** В том самом Риме, о котором столько говорят, где все бывали и который все-таки очень мало понимают, есть удивительный памятник, о котором можно сказать, что это - событие древности, длящееся доныне, факт другой эпохи, остановившийся среди течения времен: это Колизей. По моему мнению, в истории нет ни одного факта, который внушал бы столько глубоких идей, как зрелище этой руины, который отчетливее обрисовывал бы характер двух эпох в жизни человечества и лучше бы доказывал ту великую историческую аксиому, что до появления христианства в обществе никогда не было ни истинного прогресса, ни настоящей устойчивости.
В самом деле, эта арена, куда римский народ стекался толпами, чтобы упиться кровью, где весь языческий мир так верно отражался в ужасной забаве, где вся жизнь той эпохи раскрывалась в самых упоительных своих наслаждениях, в самом ярком своем блеске, не стоит ли она перед нами, чтобы рассказать нам, к чему пришел мир в тот момент, когда все силы человеческой природы уже были употреблены на постройку социального здания, когда уже со всех сторон все предвещало его падение и готов был начаться новый век варварства?
== И сегодня найдём ли мы обстоятельную книгу по истории где показано как именно заканчивался век варварства в Римской Империи и где же и как начинался новый век варварства? Если Чаадаев имеет в виду "великое переселение народов", то можно ли сказать, что начинался новый век варварства? У этих кочующих народов не было архитектуры, скульптуры, литературы и гончарного массового производства, как в Древней Греции и Римской Империи. Но если наступило время, когда в Риме вместо 2 млн.жителей осталось 60 000 человек, то почему это нельзя назвать фактом наступления нового века варварства? ==
И там же впервые задымилась кровь, которая должна была оросить фундамент нового здания. Не стоит ли поэтому один этот памятник целой книги? Но, странное дело! ни разу он не внушил ни одной исторической мысли, полной тех великих истин, которые он в себе заключает! Среди полчищ путешественников, стекающихся в Рим, нашелся, правда, один, который стоял на соседнем знаменитом холме, откуда он свободно мог созерцать удивительные очертания Колизея, казалось, видел, по его словам, как развертывались перед ним века и объясняли ему загадку своего движения. И что же? он видел одних только триумфаторов и капуцинов. Как будто там никогда не происходило ничего другого, кроме победных шествий и религиозных процессий! Узкий и мелочный взгляд, которому мы обязаны известным всему миру лживым произведением! настоящее поругание одного из прекраснейших исторических гениев, когда-либо существовавших! (Прим. II. Я. Чаадаева).
== Через 180 лет я не понимаю, какого человека тут вспомнил Чаадаев. И среди 1000 прочитавших -сколько тех, кто ответит мне? ==
Чтобы не остаться голословным, я приведу вам, сударыня, один из самых разительных примеров ложности некоторых ходячих исторических воззрений. Вы знаете, что искусство сделалось одной из величайших идей человеческого ума благодаря грекам. Посмотрим же, в чем состоит это великолепное создание их гения. Все, что есть материального в человеке, было идеализировано, возвеличено, обожествлено; естественный и законный порядок был извращен;
== Извращён как киношки Голливуда или писания россиянской литературы после 1917 года... Знаете ли вы, что даже такой отменный негодяй, как некий якобы поэт Маяковский (идите, почитайте о нём в православной книге "Чёрный список имён, которым не должно быть места на карте" -Имка.пресс), ещё около 1931 года озверел от новой литературы и воскликнул "страсти-мордасти!"? ==
... то, что по своему происхождению должно было занимать низшую сферу духовного бытия, было возведено на уровень высших помыслов человека; действие чувств на ум было усилено до бесконечности, и великая разграничительная черта, отделяющая в разуме божественное от человеческого, была нарушена. Отсюда хаотическое смешение всех нравственных элементов.
Ум устремился на предметы, наименее достойные его внимания, с такой же страстью, как и на те, познать которые для него всего важнее. Все области мышления сделались равно привлекательными. Вместо первобытной поэзии разума и правды, чувственная и лживая поэзия проникла в воображение, и эта мощная способность, созданная для того, чтобы мы могли представлять себе лишенное образа и созерцать незримое, стала с тех пор служить лишь для того, чтобы делать осязаемое ещё более осязательным и земное ещё более земным; в результате наше физическое существо выросло настолько же, насколько наше нравственное существо умалилось.
