|
|
||
Статья посвящена вопросу о том, возможно ли достижение небесной степени сознания для человека современной эпохи. |
Эпиграф:
Надо знать, что ангелы находятся в одних или других небесах смотря по своему внутреннему; чем более их внутреннее открыто к Господу, тем они в более внутренних небесах. В каждом ангеле, духе и человеке есть три степени внутреннего (начала); те, в которых открыта третья степень, находятся в самых внутренних небесах; те, в которых открыта вторая или только первая степень, находятся в средних или последних небесах. Внутреннее (начало) открывается через принятие Божественного блага и Божественной истины; кто любит Божественные истины и тотчас приемлет их в жизнь, следовательно, в волю и затем в дело, тот по мере принятия им блага из любви к истине находится в самых внутренних, или третьих, небесах; кто не приемлет Божественные истины тотчас в волю, но сперва в память, а потом в разум, и затем уже хочет и исполняет их на деле, тот находится в средних, или вторых, небесах; а кто живет нравственно и верит в Божественное начало, не заботясь преимущественно об учености, тот находится в последних, или первых, небесах. Из этого ясно, что небеса образуются различием состояний внутреннего (начала) в человеке и что небеса находятся не вне, а внутри каждого; этому также учит и Господь, говоря: "Не придет Царствие Божие приметным образом; и не скажут: вот, оно здесь, или: вот, там. Ибо вот, Царствие Божие внутрь вас есть". (HH 33)
Статья:
Царствие Божие внутрь вас есть (AC 2323)
1. Одним из самых базовых положений Латинского Слова об особенностях структуры человеческого сознания является утверждение о том, что между сознанием людей Древнейшей Церкви, которая предшествовала падению человечества и потопу, и сознанием абсолютно всех последующих поколений нашего человечества есть определённая принципиальная разница. Согласно Писанию:
Дух народа, погибшего в потопе, был совершенно различен с духом живущих после потопа. ... Семя небесного происхождения таково, что любовь управляет всем духом человека и объединяет его, ибо дух человеческий состоит из двух частей - воли и разумения. Любовь, или же благо принадлежат воле, вера же, или истина, принадлежат разумению. Через Любовь или же благо [допотопные люди] провидели относящееся к вере или истине, и следовательно, у них дух был един. Семя человека, происходящее от такого состояния, передаётся потомкам; если же они отвращаются от истины и блага, то находятся в величайшей опасности, ибо настолько извращают свой дух, что он едва ли может быть приведен в порядок в жизни бедующей. Иначе с теми, которые в себе, вместо небесного семени, имеют семя духовное, как жившие после потопа, так и живущие ныне; в этих нет никакой Любви и, следовательно, никакой доброй воли; но, тем не менее, они могут обрести веру, или же разумение истины, и могут, посредством веры, или же разумения истины, возвысится до Благолюбия; но иным путём, а именно Совестью, которую Господь в них вводит познаниями истины и блага. (AC 310)
2. Следствием этой разницы является, в частности, и то, что из людей небесного семени были формируемы небеса высшие, или же, как их определяет Слово, небеса небесные. Из людей же духовного семени, или же из людей послепотопных, могли быть формируемы лишь небеса более низкого порядка, которые отделены от небес предыдущих, или же небес высших, абсолютной раздельной степенью.
3. Разница между людьми этих двух гениев такова, что небеса высшие, и небеса, сформированные впоследствии могут быть сообщаемы между собою лишь посредством соответствий, и сознание ангелов более низких небес не в состоянии приблизится даже к первому порогу мудрости и любви ангелов высших, или же наиболее древних небес.
4. Более того, согласно Латинскому Слову люди, жившие в мире после Господнего Пришествия, и того Страшного Суда, ему воспоследовавшего, в котором были сотворены средние, или же духовные небеса, не могли, по преимуществу, быть возвышенны даже и в эти небеса. И из них формируемы небеса самые низшие, или же самые внешние, которые в Слове называемы "первым небом", или же небом природно-духовным.
