Васильев Александр Валентинович : другие произведения.

Восьмая Заповедь

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Эта статья посвящена рассеиванию того заблуждения, к котором ныне живут многие верующие люди, и не только христиане, и заключающегося в том, что жизнь веры, и жизнь в мiру, или же, так сказать, жизнь обычная человеческая, есть две никогда не пересекающиеся между собою параллельные прямые.

Васильев А.В.

ВОСЬМАЯ ЗАПОВЕДЬ

Эпиграф:

Как лук, напрягают язык свой для лжи, усиливаются на земле неправдою; ибо переходят от одного зла к другому, и Меня не знают, говорит Господь.

Берегитесь каждый своего друга, и не доверяйте ни одному из своих братьев; ибо всякий брат ставит преткновение другому, и всякий друг разносит клеветы. Каждый обманывает своего друга, и правды не говорят: приучили язык свой говорить ложь, лукавствуют до усталости.

Ты живешь среди коварства; по коварству они отрекаются знать Меня, говорит Господь.

Посему так говорит Господь Саваоф: вот, Я расплавлю и испытаю их; ибо как иначе Мне поступать со дщерью народа Моего?

Язык их - убийственная стрела, говорит коварно; устами своими говорят с ближним своим дружелюбно, а в сердце своем строят ему ковы.

Неужели Я не накажу их за это? говорит Господь; не отмстит ли душа Моя такому народу, как этот?

(Иеремия 9; 3-9)

Ваш отец диавол; и вы хотите исполнять похоти отца вашего. Он был человекоубийца от начала и не устоял в истине, ибо нет в нем истины. Когда говорит он ложь, говорит свое, ибо он лжец и отец лжи.

Когда же прийдет Он, Дух истины, то наставит вас на всякую истину: ибо не от Себя говорить будет, но будет говорить, что услышит, и будущее возвестит вам. Он прославит Меня, потому что от Моего возьмет и возвестит вам.

(Иоан. 8:44; 16:13)

Некоторые из духов, допущенных прежде в небо, были перенесены ниже, на некоторое расстояние, и наитсвовали, видя всё, что было у меня, а также и исследовали то, что увидели. Затем они введены были в почти то же состояние, в котором они обитали при жизни своей в теле, в котором они говорили совсем не то, что чувствовали, каковое поведение совершенно обычно, по самым различным причинам, для многих. И тогда они утверждали, что не помнят совершенно ничего из того, что было прежде перед ними говорено. Это они подтвердили дважды, чему я был крайне удивлён, ибо мне, также как и другим, казалось, что они всё прекрасно помнят. И поскольку они, по приобретённой в жизни привычке, и совершенно без крайней для этого необходимости, говорили противоположное тому, что знали, они были затем отброшены книзу, или же упали вниз, к своему собственному месту, где, будучи введёнными в похожее состояние, они признали, что это было очень плохо - когда они говорили такие вещи.

Отсюда было показано, что они не должны, ни в коем случае, говорить противоположное тому, что думают, без крайней необходимости. Так случилось потому, что они ещё не приобрели себе такой натуры, в которой наитие Господне могло бы действовать у них, дабы они говорили лишь то, что думают. Отсюда видно, что таковые, хотя и могут быть допущены в небо, не могут, однако же, там остаться хоть на сколь-нибуть продолжительный срок, даже в самом небесном преддверии, и отсюда, что соответствие внутреннего со внешним таковым дано быть не может.

(Э. Сведенборг "Духовный Дневник" Љ 2997-2998)

Статья:

Господи! кто может пребывать в жилище Твоем? кто может обитать на святой горе Твоей? Тот, кто ходит непорочно и делает правду, и говорит истину в сердце своем. (Пс. 14; 1-2)

Вот дела, которые вы должны делать: говорите истину друг другу; по истине и миролюбно судите у ворот ваших. Никто из вас да не мыслит в сердце своем зла против ближнего своего, и ложной клятвы не любите, ибо все это Я ненавижу, говорит Господь. (Зах. 8; 16-17)

