Правительство было осведомлено о необычайном журнальном происшествии и по незамедлительной реакции петербуржцев. "Я должна рассказать тебе о том, что занимает все петербургское общество, начиная с литераторов, духовенства и кончая вельможами и модными дамами; это - письмо, которое напечатал Чедаев в "Телескопе"... оно вызвало всеобщее удивление и негодование", - сообщает С. Н. Карамзина брату. "Здесь такой трезвон по гостиным, что ужас", - пишет В. Ф. Одоевский С. П. Шевыреву из северной столицы. "Ужасная суматоха в цензуре и в литературе", - отмечает А. В. Никитенко. Никого нельзя уверить, жалуется москвичам Вяземский, что у автора не было ни преступного замысла, ни явной неблагонамеренности, а лишь "жажда театральной эффектности и большая неясность, зыбкость и туманность в понятиях... самоотвержения, мученичества тут, разумеется, нет; не говорю уже о том, что вольная страсть была бы в этом случае нелепость...".
Е. М. Хитрово писала Пушкину, что опубликованные строки свидетельствуют о каком-то глубоком несчастье Чаадаева. Сходное ощущение владело и Герценом, на которого чтение "телескопской" статьи в далекой Вятке произвело впечатление раздавшегося в темную ночь выстрела: "От каждого слова веяло долгим страданием, уже охлажденным, но еще озлобленным. Эдак пишут люди, долго думавшие, много думавшие и много испытавшие; жизнью, а не теорией доходят до такого взгляда... Читаю далее. "Письмо" растет, оно становится мрачным обвинительным актом против России, протестом личности, которая за все вынесенное хочет высказать часть накопившегося на сердце. Я раза два останавливался, чтобы отдохнуть и дать улечься мыслям и чувствам, и потом снова читал и читал. Я боялся, не сошел ли я с ума... Весьма вероятно, что то же самое происходило в разных губернских и уездных городах, в столицах и господских домах..."
== "Жизнью, а не теорией доходят до такого взгляда...". И когда Чаадаев выплеснул живое чувство из живой жизни -на него спустили всех собак всех возможных обвинений... Да почему человек о жизни должен иметь ваше мнение, а не своё, лично пережитое? Почему вы заранее уверены, что у человека мнение кривое, косое и мелкое, сравнительно с вашим мнением?!
Почему я должен верить вам -толпе, где никто ничего "из жизни" за прошлые 20 лет ничего подобного не написал, а не автору, который написал 19 страниц в первом письме и 110 страниц во всём цикле?!
"От каждого слова веяло долгим страданием, уже охлажденным, но ещё озлобленным...".
А я бы на правах редактора придал тексту форму: "от каждого слова веяло долгим страданием от полноты и глубины правды жизни..." -и кто бы тогда додумался обвинять Чаадаева в озлобленности?
Получается, что от безобразий жизни автор должен бурно радоваться? Если сам Герцен так увяз в деле оценки письма, то что же говорить про всю остальную Россию, где не было и трёх человек равных ему умственно...
Всё это по поводу первого письма -19 страниц.
Спрашиваю: а когда наступило продолжение этой темы после прочтения всех 110 страниц? Я не удивлюсь, если окажется, что за 180 лет продолжения не последовало. Правда, 100 лет советского и бандитского времени тут присчитывать не надо бы... ==
Существенные оттенки в понимании первого философического письма менялись в зависимости от своеобразия восприятия и личного отношения к его автору. 21 октября действительный статский советник Ф. Ф. Вигель, бывший в эту пору директором департамента иностранных исповеданий, писал петербургскому митрополиту Серафиму, что чтение "телескопской" статьи возбудило в нем негодование и повергло в отчаяние.
Тайную причину "безумной злобы сего несчастного против России" Вигель усматривает в его отступничестве от веры отцов и переходе в католичество, обвиняет издателя и цензора в преступной снисходительности и призывает митрополита указать правительству средства "к обузданию толиких дерзостей". Митрополит не замедлил снестись с Бенкендорфом и просил его обратить внимание государя на отмеченные им в статье Чаадаева суждения, кои "столько ложны, безрассудны и преступны сами по себе, что я не могу принудить себя даже к тому, чтоб хотя одно из них выписать здесь для примера...".
== Дремучее неуважение к Бенкендорфу и Государю: "а вы там сами поищите эти места!...". И наплевательство на истину: "подумаешь, если Государь эти места не заметит, а заметит другие"...
То есть для Митрополита "истиной" было его личное настроение, а не конкретный смысл конкретных мыслей Чаадаева...
И Митрополит был типичный высший церковный дурак православия - не мог поручить выписку "этих мест" монаху-прислужнику... Да что он знал о жизни народа, этот Митрополит? Сам-то он написал хотя бы 50 страниц, которые равноценны текстам Ильина, Н.О.Лосского, Леонтьева? Полез поп со свиным рылом в калашный ряд образованных людей?!