5. И именно эти самые первые небеса, очищенные и переформированные Господом в Его Втором Пришествии, и есть теми небесами, которые в Слове называемы Небом Новой Господней Церкви. Это Небо, согласно Латинскому Слову:
Отличается от древних небес, то есть от тех, которые существовали до пришествия Господа. ... Это новое небо отличается от древних небес, потому что в Древних Церквах не существовало другого учения кроме учения любви и благолюбия, причем они ничего не знали об учении веры, отделенной от любви. Это служит причиной тому, что древние небеса образуют высшие пространства, тогда как новое небо образует пространство под ними, ибо небеса суть пространства одно над другим. В высших пространствах находятся те, которые называются небесными ангелами, большинство которых происходит из Древнейшей Церкви; они называются небесными ангелами по любви небесной, которая есть любовь к Господу. Находящиеся в пространстве под ними называются духовными ангелами, большинство их происходит из Древней Церкви; они называются духовными ангелами по любви духовной, которая есть любовь к ближнему. Под ними находятся ангелы, находящиеся в добром веры; - это те, которые вели жизнь веры, ... [т.е. жили] согласно учению своей Церкви. (NJHD 4)
6. Логическим следствием из этого является то, что человек современный, посредством следования и жизни согласно Новому Господнему Откровению, которым для нас является Латинское Слово, или же Писаний, ниспосланных нам Господом через своего пророка Эммануила Сведенборга, имеет, посредством этих Писаний, связь именно вот с этими, последними небесами, сформированными Господом в Его Втором пришествии. И, соответственно, если только он живёт согласно заповедям этого Слова, то он, после своего ухода в тот мир, и воспринимаем в эти самые небеса, и обретает там своё вечное упокоение.
7. Так вот, у людей которые приобщились к истинам этого Писания, особенно же у новоприобщившихся, у которых процесс преобразования сознания их, не говоря уже о процессе их возрождения в Господе, находится лишь в самой зачаточной стадии, или вообще ещё только в отдалённом проекте, так вот, у таких людей подобный логический вывод из базовых положений Учения практически всегда вызывает весьма и весьма негативную реакцию.
8. Захваченные описаниями небес и ангельской жизни, поражённые красотой открывающиеся им в смысле внешнем этого Слова истин внутренних, они начинают мыслить в себе, что благодаря приобщению к этим текстам они открывают для себя дорогу к самым высшим сферам жизни и восприятия небесным. Им начинает представляться, в фантазиях их, порождаемых в их сознании чисто внешним, невозрожденным, плотским восприятием этих текстов, что они уже живут жизнью ангелов небесных, раз они могут воспринимать, и могут веровать в столь возвышенные Божественные Истины.
9. Им совершенно не приходит на ум то, что глубиной своего внутреннего, сокрытого от их невозрожденного восприятия зла, а, часто, и даже зла чисто внешнего, совершенно ими ещё не замечаемого, и принимаемого, по врождёнию, за естественный и вполне допустимый порядок жизни они скорее уж находятся в самой глубокой преисподней.
10. Дело здесь в том, что:
Человек, находящийся в одной только природной любви, хотя и может мыслить рассудочно, совершенно как человек духовный, однако же не есть еще человек рассудливый; ибо хотя и возвышает он разум свой до света Неба, и таким образом до мудрости, но со всем тем, то, что составляет мудрость, или свет Неба, не принадлежит любви его; и хотя, действительно, любовь его производит такое возвышение, но она производит его единственно из расположения к почести, к славе и выгодам; и как скоро усматривает, что ничего такого не получает от этого возвышения, что бывает тогда, когда человек мыслит сам с собою из своей природной любви, то она не любит более того, что принадлежит свету Неба; или мудрости; почему и отвлекает тогда разум свой от его высоты, дабы он заодно с нею действовал. (DLW 239)
11. Откуда следует, что человек невозрожденный, и даже демон ада, при определённых обстоятельствах, побуждаемые стремлениями чисто плотскими и даже адскими, действительно могут возвышать своё разумение даже в свет небесный, и, из побуждений воли нечистых созерцать чудесности небесные, и даже пользоваться ими, для достижения своих нечистых, и даже адских целей, профанируя и опрелюбодействуя эти чудесности. Но - подобное внешнее возвышение созерцательности сознания создаёт лишь иллюзию приобщения к этим чудесностям лишь начал внешних, да и то для этого они должны быть отделяемы тщательно от непосредственной связи с собственными невозрожденными началами внутренними. И когда нечистые цели бывают, таким образом, достигнуты, то невозрожденное внутреннее возвращается к своему адскому внешнему, совершенно отвергая то небесное, до которого оно, так сказать, встав на ходули не свойственного ему сознания, дотянулось ради своих собственных нечистых целей.
