Ваншейдт Александра Сергеевна : другие произведения.

Ночные рассказы

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Мы можем заглянуть в себя, а потом купаться в прекрасных просторах своей души...

  Ночные рассказы.
  
  Я заглянул в себя. Пожалуйста, загляните и Вы.
  
  Ночь I
  Темная ночь. Крупные хлопья снега, кружась, падают на землю. Я шагаю вдоль набережной Невы и каждую снежинку, которая пролетает мимо, стараюсь согреть теплом своих рук. Однако снег тает так же быстро, как секунды, минуты и часы, которые забирают у нас годы. Нет, я не разочаровался в своей жизни, но научился ценить время, как то единственное ценное, что есть в ней.
  Холодно. Я укутался в клетчатый шарф, плотно застегнул куртку, однако чувствовал сильные порывы ветра. И даже это не удержало меня от прогулки по ночному городу. Я вышел на Невский проспект - главная улица Петербурга. В ночное время Невский - это проспект ярких огней, которые не просто освещают людям дорогу, но и украшают город своим необычайным разнообразием.
  Это прекрасная ночь навсегда останется в моей памяти, ведь именно в темное время суток так хочется что-то делать. Думаю, все люди замечали, что их поведение ночью становится более открытым, доверительным и свободным.
  Что только не увидишь в наше время на чудном Невском: людей с разноцветными прядями волос, людей в черной одежде, людей без волос, людей с наглым взглядом, курящих, пьющих, маленьких детей. Невский проспект концентрирует в себе все слои общества и уравнивает их.
  Я люблю наблюдать за людьми, как они общаются, что делают, о чем спорят. Мы все настолько уникальны и различны, что нам необходимы коммуникации и наблюдения, ведь через них можно узнать много нового для себя, задуматься о том, чего раньше не слышал.
  Не стоит думать, что Невский проспект может лишь приятно удивлять своим разнообразием. Центральная улица Петербурга так же полна лицемерия и эгоцентризма. Однажды я видел продавца, который продавал мороженное. Он мило улыбался и добродушно призывал прохожих купить по стаканчику. Однако получив очередной заветный полтинник, продавец бросался жадно пересчитывать замасленные купюры, замысловато и грязно ругая проходивших мимо людей. А ведь это лишь один из многочисленных случаев, который подтверждает двуличность человека.
  Я немного отвлекся. Стоит сказать пару слов о себе. Я обычный студент, хотя порой мне кажется, что слово "обычный" не применимо к нашему миру.
  У каждого человека своя система ценностей и убеждений, а я пока формирую свою, пытаясь распутать клубок мыслей и чувств внутри меня. Пожалуй, самая трудная задача - разобраться в себе.
  У каждой личности когда-то возникают сложные вопросы, другое дело, что не каждый человек берется искать на них ответ. Действительно, зачем нам экзальтированные стремления к истине. Хотя и истины у нас нет.
  А что у нас собственно есть? Ничего. А может, все-таки мы что-то найдем, если поищем.
  Одним летним солнечным днем я ужасно торопился в университет, я бежал и безумно боялся опоздать. Несмотря на это, я не просто опоздал, я не пошел в этот день на учебу, да и на следующий день тоже. Причина моих пропусков на первый взгляд очень туманна. На улице я встретил человека, его внешний вид не просто поразил меня, он привел меня в полный восторг. Думаете, он выделялся одеждой или в руках у него был крутой айфон? Нет же! Его взгляд - вот что его выделяло из серой массы. Его глаза не просто излучали блеск, они были полны гордости, уверенности и свободы! Я долго не мог взять себя в руки и подойти, хотя, что может быть проще, чем начать разговор, ведь стоит только задать банальный вопрос: "Сколько время?" или "Не подскажите адрес этого дома?". А я не мог. Этот случай был не банальным, он не был серым. В конце концов, я подошел и так жалобно и неуверенно пролепетал ему бессвязный текст. Хотя, опять я преувеличиваю. Я начал обычный разговор, но с ним не следовало это делать, все вокруг него величественно, а я был букашкой в его глазах. Нет, он не возвеличивал себя, просто рядом с ним я ощущал себя человеком, который стоит на коленях. Я задал вопрос, спросил что-то невнятное про погоду.
  Наверное, Вам безумно интересно, как сложился наш разговор? Так не буду же Вас томить. Человек, которому я задал вопрос, меня не услышал. Я повторил его несколько раз, но не получил ответа. Человек меня не слышал. "Глухой, глухой, глухой..." - как сейчас помню, крик моих мыслей.
   Горит яркое пламя, оно сжигает все на своем пути. Палки, трава, прутья, горит все. Самое ужасное, что исходит едкий, серый дым, который добивает все то, что немного уцелело. Но вдруг, огонь останавливается, он не расползается дальше. Перед ним прекрасный цветок, белые лепестки излучают аромат, разгоняющий гнусный дым. Костер напирает, он не может стоять на месте, ему нужен простор, он не терпит сопротивления. Нет, ему придется отступить. Здесь он бессилен. Конечно, след пламени остался на цветке, у него подпалены лепестки, но разве это делает его хуже? Нет! Он по-прежнему излучает яркий свет, дарующий тепло и уверенность.
  
