Васильев Владимир Ильич : другие произведения.

Д.Дьюи -54

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:

  т -54
  
  
   Д.Дьюи Реконструкция в философии.
   Проблемы человека -54
  
  
  Это придало бы соответствующую лояльность идеям и поступкам че-
  156
  ловека. Но еще очень важно, чтобы кроме стремлений и усилий у людей
  развивалась свободная, всеохватная, неистребимая склонность к наблюде-
  нию и пониманию явлений, подобная важнейшим составляющим научного
  метода, которые неотъемлемо присущи ему и столь привычны, что почти не
  осознаваемы.
   == И это на полном серьёзе писалось в 1948 году когда на всю Британию было максимум 400 тысяч всякого рода "научных работников", а остальные, скажем, 70 миллионов жителей Британского Острова даже не собирались заниматься разными науками... ==
  
  В достижениях такого рода-общая цель науки, образования
  и дела демократии. Давайте же и мы будем соответствовать ситуации. Ведь
  это наша человеческая проблема. И если ей суждено разрешиться, то лишь
  при помощи человеческого стремления, человеческого понимания и челове-
  ческого усилия.
  
   2. Демократия и образование в современном мире
  
  Очевидно, что связь демократии и образования является обоюдной, вза-
  имообратной, просто-таки кровной связью. Демократия сама по себе есть
  принцип педагогики, ее критерий и политика. Совсем не нова, например,
  мысль о том, что значение избирательной кампании для воспитания уча-
  ствующих в ней людей куда больше, чем ценность ее непосредственных чис-
  ленных результатов. Конечно, не всегда эти наши кампании так поучитель-
  ны, как хотелось бы, но в общем и целом они определенно работают на то,
  чтобы люди осознавали все происходящее в обществе, проблемы общества,
  а также различные меры и подходы, предлагаемые для анализа насущных
  вопросов.
   == В 2021 году это полностью неверный тезис... Особенно в России. ==
  
  Муссолини* как-то заметил, что демократия ушла в прошлое, изжила
  себя, поскольку люди устали от свободы. В данном высказывании есть доля
  истины: не в том, что время демократии прошло, - мы по крайней мере
  надеемся, что это не так, - а в том, что человек действительно устал от
  свободы, от политической свободы и ответственности, от обязанностей, бре-
  мя которых ложится на нас с принятием этой политической свободы.
  
  Ее воспитательный принцип и действие гораздо более глубоки, чем в приведен-
  ном мной примере, поскольку нам так или иначе-теоретически, на словах, либо практически, на деле,-приходится отвечать на ее вопрос: хотим
  ли мы быть свободными существами, вполне полагающимися на самих себя,
  и нести ответственность и долг, связанные с позицией активного члена об-
  щества?
  
  Значение демократии, в отличие от любой аристократической формы
  общественного управления и политической власти, в особенности значение
  политической демократии, конечно же далеко не исчерпывающей всего раз-
  нообразия ее сфер, выразил Авраам Линкольн**, который сказал, что ни
  один человек не может быть мудр и хорош настолько, чтобы править людь-
  ми, не спрашивая их согласия, не выражая каким-то образом от их имени их
  собственные нужды, желания и их личные представления о том, как следует
  вести общественные дела и решать общественные проблемы.
  
  Однажды некая женщина рассказывала мне, как она спросила очень извес-
  тного американского государственного деятеля, что бы тот сделал для лю-
  157
  дей своей страны, если бы был Богом. "Ну, так сразу на ваш вопрос не отве-
  тить, - сказал он. - Я бы обратился к людям и понял, что им нужно, а
  затем постарался бы дать им это". - "Да, знаете ли, именно такого ответа я
  и ждала от вас, - сказала ему женщина. - Есть люди, которые должны
  интересоваться, что нужно другим, а потом уже пытаться им это дать".
  
  Подобное опрашивание людей с целью выяснить, что они предпочита-
  ют, в чем нуждаются, какие мысли имеют, составляет существенную часть
  демократической идеи. Мы хорошо знаем, что это важнейший вопрос прак-
  тической демократической политики, поэтому, возможно, даже не думаем о
  нем, используя свое право на ответ. Данная практика имеет воспитательное
  значение, поскольку она возлагает на нас как индивидуальных граждан де-
  мократического общества обязанность размышлять над тем, чего мы как
  личности хотим, каковы наши потребности и проблемы.
  
  Очень схожую мысль выразил доктор Феликс Адлер*. Не буду дослов-
  но его цитировать, но сказал он примерно следующее: "Как бы ни был не-
  вежествен человек, есть нечто, о чем он знает больше, чем кто-то другой,
  нечто такое, на чем он собаку съел".
  
  Поскольку речь идет об индивиде,
  знающем свои собственные проблемы даже при полной неосведомленнос-
  ти или беспомощности в других отношениях, идея демократии, в отличие
  от всех понятий об аристократии, состоит в том, чтобы с каждым индиви-
  дом прямо или косвенно считаться в этом смысле и чтобы сам он становил-
  ся частью процесса управления, процесса социального контроля; чтобы его
  потребности и желания могли учитываться как факторы, определяющие
  социальную политику.
  