Ждать от Митрополита доброжелательного и "братолюбивого" объяснения Чаадаеву в чём и почему он не прав?! В 2016 году в России Митрополиты и члены Синода наконец стали светильниками разума? Или как честные люди они должны были уйти на покой по достижении 60 лет? ==
Часть третья
Но правительство уже приняло соответствующее решение. Еще 19 октября состоялось заседание главного управления цензуры, после которого министр народного просвещения С. С. Уваров представил всеподданнейший доклад.
Резолюция Николая I от 22 октября, когда-то любезничавшего с отставным ротмистром в манеже (с Чаадаевым -В.В.), гласила: "Прочитав статью, нахожу, что содержание оной смесь дерзостной бессмыслицы, достойной умалишенного: это мы узнаем непременно, но не извинительны ни редактор журнала, ни цензор. Велите сейчас журнал запретить, обоих виновных отрешить от должности и вытребовать сюда к ответу". В тот же день он вызвал к себе Бенкендорфа, которому поручил немедленно составить проект отношения к московскому военному генерал-губернатору Д. В. Голицыну. Начальнику III отделения понадобилось очень мало времени, чтобы оценить высочайшую резолюцию, и уже через несколько часов он представил требуемый текст, на котором царь написал: "Очень хорошо".
Текст этот определял весьма своеобразное наказание автору "дерзостной бессмыслицы": "В последневышедшем Љ 15 журнала "Телескоп" помещена статья под названием Философические письма, коей сочинитель есть живущий в Москве г. Чеодаев. Статья сия, конечно уже Вашему Сиятельству известная, возбудила в жителях московских всеобщее удивление. В ней говорится о России, о народе русском, его понятиях, вере и истории с таким презрением, что непонятно даже, каким образом русский мог унизить себя до такой степени, чтоб нечто подобное написать.
== "Говорится с презрением" и "необоснованные ничем клеветнические утверждения" и "необоснованные ничем оценки фактов" -это ведь три совершенно разные смысловые конструкции... ==
Но жители древней нашей столицы, всегда отличающиеся чистым, здравым смыслом и будучи преисполнены чувства достоинства Русского Народа, ...
== "преисполнены чувства достоинства Русского Народа"!!!... И в повседневной жизни большого города тогда за месяц не случалось и одного факта безобразного? Тысячи безобразных фактов, происходящих каждый день по всей России, происходящих много десятилетий -никакого отношения к "достоинству Русского Народа" не имели?! Крепостное право имелось где-то вне "Русского Народа", "Русский Народ" -это помещики, дворяне, попы, а смерды и простолюдины -это "население, а не Русский Народ"?... А в 2016 году "Русский Народ" -это единственно те, кто работает в канцеляриях губернаторов или имеет денег не менее 50 миллионов, а все прочие "смерды и простолюдины"? ==
... тотчас постигли, что подобная статья не могла быть писана соотечественником их, сохранившим полный свой рассудок, и потому, - как дошли сюда слухи, - не только не обратили своего негодования против г. Чеодаева,
== А могли бы вломиться в дом толпой, как не раз имели дерзость громить не только дворы князей, но и на дворе царя свирепничать... ==
... но, напротив, изъявляют искреннее сожаление свое о постигшем его расстройстве ума, которое одно могло быть причиною написания подобных нелепостей.
== И много ли среди жителей Москвы было писателей "лепостей" за последние 30 лет?! Именно им лучше всего судить мысли автора, который по данной теме написал 110 страниц?... Попы Москвы, градоправитель и 20 начальников в городской управе, генерал жандармерии и 3 его подчинённых -где они реально были по развитию ума даже в высшем обществе тогдашней Москвы? ==
... Здесь получены сведения, что чувство сострадания о несчастном положении г. Чеодаева единодушно разделяется всею московскою публикою. Вследствие сего Государю Императору угодно, чтобы Ваше Сиятельство, по долгу звания вашего, приняли надлежащие меры к оказанию г. Чеодаеву всевозможных попечений и медицинских пособий.
== Человек что-то написал лет 6 назад и никто столько лет не замечал, что ему нужны "попечения и медицинские пособия". Если бы он не опубликовал свой текст -этого бы до конца жизни его никто бы не заметил...
Так нужны ли были Чаадаеву "попечения и медицинские пособия"?
Любопытно, что сволочня советской психиатрии -"психофашисты" -тоже никогда не озабочивались проблемой такого рода "он жалобу послал 30 дней назад, по его словам он текст написал 70 дней назад, так может сегодня ему наше попечение уже не требуется?" Обязательно хватали, тащили, сажали, кололи сульфазином (которого не было в списке разрешенных Минздравом к применению препаратов!! -ведь за одно это расстреливать надо и тех, кто применял, и тех кто выше знал и не пресекал -это до 600 российских психиатров с 1957 по 1987 годы... ). ==