  
  Ночь II
  
   Ночь - крайне странное явление. Именно в это время суток человек начинает лучше себя понимать. Почему? Наш разум утомляется за день, а чувства одинаково влияют на нас всегда. В ночи даже у самых рациональных людей приходит осознание себя, как человека, кто он есть на самом деле. В ночи мы себя можем насквозь прочувствовать. Возможно, это и есть причина, по которой люди спят, когда темнеет. Люди боятся узнать себя. Еще бы! Ведь такая "правда" может быть совершенно неожиданной, а чего-чего, а неожиданностей человек терпеть не может. Все в это упирается. Вы можете спорить, но предложи Вам прямо сейчас, да-да, прямо сейчас, встать и уехать куда-нибудь, даже не уехать, а просто сорвать все свои дела и сделать что-то незапланированное, Вы найдете предлог для отказа. Однако это не страшно. Это обычно. А можно ли быть обычным?
   Каждый человек когда-то задумывается, что он делает в этой жизни. Каждый человек себя выстраивает в соответствии с тем, что он надумал. Но прежде стоит вообще себя узнать. Можете ли Вы с уверенностью сказать, какой Вы человек? Многие думают, что могут. Я завидую таким людям. Даже, если это неправда, они верят в это. Значит, у них уже есть представление о себе-человеке. Главное, чтобы это совпадало с действительностью.
   Я слышал историю, которая натолкнула меня на такие мысли.
   " - Красивая музыка! Мне кажется, у Вас талант! - громко сказал человек, стоящий в коридоре.
   - Спасибо, я знаю, да и мне часто такое говорят, это потому что я люблю свою музыку... - ответил пианист.
   От скромности Вы не умрете, да это и хорошо, - человек загадочно улыбнулся и двинулся к входной двери, А все же хороша музыка... - шепнул мужчина себе под нос.
   Пианист встал и подошел к окну. Солнце уже почти село, а за окном были еле видны большие, грязные лужи, гладь которых нарушали крупные капли осеннего дождя. Музыкант грустно смотрел на падающие косые капли. Он хорошо понимал, что скоро он сможет лишь смотреть на них.
   Прекрасно играете! - крикнул человек. Тот же самый человек, спустя несколько лет опять стоял в коридоре. А пианист все также, спустя несколько лет, играл. Человек, стоявший в коридоре, потолстел, немного постарел, что придавало ему солидности. Мужчина не сильно изменился, он такой же, только крупнее и старше.
  Я говорю, Вы отлично играете! Великолепно! - человек громко и отчетливо повторил. Музыкант продолжал уверенно бить по клавишам, даже не глядя на мужчину. А музыка лилась, она обволакивала каждый угол просторной комнаты. Каждую щель мелодия пронизывала звуками.
   Мужчина подошел ближе и положил руку на плечо пианисту. Музыкант поднял голову вверх и улыбнулся. Так искренне улыбнулся. Не ртом, а глазами. Красные, больные глаза излучали свет, а он излучал музыку. Влажные от восторга и изумления глаза дарили тепло. Пианист резко встал и обнял своего старого знакомого. Мужчина, который теперь тоже улыбался, взял листок бумаги со стола, который находился в углу комнаты и написал: "Как всегда Ваша музыка изумительна, ничего я не слышал приятнее и теплее!" Пианист смотрел на знакомого, будто раздумывая, что ответить. Он взял тот же лист и написал: "Вы говорите правду, я слышу свою мелодию благодаря Вашим открытым глазам, и она воистину прекрасна, потому что я люблю музыку..."
  
