|
|
||
Перевод на русский язык десятой главы из книги "Духовное Христианство" одного из самых загадочных и неоднозначно воспринимаемых авторов в истории Новой Господней Церкви - Чарза Августуса Талка. В этой главе автор рассматривает и анализирует тематическую выборку цитат из книг Э. Сведенборга, посвящённых тому, что, согласно Учению, изложенному в этих книгах, принципиальное различие между двумя мирами - или же миром природным, и миром духовным, заключается в исключительно в способе восприятия одной и то же божественной реальности, которая, в зависимости от способа своего осмысления тварным сознанием, являема или же ка5к мир природный, или же - как мир духовный. |
1
Предварительные замечания к главе X
150. Мы сейчас, как можно наедятся, уже полностью приуготовлены к разумению той (истины), что (на самом деле) не существует никакого принципиального различия меж двумя чувственными мирами (или же - между чувственным восприятием предметностей, составляющих как бы внешнюю структурность мира духовного, и таким же чувственным восприятием мира природного, также составляющих как бы внешнюю структурность оного природного мира), которые оба образуемы посредством наития Божественной жизни (во внешнее) чувственного восприятия сознания. Точно также как и с миром (природным) естествоиспытателя, который, как тот воображает, (будто бы) был создан (каким-либо образом) несколько тысяч лет тому назад, точно также дело обстоит и с миром духовным, НЕПРЕРЫВНО СОЗДАВАЕМЫМ, и непрерывно же сохраняемым в (своём) существовании Тем, кто непрерывно сотворяет оный (мир).
И с этими определяющими истинностями, обретающимися перед нами, нам будет совершенно несложно понять что оба эти - так называемые, миры или же - мир) духовный и (мир) природный, есть, по сути, ничто иное как лишь два (качественно различных) состояния (единой) жизни, из какового последнего (или же - природного состояния жизни) тот человек немедленно и постоянно восходит (в более высшее состояние), чьё состояние природное вступает в своё завершение, или же когда он приуготовлен к вхождению в иное состояние, и это (новое состояние сознания тогда) - или же (состояние) небесного благополучия и радости, как следствие его полагания, пока он пребывал в своём первом, или же природном состоянии (сознания), всех своих упований на Господа, Бога Своего, (что совершаемо) посредством отвержения зол (жизни) как грехов против Него, и зловредностей по отношению ближним своим; (или же) та или иная форма злобности, господствующей в аду, вследствие утверждения его в любви собственного (отделённой тогда от высших, или же духовных любовей), и превращения себя, таким образом, (для самого же себя), в своего личного "Бога", или же (вследствие) жизни его, и его полном утверждении в своих чувственных похотях.
Именно посредством этих, противоположных (друг другу) состояний сознания и формируемы их соответствующие миры, в к каждом из которых весь этот мир, совместно со всякой принадлежностью (оного, там обретающейся), вплоть до самой своей постижимой частности, существует в полнейшем соответствии с их как совместными, так и сугубо индивидуальными состояниями сознания.
И хотя, в совершеннейшем ослеплении нашего ума, мы можем быть и совершенно не в состоянии постигать ту книгу, что, полностью соответствующим образом, предстоит также и перед нашими глазами, тем не менее мы можем быть совершенно уверенными в том, что внутренне (или же - в самих себе) эти соответствия (внешних предметностей нашего чувственного восприятия внутренним состояниям сознания в нас, так же) совершенно реальны, хотя для нас они могут быть, при этом, и полностью ирреальными, с той же полнотой и совершенством, как оные же (реальны) - в мире духовном, будучи сотворяемыми теми же самыми божественными средствами, и для тех же самых божественных целей.
И, если только мы готовы признать это, (то из сказанного выше) следует, что изменение (в чувственных постижениях так называемой "внешней реальности"), называемое "Смертью", если оную разоблачить от её ирреальных покровов (нашего чувственного восприятия), посредством которых оная представляется неким таким (действительным) отделением Духа от Тела, (то оная) есть не более чем изменением состояния (чувственного восприятия) в сознании; и что тот, совершенно новый мир чувственного восприятия, в (чувственное) постижение которого входит освобождаемое (от сугубо материального способа чувственного восприятия в сознании своём) Существо, есть лишь естественным следствием подобного внутреннего изменения (в способе чувственного восприятия этого сознания). И, таким образом, всё сказанное подводит нас к следующей ступени на пути постижения духовной истины.
