после разгрома Наполеона, дала массу оснований и массу возможностей
для агитации за свободу мышления и выражения мыслей.
Ранняя либеральная философия сослужила нам важную службу. В кон-
це концов она преуспела в том, чтобы очистить, в частности, свою родину
Великобританию от несметного количества несправедливостей и запретов.
== А в истории России с 2000 года начался настоящий ураган несправедливостей и запретов... Что может оказаться историческим итогом этого безобразия тупейших болванов поналезших во власть?
И поскольку эти лица во власти во всех отношениях дураки и дуры, то что же им помешает превратиться в бандитов? ==
История социальных реформ, произошедших в XIX веке, почти совпадает с
историей либеральной общественной мысли. Поэтому я вовсе не из черной
неблагодарности буду теперь упирать на ее недостатки - признание их очень
существенно для того, чтобы мы могли сегодня и в скором будущем осмыс-
фектом этой философии был недостаточный учет ею исторической относи-
тельности. Данное упущение отражено в концепциях индивида как некой
законченной данности и свободы как врожденной собственности индивида,
для проявления которой необходимо только избавиться от внешних ограничений.
Индивид раннего либерализма был подобен атому Ньютона, имею-
щему чисто внешние пространственно-временныеотношения с другими по-
добными единицами, с той только разницей, что в "комплект" каждого со-
циального атома еще входила внутренняя свобода. Эти идеи, возможно, не
принесли бы большого вреда, если бы служили простыми ободряющими
призывами к практическим достижениям.
Но они составили часть философии, причем такой философии, в которой эти конкретные понятия об индивидуальности и свободе наделялись статусом абсолютных и вечных истин-
благ на все времена и для всех территорий.
Этот абсолютизм, это игнорирование и неприятие временной относи-
тельности есть одно и важнейшее объяснение того, почему ранний либера-
231
лизм так легко выродился в псевдолиберализм.
Ради экономии времени я
сравню то, что имею в виду под таким неистинным либерализмом, с типом
социальных идей, представителями которых являются "Лига свободы" и экс-
президент Гувер. Я называю его псевдолиберализмом, потому что он исто-
щил и сузил прежде великодушные идеи и ожидания. Даже одни и те же
слова могут обозначать совершенно различные вещи, когда они высказыва-
ются меньшинством, выступающим против репрессивных мер, и когда они
соответственно произносятся группой лиц, уже получивших власть и те-
перь использующих идеи, которые когда-то служили оружием в их освобо-
дительной борьбе, как средства удержания обретенного ими могущества и богатства.
Эти идеи одно время являются инструментами для производства
общественных перемен, потом переходят в подчинение иной цели и исполь-
зуются как метод предотвращения дальнейших социальных преобразований.
Сам этот факт представляет собой пример исторической относительности, а
также свидетельство того зла, которое несет в себе постулат раннего либе-
рализма о неизменном и вечном характере данных идей. В силу этого пос-
тизма служит экспериментализм. Между исторической относительностью
и экспериментальным методом существует глубинная связь. Время есть знак
изменения. Индивидуальность в контексте социальной политики обретает
различные значения в зависимости от того, как изменяются общественные
условия, в которых проходит жизнь индивидов.
Ранний либерализм, будучи
абсолютным, в то же время был вне истории. В его основании лежала фило-
софия, согласно которой история, подобно времени в картине мира Ньюто-
на*, сводится исключительно к видоизменению внешних связей; она касается
количеств, а не качеств и сущностей.
То же самое верно и в отношении
всякой теории, согласно которой - это обычно считают характерным, на-
пример, для теории Маркса - временные изменения в обществе неизбежны
в том смысле, что они, скажем так, подчинены закону, который сам по себе
не является исторически относительным.
Историзм и эволюционность ли-
берального учения в XIX веке были фактически половинчатыми. Они пред-
полагали, что процессы истории и развития управляются неким законом или
формулой, стоящими особняком от процессов, обусловленных временем.
Обязательность связи либерализма с экспериментальной методикой под-
разумевает непрерывную реконструкцию идей индивидуальности и свобо-
ды в тесной сопряженности с изменениями общественных отношений. До-
статочно сослаться на перемены в производстве и распределении, прои-
зошедшие со времен первой формулировки либерализма, а также на эф-
фект, который подобные преобразования, обязанные науке и технологии,
оказали на условия человеческой ассоциации.
== Когда в 1948 году вышла эта книга, тем более году в 1935 когда была опубликована эта статья (куда под статьями девались даты написания?!...), из 1000 первых читателей сколько нашлось бы понимающих слова "условия человеческой ассоциации"?
Если мы достаточно вразумительно представляем "перемены в производстве" с 1850 до 1950 года, то что такое перемены "в распределении"?! Если за 100 лет в 200 раз выросло число частных магазинчиков -это и есть "перемены в распределении"? ==
Экспериментальный метод
равнозначен признанию временной изменчивости идей и программ дей-
ствий, вследствие которой последние вместо прежнего противостояния фак-
там начинают сотрудничать с ними. Всякое иное воззрение играет на руку
жесткому концептуализму и предполагает, что факты должны удовлетво-
рять понятиям, формулируемым независимо от временной или историчес-
кой изменяемости.
== Хм... Если факты не удовлетворяют понятиям лиц во власти -тем хуже для фактов в лице граждан с улицы... Надо сажать граждан, а не болванов во власти которые сколько ни сожрут -всё им мало...
И не имеет значения, что гражданин с улицы по поводу положения вещей может написать хотя бы 40 страниц ценных в научном отношении, а лица во власти за 30 лет, несмотря на то, что им информации доступно в 100 раз больше чем писателю или "писаке" с улицы, плюс наличие около власти до 50 " научных аналитических институтов " где кормятся до 5000 "научных аналитиков", после себя не оставят даже одной вразумительной статьи где хотя бы на 10 страницах описывалась ситуация созданная стареющими болванами в лице 50 главных олухов в Кремле...
История России говорит, что лиц во власти нужно и сажать и расстреливать тысячами не только после очередной революции, но и после любой зачистки в Кремле...
По той причине, что экономический застой России означает и её принципиальное военное ослабление. Наличие ядерного оружия ничего не решает если армия, для примера, оснащена 100 тысячами телег на конной тяге...
Что такое 140 миллионов населения России против более миллиарда населения в Китае?...
И ведь китайцы будут справедливы, если уничтожат начальников России как главных виновников уничтожения партии коммунистов и советской системы? Продолжатели антикоммунистического курса ещё более преступны, чем его закоперщики!!!...