Васильев Владимир Ильич : другие произведения.

Зотов С.С. Объективный реализм -22

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:

  Зотов -22
   Васильев В.И
  
  
  Естественно: отпечаток не есть сам объект, он - отражение объекта. Кроме того, нужно понимать: отпечаток - отражение объекта не во всей его сложности и полноте. Непосредственно нами воспринимается всегда только часть объекта (чаще поверхность); определенное его проявление, свойство, достигшее нашего сознания. Именно этой части, этому конкретному проявлению и поведению объекта соответствует данный отпечаток. И еще: отражение - результат фиксации объекта на тот период времени, когда мы находились с ним в контакте. В том случае, если данный объект нами воспринимался неоднократно, это будет несколько отражений, соответствующих периодам контактов.
  
  Отпечатки могут быть в отдельности зрительными, слуховыми, осязательными, вкусовыми, обонятельными. А также комбинированными, например, одновременно зрительными и слуховыми, зрительными и осязательными... Раздражение, ощущение, отражение и фиксация - этап чувственного восприятия. Зафиксированные в сознании отпечатки осознаются  наблюдаются разумом на экране сознания и детализируются.
  
  Затем происходит классификация, индивидуализация и, в определенных случаях, идентификация.
  
   ОСОЗНАНИЕ
  
  Отраженный объект осознается как нечто целое (хотя, как я уже говорил, отражается он, конечно, не весь, а только то, что достигло сознания и зафиксировалось в нем).
   == Много разного отражается в сознании не больше чем на 2 секунды... Немало и того, что отражается в сознании больше чем 60 секунд. Но что мы через 3 суток сможем припомнить из всех разговоров текущего дня? Фактически наше сознание за три прошлых дня забито мусором. Только то, что мы помним начиная с 4го дня нужно признать имеющим ценность и обладающим хоть каким-то влиянием на картину мира в нашей голове хотя бы в пределах 15 будущих суток. ==
  
   Детализация.
  В то же время мы улавливаем и детали, проявления некоторых свойств, составляющих данный объект, эпизоды его поведения. В результате в процессе осознания и детализации воспринимаются одновременно две ипостаси  объект, как нечто целое, и отдельные детали этого целого.
   Классификация.
  Все, что "высветилось" в сознании (отражение объекта в целом и его деталей) классифицируется: отпечатки отраженных объектов и составляющих их элементов сравниваются с тем, что было ранее занесено в память. При этом сознание отыскивает в памяти отпечатки групп и подгрупп, обладающих подобными признаками принадлежности и, при наличии таких признаков, воспринятый объект причисляется к той или иной группе и подгруппе.
   Индивидуализация.
  При необходимости мы запоминаем объект с его особенностями и заносим в память как конкретный предмет  то есть индивидуализируем.
   Идентификация 
  узнавание ранее воспринимавшегося. Происходит в том случае, когда конкретный объект нам уже знаком и вновь попал в "поле зрения".
   Присвоение обозначений.
  В ходе классификации познаваемым предметам присваиваются соответствующие обозначения, а при идентификации прежние обозначения подтверждаются. Обозначения выражаются в графической форме. Это буквы; печатные слова; текст. Это может быть также рисунок; знак; символ; цифра; цифровая или знаковая формула. (Обозначения в нашем сознании присутствуют чаще в виде отдельных слов, текста, а также цифр.) Обозначения имеют и звуковое выражение - звуки; устные слова; устная речь.
  
  Обозначения присваиваются всему, что отразилось в сознании  не только конкретным отраженным объектам, но и абстрактным представлениям о реальности. Обобщающие обозначения мы называем понятиями. Углубление знаний и их дифференциация по отраслям вызвали к жизни специфические понятия  термины. Обозначения должны соответствовать объему, качественному и количественному содержанию познаваемого предмета.
  
  Следовательно, должны обладать той же иерархией и структурой, что и отражаемые предметы реальности. Кроме того, есть обозначения, имеющие вспомогательный характер. Они связывают между собой основные обозначения. Например, предлог "к" может означать добавление одного предмета к другому, "и"  наличие нескольких предметов. Предлоги "над", "под"  пространственное расположение предметов...
  Отпечатки и обозначения объединяются в информационную модель (информацию, знания, сведения). Информационные модели заносятся в память к группам и подгруппам подобных предметов, формируя информационную систему человека. Процесс подобен действиям носильщика в отеле, когда тот из общей массы поступивших вещей выбирает отдельные предметы по принадлежности владельцам, прикрепляет бирку и разносит по номерам. Также и в сознании. Отпечатки отраженных и зафиксированных предметов обозначаются, а затем помещаются к базовым знаниям, дополняя их.
  
