Там было миллион отзывов на один и тот же фильм. Их сорок лет переписывали по причине перфекционизма. Наверно, так бы и продолжали, если бы не случился пожар и всё не сгорело. Чисто случайно уцелели три отзыва. В общем, решили перестать переписывать и опубликовали то, что осталось.
В целом очень крайне плохо написано. Если второй вариант отзыва понятен, то первый... Такое ощущение, как будто дебил пишет. Если убрать тему (причину, на что отзыв), то вообще не бельмеса непонятно. Хотя, если свериться с привязками к ругаемому (вернее, критикуемому) фильму, то вроде всё по делу. Но адекватные авторы более доходчиво должны указывать на фрагменты или куски фильма, про что говорят. А не так: "Вот, я посмотрел какой-то паршивый фильм, там стреляют, убивают, в общем, полный отстой, совершенно никому не рекомендую к просмотру".
1
Мне не понравилось в этом фильме, что Чучело не предупредила Сомова, типа она подслушивала под дверью, как он сдал училке всех одноклассников. Мне почему-то кажется, что Чучело ведет себя, как лоботомированная девочка, то есть добрая и послушная. По логике она должна была спросить разрешение у Сомова, а не ставить своего м/ч перед фактом. То, что она не стала его предупреждать, она объяснила тем, что ждала, мол, он должен был сам сознаться. Но дело в том, что она объяснила это своему деду, а не Сомову. Я подумал: "Хорошо, что не деду морозу - письмо не отправила". Дело в том, что Сомов про нее подумал, что она рассказала каким-то другим людям про их маленький секрет (вкратце про секрет: школьники пытались подвести эту училку, т.к. приревновали ее к мужу: она немолодая тетка, которая выходит замуж и из-за этого начала вести себя заносчиво; так, как выпендриваются молодые мамзели, выскочившие за кого-нибудь замуж), либо самой же училке. А сказала в классе, что сдала всех она, потому что считает его трусом. Он хотел ей (училке) показать, что не боится ее, либо каких-то санкций, и что весь класс ее не боится - всем наплевать на нее. Поэтому считать его трусом, потому что при ней (при Чучело) его унизила училка (обозвала его этим словом, за то, что он ее презирал и не собирался говорить, почему он и весь класс ушел с урока), это, как удар ниже пояса. Это то, что Сомов подумал про Чучело, поскольку она сразу ему не сказала, что подслушивала его разговор с училкой, а сказала после того, как все всё узнали. То есть, когда уже никому не нужны ее словеса.
Получается, что, если он сознается перед ребятами, то она будет в белом пальто? Они все "плохие", т.к. травили ее и издевались, а она "хорошая". Но тут вот какая заминка. Если он сознается, то она сопрет свою вину на него. Ведь, он правильно подумал? Несмотря на то, что она слышала, как "стучит" Сомов, она всё равно кому-то рассказала. Если да, то он хотел бы знать, что она сказала. Не получится ли так, что санкции усилены из-за неё, а не из-за него? То есть, если настучал только он, то им влепят выговор, а не запретят в Москву ехать, мол, вы не заслужили. А если настучала она, то тут зависит оттого, "что" она наговорила, когда закладывала одновременно с Сомовым.
Вот. А она говорит, что вообще никому не рассказывала. Аргументировала это тем, что стояла под дверью и подслушивала, как рассказывает ОН. То есть, она созналась перед ребятами не только потому, что ей стыдно стало (сейчас Попова объявят стукачом, а она - умывает руки), а чтоб взять Сомова на слабо. Мол докажи, что ты не трус. Сознайся, а так же скажи, что я не стучала. Но - блин! Где доказательства, что НЕ стучала?! Главное, что училка обозвала его трусом, а она слышала! Вот это про нее подумал Сомов. Вообще, это очень хороший маневр: услышать, что Сомов настучал "Маргарите", потом догнать Маргариту, переврать слова Сомова, а ему потом говорить, что ничего не было, он же добренький - поверит. А почему не сказала ему сразу? А надо было подождать, что Маргарита зачитает свой приговор, а то он (Сомов) предпримет что-нибудь, если она скажет.
