способность летать. Затем переносят эту абстракцию на летучую мышь и
полагают, что в результате наложения подобного свойства птицы у
мыши обнаружатся и другие птичьи особенности. Данный тривиальный
пример позволяет выявить сущность обобщения, а также свидетельствует
о рискованности его процедуры.
Обобщение переносит, распространяет,
налагает результат какого-то предыдущего опыта на восприятие и
толкование нового опыта. Дедуктивные процессы определяют,
ограничивают, уточняют и упорядочивают понятия, под эгидой которых
осуществляется это обогащающее и направляющее действие, но при всем
своем совершенстве они не могут гарантировать ожидаемого результата.
Прагматическая ценность организации столь заметно усиливается в условиях
современной жизни, что вы вряд ли сочтете необходимым задерживать свое
внимание на инструментальном значении классификации и систематизации.
Когда
наличие фиксированных типов качества перестало быть высшим объектом знания,
классификацию принялись часто толковать - особенно это касается эмпирической
школы - как исключительно логический инструмент.
Для запоминания и
сообщения было удобно пользоваться словами, в которых суммируется множество
частностей. Предполагалось, что классы существуют только в сфере речи. Позднее
идеи были признаны своего рода tertium quid 1 ( 1буквально: нечто третье (лат.), посредник.) между вещами и словами. Классам позволили существовать только в сознании как чисто психическим сущностям. В этом отчетливо проявился критический характер эмпиризма.
Приписывать
классам какую-либо объективность значило то же самое, что поощрять веру в
вечные формы существования и оккультные сущности, а также крепить ряды
упадочной и несносной науки, - точка зрения, отличным примером которой
служит философия Локка*.
Общие идеи полезны для экономии усилий, так как
они позволяют увязать весь наш частный опыт в более простую и невесомую
поклажу и облегчают нам идентификацию новых данных наблюдения.
До этого момента номинализм и концептуализм - теория, согласно которой
виды существуют только в словах либо в идеях, - находились на верном пути. Он
подчеркивал телеологический характер систем и классификаций, то, что они
существуют ради экономии и эффективности в достижении целей.
Но эта истина
была извращена до ложного мнения, потому что активная, или деятельная,
сторона опыта данной теорией игнорировалась.
100
У конкретных вещей есть свой образ действия - у них столько образов дей-
ствия, сколько способов взаимодействия с другими вещами. Одна и та же
вещь в присутствии каких-то других вещей бесчувственна, неотзывчива,
инертна; в отношении иных вещей она напряжена, нетерпелива и агрессив-
на; в третьем случае она податлива, покорна.
И такие отличные способы
поведения, несмотря на все их бесконечное разнообразие, мы в свою оче-
редь можем объединить в классы с учетом их общего отношения к нашей цели.
Ни один здравомыслящий человек не пытается делать все сразу. У
него есть определенные главные интересы и ведущие цели, ради которых он
последовательно и эффективно выстраивает свое поведение. Иметь цель -
Подобным образом воздвигается базис для отбора и организации вещей в соответствии с тем, как их образы действия влияют на продвижение к цели. Вишневые деревья, с точки зрения деревообработчиков, агрономов, художников, уче-
ных и просто каких-нибудь затейников, составят различные группы. Для выполнения
различных задач важны различные образы действия и реакции со
стороны деревьев. Все классификации могут быть равно законны, если иметь
в виду разнообразие целей.
Тем не менее поистине объективный стандарт пригодности всех специ-
альных классификаций существует. Одна классификация помогает столяру
достичь своей цели, а другая может в то же самое время мешать ему. Одна
классификация будет способствовать тому, чтобы ботаник плодотворно ис-
полнил свою исследовательскую работу, а другая станет тормозить его и
запутывать.
Поэтому телеологическая теория классификации не обязывает
нас считать классы чисто вербальными или чисто ментальными образова-
ниями. Организация в любом виде ремесла, включая ремесло научное, точ-
но так же не просто номинальна или идеальна, как в сфере торговли или
железных дорог.
Необходимость достичь некоторой цели определяет объек-
тивные критерии организации. Вещи должны быть отсортированы и упоря-
дочены таким образом, чтобы их объединение обеспечило успешные шаги к
целям. Удобство, экономия и эффективность суть основы классификации,
но данные факторы не сводятся к элементам вербального общения людей и
не просто присутствуют в сознании; они касаются объективного действия и
должны иметь силу в окружающем мире.
В то же время классификация не является простой копией или дублика-
том какого-то законченного и предопределенного порядка, уже имеющегося
в природе. Это, скорее, боекомплект для броска в будущее и неизвестное.