Небесное Учение Веры говорит нам, что Слово Ветхого Завета вообще, и Десять его Заповедей в частности, кроме своего непосредственного смысла, или же смысла буквального, содержат в себе также и смысл более внутренний, относящийся не только к природной жизни человека, но и, прежде всего, к Самому Господу, затем - к Его Духовному Царству, или же Небу Господнему, а также и к Его Небу на Земле, или же к Его церкви. Относительно этого, более внутреннего смысла Слова, там сказано, что:

Никто из тех, кто незнаком с природой Слова, не может иметь и малейшего понятия о том, что в его частицах заключена бесконечность, лучше сказать, что его содержимое неисчислимо, до того, что даже ангелы не могут исчерпать его. Все, что находится в нем, можно уподобить семени, которое будучи посажено в землю, может вырасти в огромное дерево, и дать семян в изобилии; те снова станут такими же деревьями, образовав сад, а их семена, в свою очередь, образуют другие сады, и так до бесконечности. Слово Господне таково в своих частностях, из которых превыше всех есть Десять Заповедей. Ибо, так как они учат любви к Господу и любви к ближнему, то они есть краткое изложение всего Слова. (Э. Сведенборг "Истинная Христианская Религия" Љ 290)

Более того, Слово Небесного Учения Веры не только указует нам на существование более глубоких, внутреннейших и священных духовных истин, обретающихся скрыто в смысле буквы Ветхого Завета, но оно, также, открывает для нас истины эти, делая их доступными рациональному постижению всякого, кто в чистоте сердца своего желает приобщится к таинствам подлинного духовного христианства. Будучи же открытыми рациональному постижению человека, истины эти могут, затем, войти, в подлинной своей чистоте и неискажённости, в его жизнь и волю. Войдя же туда, они могут преобразовать совершенно качество его жизни, возродить человека из того бедственного и совершенно телесного и мiрского состояния, в котором каждый, из ныне живущих в мiре этом, от рождения своего пребывает, и, затем, ввести его в Духовное Царствие Господне, приобщив его, таким образом, к жизни вечного блаженства, чем и совершается его спасение и полное, от зла собственной жизни его, оправдание.

И так как "Десять Заповедей в их духовном и небесном смыслах, содержат в универсальной форме все заповеди, относящиеся к учению и жизни, и потому всю полноту веры и благолюбия", (Э. Сведенборг "Истинная Христианская Религия" Љ 289) то, поэтому, истины духовные, непосредственно касающиеся преобразования и возрождения жизни человеческой из состояний адских и чувственных к состояниям небесным и духовным, и заключены были Господом, прежде всего, именно в Десятисловии. Именно там, как во всех этих заповедях совокупно, так и в каждой из них в отдельности, и пребывают, восходя по степеням раздельным, от чисто природного преобразования внешних начал жизни человеческой, даже до самых высших состоянии возрождения его в бытие совершенно ангельское, семена истин подлинно духовных, которые, будучи посеяны в рациональном постижении человеческом, и взойдя на приуготовленной для этого Господом почве воли его, становятся затем: "подобны зерну горчичному, которое, хотя меньше всех семян, но, когда вырастет, бывает больше всех злаков и становится деревом, так что прилетают птицы небесные и укрываются в ветвях его", (Матф. 13:31,32; Марк 4:31,32; Лк. 13:18,19; ср. также Иез. 17:2-8.) и которые приносят затем плоды всё новых и новых истин, "так что иное приносит плод во сто крат, иное в шестьдесят, а иное в тридцать", (Мтф. 13, 23) возрастающих потом уже, в подлинно духовном постижении человеческом, посредством Господнего блага, укоренямого тогда в возрождённой воле его.

Возьмем, для примера, дабы показать возрастание это, по степеням его, от наималейшего, или же природного, до высочайшего, или же духовного начала, Восьмую Заповедь Десятисловия.

