Истинное развитие человека в обществе ещё не началось для народа, если жизнь его не сделалась более благоустроенной, более легкой и приятной, чем в неустойчивых условиях первобытной эпохи. Как вы хотите, чтобы семена добра созревали в каком-нибудь обществе, пока оно ещё колеблется без убеждений и правил даже в отношении повседневных дел и жизнь ещё совершенно не упорядочена? Это - хаотическое брожение в мире духовном, подобное тем переворотам в истории земли, которые предшествовали современному состоянию нашей планеты. Мы до сих пор находимся в этой стадии.
== Что тут было такого оскорбительного для тогдашних патриотов России?! Какая была нужда поднять весь тогдашний воплёж вместо того, чтобы составить план на 30 лет для исправления ситуации в 5 этапов по 6 лет? ==
Годы ранней юности, проведенные нами в тупой неподвижности, не оставили никакого следа в нашей душе, и у нас нет ничего индивидуального, на что могла бы опереться наша мысль; но, обособленные странной судьбой от всемирного движения человечества,
... мы также ничего не восприняли и из преемственных идей человеческого рода. Между тем именно на этих идеях основывается жизнь народов; из этих идей вытекает их будущее, исходит их нравственное развитие. Если мы хотим занять положение, подобное положению других цивилизованных народов, мы должны некоторым образом повторить у себя все воспитание человеческого рода.
Для этого к нашим услугам история народов и перед нами плоды движения веков. Конечно, эта задача трудна и, быть может, в пределах одной человеческой жизни не исчерпать этот обширный предмет; но прежде всего надо узнать, в чем дело, что представляет собою это воспитание человеческого рода и каково место, которое мы занимаем в общем строе.
== Вы уверены, что в России в 2015 году моментально найдутся хотя бы 1500 человек, которые точно знают "в чём дело"?
Про "место" в общем строе даже гадать не нужно... Если в некоей стране за 300 лет курс философии изучали 500 человек на каждые 10 млн. населения, а в России -25 человек на 10 млн., то как можно воображать, что у России есть какое-нибудь место в мире?! То, что в данном народе накапливалось столетиями, мы в России не усвоим за какие-то полвека. То, что в России есть десяток заметных философов за 100 лет, говорит лишь о том, что если бы в России населения было в 5 раз меньше -вряд ли она бы имела в своей истории этих философов... А если среди этих философов лишь каждый 4й -русский, остальные -потомственные немцы, англичане, шведы, поляки, но
особенно -евреи, -о чём это говорит?
Если однажды умники россияновской власти зазовут в Россию вместо такой дряни, как футболисты, хоть 200 профессоров философии -что это на деле даст России в историческом смысле, если стоять на том, что главное в России не разговоры в университетах, а обычаи жизни в поселениях не выше райцентров?
Россия из страны "потёмкинских деревень" (для рапорта проезжающей царице...) коммунистами превращена в потёмкинскую страну...
И что-то изменится только лет через 70 после того, как высшие 25 000 лиц государства будут принуждены жить на съёмных квартирах в населённых пунктах где не больше 15 000 жителей... А сейчас они живут как обнаглевшие оккупанты... Даже князья до 1917 года не отгораживались глухими заборами и охраной из готовых бандитов...
Скажи мне, насколько бандитные у тебя охранники -и я буду знать кто ты такой...==
Народы живут лишь могучими впечатлениями, которые оставляют в их душе протекшие века, да общением с другими народами. Вот почему каждый отдельный человек проникнут сознанием своей связи со всем человечеством.
== Российское население этих "могучих впечатлений" набралось раз в 5 больше, чем любой другой народ в мире!! После 1917 года последовательно или одновременно были могучий разбой, могучее невежество в форме идеологической работы банды коммунистов, могучее самодурие бюрократии на всех уровнях... И 70 лет "общения с другими народами" на уровне, бывшем при княжении варягов году в 750м... ==
Что такое жизнь человека, говорит Цицерон, если память о прошлых событиях не связывает настоящего с прошедшим! Мы же, придя в мир, подобно незаконным детям, без наследства, без связи с людьми, жившими на земле раньше нас, мы не храним в наших сердцах ничего из тех уроков, которые предшествовали нашему собственному существованию. Каждому из нас приходится самому связывать порванную нить родства. Что у других народов обратилось в привычку, в инстинкт, то нам приходится вбивать в головы ударами молота.