  С этим, конечно, тесно связано и другое необходи-
  мое для осуществления демократии условие: взаимообмен мнениями и зна-
  ниями и достижение полного общественного самоуправления через обоб-
  щение, объединение всех этих индивидуально сформулированных идей и
  потребностей.
  
  Внешними и главным образом чисто техническими символами и выра-
  жениями демократии являются избирательная урна и правило большинства.
  Это лишь приемы, приспособления, наилучшие из когда-либо созданных,
  но в основе их лежат две идеи: во-первых, возможность, право и обязан-
  ность каждого" индивида формировать собственные убеждения, а также выс-
  казывать убеждения, касающиеся его места в общественном устройстве и
  отношения данного устройства к его личному благосостоянию; во-вторых,
  это признание каждого члена общества индивидуальным и в то же время
  равным всем остальным, в силу чего решающее общественное волеизъявле-
  ние считается совокупным выражением идей большинства. Думаю, до нас,
  возможно, лишь недавно начало доходить, что именно эта вторая идея и яв-
  ляется стержнем всякого серьезного образования.
   == Худшие и тупейшие всегда будут подавляющим большинством в любой стране... Нужна тут демократия? ==
  
  Еще в школьных стенах мы начинаем понимать, что знание, развиваю-
  щее наш ум и характер, приходит не только во время общения с учебником
  или педагогом и что личность становится образованной лишь с той поры,
  когда она уже способна делиться собственным опытом, хотя подноготная ее
  опыта к данному времени может быть еще незначительна и слаба; и, нако-
  158
  нец, что просвещенность приходит с отдачей и приобретением, с обменом ,
  опытом и идеями.
  То, что мы осознаем этот принцип еще в стенах классной комнаты, на
  мой взгляд, подчеркивает значимость демократии как образовательного про-
  цесса без которого личность не может ни безраздельно властвовать над
  собой, ни вносить свой вклад в общественное благополучие других, даже
  имея для этого задатки.
  
  Я сказал, что демократия и образование тесным образом соотносятся, и
  это не только потому, что демократия сама по себе есть образовательный
  принцип, но и потому, что она неспособна выстоять, а тем более развиться
  без поддержки со стороны образования-в том самом узком смысле слова,
  который мы чаще всего и используем, образования, получаемого в семье, и
  тем более того образования, которого мы ждем от школы. Школа-это важ-
  нейшее ведомство по распространению целей и ценностей, лелеемых раз-
  личными общественными группами.
  
  Это не просто единственный канал, это
  -первый, первостепенный и наиболее продуманный канал, посредством
  которого те ценности, которые дороги какой-либо общественной группе, и
  те цели, которые она стремится осуществить, распространяются и стано-
  вятся доступными мысли, обзору, суждению и выбору индивидуума.
  
  Может ли мощная динамо-машина, стоящая на крупной электростан-
  ции, приносить какую-нибудь пользу в отсутствие линии передач, через ко-
  торую на заводы и предприятия поступает энергия, а в дома-электричес-
  кий свет? Прекрасные идеалы или прекрасные источники-творения про-
  шлого опыта, сосредоточенные в некоем центре,-обретают свое значение,
  лишь выносясь, распространяясь за его пределы. Это справедливо в отно-
  шении всякого общества, не только демократического; но для демократи-
  ческого общества, разумеется, важно, чтобы его особые ценности, особые
  цели и задачи распространились до такой степени, которая позволила бы им
  стать частью сознания и воли членов общества.
  
  Поэтому школа в условиях
  демократии, если только она верна своей роли образовательной инстанции,
  служит осуществлению демократической идеи о преобразовании знания и
  понимания, то есть энергии действия, в неотъемлемую внутреннюю состав-
  ляющую ума и характера личности.
  
  Я полагаю, нам есть что усвоить из практики европейских антидемок-
  ратических режимов: мы должны так же серьезно подумать над подготов-
  кой членов общества к долгу и ответственности, возлагаемым демократией,
  как эти государства в свое время позаботились о формировании у населения
  таких мыслей, настроений и характеров, которые соответствовали их целям и идеалам.
  
  Это не означает, что нам следует позаимствовать их тотальную пропа-
  ганду, что мы должны обязать школы, радио и прессу освещать одну-един-
  ственную точку зрения и скрывать все остальные; это означает, что мы дол-
  жны серьезно, энергично и тщательно подойти к вопросу об использовании
  Демократических учений и методов в школах, что нам следует воспитывать
  молодежь и юношество страны в духе свободы, готовя их к жизни в свобод-
  159
  ном обществе.
   == Бессмыслица... Если в данной стране 15 миллионов в возрасте от 15 до 24 лет, то ведь среди них от силы 15 000 человек которые после 24 лет будут как люди замечательные своим добродушием и социальной активностью. Остальные курс лекций по теме свободы и демократии забудут за 10-100 дней... Стало быть в основе ошибочно мнение что мы своими усилиями сможем намного окультурить современников которые по всем психофизическим признакам отстают от текущего столетия лет на 900... ==
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"