  Таким образом, в памяти, являющейся составной частью сознания, происходит последовательное накопление информации. При этом, между информационными моделями образовываются ассоциативные связи, обеспечивающие ассоциативные воспоминания. По поводу информационного процесса диалектический материализм высказывался так:
  "Любое отражение есть информация. Но информация не обязательно связана с ее осмысленностью, хотя она может быть и осмысленной, как это имеет место в большинстве случаев у человека. Информация  это сведение о чем-либо, отображение одного предмета или процесса в другом" [36].
  
  Ничего удивительного в этой дефиниции нет потому, что она заимствована из кибернетики. Однако если так, то получается, что ветер, качая дерево, сообщает ему какие-то сведения. И, по той же логике, чем больше качает, тем больше сведений передает. Или льдинка, упав с крыши на землю, заодно приносит с собой информацию.
  
  Между тем в обычном понимании "сведение"  это: "Знание, представление о чем-нибудь; познания в какой-нибудь области". (Словарь русского языка) [37]. А информация: "Сведения об окружающем мире и протекающих в нем процессах, воспринимаемые человеком или специальными устройствами". (Там же.) Понятно, что помимо человека и созданных им устройств, информация будет иметь значение для любых других мыслящих систем. Но только для мыслящих. В среде же объектов реальности, не обладающих способностью трансформировать воздействия среды в информационные модели, понятие лишается смысла.
  
  Поэтому, если я говорю об информации, то связываю ее исключительно с мышлением.
      Непосредственное познание предполагает не только восприятие конкретных объектов и создание соответствующих им информационных моделей, но также абстрагирование. В "чистом виде" абстракций в природе нет. Тем не менее, абстракции, при адекватном понимании и применении, объективно отражают реальность в виде обобщающих моделей. Отсутствие абстракций сделало бы видение реальности примитивно конкретным, общая картина оставалась бы за рамками нашего понимания.
  
  Кроме того, без абстракций вполне очевидна перспектива "утонуть в море информации". Наши далекие предки свое участие в информационных процессах начинали, вероятно, с обозначения исключительно конкретных предметов. Указав на реку, они говорили: "река". Так создавалась информационная модель конкретного предмета познания (отпечаток и обозначение). Однако с развитием мыслительных способностей возникло понятие "река", как абстрактное (обобщающее, синтезированное) обозначение рек вообще. Из общего количества рек, в свою очередь, выделились группы и подгруппы по видам, по их географическому положению. Например, горные реки, равнинные реки, реки широкие и узкие, а также протекающие в той или иной местности...
  
  Элементами же групп являются конкретные реки, в том числе и та, с которой "все начиналось". Наконец, человек обрел дар высшего абстрагирования - познания и обозначения предметов бесконечных: бесчисленных, безграничных и вечных. Мы не в состоянии непосредственно воспринимать такие предметы в целом  нельзя "объять необъятное", но нам дана возможность знать об их существовании, контактировать с частями и фрагментами этих предметов, а также обозначать их соответствующими понятиями.
  
  Понятия должны соответствовать предмету, который они обозначают. Некоторые предметы имеют несколько обозначений  понятий. Двусмысленность понятия, неочевидность того, какой предмет оно обозначает, несообразность данному рассуждению  затрудняют понимание и приводят к ошибкам. (К двусмысленным, например, можно отнести понятие "хорошая слышимость", применительно к многоквартирному дому. Здесь хорошо слышать соседей нежелательно и такую слышимость, скорее, следовало бы назвать плохой. С другой стороны, если вам все слышно, значит слышимость как раз хорошая. Поэтому в данном случае уместным будет понятие "хорошая звукоизоляция", но не "хорошая слышимость".)
  
  Для каждого понятия есть определение - объяснение его сути путем перечисления характерных черт. Еще Марк Тулий Цицерон утверждал: "...отправной точкой всякого последовательного изучения любого вопроса должно быть определение, дабы можно было понять, о чем именно рассуждают" [38]. У понятий, как правило, имеется несколько определений.
  
  Есть определения самые общие. Есть детальные, перечисляющие основные характеристики рассматриваемого предмета. Наконец, есть предельно узкие, отражающие лишь какую-то часть или отдельное проявление предмета. Определения понятий должны быть полноценными - ясными и достаточными для характеристики понятия в данном контексте. (Если продолжать пример со звукоизоляцией и слышимостью, то полноценным будет хотя бы такое определение понятия "хорошая звукоизоляция"  это изоляция, позволяющая в необходимой степени задерживать шумы и не допускать их проникновения к изолируемому объекту.)
   == Наиболее точными определениями, однако будут "хорошая звукоизоляция стен квартиры", "хорошая изоляция трубопровода" и подобные. ==
   Понятия и их определения дают понимание соотношений между абстрактным и конкретным, позволяют сравнивать эти категории. Появляется возможность классифицировать модель изучаемого предмета, зачисляя ее, при наличии признаков принадлежности, в определенные группы и подгруппы.
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"