Аннотация: Впервые опубликовано в моём "Живом журнале" в 2009 году.
Реки - это мысли земли и если предположить что земля живая, то тогда реки - это ее мысли. Люди древности старались не разбивать пространство измерениями, не расчленяли его - они жили в неразделяемом, непрекращающемся холистичном бытии - не только для шамана окоем горизонта был дышаще-живым, но и для любого человека: в их мире, точку, в которой они находились, нельзя было измерить широтой и долготой, потому что это было бы ненужно и глупо, мир был живым и цельным, неделимым на отдельные единицы понятий. Мир говорил и человек слышал.
То что признается обладающим таким качеством, таким качеством и может обладать, по закону магического мира, а отрицание приводит к отказу от этого качества - появляется множество полезных качеств (река "как транспортное средство", но чувство причастности и гармонии с миром теряется), поэтому сейчас в реку как мысль могут верить только или совершенно сумасшедшие люди, или, что скорее, поклонники каких-нибудь неоязыческих культов. С другой стороны мы плохо теперь понимаем себя и природу вокруг и человек не то что в сибирской тайге, а в современном мегаполисе уже будет скоро с полностью отбитыми чувствами и сломается у него GPS-навигатор, всё, каюк ему в лесу будет. Человек же традиционного общества никогда не запустит спутник, но при любой дезориентации в лесу всегда выкрутится ("Покажи нам дорогу, бабушка жаба!" фильм "Братья Гримм").
То что для людей древности было очевидным в отношени рек (камней, полей, дубрав) не обязательно в буквальном смысле этого слова - мы бы сейчас скорее сказали бы - очевидным в поэтическом смысле. Например советский египтолог Матье говоря о вере древних египтян в богиню неба, покрывающую целиком небосвод (изображалась иногда женщиной, иногда коровой) не случайно ведь оговаривалась, что не стоит принимать эти убеждения за буквальное представление. Мы относимся к GPS или к ГЛОНАСС, возможно, почти точно также, просто объект возлагания надежд перненесен, а вера такая же.
Язык цельности возможно еще не подразумевает, что они не поняли бы "язык современности" - Лаперуз, например, сообщал, что когда они высадились у берегов Сахалина и встретились с племенем местных дикарей, то он стал спрашивать у них знаками, нет ли далее пролива, те не понимали, что от них хотят. Тогда Лаперуз взял прутик и начертил на песке общую карту места (карта как отстраненный вид сверху) - т.е. использовал совершенно неочевидный для этих людей символьный язык - но дикари мгновенно поняли о чем идет речь и, продолжив игру, сами взяв прутик дочертили эту импровизированную карту на песке.
Но сами реки и их направление, есть то что думает эта земля, просто мы точно также забыли невербальный символьный язык через который могли бы понять что значат эти мысли. Соответсвенно чтобы понимать этот язык, нужно отказаться от языка современности и не просто "жить на лоне природы", но произвести, если это возможно, своеобразную культурную ре-эволюцию, деэволюцию.
Так мы ехали в Псков, на какую-то конференцию и я, сидя в вагоне-ресторане московского поезда, полном дружелюбных отдыхающих людей из Арктогеи, рассказывал про реки-мысли Земли, т.е. растекался мыслью по древу, пересказывая увиденный в другом сне фильм "Волга-Дон" (кажется там был какой-то алхимический подтекст у сведения каналами этих "мыслей" в одно), снятый двумя воронежскими ребятами, а точнее говоря моим подсознанием, наверное пару лет тому назад. За беседой мы пили какой-то вкуснейший напиток, что-то вроде медовухи, и ждали заказанную рыбу, Дугин и Зарифуллин, которым я это всё рассказывал, вежливо улыбаясь, слушали про реки и вся наша дружелюбная компания, занявшая целый вагон-ресторан, напоминала веселую выездную сессию эдакого филиала Дурмстанга из Гарри Поттера.