При таком видении справедливо утверждать, что в реальности действует закон определенности, из которого вытекает: реальность в своем бытии одна и никакой другой реальности или еще чего-то, помимо реальности, быть не может.
Реальность не является частью другого целого, но сама обладает составляющими частями. Каждое конкретное - есть часть реальности. Части реальности подчиняются тому же закону определенности. Любая часть реальности не является ничем иным, кроме как собой. Для познающего отсюда следует очевидный вывод о том, что и наше мышление должно руководствоваться законом определенности иначе оно исказит реальность.
Так, из закона определенности следует, что в реальности нет и быть не может взаимоисключающих явлений где одно явление полностью и категорически отрицает другое. Если существует одно, то невозможно наличие второго, исключающего первое.
== В данный момент времени в данном месте может иметься или происходить только одно. Противоположное может в данном месте иметься или происходить в миллион или миллиард других моментов времени.
В данный момент времени противоположное может происходить в миллионе или миллиарде других мест.
Заметим, однако, что не искушенный читатель не обратит внимания на огромную разницу между словами "в миллионе других мест" и "миллион раз произойдёт". ==
А значит, мы не вправе делать и взаимоисключающие утверждения (на то они и взаимоисключающие). Например, можно безответственно (имеется в виду ответственность перед здравым смыслом) утверждать: реальность есть и одновременно ее нет; или данная часть реальности есть на самом деле, но при этом собой не является.
== Но вот детали "реальности", ситуации или обстоятельства в процессах реальности обязательно будут взаимоисключающими поскольку любое явление имеет свои плюсы и минусы (реальность как статичная картина некоторого момента времени и реальность как сумма процессов и ситуаций за некоторый момент времени после чего статичная картина реальности в чём-то будет другой).
Обратим внимание на тупость с которой в советское время в разных начальных пособиях по логике изображали не знание присутствия в каждом явлении своих плюсов и минусов...
Реальность которая в данный момент времени на территории городка где 15 тыс. жителей или на территории всей Западной Сибири выражает себя в одно или нескольких сотнях проявлений, вполне может в городке завтра или через неделю проявить себя как противоположное сегодняшнему явление. Или на территории всей Западной Сибири в одну и ту же секунду, но на разных расстояниях проявить себя в обоих своих явлениях, противоположных по своей сути.
Если в данном случае под реальностью иметь события среди живых людей
Чего может стоить логика как наука, если она нам мычит "на данной горе мы видим дерево", но тупо молчит обо всём, что мы в данный момент времени можем обнаружить среди определённого или неопределённого числа людей на определённой или неопределённой территории? Ведь в этом случае "тут А есть Б, а вон там А не есть Б...".
Оцените - я тут сказал "то что все знают"... Но из этих "всех" по всей России за последние 150 лет никто не сказал этого в литературном оформлении (в тексте).
Как нам оценивать неизвестное число фактов "которые все знают" с незапамятных времён, но которые нигде не сказаны в литературном оформлении?
А если я скажу что-то такое, что было сказано в тексте один раз в 3 веке или в 13 веке до нашей эры - как оценивать и явление, которое я опять назвал, и факт, что явление, которое "все и так знают" в тексте зафиксировано всего второй раз за 2300 лет?! ==
Понятно, что одно исключает другое. Подобные экстравагантности характерны лишь для перевозбужденного воображения и здоровым сознанием должны отвергаться. Вместе с тем, реальность допускает среди составляющих ее элементов наличие противоречий, конфликтов и столкновений но это другое дело. Здесь противоположные стороны не исключают друг друга и могут одновременно сосуществовать, (хотя противоборствуют и, порой, одна сторона даже уничтожает другую).
Для нашего сознания такие, не исключающие друг друга явления приемлемы, поскольку имеют место в реальности, не нарушают закон определенности и не влекут раздвоения мысли.
Человеческие представления о реальности очерчены нашими (не безграничными) способностями к познанию. В этой связи уместно, конечно же условно, подразделить реальность на известную и неизвестную. По мере познания неизвестная реальность превращается внутри нас в информационную модель, с той или иной степенью объективности отражающую воспринятые предметы. И хотя информационная модель не способна отобразить реальность во всей ее сложности и полноте, даже при таких условиях мы вправе утверждать: любое конкретное, независимо от того знаем мы о нем, или нет, "вписывается" как в само понятие реальность, так и в общие представления об устройстве реальности.