И хотя мудрецы, как Пифагор и Платон, боролись с этой пагубной наклонностью духа своего времени, будучи сами более или менее заражены им, но их усилия не привели ни к чему, и лишь после того, как человеческий дух был обновлен христианством, их доктрины приобрели действительное влияние.
Итак, вот что сделало искусство греков; оно было апофеозом материи, - этого нельзя отрицать. Что же, так ли был понят этот факт? Далеко нет. На дошедшие до нас памятники этого искусства смотрят - не понимая их значения; услаждают себя зрелищем этих дивных вдохновений гения, которого, к счастью, более нет на земле, - даже не подозревая нечистых чувств, рождающихся при этом в сердце, и лживых помыслов, возникающих в уме;
== Судя по биографии Чаадаева -у него не было жены или приживалки. Таскался ли он по бабам в годы, когда служил в гвардейском полку? Неизвестно. Но накануне 1917 года даже один из великих князей (прямой родственник царя...), гвардейский офицер, был гомосеком... Могло ли такое с ним случиться, если он с 15 лет жил в казарме откуда все на выходые бегали по бабам? Насколько вероятно, что гвардейцы после 18 лет на свои попойки затаскивали каждый по бабе и на 3м часу веселья ставили баб конвейером? И если среди них уже были гомосеки - они разве, стыдливо глаза закрывали или как все занимались энергичными тазобедренными упражнениями?
И разве поголовно у всех, кто смотрел на греческую голую бабу в музее помыслы возникали самые безобразные? Я вот на эту Венеру смотрю с досадой " не уродилась баба... Третьей выпуклости не хватает спереди..."... Или в Греции того времени таких вообще не было ни одной?! ==
... это какое-то поклонение, опьянение, очарование, в котором нравственное чувство гибнет без остатка. Между тем достаточно было бы хладнокровно отдать себе отчет в том чувстве, которым бываешь полон, когда предаешься этому нелепому восхищению, чтобы понять, что это чувство вызывается самой низменной стороной нашей природы, что мы постигаем эти мраморные и бронзовые тела, так сказать, нашим телом.
Замечьте притом, что вся красота, все совершенство этих фигур происходят исключительно от полнейшей тупости, которую они выражают: стоило бы только проблеску разума проявиться в их чертах, и пленяющий нас идеал мгновенно исчез бы. Следовательно, мы созерцаем даже не образ разумного существа, но какое-то человекоподобное животное, существо вымышленное, своего рода чудовище, порожденное самым необузданным разгулом ума, - чудовище, изображение которого не только не должно было бы доставлять нам удовольствие, но скорее должно было бы нас отталкивать.
Итак, вот каким образом самые важные факты исторической философии искажены или затемнены предрассудком, - теми школьными привычками, той рутиной мысли и той прелестью обманчивых иллюзий, которыми и обусловливаются обыденные исторические воззрения.
Вы спросите меня, может быть, всегда ли я сам был чужд этим обольщениям искусства? Нет, сударыня, напротив. Прежде даже, чем я их познал, какой-то неведомый инстинкт заставлял меня предчувствовать их, как сладостные очарования, которые должны наполнить мою жизнь. Когда же одно из великих событий нашего века привело меня в столицу, где завоевание собрало в короткое время так много чудес, - со мной было то же, что с другими, и я даже с большим благоговением бросал мой фимиам на алтари кумиров.
== Чаадаев был в Париже в 1813 году с русской армией. ==
Потом, когда я во второй раз увидал их при свете их родного солнца, я снова наслаждался ими с упоением. Но надо сказать правду, - на дне этого наслаждения всегда оставалось что-то горькое, подобное угрызению совести; поэтому, когда понятие об истине озарило меня, я не противился ни одному из выводов, которые из него вытекали, но принял их все тотчас же без уверток.
== Чаадаев, тебе надо было бесстрашно жениться, а не умничать... Все переженились, только ты позорился на людях как трус неженатый... ==
Вернемся, однако, сударыня, к тем крупным историческим личностям, которым, как я вам говорил намедни, история, по моему мнению, не отводит подобающих им мест в воспоминаниях человечества. У вас должно было получиться лишь неполное представление об этом предмете. Начнем с Моисея, самой гигантской и величавой из всех исторических фигур.