидных
  основаниях для оценки в безнадежный тупик. Ведь если "субъективных"
  явлений указанного вида не существует, то, разумеется, нельзя говорить о
  том, что субъективные явления очевидны как основания для оценки или
  чего-то другого.
  
  Однако нам не удастся так лихо разделаться с актуальным вопросом,
  касающимся оценок. Я не отрицаю существования такого рода предметной
  сферы, которую м-р Райс называет приватной и внутренней. Напротив, мы
  тоже признаем, что материал этого рода (будь он субъективный или объек-
  тивный) и есть тот самый материал, по поводу которого или в связи с кото-
  рым совершаются оценки. Проблема очевидностного статуса суждений о
  подобном материале, стало быть, по-прежнему стоит перед нами.
  
  Теперь нам предстоит обсудить ее логический аспект, в отличие от фактического.
  К тому же м-р Райс в своей последней статье привел такие примеры, которые
  помогут нам осветить данный вопрос.
  Поэтому позвольте мне начать с самого что ни на есть настойчивого
  повторения того факта, что под вопросом стоит отнюдь не существование
  явлений, вызывающих у нас поощрение, поклонение, пристрастие, наслаждение.
  
  Мы никоим образом не подвергаем сомнению их первостепенную
  важность в человеческой жизни, ведь это явления, благодаря которым жизнь
  стоит того, чтобы жить. И равным образом не считаем, будто они должны
  быть вырваны из состояния качественной непосредственности и подвергну-
  ты суждению. Напротив, мой тезис относительно оценивания заключается
  в том, что они становятся предметом суждения только в том случае, если
  складываются условия, приводящие в свою очередь к появлению сомнения
  относительно ценности этих явлений (но не их существования).
  
  Для обозначения всего ряда явлений указанного типа не существует единого слова.
  Было бы удобно пользоваться одним словом, чтобы избежать постоянного
  повторения фразы о "предметах восхищения, наслаждения, предпочтения,
  пестования, пристрастия, почитания"; а ведь этот перечень даже не покры-
  вает всех элементов данного ряда.
  
  Я буду употреблять словосочетание "источники удовольствия". Предпочту этот термин понятию "удовольствия",
  поскольку он делает акцент на том факте, что речь идет действительно о
  явлениях; источником удовольствия является не само удовольствие, а люди,
  ситуации, поступки, произведения искусства, друзья, беседы с ними, игра в
  бейсбол и музыкальные пьесы, а также то обстоятельство, что мы имеем
  возможность цитировать здесь примеры м-ра Райса.
  
  В своей первоначальной статье м-р Райс критикует мой взгляд, согласно
  которому оценочные суждения возникают в результате того, что мы ставим
  источник удовольствия в контекст (естественно, смоделированный исследо-
  ванием) условий, его порождающих, и последствий, из него вытекающих.
  М-р Райс не отрицал, что посредством такой операции мы получаем очевид-
  334
  ные основания оценочного суждения, но обвинил меня в том, что я отвер-
  гаю те очевидные основания, которые дает нам само существование источ-
  ников удовольствия.
  
  На самом деле он даже пошел так далеко, что сделал
  вывод, будто я в своем увлечении условиями и последствиями вообще обде-
  лил вниманием существование этих источников.
  
  Мой ответ был таков, что
  моя теория, будучи чрезвычайно далекой от отрицания данного факта, стоит
  на том, что этой способностью обладают явления как предметы суждения;
  но поскольку не что иное, как именно их не установленный или неясный
  статус в качестве ценности и порождает суждение, то было бы двусмыслен-
  но толковать эти явления в их чистом существовании как способные предо-
  ставить нам какие-то очевидные основания.
   == "... очевидные основания" -чего именно? Переводчик недописал? ==
  
  В следующей, ответной статье м-р Райс цитирует мой пример с зубной
  болью, говоря, что ее непосредственные качества, не приносящие нам ни-
  какого удовольствия, могут обеспечивать и часто действительно обеспечи-
  вают некоторую долю очевидного основания для ценностного суждения
  "Мне следует нанести визит дантисту" или, хотя здесь они обеспечивают
  ее с меньшей степенью вероятности, "Мне следует запломбировать зуб".
  
  "Боль,-продолжает он, - вопреки тому, как, похоже, думает м-р Дьюи,
  не является лишь "неопределенным" элементом ситуации, но в совокупно-
  сти с моими предыдущими знаниями об аналогичных ситуациях она со-
  ставляет prima facie 1 (1 на первый взгляд (лат.) очевидное основание
  для подобных ценностных суждений".
  