Ради успеха данного предприятия детали прошлых познаний, голые сведе-
ния должны сузиться до значений, и чем малочисленнее, проще и подроб-
нее будут эти значения, тем лучше.
Они должны иметь достаточно широкий
охват, позволяя тем самым исследованию справляться с любым явлением,
Даже самым неожиданным. Они должны быть организованы таким обра-
зом, чтобы не пересекаться друг с другом, иначе в применении к новым дан-
ностям они будут смешиваться и вести исследователя в тупик.
Чтобы наш
путь во взаимодействии с огромным разнообразием обнаруживаемых явле-
101
ний мог быть легким и экономным, мы должны иметь возможность быстро
и четко менять одно средство атаки на них на другое. Иными словами, наши
различные типы и классы сами должны быть сведены в последовательные
группы с возрастающей специализацией. Должны быть не просто улицы, а
карта улиц, призванная облегчить переход с одной улицы на другую.
Классификация преобразует стихийный путь напролом, познанный кем-то на
собственном опыте, в хорошо организованную систему дорог, облегчающую
перемещение и сообщение в ходе исследования. Как только люди начнут
заглядывать в будущее и заранее готовить себя к эффективной и успешной
встрече с ним, дедуктивные операции и их последствия станут еще более важными.
Каждое практическое мероприятие связано с созданием каких-
нибудь благ, и здесь особенно дорого все, что снижает затраты материала и
обеспечивает экономию и эффективность производства.
У нас осталось совсем мало времени на то, чтобы поговорить о воззре-
ниях на природу истины, связанных с экспериментальным и функциональ-
ным типами логики. Но сожалеть здесь не о чем, так как эти воззрения
целиком и полностью являются следствием из понимания природы мышления и идей.
Если эта природа понимается правильно, то концепция истины
естественным образом складывается сама. Если это понимание неверно, то
и всякая попытка представить теорию истины будет обречена на то, чтобы
не иметь никакого толка, а сама теория истины - чтобы казаться надуманной
и абсурдной.
Если идеи, значения, концепции, понятия, теории, систе-
мы служат инструментами активного переустройства заданной внешней сре-
ды, устранения какой-то специфической проблемы или замешательства, то
их тестом на прочность и ценность является завершение этой работы.
Если они успешно справляются с данной задачей, то они надежны, значимы, ве-
сомы, пригодны, верны. Если они не помогают развеять заблуждение, изба-
виться от дефектов, если они только усугубляют путаницу, неопределен-
ность и проблему в тот момент, когда мы пытаемся ее разрешить, то они
оказываются ложными.
Подтверждение, подкрепление, удостоверение зак-
лючены в работе, в последствиях. Судят не по словам, а по делам. По пло-
дам их да узнаем их. То, что нас верно ведет, и является истинным - именно
доказанная способность вести таким образом есть значение истины.
Наречие "верно", "истинно" является более фундаментальным, чем прилагатель-
ное "истинный" или существительное "истина". Наречие отражает путь,
способ действия. Поэтому идея или концепция есть призыв, или предписа-
ние, или план действовать определенным образом как способ добиться про-
яснения специфической ситуации.
Когда мы действуем согласно призыву,
претензии или плану, они направляют нас истинно либо неистинно; они
ведут нас к нашей цели или уводят в сторону от нее. В их активной, динамичной
функции состоит все их значение, а в качестве стимулируемой ими
деятельности заключена вся их истинность либо ложность.
Гипотеза, которая
работает, есть истинная гипотеза; истина же есть абстрактное имя, применимое
к набору случаев, реальных, предвидимых и желательных, и получающее
подтверждение в их действии и последствиях.
102
Ценность данной концепции истины столь всецело зависит от правильности
первичной точки зрения на мышление, что более целесообразно рассмотреть,
почему ее воспринимают как оскорбление, чем объяснить ее внут-
реннюю логику.
Частичным объяснением того, почему данную концепцию
нашли настолько неприемлемой, без сомнения, служит ее новизна и кое-
какие упущения в ее постановке. Например, слишком часто, когда истину
приравнивали к удовлетворению, то имели в виду только эмоциональное
удовлетворение, личный комфорт, соответствие исключительно частной потребности,
в то время как удовлетворение, о котором следовало бы вести
речь, означает удовлетворение требований и условий проблемы, порождающей
идею, цель и метод действия.
Сюда входят условия всеобщие и объективные.
Удовлетворение не есть диктат чьей-то прихоти или личных особенностей.
Когда же истине отказывают в родстве с полезностью, то под
полезностью часто подразумевают нечто важное для чисто личных целей,
некую выгоду, в которой сердечно заинтересован отдельный индивидуум.