В книге Небесного Учения Веры "Истинная Христианская Религия" показано было, что, в отношении к учению веры о преобразовании человека, природный, или же самый первый смысл заповеди этой, весьма недалёк от того, который бытует, в отношении подобной мирской добродетели, даже и среди язычников:

В более широком природном смысле эта заповедь запрещает всякого рода ложь и лицемерие в общественной жизни со злыми намерениями; а также осуждение и оклеветание своего ближнего с целью подорвать его честь, имя и достоинство, от которых целиком зависит характеристика человека. В самом широком смысле сюда входит использование обмана, коварное и преднамеренное нанесение вреда кому-либо по различным причинам, как то, вражда, ненависть, месть, зависть, соперничество и т.д. Эти дурные действия содержат в себе лжесвидетельство в скрытом виде. (Э. Сведенборг "Истинная Христианская Религия" Љ 321)

Но Слово Небесного Учения Веры учит нас также и тому, что, в соответствии с тем, насколько человек склонен ко лжи, и к сокрытию правды в своей жизни природной, особенно со злыми намерениями, настолько же, внутренне, человек такой ненавидит и духовные Божественные Истины. И это независимо от того, что, во внешних своих началах, он, при этом, вполне может демонстрировать, как для себя самого, так и для окружающих, сколь угодно великие почтение и любовь к истинам Слова и правдам своей религии. На этот счёт, в книгах Небесного Учения Веры "Учение о Жизни" и "Истинная Христианская Религия" мы читаем, что:

Так как Ложь и Истина суть две противоположности, то поскольку кто убегает лжи как греха, постольку он любит истину. (Э. Сведенборг "Учение о Жизни" Љ 88)

И всякий, насколько он не хочет лжесвидетельствовать, настолько же хочет размышлять об истине и говорить истинное. (Э. Сведенборг "Истинная Христианская Религия" Љ 330)

Насколько кто любит истину, настолько хочет он познавать её, и настолько же вдохновляем, в сердце своём, когда находит её; не иной кто достигает мудрости; насколько кто-либо любит творить истину, настолько же чувствует он и наслаждение того света, в котором истина пребывает. (Э. Сведенборг "Учение о Жизни" Љ 88)

Небесное Учение Веры, в другом месте, также показывает как нарушение природного смысла этой заповеди, или же пребывание во внешнем, или же природном зле, свойственном деянию этому, образует, по соответствиям, единение, во внутреннем человека, с духовным отвращением к Божественной Истине, и, даже, к Самому Господу:

Через Лжесвидетельство, в природном смысле, не подразумевается только лишь ложно свидетельствовать, но, также, лгать и бесславить. Через лжесвидетельствование же в духовном смысле понимается: говорить и убеждать в том, что ложное есть истинное, и что злое есть доброе, и наоборот. В высшем же смысле через лжесвидетельствование обозначено хуление на Господа и Слово. Это суть лжесвидетельства в трояком смысле. Что эти три составляют одно у человека лжесвидетельствующего, ложно говорящего и бесславящего, это может явствовать из того, что показано в Учении о Святом Писании, о тройственном смысле всего Слова, (Э. Сведенборг "Учение о Жизни" 88)

именно о трёх степенях, по которым) Божественное Наитие во вселенной нисходит, и которые, хотя между собою совершенно различны, как конечная цель, причина и следствие или же как предшествующее, последующее и последнее; но составляют, тем не менее единство, посредством Соответствий, ибо природное соответствует Духовному, также как и Небесному. (Э. Сведенборг "Учение о Священном Писании" Љ 5, 6, 7)

Из чего следует, что природный смысл понятия "ложь" в заповедях Слова и его высший, или же духовный, и внутренний смыслы, не противоречат друг другу, но лишь составляют единое комплексное понятие, элементы которого соединены в единое целое посредством соответствий.

Отсюда, также с неизбежностью следует и тот вывод, что пока человек пребывает в природном зле своей телесной жизни, и не отвращается от него, как от греха перед Господом, как от смертельного яда, отравляющего и уничтожающего Господне бытие в его внутренних началах, у него нет, и не может быть и наималейшей истины, принадлежащей Слову Божьему, да и не только какой-либо духовной истины оттуда, но даже и такой, которая принадлежала бы чисто природному смыслу Слова, ибо святость природных истин Слова принадлежит их, внутреннему, или же духовному смыслу, и без смысла этого, который есть жизнью смысла природного Слова, выражения, принадлежащие букве, совершенно мертвы, и не имеют ни малейшего Отношения к Божественной Истине даже в её последних началах.