2
"Чучело" - это фильм про деда с деменцией, который не хочет уезжать из дома. Это, как Шариков: "Я на шестнадцати аршинах здесь сижу и буду сидеть!" Пришлось его оперировать.
Внучку деда травят одноклассники. Он сам лично это видел. Они накинулись на нее толпой, били ногами по голове. Потом он отвел ее домой, и она ему всё рассказала. Потом она его просит: "Поехали, а?" Но он ни в какую! Он считал, что дом его исцеляет от любых хворей, а развешанные по всем стенам картины - это вообще что-то. Ну, ему казалось, что этот дом простоит здесь вечно, ну, типа, картины наделены какими-то мистическими свойствами. Например, персонажи картин (там в основном чьи-либо портреты) вселяются в этого деда, и ему начинает казаться, что он жил здесь вечно. Типа, если картины забрать, дом сжечь, то он сразу же умрет. А, во, вспомнил! Персонажи картин (это мистические демоны - не знаю, как их назвать) требуют от деда, чтоб он не выезжал. То есть, чтоб в дом приехал его сын с семьей. Главное условие: домашний арест на пожизненку. Чтоб все последующие поколения проживали в этом конкретном доме.
Дед вообразил, что все картины написал его прапрапрадед Пётр Бессольцев. Он в фильме говорит своей внучке, когда рассказывает про картину "Машка": "Ты читала севастопольские рассказы Толстого? Вот, Толстой тоже про нее написал!" Про нее - это про Машку. Девочку на картине. Дед решил, что эта девочка - сестра его деда. Он целую историю про нее рассказал. Приплел всех своих предков, мол, они старательно оберегали все эти картины, заботились о них. Но это же не обязательно так? Я предполагаю, что у него просто деменция. Ему продавали различные копии известных картин, а он платил как за оригиналы. Как сказал Валька-живодер (хулиган из внучкиного класса): "Он моей бабке триста за картину отвалил! Она чуть не умерла (думала, что двадцати-тридцатирублевкой отделается), а на картине-то тетка с буханкой!" На что Чучело его тут же поправляет: "Женщина с караваем хлеба". Да, но только где гарантия, что это та самая картина? Мона Лиза по сравнению с ее величием нервно стоит в сторонке и курит одну за одной.
Теперь необходимо объяснить, что произошло. В фильме про это не показано. Почему дед ни с того ни с сего собрался и съехал? Там объяснено, но как-то невыразительно. Я так понимаю, что "Чучело" - это великий фильм. Следовательно, концовка должна быть просто завораживающей. Но что это было? Вот это вот, вместо финала... В общем, как-то объяснено. Так себе. Якобы дед уехал, потому что пропала необходимость в его отъезде. До этого над его внучкой все издевались, а причина заключалась не в том, что она выставила себя в качестве мальчика для битья, а в деде. Все в городе не любили его, а не ее. У него всю ночь горел яркий свет во всех окнах. Для чего? Потому что он считал, что запечатленные на "великих" полотнах персонажи, являются живыми людьми. Следовательно, ночью они не закрывают глаза, значит, им нужен свет. А сколько денег за дрова и электричество? Он топил не одну печь, чтоб все до единого персонажи не замерзали, а сам носил заплатки. Если можно так выразиться, то на нем не одежда была, а одни заплатки. Не даром к нему приросло прозвище - Заплаточник.