ГЛАВА IX.
РАЗЛИЧИЕ МЕЖ ДВУМЯ МИРАМИ - ЭТО НЕ РАЗЛИЧИЕ ПО ПРОСТРАНСТВУ, НО РАЗДЕЛЯЮЩЕЕ ОТЛИЧИЕ МЕЖ СПОСОБАМИ МЫШЛЕНИЯ ДУХОВНЫМ И ПРИРОДНЫМ.
. Каждый человек обладает (одновременно) нижним, или же внешним сознанием, а, также, и высшим, или же внутреннейшим сознанием, и первое есть его сознанием природным, и называемо человеком природным, второе же - есть его сознанием духовным, и называемо человеком духовным. Слова "сознание" и "человек" здесь употребляемы взаимообразно потому, что человек есть человеком (исключительно) по своему сознанию. Эти два сознания - высшее и нижнее, совершенно различны меж собою. Посредством сознания нижнего он (или же человек) обретается в мире природном, но посредством своего высшего сознания он обретается в мире духовном, и, таким образом (пребывает), с ангелами в оном мире. Эти два (состояния) сознания столь различны (меж собою), что человек, пока он живёт в мире природном, совершенно не ведает того, что происходит в его высшем (состоянии) сознания; и когда он становится духом, что происходит (с ним) немедленно по смерти, то он, совершенно также, не ведает о том, что происходит в нижнем (или же природном состоянии) сознания. (A. E. n. 527)
Сознание человека есть дух его, который живёт после смерти; а дух его находится постоянно в обществе схожих с ним духов из того мира, равно как и среди людей природного мира, посредством материального тела, покрывающего его. Человек не знает, что относительно своего сознания он пребывает среди духов, потому что духи, в обществе которых он находится в духовном мире, думают и говорят духовно, а дух человека, который ещё живёт в материальном теле, думает и говорит природно. Духовная мысль и речь непонятна и неслышна природному человеку, и наоборот; духи невидимы (человеку) по той же причине. (T. C. R. n. 475)
151. Здесь необходимо отметить, как (определённого рода показательную) иллюстрацию к этой системе Духовного Христианства, что повсеместно, в богословских сочинениях автора (оной системы, или же - Сведенборга), термины "человек" и "сознание" употребляемы совершенно равнозначно, ибо, как он сам говорит в вышеприведенной цитате, человек есть человеком, или же - Существом человеческим, (исключительно из) своего сознания; и - мог бы он, разумеется прибавить тут, ни на каком ином основании. Ибо его тело, и чувственные ощущения оного, с которым, в его (или же человека) помышлениях природных, сознание его представляется связанным, есть ничем иным, и он действительно видит, что оное есть совершенно ничем иным, после того, как он постигнет, посредством изгнания (из ума своего всех) ложностей помышлений природных и чувственных, дабы мочь мыслить о (чувственных предметностях) в том ключе, в котором они действительно таковы, каковы они есть на самом деле, (то он видит тогда, что оные тело и чувственные ощущения там есть) лишь представительствующими следствиями (или же - представительствующими образностями чувственного восприятия в сознании), являющими, в соответствиях, подлинный Образ индивидуального Сознания, в приспособлении (оной Формы) к особым (индивидуальным) служениям (или же - действиям), точно также, как и его (или же этого особого сознания) склонностей к особым (или же индивидуальным) разновидностям зла.
Именно (исключительно лишь) в таком ключе ангелы и постигают форму телесную, и именно таким разумением (о форме этой) они и обладают, и именно по сей-то причине для них оная форма - РЕАЛЬНА, ибо они постигают оную (форму) таковой, каковой она есть (в себе самой) на самом деле, а именно - представительствующим порождением и (чувственного восприятия в последних началах) сознания; тогда как для человека (природного), в его природных, и - ещё более в его сугубо чувственных осмыслениях, оная (форма телесная) ИРРЕАЛЬНА, ибо он мыслит о ней как о (некоей такой) совокупности материальных атомов, определённым образом соединяемых в единое целое, и присоединяемых, совершенно неведомым способом, к сознанию.
