Васильев Владимир Ильич : другие произведения.

Безбожники без мозгов -5

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:

   5.03.16; 16.03
  
   Вл. И. Васильев
   Безбожники без мозгов... -5
  
   Можно ли считать психически нормальными людьми тех,
   кто страдает "богофобией головного мозга"
  
   Разбор текста:
  
  Юрий Нестеренко
  Можно ли считать верующих психически нормальными людьми?
   Мои замечания на сей текст выделены так: **...**
  
  
  
  
   Еще раз подчеркнем - верующие верят в, мягко говоря, неочевидные концепции не просто без всяких оснований, а вопреки реальным основаниям. В современном мире - во всяком случае, в тех странах, где на защите религии уже не стоит террор государственного репрессивного аппарата, и где она, соответственно, вынуждена перейти от нападения к обороне - они любят повторять, что, хотя их учения и недоказуемы, они в той же мере неопровержимы. Однако здесь имеет место демагогическая подмена. Неопровержима (точнее говоря, нефальсифицируема) концепция бога per se, в самом общем смысле, т.е. всемогущей сверхъестественной силы, способной проявлять себя, как угодно, или не проявлять вовсе. Очевидно, что если такой бог не хочет быть обнаруженным, то он и не позволит нам это сделать, какие бы эксперименты мы ни ставили. Однако постулаты конкретных религий вполне себе проверяемы. Несостоятельность многих библейских легенд, к примеру, очевидна всякому, кто знаком с физикой, математикой, биологией и т.п. хотя бы в объеме современной средней школы. Верующие, конечно, могут по каждому пункту возражать, что либо бог сотворил чудо и попустил нарушение законов природы, либо "надо понимать не буквально, а аллегорически" (хотя, заметим, навязчивое стремление притягивать за уши невероятные объяснения там, где напрашивается простое и вероятное - "это просто миф" - уже само по себе симптомчик). Но анализировать можно не только отдельные истории о потопе или о происхождении человека (а заодно и прочих видов), но и религиозные принципы в более общем виде. Вот, в частности, какие доводы приводит американский профессор Victor Stenger (God is a testable hypothesis - New Scientist, 2012, issue 2856, pp 46-47):
  
  Двойное слепое тестирование в экспериментах с молитвами за других (т.е. там, где исключен эффект самовнушения) показало, что эффективность таких молитв - нулевая; вообще, миллиарды верующих за тысячи лет не смогли вымолить ни единого достоверно зафиксированного чуда, т.е. явления, не объяснимого естественными и не связанными с молитвами причинами;
  Аналогично, эксперименты с "выходом из тела" людей, находившихся в состоянии клинической смерти, показали, что ни один из пациентов, заявлявших о таком опыте, не смог увидеть и прочитать записку, оставленную там, где якобы витала его воспарившая над телом душа;
  
  Все усилия креационистов доказать, что жизнь на Земле развивалась в соответствии с неким разумным планом, потерпели крах; не существует ни одного факта, не укладывающегося в теорию естественной эволюции (добавим к этому, что, даже отрицая эволюцию с пеной у рта, невозможно уйти от факта, что 99% всех биовидов, известных науке - это вымершие виды; ТАКОЙ процент брака для разумного создателя, и уж тем более - для абсолютно совершенного разумного создателя, выглядит несколько странно, не так ли? Интересен также вопрос, откуда в организме "разумно созданного" человека столько животных атавизмов, зачем, к примеру, мужчине соски и обоим полам - волосы на теле, почему люди до сих пор полностью не адаптировались к прямохождению (что является причиной всех проблем с позвоночником) - неужели в раю они ползали на четвереньках?);
  
  Если существует нематериальная душа, должны существовать и психические явления, не связанные с биохимией мозга - в действительности же все обстоит наоборот, "душевное" состояние напрямую определяется биохимическими процессами;
  Если бы бог был источником морали, наблюдалась бы четкая положительная корреляция между религиозностью и моральностью, однако на практике этого нет, более того, верующие нередко ведут себя намного хуже, чем неверующие (кстати, об этом писал еще, к примеру, знаменитый русский психиатр П.Б.Ганнушкин ("Сладострастие, жестокость и религия", 1901), ссылаясь в своей работе, в свою очередь, на еще более ранние исследования; что характерно, в православной России эта научная статья была запрещена);
   ** Этот Ганнушкин когда писал всё это -как-то собрал и обработал данные по поведению сразу 1000 верующих и 1000 неверующих? **
  
  Не существует ни единого "божественного откровения", которое оказалось бы истиной и к которому при этом человеческий ум не мог бы прийти естественным путем; нет, в частности, ни одного сбывшегося пророчества (напротив - все попытки верующих, к примеру, предсказать дату "конца света" оказались несостоятельны);
  Устройство вселенной также не содержит никаких признаков разумного сотворения (и уж в особенности такого, какое описано в религиозных канонах!), как нет и признаков того, что вселенная создана для человека или хотя бы с учетом его интересов (в целом космос, как мы знаем - весьма малопригодное для жизни "место", и даже на планете Земля повсюду - не холод так жара, не землетрясения так торнадо, не засуха так наводнения, не малярия так муха цеце...)
  
