Когда на церковном соборе свыше половины участников -священники, старше 40 лет... - будут священниками деревень и населенных пунктов, где менее 30 тыс. жителей. Они только "большинством" смогут свернуть шеи ворюгам поповщины из более населенных поселений.
И все богомольные бараны православия, которые в последние 25 лет и в грядущие 75 лет знать ничего не хотели о ситуации в Церкви -будут прокляты Богом. Уже по той причине, что нет братской любви в их равнодушии к тому, как живут священники в деревнях, где меньше 100 прихожан (на 2-3 тысячи пьяниц, вероятно?).
26.11.2015 Тасалов Артем Владимирович -автор Москвы. Библиотека Максима Мошкова -Самиздат. Там на главной странице ниже информаций, но выше списка авторов по городам, есть русский и латинский алфавиты. Это поисковик.
1957 г.р. Обновлялось 01.2012. 1121 килобайт/ 40 произведений. Работал в администрации Псковской области. В 2001 г. опубликовал работу "Заметки о современной ситуации в РПЦ".
РПЦ сегодня -- это, во-первых, аморфная масса мало связанных друг с другом и с настоятелем прихода прихожан, которые, как правило, плохо отдают себе отчет в своей вере; во-вторых -- клирики, живущие весьма обособлено, и друг с другом практически не общающиеся; в-третьих -- это епископат. Епископат живет совсем уж обособленной и таинственной жизнью, проникнуть в которую простому смертному не дано. Каждая из этих частей РПЦ, дробиться внутри себя вплоть до отдельного человека и, в целом, живым организмом не является. Вероятно, такая ситуация в РПЦ может кого-то очень даже и устраивать. Но только не искренних христиан и не российское общество в целом. Конечно, до поры -- до времени, государству может льстить безропотное одобрение РПЦ любых изгибов его внутренней и внешней политики. Возможно, некоторые высокопоставленные чиновники и новые олигархи наивно полагают, что в ответ на поддержку интересов МП они получат пожизненную индульгенцию на все свои не всегда праведные деяния. Возможно, кто-то искренне полагает, что присутствие Патриарха или архиерея на государственных мероприятиях придает им вид дополнительной респектабельности и легитимности. Однако, для очень многих граждан уже очевидно, что освящение атомных подводных лодок, благословение Президента на инаугурации, освящение банков, заключение договоров о сотрудничестве со всеми силовыми министерствами не может отменить того очевидного факта, что РПЦ это колосс на глиняных ногах.
* * * *
Сделаем небольшое, но необходимое отступление и скажем несколько слов о современном богословии в РПЦ. Отсутствие реального Богословия в РПЦ -- проблема весьма и весьма серьезная. Именно благодаря его отсутствию, в современной РПЦ верх взяли политиканы от религии. Все это звенья одной цепи. Вот как об этой проблеме говорит один из немногих православных богословов 20 века протоиерей Г. Флоровский: "Богословская наука была принесена в Россию с Запада. Слишком долго она оставалась в России чужестранкой. Превращаясь в предмет преподавания, переставала быть разысканием истины или исповеданием веры. Богословская мысль отвыкла прислушиваться к биению Церковного сердца. И теряла доступ к этому сердцу. У многих верующих создавалась опасная привычка обходиться без всякого богословия вообще, заменяя его, кто чем: Книгою правил, или Типиконом, или преданием старины, бытовым обрядом, или лирикой души". ("Пути русского богословия", стр. 503, изд. "Путь к истине", Киев, 1991). Теперь у нас одна лирика и никакого Богословия.
Не считать же серьезным богословом дьякона А. Кураева. А все серьезные православные богословы 20 века не случайно жили и живут за рубежом. Это Владимир и Николай Лосские, о. Сергий Булгаков, протоиерей Николай Афанасьев, протоирей Георгий Флоровский, протоиерей Александр Шмеман, протоиерей Иоанн Мейендорф, ученик старца Силуана -- схиархимандрит Софроний, митрополит Антоний Сурожский. Большинство из них до сих пор находятся под подозрением клириков РПЦ, а миряне так и вообще не знакомы с ними, ибо книг их, за редким исключением, вроде книг Антония Сурожского, на церковных прилавках нет. Как нет на них, до сей поры, прекрасных книг о. Александра Меня, который со временем, я уверен, все равно будет признан Учителем Церкви. Но он рискнул жить и писать в России. Вы знаете, чем это для него закончилось.