  
  Ночь III
  
  Прогресс, прогресс, прогресс... Он нужен... Он необходим... Это хорошо, ведь мы двигаемся от низшего к высшему, от несовершенного к совершенному. Научный прогресс - прекрасно - мы на шаг ближе к идеальному. Люди радуются своим успехам, достижениям и уверенно думают, что они идут вперед. А на самом ли деле человек, достигая собственных целей, идет вверх? А стоит ли вообще всегда стремиться к прогрессу и к целям прямым путем? Или же человек что-то может потерять, и насколько это страшно? Каждый человек находит здесь свой ответ. Нужно лишь открыть глаза, все станет яснее.
  Если посадить человека в прозрачный современный лифт и нажать на кнопку, поймет ли он, куда он едет? Вверх или вниз? В своих предположениях он может легко ошибиться. Он будет уверенным, что едет вверх, а на самом деле будет падать вниз или еще хуже - стоять на месте. А вдруг человеку вообще не нужен этот лифт, и ему стоит пойти по лестнице, ведь это надежнее и устойчивее, хоть и медленнее, да и то, это зависит от скорости и усердия.
  Это было около месяца назад. Я ждал свою подружку у бара, а она не пришла. Через сорок пять минут ожидания она позвонила мне и сказала, что больше нам не стоит видеться, ведь мы "слишком разные". Крайне нелепо. Капризная была особа, но чертовски красивая. Я был уверен, что влюблен в нее.
  Мои мысли разбегались в голове, как муравьи, когда наступишь на муравейник. Я должен был выпить или хотя бы создать себе атмосферу, которая погружала бы меня в пьяное состояние. Я зашел в бар. Привычные темные стены, узорчатые окна, украшенные причудливыми масками, прилепленными на скотч. Мрачная обстановка. Свет кровавого оттенка, столы, по форме напоминающие гробы, немного ржавые стулья, неровный пол с неустойчивыми плитами.
  Я сел за стол, ожидая меню. Однако вместо книжки с ценами ко мне подсел до безобразия стильно одетый мужчина. У меня не было желание говорить, однако он и не настаивал. Мужчина лишь хотел рассказать мне историю музыканта. Он видел мое отчаяние и знал, что оно бессмысленно. Не все плохое - плохо. Не все хорошее - хорошо.
   " - Здравствуй, собирайся скорее! Нас уже ждут, тебе осталось только красиво сыграть перед ним. Он все поймет, будь лишь вежлив и доброжелателен, я верю в тебя, ты сможешь. Если все получится, у тебя будет величайшая карьера!
  - Слушай, я не уверен, что смогу.
  - Эй! Не стоит себя недооценивать! Все, пора. Удачи тебе.
  Музыкант шагал по улице и представлял свою встречу с заказчиком. Он был уверен, что это важнейший день в его жизни. Это его шанс на миллион. Если все получится, он сможет работать в свое удовольствие, кормить семью, проводить больше времени с его любимым делом, с его музыкой. Как же он мечтал об этом, всю свою жизнь. Одна цель - музыка. А сколько необходимо нюансов для ее достижения. Ну, ничего, сегодня он-то справится.
  Виолончелист подошел к огромному зданию, где он и должен был сыграть. На него даже не посмотрела охрана, а ведь его должны были остановить и проверить, но его даже не заметили. Еще бы, черная, немного грязная, потертая куртка, ботинки с отклеивающейся подошвой и неприметное лицо.
  - Ничего, - думал музыкант, - Сегодня все изменится!