12. Так вот, когда человек невозрожденный, посредством сознания своего природного приобщается к истинам внешним Латинского Слова, то собь его, по любви к присвоению себе всего, до чего она только может дотянуться, сразу же начинает выискивать для себя, в новооткрывшихся оттуда перспективах, самого высшего, почётного и сладостостного. И поскольку таковым, согласно этому Писанию, является положение ангелов самых высших, или же внутренних небес, которые, согласно описаниям оттуда, испытывают самое высшее неописуемое блаженство в вечности, то собь невозрожденного человека сразу же начинает для себя приглядывать в небесах этих тёплое местечко. Желательно, самое тёплое, конечно, но в принципе многие согласны удовольствоваться и просто местом так где-то ближе к середине, пусть и не в самом центре.
13. Безусловно, поскольку Латинское Слово однозначно определяет, "что ангелы находятся в одних или других небесах смотря по своему внутреннему; чем более их внутреннее открыто к Господу, тем они в более внутренних небесах", то разговора о достижении такого места методами чисто внешними, вроде какого-то особого благоволения Господня, получаемой внешними путями благодати, обретения заслуг перед Ним, или какой-то очень уж рафинированной "веры" в Него у человека, исповедующего это Учение, быть не может.
14. Его соби приходится напрягать его рациональное восприятие в поисках гораздо более хитрых возможностей, каким это образом можно обойти совершенно очевидные и принципиальные запреты, чтобы доказать себе, почему и невозможное в принципе всё же возможно, если того очень хочется.
15. Для этого соби человеческой приходится заниматься определённого рода теоретическими построениями. Ибо ей нужно, согласно общему порядку, устанавливаемому Небесным Учением, сначала извратить и обойти истинное оттуда некими "общими доктринальными построениями". И лишь когда ложное будет обоснованно как истинное некими, так сказать благородно-общими богословскими постулатами, вроде бы претендующими на обезличенную объективность, лишь после этого собь человеческая может попробовать урвать оттуда для себя и что-нибудь сугубо личностное. Доказывая себе, что это - лишь автоматическое следствие общего порядка вещей, вытекающих оттуда.
16. Человек подобного действия соби в себе, или же любви к собственному и мирскому, по преимуществу часто совершенно не замечает. Ибо когда собь в человеческом сознании действует в окружении истинностей из Божественного писания, особенно такого рационального в своих началах, как Латинское Слово, ей приходится действовать очень осторожно, эквилибристически. Как слону, вдруг решившему аккуратно и незаметно пройти через посудную лавку. Ибо одно неверное движение - и все эти хитрые построения могут посыпаться со всех сторон, сверкая осколками, и хороня все эти амбиции соби раз и навсегда.
17. Поэтому, чтобы открыть в себе подобные извивы сознания человеку приходится практически всегда очень и очень потрудиться. Да и то, часто они, как змеи, выскальзывают из пытающихся схватить их рук сознания, да ещё и жалят их, если это происходит в тёмном восприятии. Полностью их может обнаружить в человеке лишь свет истинного, исходящий от укоренённой в воле доброго. Так что человеку, пришедшему к Слову Нового Господнего Откровения всё же гораздо здоровее и безопаснее будет сосредотачиваться более на относящемуся там непосредственно к заповедям жизни, и выискивать там сознанием прежде всего то, что относится к изменению его собственного существования в свете этих очевидных указаний там. Нежели чем начинать денно и нощно пребывать и перечитывать горы "интереснятинки" там, и загружать сознание своё высокими богословскими проблемами. Но - многим ли из нас хватает для этого здравого смысла?