  Так может ли психически адекватный человек, несмотря на все это, даже не просто допускать, а неколебимо верить, что религия, причем не религия вообще, а одно из направлений одной из существующих религий является абсолютной истиной? Верить в одну из древних сказок (отвергая при этом все остальные древние сказки, которые ничем качественно не отличаются) не просто без всяких доказательств, а вопреки доказательствам?
   ** Введём в жизнь людей кроме "веры" фактор "понятия о мире" -выше я это назвал "бытовой психологией". Чего мы накопаем "вопреки доказательствам" у безбожников, которые не занимаются попытками просветить нас о том что "Бога нет!"?Это "психически адекватные люди"?!
   И кто психически менее адекватен -человек с понятиями о Боге, -которые ему мозги свихнули, или человек безбожный, которому мозги свихнуло неведомо что (если изучить его "бытовую психологию")? **
  
   Верить даже не как в некую не имеющую практических последствий абстракцию, а как в свод незыблемых правил, определяющих (и существенно осложняющих и ограничивающих!) всю его жизнь (повторим - речь идет не о моральных принципах типа "не убий" и "не укради", а об обязательных регулярных ритуалах поклонения, жертвоприношениях (в наше время - обычно деньгами), иррациональных запретах на брак с определенными людьми, на определенную еду и т.д. и т.п.)? Право же, по сравнению с такими людьми даже "классический" псих, которому голоса в голове вещают прямиком с Сириуса, выглядит куда более нормальным и адекватным. У него, по крайней мере, есть некая наблюдаемая реальность, доказывающая его правоту - те самые голоса (другое дело, что он не понимает, что эта реальность не объективна, а субъективна, т.е. является его собственной галлюцинацией). У "нормальных" же верующих нет даже этого.
  
   Разберем и "аргумент Паскаля": мол, если есть хоть небольшая вероятность, что верующий попадет в рай, а неверующий - в ад, то выгоднее на всякий случай верить. Этот якобы рациональный довод очевидно несостоятелен уже хотя бы потому, что религий - много, и нет ни прямых, ни косвенных признаков, позволяющих определить, какая из них (а точнее даже - какая из конфессий внутри какой религии!) является истинной. За веру же в ложного бога, и даже за неправильную веру в истинного (т.е. за ересь) те же самые религии грозят не меньшими, а то и большими адскими муками, чем за атеизм (что по-своему даже логично: уж лучше просто уклонист, чем воюющий на стороне врага; вообще патологическая агрессивность религии, "церкви воинствующей", при всех рассуждениях о "любви" и "мире" воспринимающей иноверцев именно как врагов, тоже весьма показательна в контексте нашей темы).
  
   ** Вполне разумное замечание... Но что от него останется, если взяться за изучение того, что именуют "психологией групп" в обществе? Чем равнодушная замкнутость этих групп лучше воинственности конфессий?
   Имеет ли ко всем этим проблемам отношение и тот факт, что секты и конфессии существуют столетиями и десятилетиями, а "группы" в толпах безбожников существуют всего лишь месяцами или годами? Давайте вспомним феномен психолога Николая Козлова -около 1993 года в Москве. Более чем замечательная попытка создать у массы людей навык активного и доброго общения. Сколько людей прошло через его тренировку? Предполагаю -от 600 до 1000. И где они сегодня как группа?! Давно разбежались...
   Имеет ко всем этим проблемам отношение и тот факт, что конфессии и секты делятся на основе "глубокомысленных соображений про Бога" -и существуют столетиями и десятилетиями, а группы возникают на основе симпатий разного быдла и разваливаются обязательно через 3-40 месяцев?
   И какая группа подлее и хуже? Группа собутыльников, которые -грузчики на складе, или группа разных университетчиков, которые при случае во всю умничают. Вместо того чтобы стать хотя бы кандидатами наук!!!... **
  
   Более того, если бог, во-первых, существует, во-вторых, заинтересован в том, чтобы в него верили и поклонялись определенным образом, и в-третьих, награждает и наказывает за это (заметим, что ни один из этих тезисов не следует из предыдущего) - почему, как уже было сказано, он не явит свою волю людям совершенно однозначным, исключающим сомнения и разночтения способом? Тексты священных писаний, которые "истинны потому, что в них написано, что они истинны", не предлагать.
   Так что, если такой бог существует, то он не то сам не знает, чего хочет, не то находит удовольствие в издевательствах над людьми, не то просто не руководствуется логикой и причинно-следственными мотивами в своих действиях. Очевидно, что попытки заслужить награду такого божества "хорошим поведением" наивны; с тем же успехом оно может отправлять в ад как раз праведников.
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"