Частью реальности является и внутренняя реальность человека то, что находится внутри него. Мы познаем реальность, изучая не только окружающее, но и самих себя. Суть же от этого не меняется: все о чем мы говорим и внешнее, и внутреннее есть реальность. В таком понимании понятие "реальность" приобретает совершенно объективный и законченный характер. Оно всеобъемлющее, существует неизменно и не зависит ни от каких обстоятельств.
Последующее изучение реальности уже ничего не прибавляет к основному понятию и не изменяет его, но в развитии предполагает, по отношению к составляющим реальность частям, употребление других, более узких обозначений.
Теперь, определившись с реальностью в целом, предстоит сформулировать наиболее общие представления о ней и об элементах, ее составляющих. Не стану для этого сразу же "забираться в глубины наук". Думаю поступить по-другому: попытаюсь сформулировать то, что мы каждодневно воспринимаем и осознаем, в чем нас убеждает жизненная практика. (Почему люди не должны верить себе и своим познавательным способностям?)
Предлагаю исходить из того, что знания, основанные на опыте, - есть факт и опровергнуть его можно, лишь доказав обратное. Конечно, собственные выводы нужно сверять с данными естественных наук, но именно с теми, что не вызывают сомнений. А гипотезы и спорные теории следует рассматривать, привлекая для проверки очевидные факты и убедительные доказательства.
И еще. В процессе познания может обнаружиться нечто принципиально новое. Если поступившие сведения отменят в какой-то части то, что уже известно, значит в информационную модель придется внести изменения. Если узнанное не вступит в противоречие с прежними знаниями, значит оно станет дополнением к тому, чем мы уже располагаем. Однако общее представление о реальности при любых обстоятельствах останется неизменным.
2. СОДЕРЖАНИЕ РЕАЛЬНОСТИ. МНОГООБРАЗИЕ ОБЪЕКТОВ
Реальность представляется нам как совокупность элементов, частей. Назову эти элементы, части объектами реальности (или просто объектами). Микроскопические тела и космические системы, межзвездное пространство, наша планета и то, что ее составляет и населяет, все это объекты реальности. Объекты многообразны в качественном и количественном отношении. Качество - суть объекта. Например, масса, форма и объем объекта представляют собой его качественное содержание. Наряду с качеством, мы наблюдаем количество - различные величины (начиная с единицы и продолжая множествами). Это так, как если бы рассматривался не сам предмет в качественном своеобразии, а лишь тень от предмета. Тень будет свидетельствовать о том, что мы имеем дело с неким количественным проявлением, с величиной. Одна тень одна величина, она может быть делимой или неделимой. Реальность включает в себя множество объектов. Есть ли предел у всего этого множества нам неизвестно, поэтому его можно условно назвать неограниченным множеством, неограниченным количеством.
== Болты и гайки, ложки и вилки разных конфигураций формально являются "объектами", но ведь не относятся к числу объектов изучением которых занимаются конкретные науки или осмыслением их роли в системе мира занимается философия.
Стало быть есть возможность составить перечень объектов которыми занимаются конкретные науки или философия. И предположительно в таком перечне будет не более 2500 объектов.
Разностороннее изучение новой модели самолёта или атомного реактора, хотя и требует участия 3 или 140 разных наук, в философском смысле не делает самолёт или атомный реактор "объектом" в научно-системном понимании. ==
Многообразие объектов реальности не означает, что каждый из них качественно и количественно ни с чем не сравним. Прежде всего, конечно, объекты объединяет то, что они составляют одно общее реальность. Кроме того, для любого объекта обязательно найдется другой, более или менее подобный ему. В то же время, какой бы объект реальности мы не рассматривали, непременно обнаружиться другой объект реальности чем-то отличающийся от данного объекта. Многообразие реальности подразумевает подобие (единообразие, однородность, сходство) данного объекта (или группы объектов) одним объектам и отличие (различие, разнообразие, неоднородность, несходство) от других объектов.
Естественными науками и философией многообразие понимается как различие форм и видов. Однако, выделив любой объект из общей массы, из многообразия всей известной нам реальности, мы в то же время непременно найдем в нем черты подобия некоторым другим объектам. Эти объекты тоже входят в многообразие реальности в качестве составных частей. Отсюда вытекает, что "многообразие" и "разнообразие" не одно и то же.
"Многообразие" есть не только различие, но вместе с ним и сходство элементов, составляющих целое. С учетом этих замечаний, я буду в дальнейшем употреблять понятие "многообразие", как объединяющее более узкие понятия: такие, как "подобие, единообразие, однородность, сходство" и противоположные им "отличие, различие, разнообразие, неоднородность, несходство".
Обо всем этом говорит наш опыт и давать к тому дополнительные пояснения не вижу необходимости.