18. Так вот, возвращаясь к нашему вопросу, очень многие, неприятно поражённые тем принципиальным ограничением для своего места в вечности, которое они встречают фактически на первой же странице книги "Тайн Небесных", начинают усиленно выискивать в текстах Латинского Слова нечто, что позволило бы им обосновать необязательность такого ограничения. Если уж не вообще, то хотя бы частично. Если уж не для всех, то пусть хоть для кого-то. Пусть даже для какого-то исключительного духовного героя. Но - пусть будет. Это как та "американская мечта", которая позволяет в США спасть спокойно очень многим беднякам, которым не светит даже более-менее приличное место в среднем классе. Ибо они знают - теоретически у них таки есть шанс стать миллиардером. Пусть теоретически, но есть же! Ибо при отсутствии такого шанса жизнь их, как ни странно, была бы гораздо тяжелее психологически.
19. Вот так и здесь. За всю историю богословия Новой Церкви проводилось очень немалое количество попыток обойти теоретически это ограничение, и доказать, соответствующей препарацией различных мест из Латинского Слова, что не такое уж это и ограничение. По крайней мере - не такое уж фатальное и принципиальное.
20. И действительно, если тщательно препарировать отдельные места в этом Писании из общего контекста, то при желании, можно доказать если уж и не совсем всё, что хочется соби человеческой, то уж точно весьма многое. Так и здесь.
21. Скажем, если взять следующие места из Писания:
В каждом ангеле, духе и человеке есть три степени внутреннего (начала); те, в которых открыта третья степень, находятся в самых внутренних небесах; те, в которых открыта вторая или только первая степень, находятся в средних или последних небесах; (HH 33)
У каждого человека воля и разум природные, духовные и небесные пребывают в возможности от самого рождения, а в действительности по мере того, как они открываются у него. Словом сознание у человека, состоящее из Воли и Разума, от самого сотворения, и потому от самого рождения, имеет три степени, вследствие чего у человека есть сознание природное, духовное и небесное; и через них он может возвышаться в мудрость Ангельскую, и обладать ею, живя еще в Мире, хотя приходит в нее только по смерти, если становится ангелом; (DLW 239)
23. То из упоминания здесь о "каждом человеке", вполне можно спекулировать о том, что, дескать, способность возвыситься в высшую степень любви и воли врождена у всякого человека, любых времён, и любой церкви. Да, она повреждена конечно падением. Поэтому у большинства она недоразвивается. Но - теоретически может. Если очень напрячься. Как в том армейском анекдоте - "Могут ли летать крокодилы? Могут, но только очень-очень низко". Но главное - что ведь могут. В принципе. Не правда ли? Что и требовалось доказать. Ибо от этого уже можно будет перейти и к более личным, более, так сказать "шкурным" самоиллюзиям. О том, почему бы и у меня им не быть потенциально способными к развитию? И тогда, может я всё же ангел небесный, и, поднапрягшись, всё же обеспечу себе тёплое место в вечности? Ещё не знаю как, но ведь потенциально-то возможно?
24. Более того, если покопаться, то можно найти и более явные подтверждения для искомого тезиса. Скажем, если вырвать следующее место из его контекста:
Если только он живёт в добром, то человек, относительно своего внутреннего есть небом в малейшей форме, или же его внутренние (начала) соответствуют трём небесам; и отсюда следует, что если только человек жил жизнию благолюбия и любви, то он может быть вознесён после смерти даже в третьи небеса. (AC 5145)
25. Казалось бы - куда уж очевидней? Вот, тут чёрным по белому сказано, что человек, при определённых обстоятельствах "быть вознесён после смерти даже в третьи небеса." ЛЮБОЙ человек.
