Васильев Владимир Ильич : другие произведения.

Д.Дьюи -110

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:

  т -110
  
  
   Д.Дьюи Реконструкция в философии.
   Проблемы человека -110
  
  
  В случае же этического суждения предполагается нечто
  существенно противоположное: а именно-что ситуация становится та-
  кой, какая она есть, именно благодаря нашей склонности == к ситуации данного типа, а не другого == , которая находит отражение в самом акте суждения.
  
  С позиций строго логических (то есть
  без всякой ссылки на чисто моральные соображения) этическое суждение,
  таким образом, имеет свою отличительную цель; предмет суждения в нем
  таков, что детерминирующим его фактором является позиция или склон-
  ность, которая и приводит к акту суждения.
  
  Отсюда прямо вытекает, что цель этического суждения можно выразить
  следующим образом: эта цель состоит в конструировании акта суждения
  как самого по себе сложного объективного содержания. Оно является подо-
  плекой акта суждения, применяемого в сугубо интеллектуальном процессе,
  делая его качество и природу (но не форму: это вопрос психологии) объек-
  том рассмотрения.
  
  Именно потому, что в материале, который мы рассматри-
  ваем и упорядочиваем в суждении, участвует личность, или позиция, лич-
  ность обусловливается данным суждением.
   == Тут главное то, что одна личность является источником материала для рассмотрения, а другая личность рассматривает и обсуждает увиденное.
   Это до крайней степени доведено в проблемах с разного рода судебными экспертизами.
   Следовательно прежде всего эксперта нужно долго и утомительно обучать делу экспертизы...
   А что имеется в "правовом поле" России?!... Тупые и наглые самоучки местного областного местечка... Ставшие экспертами или по блатам разного рода, или назначенные экспертами гады и гадины из окрестностей местечкового гнезда банды госбезопасности. ==
  
   Это обстоятельство колоссальной этической важности; но в данном случае оно имеет не столько этическое, сколько логическое значение. Оно показывает, что с позиций строго
  логических мы имеем дело с характерным типом суждения-таким, в кото-
  ром условия деятельности суждения сами предполагают объективную детерминацию.
  
  Судящий по существу судит и о себе и тем самым одновре-
  менно определяет условия для всех последующих суждений какого бы то ни
  было типа. Употребляя понятия более близкие психологии, мы можем ска-
  зать, что в суждении благодаря сознательному выбору и намерению реали-
  зуется конкретный мотив, до сего момента неясный и импульсивный; либо
  оно выражает привычку, но не просто с целью ее практического закрепле-
  ния, а затем, чтобы мы осознали и ее эмоциональную ценность и значение,
  проявляющееся в известного рода последствиях.
  
   С логической же точки зрения мы говорим, что судящий сознательно занят тем, что конструирует как объект регулирующие условия всякого акта суждения (тем самым придавая им объективную форму и структуру).
  304
  
  Раздел 5. Категории науки этики
  Этическое суждение таково, что оно обусловливает неразрывную обоюдную
  детерминацию ситуации, о которой говорится в этом суждении, и
  личности, характера или склонности, которые отражаются в акте суждения.
  Любое частное моральное суждение обязательно должно отражать в себе
  все характеристики, существенные для морального суждения uerbuhaupt 1.
  ( 1 вообще (нем.).)
  
  Каким бы удивительным, уникальным ни был материал любого частного
  этического опыта, главное-это в конце концов этический опыт; и поэтому
  его рассмотрение или истолкование должно отвечать условиям, заключенным
  в самом акте суждения.
  
  Суждение, которое создает только что
  упомянутую двойную детерминацию, обладает собственной характерной
  структурой или организацией. Работа, которую оно должно выполнять,
  придает ему определенные, отличающие и характеризующие его
  элементы и свойства. Они образуют исходные термины или категории всей
  этической науки.
  
  Более того, так как эти термины преломляются в каждом
  нравственном опыте, то есть в структуре суждения, то они не остаются
  формальными, или бессодержательными, а служат инструментами
  анализа любой конкретной ситуации, подлежащей научному изучению.
   == Что стоят рассуждения о научных изучениях разной всячины в отношениях людей без изучения реальной тупости и дури в этих отношениях... ==
  
  Сугубо интеллектуальное суждение, то есть представление одного объекта
  в понятиях других подобных объектов, с необходимостью обладает такой
  специфической внутренней структурой, которая обеспечивает возможность
  исходных категорий всех наук о природе. Единицы измерения пространства,
  времени, массы, энергии и так далее определяют для нас те строгие условия,
  при которых суждения данного типа могут достигать своей цели.
   == Какие могут быть виды отношений между людьми и в каких "единицах" измерять конкретный "процесс" конкретных отношений? Ведь в одном случае это разговорчик на улице на полторы минуты, а в другом случае даже 20 часов в одной кровати...
   Какие виды морального и антиморального можно теоретически приписать ситуации "больше 10 раз вместе поспали" и ситуации "за 2 года 50 раз встретились случайно на улицах и поговорили в сумме 100 минут..."? ==
  