Подобного рода умозаключение, полагая, что он имеет дело здесь с двумя предметностями, (а именно -с некоей такой действующей) силой сознания, и (одновременно с соединениями материальных) атомов, которые, по его представлениям, будучи качественно совершенно различными, (посему) не могут иметь никакого соотношения, или же - никакого касательства друг к другу, то ( следовательно, оное умозаключение) может быть развиваемо (им) до тех же пределов, до которых может зайти (и) естествоиспытатель. Но (впоследствии) явились оказавшиеся способными низойти, в суждениях своих, и ещё ниже, и принявшиеся утверждать, что атомы в материи (будто бы) обладают врождённой способностью организовывать сами себя, определённым образом (в макротела), и, таким образом организованные, затем становятся способными к мышлению, и к (образованию живых) индивидуальных существ.
152. В сугубой нищете языка человеческого, в котором все составляющие вербальных понятий, без (малейшего) исключения, были заимствованы исключительно из условностей пространства и времени, полагаемых (существующими) вне (воспринимающего оные) сознания, (в свойственной оному языку терминологии) сознание духовное обозначаемо как высшее, а сознание природное - как низшее, но (фактически) оные вовсе не являются низшим и высшим в смысле - "более высокий" и "более низкий", отнюдь не более нежели оные (относительно) являются внутреннейшим, и внешнейшим. Ибо первое из них определяемо как высшее и внутреннейшее, а второе - как низшее и внешнейшее исключительно в отношении к их соответствующим качествам и употреблениям.
Всякий человек, потенциально, обладает двумя такими сознаниями, или же двумя формами сознания. И использование этих двух форм сознания вводит его в две совершенно различные сферы мышления, соотносящиеся с помыслами или же Существ духовных, или же - (с помыслами Существ) природных.
Вследствие (употребления) соответствующих вербальных выражений чувственного происхождения, полностью определяемых (его) волею и помышлением, человек, относительно своего нижнего, или же внешнейшего сознания, обретается в мире природном, где все принадлежности соответствуют, и, как производные, представительствуют совокупность состояний этих нижних, или же внешнейших сознаний (составляющих единство того нижнего "духовного сообщества", нераздельной составной частью которого он является). Но существа (чисто) духовные, а, также, подлинные люди, способные входить (восприятием своего сознания) в РЕАЛЬНОСТЬ всего сущего, обретаются (постижениями сознания своего) в мире духовном, каковой мир духовный является порождением (в чувственном восприятии сознания) тех особенностей (осмысления) которые и определяют (в совокупности) помышление духовное.
153. Сказано было (в вышеприведенных цитатах из творений Сведенборга) что помышление и речь человека природного могут быть не более воспринимаемы человеком духовным, нежели чем помышление и речь духовная могут быть разумеемы, или же постигаемы человеком природным; и, затем, (там) прибавлено было, как бы с целью закрыть этот вопрос окончательно - по крайней мере для тех, кто уступит воздействию рассудочной силы внутреннейшего истинного (там содержащегося), что именно это и есть та ПРИЧИНА, по которой Существа духовные и природные (взаимно) не видят друг друга.
(Отсюда) ясно видно, что ПРИЧИННОСТЬ их взаимной невидимости состоит вовсе не в наличии какого-либо там пространственного расстояния меж ними, что можно было бы предполагать из чувственных состояний (восприятия существования оных), так как (оные, в терминологии языка природного) определяемы некими такими "мирами", но (что оная причинность существует) исключительно по совершенно разнородным способам осмысления (в оных восприятиях как) Пространства и Времени, так и всего остального, постигаемого там (чувственным восприятием как некоего рода КАК БЫ "внешней реальности"), каковое (внешнее чувственное восприятие), как мы узнаем позднее, в обоих этих состояниях жизни, совершенно одинаково, (хотя и) порождаемо (в соответствующем чувственном восприятии исключительно) из (особенного способа) мышления (свойственного каждому из них).
154. Для дальнейшего подтверждения этой небесной истинности (излагаемой в творениях Сведенборга), необходимо будет привести здесь пересказ одной, так называемой "Заметки для памяти", из тех, что (в изобилии) рассеяны по текстам этого автора, и которые он определяет как (описания следствий) открытия его зрения духовного (и прозрений в иной мир), но (подлинная) причинность каковых (прозрений), что читатель этой (моей) книги уже может постигать совершенно ясно, есть (на самом деле) нечто гораздо более глубокое, чем любое открытие каких-либо сугубо чувственных способностей (к восприятию иной действительности).
