Аннотация: Выкладываю проверенно работающую собственную модель написания стихов.
Как многие из вас слышали такое мнение: Поэтом быть не каждому дано, и это требует особого склада ума и таланта? А как многие из помнят слова песни группы Премьер-Министр"По ночам в тиши я пишу стихи, Пусть твердят, что пишет каждый в девятнадцать лет"? Кто же тут прав? Стихи - это не каждому дано, или их пишет каждый?
Мой ответ на этот вопрос происходит в основном из моего собственного опыта стихосложения в армии, где я поставил себе целью писать как минимум четверостишие в день (или отжиматься на следующий, если не написал, дабы развиваться умственно или физически), и успешно справлялся с этим на протяжении года. Я считаю что стихи может писать каждый человек, который способен писать на выбранном языке и знает как работает процесс стихосложения.
Мое обучение навыкам НЛП позволило мне лучше понять, сформулировать и выделить три основных грани написания стиха (как в петле эффективности). Это: Состояние, Идея и Процесс. Люди чаще всего знают примерно про процесс написания стихов, совершенно упуская первые две части.
Если начинать с процесса, можно долго мучить ручку и себя а в результате написать что-то, что не будет отзываться ни в вас ни в других. Начать с идеи можно если она чудо как хороша, но для стабильности и тренировки, Я советую начинать с состояния.
1. Творческое состояние. (Создание Музы)
Состояние творчества поэты часто называют "вдохновением" или "посещением музы". Бедные люди сидели годами, ожидая её и часто так и не дожидались. У меня есть несомненное преимущество над ними. Как сертифицированный НЛП практик, я знаю что мы сами можем менять, создавать и сохранять себе те состояния, которые нам нужны, причем легко. Каким состоянием пользуюсь для написания Я? Гибридным реактивно аллертным Визуально-Кинестетическим с Аудиальным процессом. Не пугайтесь длинных слов, сейчас раскрою, расшифрую и покажу как оно работает.
1.1 Кинестетическая часть состояния (чувство тела).
Мне нравиться творить в хорошо размятом теле, когда оно готово к нагрузке, активно и полностью ощущается. Если пытаться творить в "холодном", не разогретом теле, то при первых же проблемах вы имеете высокий шанс застрять и остановиться, поэтому первым делом мы разминаемся. Если вы успешно занимаетесь любыми видами физических нагрузок чувство "размятого" тела вам должно быть знакомо. Вы в полном контакте с собой и всеми своими мышцами (руками, ногами, шеей, дыханием и т.п.), нет временного разрыва между мыслью и действием (например махнуть рукой), вы бодры и готовы к нагрузкам. Если вы не занимаетесь спортом, то всё равно вы скорее всего либо видели, либо сами имеете опыт простой разминки. Нам не надо тут раздраконить тело до ломоты и порвать себе все зажимы. Надо просто войти в "контакт с собой" и дышать.
1.2 Визуальная часть творческого состояния (взор и внимание)
Теперь, когда мы в контакте со своим телом, можно обратить внимание на наш взгляд на мир. Когда медики исследуют зрение они используют следующую методику: с разных сторон, из-за спины человека показывают ему точки, и отмечают когда он их заметит. Как НЛПер я знаю что внимание и "ширина взгляда" это всё те же состояния, которые можно осознавать и которые вполне управляемы.
Состояние, которого мы хотим тут получить это спокойный широкий панорамный взор, когда мы спокойны и все что попадает в наши границы зрения, мы видим, взгляд свободно двигается, активно как сознательное так и бессознательное внимание, переход между ними прост и легок. Возможно у вас есть свой способ создать себе такой взгляд, Я же придумал и пользуюсь следующей мысленной тренировкой:
Закройте глаза и представьте себе перед вами светящуюся точку, на расстоянии доступном для того чтобы её схватить рукой.
Мысленно пошлите эту точку в полет далеко и прямо, настолько далеко, насколько возможно. Когда точка дойдет до максимальной видимой дистанции (на горизонте), возьмите и прочертите из этой точки светящуюся горизонтальную линию влево и вправо. Можно помогать воображению рисовать эту линию руками. Линия будет чертиться и продолжаться в бесконечность. Она будет настолько длинна, что вам не хватит взгляда, чтобы охватить её всю, но возможно это вам будет интересно.