Так вот, дед начал замечать, что его внучка один в один похожа на эту девочку на картине. Герой-рассказчик объяснил, что деду виделось, будто в девочке "трепещет жизнь, но она очень сильно не защищена перед окружающим миром". Вот цитата: "Вся незащищенная, но какая-то светлая и открытая". Или: "в этой девочке трепетала жизнь, и почему-то было очень страшно за нее, так она была не защищена перед миром". Это первое из объяснений причины, почему дед решил уехать с внучкой. Второе: он, как будто собирал пазлы. Эта картина - последний пазл. Ну, он так решил, то, что коллекция собрана. И эту картину он считал какой-то - самой великой. Нет, не великой, а главной. Ну, то есть, там была лысая девочка (по его предположениям - после болезни), и его внучка тоже остриглась наголо, хотя, судя по внешности Пугачевой-младшей, косы были аж ниже спины. И дед решил, что это прям вылитая девочка Машка. Я предполагаю, что, в связи с тем, что она ему рассказала про травлю в школе (то, что у подростков была цель - сжечь эту девочку на костре), он решил съехать. То есть, спасти несчастного ребенка. Ну, чтоб его кто-нибудь не сжег. Сначала забьют до смерти, а труп швырнут в костер. Вроде как она сама напросилась. Видимо, ей стыдно стало, что она такая (чучело, произведенное в основном для масленичного огня), совесть ее замучила. А все подростки будут бояться, чтоб их самих так же не сожгли, и будут "дружно" преследовать предателей. Хотя, в фильме наглядно продемонстрировали "дружелюбие". Когда они гнали Чучело и Димку Сомова, то на конечной остановке, где разворачивается автобус (в этом месте пробегали Сомов с Чучело, спасаясь от преследования), стояла мороженщица, и вся толпа школьников принялась выстраиваться в длинную очередь. Это вместо того, чтоб гнать "нечестивых".
Просто, я подумал. Как Чучело сумеет исцелить травму, полученную в школе? Поскольку она и ее дедушка были блаженными, то они не жаловались на творящееся беззаконие. Они подчиняются правилу типа "когда бьют по левой щеке, я подставляю правую". И маленькому ребенку всей жизни не хватит, чтоб в ней зажила эта полученная травма. Просто, я подумал, что дед описал судьбу этой девочки "Чучело", когда рассказывал про Машку. У нее жених погиб в русско-турецкую, и она с тех пор не пожелала выйти замуж. Прожила жизнь одна, но как она прожила! Стала основательницей женской гимназии, первые ее выпускницы уехали работать учителями в близлежащие деревни, они во всём старались ей подражать. Одевались как она, жили как она, говорили как она, были сестрами милосердия. Еще дед рассказал про своего отца. Он тогда лежал в тифозном бараке, и как-то раз, среди ночи, пришел домой в беспамятье, в одном нижнем белье. И эта героиня картины "Машка" несла его на себе, пять километров по глубокому снегу. Она так и осталась там, в тифозном бараке - выходила своего племянника, и самых тяжелых больных выхаживала. Вот, только так может исцелиться Чучело. В случае, если у нее будет такая судьба, как ее дед объяснил про героиню "Машки". То есть, я буду очень рад, если в повести именно это имеется в виду. У нее нет дедовых способностей: он просто пришел домой, и картины (духи их мистических персонажей) сами взяли его и залечили. Правда, в довесок нужно, чтоб был магический дом. Если картины повесить куда-то в другое место, то, фиг, магия не сработает.
3
"Чучело" - это повесть про тупых малолеток, издевающихся над блаженными. Хочу объяснить, в чем конкретно я усмотрел блаженство главного героя Николая Николаевича. В том, как он оценил картину "Машка". То есть, он коллекционировал картины, всем приписывал авторство своего прапрапрадеда. То есть, как будто собирал пазлы, и "Машка" была последним пазлом. Поскольку к нему приехала внучка, то дед решил, что изображенная на картине девочка похожа на его внучку. А потом он увидал дату "70" и воскликнул: "Возможно, я схожу с ума, но это не просто "девочка", а наша родственница!" В том смысле, что она жила сто лет назад.