Оная (Достопамятность) помещена была а Творении, являющемся поистине кладезем наиболее священной и привлекательной, также как и весьма практически употребительной, из всего, существующего сейчас в мире этом, мудрости. Итак, в параграфе 326-м книги этой, посвящённой "Любви Супружественной" (DE AMORE CONJUGIALI), он рассказывает, что, однажды, когда он "пребывал в духе", он подошёл к некоему главному наставнику, который опекал там Гимназию (для юношей), и незадолго пред этим предлагал своим ученикам для обсуждения тему о Душе.
Когда он приблизился к этому наставнику, тот задал ему вопрос: "Кто ты? - Видев тебя на пути, приближающегося ко мне, удивился; ибо то являлся ты зрению моему, то выходил из него, или то видимым был ты мне, то вдруг невидимым; конечно, ты не находишься в состояниях жизни наших?"
Сведенборг, отвечая ему, замечает, что он (здесь, в мире духовном) одновременно является и свойственником, и - чужаком, попеременно обретаясь меж их (ментальными) светом и тенью. Будучи призванным к объяснению (сказанного им), он отвечает: "Я из того Мiра, в котором вы были, и из коего вы вышли, и который называется Мiром природным, а, при том же, нахожусь и в другом Мiре, в который вы пришли, и в коем состоите, и который именуется Мiром Духовным; по этому самому я нахожусь и в состоянии природном, и - вместе с тем, в состоянии духовном: в состоянии природном - с человеками земли, а в состоянии духовном - с вами; и когда нахожусь в состоянии природном, тогда не являюсь вам, - когда же в состоянии духовном, тогда бываю видим вами".
Затем он очень подробно изъясняет этот предмет их обсуждения, изложение какового пояснения, в той или иной степени, там постоянно концентрируется вокруг той главной Истинности, что его внешнее присутствие (в мире духовном) обеспечиваемо духовным помышлением, когда оное исходит (у него) от побуждения духовного, и что - пропорционально тому, насколько уменьшаема внутренняя сложность преодоления (инерции мышления природного) в сферах любви и помышлений (из оной проистекающих), (настолько же и) результат (появления преодолевшего оное в себе, в мире ином,) будет являем с той же (пропорциональной) быстротою, с которой совместное присутствие (в помыслах духовных с существами высшего мира) отзывается в помышлениях и импульсах сознания (преодолевшего в себе эту инерцию).
И тот же самый всеобщий закон жизни может быть, также, обнаруживаем и в тех средствах, которые предлагаемы любви помышлением, для устранения, даже в нашем природном состоянии, препятствий, относящихся к пространству и времени, дабы те, чьи сферы жизни согласуемы, могли бы встретить друг друга (и в видимостях чувственного восприятия также мира природного). И действительно - все эти преграды, относящиеся к пространству и времени, точно также как и те средства сугубо природные, которые употребляемы для преодоления оных (преград), есть (по сути, лишь внешними) следствиями, соответствующими, и, таким образом, представительствующими состояния (сознания) человека природного, мыслящего в пространстве и во времени, и редко способного возвышать своё сознание (настолько) чтобы мыслить над оными.
155. Для того же, чтобы ещё более подтвердить ту истину, что оные, так называемые "миры" (природный и духовный), по сути, являются (ничем иным как лишь) двумя раздельными состояниями мышления (в сознании), каковых (состояний мышления) чувственные проявления есть лишь соответствующими порождениями (образностей чувственного восприятия во внешнем сознания), здесь можно было бы также отметить, что всякий раз, как только человек становится способным мыслить о (так называемой) "природе", со всей множественностью (взаимных) соотношений предметностей в оной, не как о чём-то, существующем вне себя самого, но исключительно лишь как о проявлениях (образностями чувственного восприятия, представительствующими по соответствиям духовные состояния в сознании), створяемых (в чувственном восприятии сознания его) Тем, Кто является Сущностью Жизни всего, живущего, посредством (взаимного) воздействия параллельно действующих (в сознании) сфер духовного и природного помышлений, в общем - как только он так начинает мыслить (подобным образом), он тут же, немедленно, бывает СОЗЕРЦАЕМ существами (чисто) духовными, с чьими помышлениями его собственные (помышления), посредством этого, становятся тогда полностью согласуемыми; но как только он опять начинает мыслить, как ему обычно свойственно, (исключительно) в пространстве и во времени, или же - в обманчивостях помышления природного, то он тут же исчезает из их взора.
Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души"
М.Николаев "Вторжение на Землю"