26. Правда, проблема заключается в том, что если всё же взглянуть на подобные отрывки в их контексте, то ситуация окажется не такой уж радужной. Ибо, вот что следует там непосредственно за приведенной цитатой:
Но дабы он был такого свойства, для этого необходимо, дабы все три степени были бы в нём хорошо сформированы, и, таким образом, посредством полного сформирования были бы совершенно различны одна от другой. И когда они сформированы, или же, посредством сформирования совершенно разделены между собою, то каждая степень становится тем основанием, в котором доброе, втекающее от Господа, успокаивается, и где оно обретаемо. Без этих степеней, как оснований, доброе не обретаемо, но проходит мимо, как сквозь решето, или же дырявую корзину, вниз, к чувственному (началу), и потом, не будучи ни на что (доброе) направляемо в пути, оно там обращаемо в нечистое, которое представляется, тем не менее, обретающимся в этом, как нечто доброе. А обращается оно в удовольствия любви собственного и мирского, или же в удовольствие ненависти, мщения, жестокости, прелюбодеяния и жадности, или же просто в похоть и разврат. Это происходит, если принадлежности воли человеческой не имеют своего завершения где-либо в средней (степени). (AC 5145)
27. Поскольку, как известно из Латинского Слова, воля человека послепотопного полностью извращена, то его собственная воля не может иметь такого завершения, ни в средней, ни уж тем более в самой высшей степени по определению. Послепотопный человек и спасаем-то лишь потому, что, из Благолюбия, или же из духовной степени Господней Любви, в его сознательной части формируема новая воля. Которая формируема из органических структур Божественного Человеческого Господа, которые после Прославления находятся в каждом живущем человеке, но - отдельно от его личностного. Именно поэтому эта новая воля принадлежит в человеке не ему, не его личностному, а исключительно и единственно Самому Господу. И именно по этой-то причине и были, после Господнего Пришествия, сформированы небеса духовные, принципиально отличные от древнейших, или же небесных небес. Куда ангелам из послепотопных, согласно Латинскому Слову, путь закрыт. Именно потому, что они, эти древнейшие небеса образовывались из доброго собственной воли древнейших людей. И у послепотопных же из собственного их воли может быть сформирована лишь преисподняя.
28. Это потенциальное "может быть" было реализовано лишь один-единственный раз, в Боговочеловечивании. И лишь для этого она была, собственно, и зарезервирована. Лишь тогда возник тот единственный и уникальный Человек, Который смог, из последних, или же природных начал, сформировать и заполнить ВСЕ степени. Ибо это был Божественный Человек.
29. Во всех же остальных случаях, это потенциальное так и остаётся лишь потенцией, ограничиваемой принципиальной невозможностью реализации для человека духовного семени. Тем самым исключением из правила, которое его лишь детерминировано подтверждает.
30. Но, всё же, все эти места в Латинском Слове, которые описывают механизм достижения человеком определённых небесных состояний, вовсе не являются там, для принадлежащих к Новой Господней Церкви, лишь дразнящей их теоретической недостижимостью. Вовсе нет, иначе помещение их туда Господом было бы весьма странным и непонятным делом.
31. Как раз наоборот, в Новой Господней Церкви, и в соответствующих этой Церкви небесах такие есть своя собственная, небесная степень. Которая, определённым образом, соотносится, и соответствует степени небесной древних, или же высших небес. И вот что говорит об этой степени Латинское Слово:
Ангелы (в третьем, или же высшем небе) называемы небесными потому, что они обретаются в любви к Господу, и поэтому наиболее полно соединяемы с Господом, и поэтому пребывают в мудрости более, нежели все остальные, обретаются в невинности, и поэтому называемы невинностями и мудростями. Эти ангелы различаемы на внутренних, и внешних, внутренние будучи более небесными, нежели внешние. Среднее, или же второе небо духовно, ибо обретающиеся там ангелы называемы духовными по той причине, что они пребывают в благолюбии ко ближнему, или же во взаимной любви, которая такова, что они любят других более, нежели себя самих; и поскольку они таковы, то они в рассудительностях, и, отсюда, называемы рассудительностями. Эти ангелы также разделены на внутренних и внешних, и внутренние более духовны, нежели внешние. Нижнее, или же первое небо также небесно и духовно, но отнюдь не в той же степени, как предыдущие [небеса]; ибо природное приближено к этим ангелам, и они поэтому называемы небесно-природными, и духовно-природными. Они также обретаются во взаимной любви, но они не любят других более, чем самих себя, но лишь как самих себя. Они пребывают в побуждении к доброму, и в познании истинного, и также разделяемы на внутренних и внешних. (AC 4286)
32. Как мы видим отсюда, нижние, или же первые небеса представляют из себя как бы отражение порядка небес высших. Только если порядок небес высших обретается в степени раздельной, то тот же порядок в небесах первых содержится в степени сплошной, хотя и построенной по степени раздельной.