Поскольку девочка была коротко стриженная, то главгер начал находить сходство, глядя на отсутствие волос своей внучки. Сначала у нее были косы, а потом она сделала себе прическу. Дед в этой картине видел девочку, в которой "трепетала жизнь, но при этом она была не защищена перед миром". Когда он принес эту "Машку" к себе домой, то рассказал внучке историю жизни сестры своего деда. Когда той было восемнадцать, то ее жениха убило на турецкой войне, и она с тех пор не вышла замуж. Она основала женскую гимназию, была сестрой милосердия (ухаживала за самыми тяжело больными), и все выпускницы старались ей подражать - так же как она одевались, так же жили. Всё делали не ради славы, а ради пользы для народа... Мне кажется, что можно себе представить дальнейшую судьбу его внучки, прозванной Чучело, которая уехала вместе с дедом. Дед был уверен, что его внучка - это та самая девочка на картине. Мне понравилось, как он в фильме описал сходство: "Ты читала "Севастопольские рассказы" Толстого? Вот, она там была!" Мне казалось, что дед вообще не собирается никуда уезжать. Судя по тому, что он блаженный, то был уверен, что картины написал не его прапрапрадед, а он сам. Это в том смысле, что он продолжает прадедову жизнь. Его часто посещал этот бзик, что жизнь вечна. Он пытался привить любовь к своему дому, ко всем развешанным на стенах картинам своей внучке. А она уперлась: "Я уезжаю", да "я уезжаю". Ему пришлось набраться терпения, чтоб дослушать до конца все те бредни, которые рассказывает внучка. Она еще такая капризулька: как что не по ее - сразу прекращает рассказывать, садится на диван и забивается в самый дальний угол.
Там история у нее примерно о том, что она столкнулась с Иудой, и взвалила на себя его крест, и готова была нести аж до самого конца. Каково это, а? Тащить иудин крест! Ну в смысле, она сказала всем в классе, что это она Иуда, а не Димка Сомов. Хотя, по поводу Димки Сомова никто и не заикался. Вообще, никто не подумал бы, что это он. Иуда - проклятый предатель, худшее зло всего человечества.
То есть, это не так, как я объяснил. Не в той последовательности... Она - сначала несла на себе иудин крест, а предал он ее потом. Она даже чуть не бросилась на деда с кулаками, когда он позволил себе открыть рот о том, что в их классе нет ни одного порядочного человека, только однообразная сволочь. Он сказал: "Я в это не верю!" А она ему: "Ах, ты со всеми ними заодно!" Это то же самое, что увидеть картину "Машка" и вбить себе в голову, что это то, что он всю жизнь искал. Вот, она - самая главная. По аналогии с "Димка Сомов - это самый лучший человек". Типа не надо, чтоб он расплачивался за косяки всех этих подростков - я буду сама. Но он бы и не стал! Это глупо - какое там "расплачивался"?
Против Чучело все яростно восстали, вели ее на Голгофу... Нет, на костер. Хотели сжечь, как еретика, неприязненно настроенного против святых устоев. Ну, не лезь со своим уставом в чужой монастырь... Ей понадобилась бы помощь специалистов - психолога, который сообщит о случившемся в милицию. Но это получается, как борьба со злом при помощи еще большего зла. Привлечь к войне с детишками из "простых" семей государство. Представителей госвласти. Ведь учительница их наказала не потому что Сомов ей настучал, а по другому. Когда у них была разборка (она приказала всем сесть на место, а не нестись к автобусам), то они ее потроллили. Она сказала, что могла уехать в Москву раньше (между строк: там мой немолодой муж, и он на меня обиделся), а ей ответили: "Зря вы не уехали - нам не нужны ваши лишние пятерки". Она им: "Дак вы нарочно сорвали мне урок, чтобы меня подвести?!" Ей: "Да, мы нарочно". То есть, она решила, что ее ревнуют. Мол, дескать, она так поехала от своего мужа, что на них даже внимание не обращает. А разве нет?! В повести написано, что, когда эта "маргарита" приехала из Москвы, а Чучело бегала за нею, как мальчик на побегушках, то та ничего не помнила. И привлекать представителей власти - это только себе дороже.