Когда вы создадите эту линию и сумеете её охватить взглядом, насколько возможно, возьмите и создайте несколько параллельных таких же линий выше и ниже начальной точки.
Когда вам это удастся, прочертите из точки вертикальную линию одновременно вверх и вниз (сохраняя все уже имеющееся). И эта вертикальная линия, колонна, если хотите, будет настолько велика, что вам опять не хватить взгляда чтобы уместить ей целиком в поле зрения. Но всё же попытайтесь.
Когда будете довольны тем, насколько хорошо вы её видите, создайте несколько параллельных вертикальных линий левее и правее начальной точки.
Видя эту нереально большую светящуюся сетку и будучи довольным тем насколько широк ваш взор, можете открыть глаза. Тут сетки нет, но в мире вы теперь способны видеть сразу намного больше, не правда ли?
Теперь мы бодры, ощущаем тело и широко смотрим на мир. В принципе по логике вещей, можно было бы добавить что-то для аудиальной (слух), густаторной (вкус) и ольфакторной (обоняние) сенсорной остроты, но оставляю это на ваш выбор, я пишу из того состояния, которое вам описал. Переходим ко второй важнейшей части написания - Идее.
2. Идея (О чем писать)
О чем люди пишут стихи? О чем угодно. Кто-то пишет о любви, кто-то о страданиях, кто-то о красивых картинах, кто-то о разговорах и размышлениях. Описывая процесс написания стиха, Я в своё время написал следующие строки:
Раскрывая призванье,
К величию мчась,
Творец, в акте созданья,
Души жертвует часть
Кусок жизни прожитый,
Ума седину,
Клад эмоций, зарытый,
Любовь и Вину,
Из себя выдирает
Он, в пытке беспечной.
Часть души - умирает,
Часть - становится вечной.
(28,29.05.10)
О чем эти стоки? Видите ли дело в том что мы живем внутри отнюдь не словами. Мы живем чувствами, эмоциями, образами, картинами, звуками и голосами. Словами мы это выражаем вовне и редактируем вовнутрь. Я узнал эту теорию уже после написания этих строк, но НЛПеры обнаружили тот факт, что наши внутренние переживания, картинки и звуки, когда мы их переводим в слова изменяются. Они могут раскрываться, но чаще всего, особенно если речь не тренирована, они - теряются, упрощаются, изменяются и обобщаются. Даже если речь тренирована, эти процессы идут, просто в более хорошем соотношении - теряется меньше, изменяется лучше, а обобщается полезнее. В любом случае как не старайся, но слово проще чем его значение. И меньше и короче. Если начать подбирать слова к своим внутренним массивам, они в любом случае будут меняться. Особенно если искать и перебирать слова, которые наиболее полно эти массивы отражают. То что вы берете на написание стиха в процессе неизбежно изменится. Именно об этом строчка что "Часть души - умирает".
На самом деле это имеет колоссальный терапевтический эффект. Вы думаете что люди пишут депрессивные стихи чтобы вогнать вас в тоску? Вы ошибаетесь - авторы банально спасают себя, выдергивая свой разум из пучин этих болот, перерабатывая и ограничивая эту информацию. Возьми любую свою самую большую тоску, печаль или расстройство, напиши стих, выражающий это - и твой разум будет свободен от этого зацепа. Именно поэтому поэты "свободны духом" - у них есть механизм высвобождения от застревания в проблемах. То есть можно писать о плохом и волнующем, дабы освободиться и осмыслить.
Теперь идем к следующей строчке: "Часть - становится вечной". На самом деле из своего опыта могу вам сказать, что читая то что ты написал, даже года спустя, возвращаешься к тому времени, месту, чувству и идее, о которой писал. Именно исходя из этого знания, люди рекомендуют иногда писать дневники. Именно поэтому можно писать стихи о лучших чувствах, событиях, взглядах, сюжетах, находках и идеях. К ним всегда потом можно будет вернуться, причем сознательно. Если вам знаком из НЛП термин "якорение", то это во многом оно и есть. По простому говоря, написав один раз радостный и бодрящий стих в радостном и бодрящем состоянии, потом читая его вы будете в это состояние возвращаться снова и снова. Вот почему у некоторых есть "значимые" песни, стихи и фильмы, которые связались по жизни с тем или иным событием. Тут мы пользуемся этим процессом осознанно.