  Тогда тип суждения, который определяет ситуацию в понятиях характера и приводит
  к заданию так называемой активной ситуации (это если ее обозначить
  индифферентно), или активного деятеля (если придать ей оттенок сознательности),
  точно так же логически предопределен к тому, чтобы иметь дело
  с мировоззрениями и методами как инструментами, необходимыми для выполнения
  его задачи.
   == Молодой человек полгода совершал маневры вокруг некоей Маши работавшей в обкоме профсоюза инструктором и намекал родителям на скорую свадьбу. Но тут он познакомился с дочкой полковника областной госбезопасности работающей в папиной конторе и через 3 дня сыграл свадьбу... - Замечательная ситуация чтобы "разложить по полочкам науки" из этого абзаца... ==
  
  Этические дискуссии преисполнены подобных понятий:
  например, природное и духовное, чувственное и идеальное, норма и
  право, обязанность и долг, свобода и ответственность. Обсуждение и употребление
  этих терминов страдает, однако, фундаментальным недостатком.
  
  Данные понятия обычно воспринимаются как нечто готовое, то есть как сущности
  независимые и обособленные. Следовательно, на долю теории остаются
  дебаты, во-первых, о том, имеют ли данные категории какой-либо вес
  или нет, и, во-вторых, в чем же их особая значимость. Обсуждение этих
  вопросов носит крайне произвольный характер именно ввиду того, что категории
  берутся не как ограничительные понятия, то есть не как основные
  элементы логической операции, которые, подчиняясь определенной собственной
  цели, должны иметь и средства или инструменты для ее успешного
  305
  
  осуществления. Поэтому для научной трактовки этики в первую очередь
  должно соблюдаться следующее условие:
  
  при обсуждении основополагающих терминов, исходных интеллектуальных позиций и применяемого инструментария необходимо учитывать место, которое они занимают, и роль,
  которую они играют в суждении особого типа, то есть таком суждении, ко-
  торое вызывает обоюдную объективную детерминацию актуальной ситуа-
  ции и духовной позиции.
  
  Когда категориям ничего не остается, как примириться с предназначе-
  нием, определенным для них в рамках текущей дискуссии, когда они трак-
  туются своевольно, то есть изолированно друг от друга, то никакой метод
  контроля за формированием суждений с их участием невозможен.
  
  Как следствие, другие суждения, зависящие от того, как употребляются данные ка-
  тегории, постепенно все больше выходят из-под контроля. Знание непос-
  редственно об инструментах, необходимых для более экономного и эффек-
  тивного образования и функционирования более специфических суждений,
  в этом случае лишь приблизительно, особенно знание о том, что касается
  их собственной структуры и способа функционирования.
  
  Вполне естественно, что и применяются эти инструменты спустя рукава.
  
  Поскольку катего-
  рии толкуются в том духе, что каждая из них якобы наделена собственным
  готовым и независимым значением, то ни одно из этих априорно приписан-
  ных им значений не может быть подвергнуто какой-либо проверке, а также
  не может быть никакого стандарта для оценки состоятельности любого из них.
   == Осталось только найти внушительных размеров книгу где специалисты с блеском или треском разбираются между собой в точности применения категорий и прочих умных процессов суждения...
   В условиях России можно быть болваном любой кондиции, но всё-таки получить степень кандидата наук ловко напустив словесной туманной болтологии в теме "применения категорий суждения"... ==
  
  Только ссылка на ситуацию, в контексте которой категории рождаются
  и функционируют, способна обеспечить нам основания для оценки их сто-
  имости и важности. Иначе определение основных этических терминов так
  и останется делом аргументации, базирующейся на мнении-мнении, ко-
  торое ухватывается за какую-нибудь самую очевидную черту ситуации (и
  поэтому всегда может нести в себе некоторую долю истины) и которое, бу-
  дучи неспособно ухватиться за всю ситуацию целиком, не в силах ухватить
  и точное значение характеризующих ее терминов.
  
  Например, дискуссия о
  том, что составляет этическую норму-то, что благоприятствует челове-
  ческому счастью, или то, что приближает нас к более совершенному бы-
  тию, - будет сравнительно несерьезной до тех пор, пока мы не прибегнем
  к некоему методу определения, с учетом логической необходимости ситуа-
  ции, всего, что вообще должно быть и считаться нормой.
  
  У нас отсутствует
  дефиниция нормы в понятиях существенных условий этического суждения
  и ситуации. Подобная дефиниция нормы, разумеется, не дала бы нам в мгно-
  вение ока представлений о том, что составляет моральную ценность, кото-
  рые можно было бы использовать для формирования моральных правил,
  но она бы указала нам на некоторые условия, отвечать которым должен
  быть способен любой претендент на место нравственного стандарта, и та-
  ким образом послужила бы в качестве инструмента для анализа различных
  кандидатов на позиции нормы, в каком бы контексте они нам ни предлага- лись - в рамках общей теории или в вопросах конкретного поведения.
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"