Васильев Владимир Ильич : другие произведения.

Д.Дьюи -12

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:

  т -12
  
  
   Д.Дьюи Реконструкция в философии.
   Проблемы человека -12
  
  
  Постепенно
  формируется комплекс простых обобщений, сохраняющих и передающих
  мудрость рода, извлеченную из наблюдаемых фактов и природных явлений.
  Это знание имеет особую связь с производством, навыками и ремеслами, в
  рамках которых знание материалов и процессов необходимо для успешнос-
  28
  ти действий и где определенные операции должны быть настолько непре-
  рывными и регулярными, что судорожные магические приемы становятся
  здесь неуместными. Чересчур фантастические представления отмирают, по-
  скольку не выдерживают соприкосновения с тем, что происходит на самом деле.
  
  Моряку больше пристало иметь суеверия, чем, скажем, ткачу, поскольку
  его деятельность более зависима от внезапных перемен и непредвиденных
  ситуаций. Но даже моряк, который, допустим, считает, что ветер-это спон-
  танные проявления капризов великого духа, тем не менее должен быть осве-
  домлен о каких-то чисто механических принципах управления судном, па-
  русами и веслами при ветре.
  
  Огонь можно представить как мистического
  дракона, поскольку время от времени быстрое, яркое и алчное пламя вызы-
  вает в нашем сознании образ молниеносного и опасного змея. Но хозяйке,
  которая смотрит за огнем и сосудом, пока готовится еда, тем не менее при-
  ходится наблюдать и известные механические процессы тяги и усиления
  огня, а также перехода древесины в золу.
  
  Рабочий по металлу аккумулирует
  еще больше достоверной информации об условиях и последствиях опера-
  ций с нагревом. Для особых и ритуальных обстоятельств он может прибе-
  речь свои традиционные взгляды, но повседневное привычное пользование
  пламенем исключает такие понятия из его основного обихода, в рамках ко-
  торого огонь ведет себя всегда одинаково и прозаично, подчиняясь объек-
  тивным законам причины и следствия.
  
  С развитием и усложнением навыков
  и ремесел нарастает сумма позитивных и достоверных знаний, и спектр на-
  блюдаемых явлений становится сложнее и шире. Технологии этих ремесел
  дают общие знания о природе, являющиеся истоками науки. Они не просто
  образуют коллекцию непреложных фактов, но и способствуют компетент-
  ному пользованию материалами и инструментами и обеспечивают развитие
  исследовательского склада ума, поскольку ремесло может больше не руко-
  водствоваться одними стандартами.
  
  Образное поле верований, тесно связанных с нравственными привычка-
  ми общественной группы, а также ее эмоциональными привязанностями и
  утешениями, долгое время успешно соседствует с растущим комплексом
  вопросов фактического знания. Там, где это возможно, они переплетаются.
  В остальном их несовместимость не допускает взаимопроникновения, но
  тогда они функционируют порознь, как бы в различных средах.
  
  Поскольку
  одно поле наслаивается извне на другое, их несовместимость не чувствует-
  ся и потребности в согласовании нет. В большинстве случаев эти два вида
  духовной продукции существуют параллельно, ибо оказываются принадлеж-
  ностью разных общественных классов.
  
  Религиозные и поэтические пред-
  ставления, наделенные известным социальным и политическим смыслом и
  соответствующей функцией, находятся в ведении высшего класса, который
  непосредственно солидаризируется с правящими элементами общества.
  
  Рабочие и ремесленники, поглощенные прозаическими вопросами знания, ос-
  нованного на фактах, как правило, занимают низкое социальное положение,
  и информация, которой они располагают, характеризуется невысокой обще-
  29
  ственной оценкой работников физического труда, деятельность которых
  полезна только телу. Бесспорно, что именно в силу этого обстоятельства
  Древняя Греция, несмотря на всю проницательность наблюдений, необы-
  чайную мощь логического доказательства и величайшую свободу суждений,
  достигнутые афинянами, так запоздала с применением всеобщих и систе-
  матических экспериментальных методов.
  
  Поскольку цеховой работник в
  общественной иерархии следовал непосредственно за рабом, присущий ему
  вид знания и тот метод, благодаря которому это знание прирастало, были
  лишены всякого престижа и уважения.
  
  Тем не менее наступил момент, когда основанное на фактах знание вы-
  росло до таких размеров и масштабов, что оно стало противоречить не толь-
  ко деталям, но и всему духу и характеру традиционных и надуманных воззрений.
  
  Не углубляясь в нерешенный вопрос о том, как и почему это про-
  изошло, можно уверенно считать, что именно это и случилось с так называ-
  емым софистическим направлением в Греции, в рамках которого родилась
  философия в точном западном понимании данного слова.
  
  Тот факт, что со-
  фисты имели дурную репутацию, созданную им Платоном и Аристотелем,
  репутацию, расстаться с которой они так и не смогли, означает, что при со-
  фистах противостояние двух типов веры стало заметным явлением, и этот
  конфликт оказал возмущающее влияние на традиционную систему религи-
  озных воззрений и связанный с ней нравственный кодекс поведения.
  