Наши воспоминания не идут далее вчерашнего дня; мы, так сказать, чужды самим себе. Мы так странно движемся во времени, что с каждым нашим шагом вперед прошедший миг исчезает для нас безвозвратно. Это - естественный результат культуры, всецело основанной на заимствовании и подражании. У нас совершенно нет внутреннего развития, естественного прогресса; каждая новая идея бесследно вытесняет старые, потому что она не вытекает из них, а является к нам Бог весть откуда.
== Вам не кажется, что замшелый Пушкин (был такой поэт, большой приятель Чаадаева, удостоенный даже десятка памятников по всей Руси...) вместо того чтобы уверять Чаадаева в "великой истории России" бывшей 500 -800 лет назад, должен был ухватиться вот за эти 5-6 строчек и доказать, что "ничего подобного! всё в России было всегда наоборот!!..."?
И кто же доказал на десятках примеров истории, что не может великая история страны превратиться через несколько столетий в кучу дерьма? Что из себя представляла история любой исчезнувшей страны в последние 150 лет её существования? Но если подобное возможно -почитайте у Льва Гумилёва как могучая Хазария превратилась в свалку еврейского говна... -то в кого превратятся "государственники" (публичные болтуны, а не руководящие лица) и "патриоты" "государственности", если они будут заниматься своим радостным кукареканьем в последние 120 лет исторического существования России как государства?
Они немедленно превратятся в выблядков моральных и умственных... В России начальники всех видов всегда были дураками и тупыми невеждами -это главный урок всей истории России!
Если в толпе на рынке умных людей максимум 2%, -почти все они люди так сказать "из независимого сословия", то среди начальников, психиатрическое состояние которых "быть при должности, не желаю я на стройке мусор убирать..." -умных людей от силы 500 человек за 50 лет. -те, которые наконец плюнули и уволились из начальников... Остальные -и дураки, и сволочи, и бездарные "помещики канцелярские"... ==
Так как мы воспринимаем всегда лишь готовые идеи, то в нашем мозгу не образуются те неизгладимые борозды, которые последовательное развитие проводит в умах и которые составляют их силу. Мы растем, но не созреваем; движемся вперед, но по кривой линии, то есть по такой, которая не ведет к цели. Мы подобны тем детям, которых не приучили мыслить самостоятельно; в период зрелости у них не оказывается ничего своего; все их знание - в их внешнем быте, вся их душа - вне их. Именно таковы мы.
== Кто не согласен... В те времена никто Чаадаеву "по пунктам" не ответил... Может сегодня кто-то из "патриотов" нам докажет, что хотя бы он среди патриотов -думающий человек и разберёт мнения Чаадаева?... ==
Народы - в такой же мере существа нравственные, как и отдельные личности. Их воспитывают века, как отдельных людей воспитывают годы. Но мы, можно сказать, некоторым образом - народ исключительный. Мы принадлежим к числу тех наций, которые как бы не входят в состав человечества, а существуют лишь для того, чтобы дать миру какой-нибудь важный урок.
Наставление, которое мы призваны преподать, конечно, не будет потеряно; но кто может сказать, когда мы обретем себя среди человечества и сколько бед суждено нам испытать, прежде чем исполнится наше предназначение?
Все народы Европы имеют общую физиономию, некоторое семейное сходство. Вопреки огульному разделению их на латинскую и тевтонскую расы, на южан и северян - все же есть общая связь, соединяющая их всех в одно целое и хорошо видимая всякому, кто поглубже вник в их общую историю. Вы знаете, что ещё сравнительно недавно вся Европа называлась христианским миром, и это выражение употреблялось в публичном праве.
Кроме общего характера, у каждого из этих народов есть ещё свой частный характер, но и тот, и другой всецело сотканы из истории и традиции. Они составляют преемственное идейное наследие этих народов. Каждый отдельный человек пользуется там своею долей этого наследства, без труда и чрезмерных усилий он набирает себе в жизни запас этих знаний и навыков и извлекает из них свою пользу.
Сравните сами и скажите, много ли мы находим у себя в повседневном обиходе элементарных идей, которыми могли бы с грехом пополам руководствоваться в жизни? И заметьте, здесь идет речь не о приобретении знаний и не о чтении, не о чем-либо касающемся литературы или науки, а просто о взаимном общении умов, о тех идеях, которые овладевают ребенком в колыбели, окружают его среди детских игр и передаются ему с ласкою матери, которые в виде различных чувств проникают до мозга его костей вместе с воздухом, которым дышит, и создают его нравственное существо ещё раньше, чем он вступает в свет и общество.