И наконец третья опора для идеи написания стиха. После нескольких месяцев писания, пользуясь предыдущими двумя идеями, я столкнулся с тем что идеи о чем писать у меня почти закончились. Важные мне чувства я уже описал, от чужой глупости освободился. Но цель то, по написанию как минимум четверостишия в день, никуда не делась! Поэтому я пользовался третьей идеей - Идеей для стиха может быть что угодно, главное это обозначить и ограничить. В результате я был благодарен даже обычно бы напрягающим меня людям "А напиши про это", "А напиши про то". Я настолько был рад и открыт этому, что писал и на заказ, и по чужим целям, когда своих не хватало. Если и чужих не оставалось - придумывал свои, новые.
Стих хорошо пишется, когда "Идея" достаточно задевает вас и интересна для того что её хотелось выразить и достаточно ограничена, чтобы можно было понять - строки слов, которые пишутся, приближаются к точному её выражению или нет.
3. Процесс творения (Марание бумаги)
Итак у нас есть хорошее, рабочее состояние и идея о чем мы будем писать, можно начинать процесс подбора слов, ритмов, ассоциаций, метафор, сюжетов, персонажей и рифм.
Как рифмовать стихи? Да как хотите. Стихов в мире было написано много, и способов рифмы полно. Кто-то пишет четверостишиями, рифмуя окончание второй и четвертой строки. Кто-то, рифмуя первую и третью строку, помимо второй и четвёртой. Кто-то пишет "белый стих" - вообще без рифмы. Кто-то пишет хокку - это трехстрочный "стих" с определённым количеством слогов в каждой стоке. Пушкин писал десятью строками, рифмуя 1 и 4, 2 и 3, 5 и 8, 6 и 7, 9 и 10. Кто-то пишет рубленым ритмом, кто-то романсы, кто-то рэп. Общий смысл тут - найти форму, которая вам будет нравится и в которую вы завернёте свою Идею.
Найдя форму, берите идею и начинайте подбирать слова, для её выражения. Читайте себе написанные строки или даже слова и проверяйте, насколько хорошо эти слова отражают то что вы задумали. Будьте свободны в поисках синонимов, аналогий, метафор, описаниях и перестановке слов в предложении для наилучшего ритма и рифмы. Продолжайте подбирать слова, писать, рифмовать и читать себе строчки, испытывая затруднения - доверяйте себе и своим решениям. Чем тут можно поделиться с моей стороны, так это идеей, которая пришла ко мне примерно через 4 месяца каждодневного написания стихов. Дело было в том что так как процесс написания это часть, которая быстро тренируется, при достаточно регулярной практике, я столкнулся со следующей проблемой: Более поздние мои стихи стали получаться объективно лучше более ранних, и мне стало хотеться улучшить старые. При этом я сильно переживал за старые стихи, так как вложил в них много сил и они были написаны из лучших моих навыков, на момент их написания. Помучившись пару недель этим противоречием, я пришел к следующей мысли: "Это мои стихи, и мои идеи. Я ценю эти идеи и знаю что могу их выразить лучше. Если я не позволяю себе самому редактировать старые стихи, то есть ли кто-то кому я бы это позволил? Нет, ведь идеи это мои и другой человек их не сможет выразить настолько полно как смогу я." И после этого я успокоился и позволил себе быть свободным в критике и редактуре собственных стихов.
Если вы читаете эти строчки, то поздравляю Вас! Вы в полном объёме прочитали мои записи о собственной модели стихосложения.
В заключение хочу сказать лишь одно - как НЛП практик я знаю что есть большая разница между знанием теории и применением знаний на практике. Пока ваши знания этой модели свежи, я предлагаю вам испробовать их на практике и прямо сейчас выделить немного своего времени на написание стиха, ведь