И мы должны уразуметь это для себя со всей возможной однозначностью и серьёзностью. Когда мы лжём, по какому-либо поводу, в нашей повседневной мiрской жизни, то ли просто общаясь с друзьями или же знакомыми, то ли при исполнении обязанностей, принадлежащих нашей мiрской должности, то ли, продавцу, совершая покупку в магазине, или же нашему ребёнку, родственнику, кому-нибудь связанному с нами семейными узами, не говоря уже о предумышленной лжи с откровенно злыми намерениями, то, невзирая на любые извинения, которые мы можем найти в себе для подобного деяния, злоупотребив нашей способностью к рациональному мышлению, мы, при этом, неизбежно совершаем внутренне весьма тяжкий грех непосредственно против Самоей Божественной Истины. И не будем себя вводить в заблуждение - это обстоит действительно так, и никак иначе - в то время, как наш природный человек лжёт, искажая истины природные и мiрские, дух наш, соответственно этому, во внутренних наших началах, согласованно с нашей телесной ложью, тогда же одновременно богохульствует против Духовной Божественной Истины, и, даже более того - против Самого Господа.

Понятно, что все мы люди более, чем несовершенные, а жизненные обстоятельства, в которых мы существуем, часто ещё гораздо менее совершенны, чем мы сами. Всякое может случится с нами в любое время. И Господь, в сути Своей, являющийся Самим Милосердием, весьма и весьма склонен попускать нам наши слабости и наши падения, настолько, насколько это возможно сделать не преступая законов Его Божественного Провидения, и это также, и прежде всего - истинно.

Но, невзирая на это, мы должны всегда помнить, и помнить весьма и весьма твёрдо, тот Его совет, который, Словом Его Нового Откровения, особенно открыт для рационального постижения принадлежащих к Его Новой Церкви. И совет этот, являющийся одной из наисущественнейших заповедей всей религии нашей, заключается в том, что мы ни в коем случае, и ни при каких обстоятельствах не должны говорить противоположное тому, что мы думаем, или же противоречащее известному нам истинному положению дел в чём-либо, впадая в противоположное разве только уж в случае совершенно крайней необходимости. И это должно быть для нас непреложным и святым законом всей нашей жизни, и всего нашего разумения - если только мы действительно доподлинно и нелицемерно желаем быть преобразуемыми и возрождаемыми Господом, и хотим иметь хоть малейший шанс войти во внутреннейшие святейшие состояния бытия Его Подлинной Духовной Церкви в этом мiре, и Его Небесного Царствия в мiре ином.

Ибо небесное Учение Веры учит нас, что никакой иной грех не поражает столь сильно и столь смертельно внутренние начала духа человеческого, как это происходит при преднамеренном обмане, и никакой другой грех не является столь отравляющим и губительным для внутреннего души человеческой, и ни в каком ином случае духовное благополучие человека не подвергается большей опасности. Оно говорит нам, что:

Зло, совершаемое с предумышленным обманом, есть худшим из всех возможных, ибо обман действует как яд, отравляющий и разрушающий, с адской злобою, ибо он проницает всё сознание человеческое, вплоть даже до внутреннейших его начал. (Э. Сведенборг "Тайны Небесные" Љ 9013)

Обман проникает глубже (чем иное зло) в мысли и намерения, заражает их ядом и, следовательно, уничтожает всякую духовную жизнь в человеке. Те, которые жили во зле из любви своей соби и, в то же время, внутренне в себе действовали из обмана, в иной жизни мучимы гораздо страшнее, чем остальные. (Э. Сведенборг "О Небе и об Аде" Љ 578)

Ибо это есть истина, и истина подлинная и окончательная - именно та истина, которую мы должны помнить и любить всегда всем сердцем своим и всею душею своею и всем разумением своим, ибо, как сказано было у Павла, по подобному же поводу: "Не обманывайтесь - Бог поругаем не бывает. Что посеет человек, то и пожнёт" (Гал. 6, 7)


 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"