Хотел не столько про повесть, сколько про фильм поговорить. Я считаю, что Чучело не собирались бить, так, как показано в фильме. Весь фильм наполнен какой-то примитивной жестокостью. Она сконцентрирована на психической потребности кого-то ударить. Потому что Шмакова говорит Мироновой: "А хочешь, я тебя отлуплю?" И этого тоже не было в повести, не только безобразной сцены с избиением. Вообще, зачем все эти подростки били Чучело? Я спрашиваю про вот эту сцену. Причина угадывается: они боролись с подлостью и трусостью, следовательно, они победили. Потому что убегавшая Чучело запнулась и упала. Но мое отношение - я считаю, что это ляп. Потому что Чучело, то убегает - и ее невозможно догнать, а то спотыкается и падает на ровном месте, как Джо Байден. И вот еще ляп: подростки не сказали Сомову о том, что избили Бессольцеву. Я понимаю, что у него именины, и они не хотят портить праздник, но... Но они же победили! Что, так трудно похвастаться?
И вот какая причина показанного ляпа с жестокой сценой избиения. Почему я считаю, что они не имели право это делать. В повести про это между строк написано. Они знали про то, что стукач - не она. Я даже доказать могу. Про то, что на них настучали, догадаться нетрудно. Но то, что стукач учится в их классе... Откуда именно такая информация? Миронова даже фамилию хотела назвать! Это значит, что Сомова подслушивали. Кто-то четвертый, кроме Шмаковой, Попова и Чучело. Он передал это Железной Кнопке, и теперь она всё знает. Еще был такой момент: Валька-живодер подслушивал Чучело с Сомовым. Он их застукал за тем, как они целовались. Но кроме того что целовались, они еще обсуждали причину, почему Сомов настучал "маргарите". Он сказал: "Я сейчас же пойду к ребятам и всё им расскажу". Если бы Валька-живодер сказал раньше того, как прибежит Сомов и попытается "расколоться", то Сомова подняли бы на смех. Но, либо Железная Кнопка уже давно всё знала, либо Валька боялся сказать такое про Сомова. Потому что Сомов знал то, что Валька живодер и мог всем рассказать. Я считаю, что это главная причина того, что в классе никто не мог предъявить Димке, что он "маргаритина наседка". Потому что у Сомова мог быть на кого угодно компромат. Такой, как на Вальку. И еще вот это: Чучело хотела назвать Димку Сомова, когда Миронова допрашивала Попова. Чучело показалось, что Попов знает про Сомова. Я считаю, что, если бы она сказала, что это Сомов сделал, то у школьников была бы точно такая же реакция, как, если бы, вместо нее сказал бы ее дед. Дело в том, что их все ненавидят. Блаженных - заплаточника и Чучело. Их никто не станет слушать, а Попову поверят. Но, поскольку Чучело его опередила, то - облом.
Во всём фильме и в повести есть большой плюс, который нельзя не отметить. Это причина, почему Чучело никому не созналась, как всё на самом деле. Вот, взять любого подростка, который окажется на ее месте. Что он сделает "самое важное в своей жизни"? Конечно, расскажет: "Это не я сдал всех маргарите, а вон он - Сомов". То есть, отведет от себя беду. Или такой вариант: любой подросток мог вступиться за Чучело. Он бы сказал: "Это не она, а я. Она врет, а я убежал из кино, повстречал маргариту и всё ей рассказал. А она вообще ее не встречала! Она меня просто покрывает". Он мог бы такое сказать, но не скажет, потому что... Ну, далеко за примерами ходить не надо. Димка Сомов сознаваться не желает? А он лидер в классе. Все неосознанно подражают тому, как он поступает. А Чучело... Она хотела сказать, но не могла. Персонаж-рассказчик объяснил этот феномен: "какое-то очень сильное сопротивление. Сильный страх из-за того, что она может погубить человека. Неважно, что он виноватый, а она - нет".