  Хотя Сократ был, бесспорно, искренне заинтересован в примирении двух сторон,
  то обстоятельство, что он подходил к вещам с позиций метода, основанного
  на изучении фактов, признавая приоритет его канонов и критериев, оказа-
  лось достаточным, чтобы ему вынесли смертельный приговор как хулителю
  богов и растлителю юношества.
  
  На примере судьбы Сократа и дурной славы софистов можно постро-
  ить предположение о некоторых разительных контрастах традиционной,
  эмоционально комфортной веры, с одной стороны, и прозаического знания
  фактов-с другой. Цель этого сравнения-показать, что если все преиму-
  щества так называемой науки принадлежат знанию фактов, то привилегии
  социально-культового и влиятельного объекта, дающего близкую связь с
  тем, что сообщает жизни ее основные ценности, относятся к традиционной вере.
  
  Судя по всему, узкое и точное знание об окружающем мире имело
  тогда лишь ограниченный и специальный диапазон применимости. Оно
  было связано с ремеслами, а цель и смысл труда мастерового в общем и
  целом не отличались высоким полетом. Они были производными, почти
  рабскими. Кто поставит ремесло сапожника на одну ступень с искусством
  управления государством?
  
  Кто оценит даже высокий труд врача, исцеляю-
  щего тело, выше труда священника, врачующего душу? Именно так Платон
  постоянно выражает этот контраст в своих диалогах*. Сапожник способен
  оценить добротную пару ботинок, но совершенно не может судить о более
  важном вопросе - о том, когда и где пристало носить ботинки; врач спосо-
  бен верно судить о здоровье, но о том, хорошо это или плохо - здравство-
  вать или же лучше умереть, - он ничего не знает.
  
  Ремесленник, будучи
  30
  экспертом там, где возникают совершенно конкретные технические вопро-
  сы, беспомощен в тех случаях, когда дело идет исключительно о проблемах
  подлинной важности-нравственных проблемах как ценностях.
  
  Следовательно, его разновидность знания является, по сути, низшей и нуждается в
  контроле со стороны высшего типа знаний, которые прольют свет на
  абсолютные цели и ценности, тем самым определив и закрепив
  надлежащее место и для знания технического, механического.
  
  Скажем больше-на страницах трудов Платона в силу его хорошего драматического
  чутья мы находим живое отображение того, как конфликт между
  традицией и новыми притязаниями сугубо интеллектуального знания
  влияет на отдельного человека* .
  
  Консерватор крайне шокирован идеей преподавать военные искусства посредством абстрактных правил, по науке. Никто не сражается просто так-сражаются за свою страну. Абстрактная наука не может передать любви и преданности, не может
  подменить собой даже по чисто техническим параметрам тех путей и
  средств борьбы, которые традиционно вдохновляются верностью родине.
  
  Способ постичь военное ремесло состоит в единстве с теми, кто на соб-
  ственном опыте научился защищать страну, в усвоении ее идеалов и обыча-
  ев; короче говоря, в том, чтобы стать бывалым сторонником греческой тра-
  диции сражения. Пытаться выводить абстрактные правила из сравнения своих и
  вражеских приемов борьбы-значит встать на тропу, уводящую к традициям
  и богам неприятеля, то есть начать лицемерить по отношению к собственной
  стране.
   == Тезис заслуживает внимания... ==
  
  Подобная точка зрения, если ее должным образом прочувствовать, по-
  может нам понять антагонизм, рожденный позитивистским знанием, едва
  оно вошло в конфликт с традиционным, которое имело глубокие корни в
  социальных привычках и пристрастиях; его переполняли нравственные
  задачи, во имя которых люди жили, и нравственные правила, по которым
  они жили. Поэтому традиционное знание было столь же существенным и
  всеобщим, как сама жизнь, и испускало теплый радужный свет
  общественного бытия, в котором человек реализовывал свою суть.
  
  
  В отличие от него позитивистское знание касалось чисто материальных нужд
  и не составляло единства с горячей верой, облагороженной жертвами
  предков и почтением современников. Вследствие своего ограниченного и
  конкретного характера оно было сухим, грубым, холодным.
  
  В то же время люди наиболее проницательного и деятельного ума, вро-
  де самого Платона, в отличие от консервативных граждан своей эпохи, уже
  не могли довольствоваться принятием старых верований в их старой форме.
  Развитие позитивного знания и критического, исследовательского темпера-
  мента развенчало эту старую форму.
  
  Новое знание обладало всеми преиму-
  ществами определенности, точности, доказательности. Традиция славилась
  благородством цели и размаха, но была неопределенна в своих основаниях.
  Жизнь без вопросов, говорил Сократ, не годится для того, чтобы ею жил
  человек, поскольку как существо разумное он есть существо вопрошающее.
  
  Поэтому ему надлежит искать причины вещей, а не принимать их по обык-
  31
  новению в согласии с политически сильными мира сего.
  
  Что же следовало
  сделать? Следовало развить метод рационального изучения и доказатель-
  ства, благодаря которому важнейшие элементы традиционной веры обрели
  бы непоколебимую основу; выработать метод мышления и познания, кото-
  рый в ходе очищения традиции оставил бы в полноте и сохранности нрав-
  ственные и социальные ценности; более того, очистив их, он добавил бы им силы и веса.
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"