33. Тут дело вот в чём. Согласно Латинскому Слову:
В порядке последовательном первая Степень составляет самое высшее, а третья самое низшее; но в порядке совокупном Первая Степень составляет самое внутреннее, а третья самое внешнее. Есть два порядка: Порядок последовательный и Порядок совокупный; Порядок последовательный в этих степенях поступает от самого высшего к самому низшему, или от высочайшего к нижайшему, и в этом-то порядке состоят Небеса Ангельские. Третье Небо составляет в нем самое высшее, второе составляет середину, а первое составляет самое низшее. Таково относительное положение Небес. ... А как Степени высоты или раздельные состоят в этом Последовательном порядке, то и можно их сравнить с Колонною, разделенною на три степени, по которым совершается восхождение и нисхождение; и в которой, в верхнем отделении, находится наиболее совершенное и прекрасное, в среднем - менее совершенное и прекрасное, а в низшем - еще менее совершенное и прекрасное. Но Порядок совокупный хотя и состоящий из таких же степеней, имеет уже другой вид; ибо в этом Порядке высшее Порядка последовательного, которое, как уже сказано, составляет самое совершенное и прекрасное, находится в самом внутреннем, низшее в середине, а самое низшее в окружности. ... Самое высшее в Порядке последовательном становится самым внутренним в Порядке совокупном, а самое низшее становится самым крайним. ... Во всем последнем Степени раздельные пребывают в Порядке совокупном. (DLW 205-207)
34. Здесь видно, что Первые небеса, или же Небеса Новой Церкви, содержат в себе, по соответствиям, весь порядок высших небес, в порядке совокупном. Они, можно сказать, отражают этот порядок во всей его полноте, пусть даже и на своём собственном уровне. Соответственно, и всё, что говорится об этом порядке, или же о внутренних состояниях небес высших и средних, об их состояниях, и о способах достижения этих состояний, всё это имеет самое непосредственное отношение к небесам современной Церкви. Со своими собственными ограничениями, понятно, ибо "ибо природное приближено к этим ангелам, и они поэтому называемы небесно-природными, и духовно-природными".
35. Соответственно, и в небесах Новой Церкви можно достичь определённых состояний ангельских небесных, соответствующих, на своём уровне, состояниям ангельским небесным древнейших небес, пусть эти состояния и будут не чисто небесными, а небесно-природными.
36. Правда, не надо особо обольщаться. Для того, чтобы их достичь современный человек должен, при этом, прыгнуть почти что выше своей головы. Конечно, ему не нужно будет, при этом, пытаться достичь невозможного для него по определению, то есть любить ближних своих более, чем самого себя. Но, если честно, так ли уж просто для нас, для современных людей любить ближнего ХОТЯ БЫ так же, как мы любим самих себя? Быть к ним столь же снисходительными, как к самим себе? Чувствовать их обиды, особенно наносимые нами им, как свои собственные обиды? Делиться с ними нашим собственным благополучием материальным так же, как мы устраиваем его самим себе? Прощать им зло, которое они делают, особенно же нам, как мы прощаем обычно себе то зло, что мы делаем другим людям?
38. Да, Латинское Слово оставляет за нами возможности достичь таковых состояний, которые соответствуют даже состояниям высших, или же древнейших небес. И там есть немало мест, содержащих подробное расписание того пути, который душа человеческая должна пройти, чтобы возвысится до этих внутренних состояний. Но все эти указания останутся для нас втуне, если мы не будем помнить постоянно, что небеса это не МЕСТО. Что небеса это внутренние состояния души ангельской, и что "ангелы находятся в одних или других небесах смотря по своему внутреннему; чем более их внутреннее открыто к Господу, тем они в более внутренних небесах". Внутренние же состояния в человека насеваются исключительно жизнью по заповедям любви, по тем заповедям, о которых уже и Слово Нового Завета, говорит, в форме, доступной восприятию любого, даже самого простого и необразованного в изысках познаний из Латинского Слова человека:
Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим: сия есть первая и наибольшая заповедь; вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя. (Иоан. 22; 37-39)
АМИНЬ
Текст проповеди, прочитанной в Общине Господней Новой Церкви, или же в Новом Иерусалиме,
г. Львова, Украина
Пастором общины Васильевым А.В.
21 августа 2011 года
Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души"
М.Николаев "Вторжение на Землю"