  Не знаю, что именно м-р Райс имел в виду, говоря, что я, похоже,
  думаю, будто боль есть "лишь сомнительный, неопределенный элемент
  ситуации". Однако не могу и предположить, что он пытается вменить мне
  воззрение, согласно которому сомнительным является само ее существова-
  ние. Поэтому я повторю, что если у нас возникает пауза для оценочного
  суждения, то возникает она потому, что сомнение предполагается ситуаци-
  ей в целом: нам надо понять, к чему она подталкивает нас как к лучшему
  способу действия, что нам можно было бы или следовало бы сделать.
  
  И я вставил здесь "если", так как суждение вовсе не обязательно должно вкли-
  ниваться в ситуацию. Человек, у которого болит зуб, может взять за прави-
  ло наносить визиты дантисту, и тогда рассматриваемое явление выступает
  в качестве непосредственного стимула, - впрочем, к несчастью, реакция
  на боль у многих людей заключается в том, что они просто терпят эту боль,
  пока она не пройдет.
  
  Однако соль позиции м-ра Раиса мы усматриваем в предложении, вклю-
  чающем слова "в совокупности", когда он говорит, что качества боли со-
  вместно с предыдущими знаниями предоставляют нам очевидные основа-
  ния для оценки.
  
  Вообще-то у слов "в совокупности" есть такое значение,
  благодаря которому сделанное м-ром Райсом утверждение могло бы пока-
  заться мне столь же здравым и очевидным, как и ему самому. Но это вовсе
  не то значение, которое придает данным словам м-р Райе. "В совокупнос-
  ти" - фраза двусмысленная. М-р Райс вкладывает в нее именно то значе-
  335
  ние, которого требует его теория, то есть что явление как таковое самооче-
  видно, оно есть очевидность, которая впоследствии добавляется к очевид-
  ности, обеспечиваемой предшествующими знаниями об аналогичных ситуациях.
  
  Я же понимаю данные слова так, как, уверен, понял бы их всякий,
  кто не зависит от какой бы то ни было теории. Когда о явлении источника
  удовольствия возникает суждение, которое дает ему оценку, то его суще-
  ствование в качестве ценности становится результатом выделения его из
  обособленного существования и увязывания его с другими фактами, в пер-
  вую очередь с теми, которые содержатся в нашей памяти-знании о том, что
  происходило в подобных же ситуациях в прошлом.
  
  Суждение, если мы рас-
  сматриваем его "в совокупности" с подобными фактами, строится таким
  образом, чтобы в нем содержалось указание на лучший или должный вари-
  ант поведения.
  Значение же, которое придает этой фразе м-р Райс, на мой
  взгляд, лишь воспроизводит тот самый экивок, за который я уже упрекал
  его в предыдущей статье.
  
  Любовь м-ра Райса к фактам побуждает его определить статус явления
  как очевидности даже следующим образом: он называет его "очевидностью
  prima facie" и продолжает говорить о потребности в "дальнейшей очевид-
  ности", искать которую следует для того, чтобы подтвердить (или, возмож-
  но, как я полагаю, опровергнуть) очевидность только prima facie.
  
  Моя точка зрения такова, что эта дальнейшая очевидность составляет "совокупность"
  с конкретным источником удовольствия точно в том же смысле, в каком "в
  совокупности с ним" работает знание предыдущих ситуаций, то есть как
  способ обусловливания оценки этого источника удовольствия.
  
  М-р Райс приводит далее несколько примеров того же общего типа, ка-
  сающихся оценок явлений, которые ожидаются в будущем. Анализируя суж-
  дения, он, например, отмечает, что с удовольствием пошел бы на концерт
  Бетховена или на бейсбольный матч между Доджерс и Редз* "частично по-
  тому, что подобные случаи в прошлом, как мне помнится, сопровождались
  для меня удовольствием, и еще потому, что путем самонаблюдения я обна-
  руживаю, что одно лишь проигрывание такого возможного опыта в опере-
  жающем воображении тотчас же вызывает у меня удовольствие".
  
  Нельзя усомниться в том, что очевидность, обеспечиваемая тем фактом, что подоб-
  ные события в прошлом доказали свою способность дарить нам удоволь-
  ствие, является твердым очевидным основанием того факта, что при анало-
  гичных условиях такое же явление доставит нам удовольствие в будущем.
  
  Вместо того чтобы подтверждать заявление м-ра Райса о том, что удоволь-
  ствие от будущего, испытываемое в настоящем, служит дополнительным
  очевидным основанием, это скорее показывает нам, что очевидность, обес-
  печиваемая другими такими явлениями, требуется для того, чтобы удоволь- ствие, о котором говорится в примере, обрело качество как ценность.
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"