  Мужчина с виолончелью в руках зашел в здание, где его встретил мажордом. Его провели в зал для гостей, где уже была публика, и в ожидании сидел заказчик. Музыкант поклонился, вежливо, ненавязчиво улыбнулся.
  Здравствуйте! - громким баритоном, будто пропел, виолончелист, одновременно расчехляя инструмент.
  Тишину, будьте добры ! Minuetto in la maggiore! - уже резким голосом, чуть прикрикнув, произнес музыкант.
  В зале воцарилась тишина.
  И вот первая нота. Чистая, высокая "ля". А за ней ряд таких же звонких, нарядных нот полились в красивый танцующий менуэт. Плавно, но скачкообразно, то форте, то пиано, красиво, ярко, мыслимо и тонко музыкант играл, пребывая будто в своем сказочном мире, где нет ни забот, ни печалей. И вот последняя реприза, вот-вот сказка закончится. Немного протяжная по сравнению с другими нотами "соль" завершила летящий, изысканный танец.
  Несколько секунд тишины, нарушили частые хлопки слушателей. На лице у музыканта засияла улыбка. В его мыслях былые надежды превратились в достигнутые цели.
  Все! Я смог, мне аплодируют! Теперь все будет иначе! - проносилось в мыслях у виолончелиста.
  Но вдруг глаза музыканта упали на заказчика. Тот смиренно сидел, наблюдая за происходящим. На лице было недовольство и неудовлетворение. Ни одного хлопка с его стороны, ни одного.
   Ребячество! Глупость! Это невозможно слушать! Почему я должен слушать столь детскую музыку!? - почти крича, сказал заказчик.
   Такая реакция привела музыканта в полное замешательство. На лбу выступил пот, виолончелист осознавал, какая складывается неприятная ситуация. Он растерянно бил пальцами по грифу инструмента, надеясь хоть на его поддержку. Люди вокруг смолкли после слов заказчика, общее ликование сменилось молчанием клевретов и уже назревавшими злобными улыбками.
   - Глупость, какая же глупость! Так любой может сыграть! Любой школяр! Одни повторения, что же это такое! - уже разборчиво и злобно говорил заказчик.
   - Как же Вы смеете! - вскипел музыкант - Для того, чтобы оценивать музыку, необходимо хотя бы музыкальное образование, невежда!
   Воцарилась всеобщая тишина. Публика замерла в пугающем ожидании. Музыкант в страхе сделал шаг назад, но его глаза выдавали уверенность в сказанных им словах. Влиятельный заказчик покраснел, вздулся, немного нахохлился и, плюясь от злости, громко позвал охрану. Предотвратить плачевные последствия для виолончелиста смогла лишь жена заказчика, которая остановила хозяина от опрометчивого шага.
   Музыкант сидел на улице, перепуганный, потрепанный, уставший и совершенно потерявший какую-либо надежду. Он плелся домой, стараясь полностью вспомнить всю ситуацию и подумать, как же можно было себя повести.
  "Может, стоило попросить еще одного шанса?" - вдруг вспыхнула мысль у музыканта. Но она тут же была отвергнута. И с полным для себя удивлением виолончелист начал осознавать, что, даже вернувшись назад, он поступил бы абсолютно также. Он не стал бы говорить лестных слов и умолять о втором шансе. Это осознание стало для виолончелиста необходимым.
  Музыкант с гордостью в глазах и с новыми силами бодро зашагал к дому, несся в руке черный футляр своей новой, только зародившейся, надежды...
  