* * * * *
Но когда в качестве госслужащего я ссылаюсь на правительственный документ или на Конституцию России, которые никак не ущемляют интересы Церкви, -- я не позорю Православия, и не совершаю греха. В этом же разговоре, когда я некстати сослался на Конституцию, то Владыка отмахнулся от нее, как от назойливой мухи и попросил ему больше не звонить, т.к. мой статус ведущего специалиста не соответствует его статусу архиерея.
Например, вот какую характеристику положения вещей в традиционной синодальной церкви 19 века дает историк Сергей Соловьев, сам сын священника:
"Если кто-нибудь хорошо учиться в семинарии -- начальство начинает поставлять ему на вид, что ему выгоднее постричься в монахи и достигнуть высокого сана, чем быть простым священнослужителем; с этой целью, а не по внутренним нравственным побуждениям (переводя на язык святых отцов -- без мановения Духа Святого. П. И.), постригается в монахи, становится архимандритом, ректором семинарии и т. п. Если светские начальники все еще имеют более широкое образование, все еще бояться какого-то общественного мнения... то высшее духовное лицо в своем замкнутом кругу не встречает ни малейшего ограничения. Ставший монахом без нравственного побуждения, получивший воспитание в семинарии, где жестокость и деспотизм в обращении учителей с учениками были доведены до крайности, и где главная добродетель была поклонение перед начальством -- такой человек, ставший, наконец, повелителем из раба, не знал меры своей власти. И гораздо хуже из них были те, которые воздерживали себя, надевали личину святости. В них развивалось необузданное честолюбие, зависть, страшное высокомерие, требование бесполезного рабства и унижения от подчиненных, ничем не сдерживаемая запальчивость относительно последних". (Цитируется по книге Петра Иванова "Тайна Святых", М., изд. Паломник, 1993 г. стр. 520). Не знаю, как для кого, а для меня, образ современного уже архиерея запечатлен здесь весьма узнаваемо.
* * * * *
прекрасный священник Георгий Чистяков в своей статье, которая так и называется -- "Православие. Традиционная религия?". Вот первый ее абзац: "Православие называют традиционной религией Русской земли. Неверующие и далекие от Церкви, живущие без Евангелия в руках люди, которых, используя древний церковный термин, можно назвать "внешними", тем и объясняют присутствие православия в жизни сегодняшней России, и свои к нему симпатии, что оно традиционно, что с ним связана наша 1000-летняя культура и весь уклад жизни", и далее, анализируя понятие традиционности применительно к христианству, о. Георгий делает такой вывод: "Традиционность -- это подчинение сегодняшнего дня прошлому. Если мы строим свою жизнь, подражая тому, как "в старину живали деды", это значит, что мы превращаем православие из вселенской веры в Христа Воскресшего в какую-то религию древних славян, которую почему-то упорно сохраняем и даже реанимируем. С православием эта религия имеет общую только форму, по сути, она ему глубоко враждебна и противоположна. Наша вера -- это всегда путь вперед, это всегда трудный и иногда даже страшный путь в будущее вслед за Иисусом". (" Размышления с Евангелием в руках", изд. Путь, М., 1997)
* * * * *
если уж совсем трезво взглянуть на вещи, то надо отдать себе отчет в том, что пути Церкви Христовой и пути государства все равно однажды разойдутся окончательно. Ибо у них разные природы, и цели разные. Было время, когда царское самодержавие сумело уложить Церковь в "прокрустово ложе" традиционной религии. Было и прошло. На дворе -- другие времена.
Государственно-церковные отношения в России сейчас находятся в уникальной ситуации. Эта уникальность состоит в том, что ни Церковь, ни государство российское сейчас не имеют друг к другу никаких существенных претензий.
Их отношения находятся в редчайшей фазе равновесия.
* * * * *
Из резюме:
4. О. Александр Мень в своей статье "Пасхальная тайна Церкви" справедливо писал о том, что из всех великих кризисов Церкви она выходила не благодаря своему человеческому аспекту, а благодаря Промыслу. Если уроки 1917 г. РПЦ не усвоила -- ей будет предложен еще один очищающий урок.
5. Духовную инициативу уже перехватили протестантские деноминации, некоторые из которых, например ХВЕ-50-ки, стремительно наращивают свои человеческие и социальные ресурсы.
6. Исходя из всего вышесказанного, государственный интерес Российской Федерации в отношениях с РПЦ состоит в том, что бы не слишком резко, но решительно дистанцироваться от традиционной политики негласного покровительства РПЦ, осуществляемой в ущерб другим конфессиям, которые, как показывает практика, требуют большего к себе внимания, -- как Ислам, и могут быть более надежными партнерами в социальном оздоровлении общества, -- как протестантские деноминации.