  
  Ночь IV
  
  Четвертую ночь подряд я не сплю. Кажется, будто меня кто-то ест изнутри.
  
  
  Ночь V
  Пошла пятая ночь. Кажется, Я вижу себя, гуляющего с Богом. Я уже не человек. Я это я. Кстати, с нами двенадцать собак.
  Я иду по тенистой тропинке. Вокруг свисают ветки деревьев, листья которых нежно дотрагиваются до моей головы. Тишина природы возбуждает во мне ярое желание остановиться и слушать. Однако я шагаю вперед, увлеченный чем-то, что интересует меня больше беззвучья. Мои ноги, прошедшие километры, совсем не болят. Они просто делают метровые шаги.
  Замечательный лес, зеленая травка, солнце, греющее своими лучами макушки деревьев. Ах, прекрасное, прекрасное место!
  Однако я начинаю замечать, что деревья редеют, солнце становится ярче, а значит, прекрасный пейзаж скоро будет оборван. Так и происходит. Я выхожу на поляну. Настолько отвратного места я и не видел. Слева от меня лежит обглоданный кролик, а рядом худой, костлявый пес, облизывающийся от вкусного сырого мяса. По правую мою руку я вижу целую стаю собак, которая лениво и неподвижно таращится на меня. Мне страшно. Шайка оборванных хвостов не шевелится.
  Делаю несколько шагов вперед, мои ноги начинают застревать в тине. Откуда на земле тина? Я не знаю, как впрочем, и не знаю, как появилось танцующее существо у меня перед глазами.
  Оно манит меня к себе, зовет все ближе и ближе. Страшное, корявое, с тремя лапами оно все уводит меня дальше, на середину поляны. А я иду. Послушно, медленно, но не из-за осторожности, а из-за того, что мои ноги с каждым шагом проваливаются в глубокую тину. Я будто иду в болото, но болота нет. Ничего не нет. Только существо. Оно танцует, потому я верю и иду за ним.
  Движения в танце легки и открыты. Они, словно птицы в небе, заставляют смотреть на танцора и дивиться его легкости. Где бы он ни был, что бы на нем ни было одето. Все равно, танец завораживает и заставляет поверить в танцора, заставляет думать, что танцор взлетит так легко словно бабочка, парящая над цветком. Такие нежные движения дарят нежность человеческому разуму. А что человеку нужнее, чем нежность, исходящая от добродетеля? Все Боги танцуют. Мой Бог, ваш, чей-либо еще, все, без исключения. Так они манят людей верить им. Так люди ведутся на неземное.
  
  
  Ночь VI
  
   Мне страшно. Я начал говорить сам с собой. Нет, вы не думайте, не просто говорить. Я спорю, шепчу, кричу. Я не могу молчать. А может, могу, может я и молчу, просто вокруг так тихо, что я слышу себя. Я угрожаю себе, путаю себя, извожу себя до последнего. Однако не могу остановиться, я вошел во вкус. Я вижу глубины себя. Они пусты и полны одновременно. Неужели, чтобы увидеть пустоту нужно лишь побыть собой, отказаться от человека? Неужели весь секрет в этом? Да, он настолько прост, но одновременно сложен. Крайне сложен. Трудно придумать лишь свои движения. Трудно создать лишь свой танец. Трудно услышать себя, будучи человеком. Трудно быть человеком, ощущая себя. Я смог. Я - человек. Теперь я буду купаться в разноцветных волнах себя, будучи человеком, разговаривая с собой, общаясь с людьми. Я почувствовал себя. Я понял, кто я есть. Раньше я мог наслаждаться лишь тишиной снаружи, человеческой тишиной, теперь я буду парить в своей пустоте, внутри. Я буду рыбой в своем море, в своем океане, в своем бесконечном водоеме.
  
  
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"