Есть общеизвестные аксиомы: например, аксиома о том, что мир есть. Или аксиома о том, что мир - это энергия. Или о том, что в мире есть мы и так как мы - часть мира, мы - тоже энергия.
Чуть менее очевиден тезис о том, что сознание так или иначе связано со сложностью организации энергии - чем затейливее организована энергия, тем причудливее её сознание.
Теоретически этот тезис даже доказуем, но, как и при доказательстве любой другой теоремы, тут тоже следует начинать с аксиомы, и в качестве аксиомы следует допустить, что сознание является неотъемлемой сущностью реальности в любом её проявлении, и усложнение объекта ведёт к усложнению его свойств и наоборот. Ничто не появляется из ниоткуда - оно просто танцует всё более сложные танцы.
Ещё чуть менее очевиден тезис о том, что сознание любой степени сложности считает себя равным по ценности всей остальной Вселенной: я - это всё!
Тем не менее, в этом тоже нет ничего неестественного: восприятие - это всего лишь перераспределение энергии между тобой и тем, что тебя окружает, и какова бы ни была твоя площадь, она всегда строго равна площади соприкосновения тебя и мира, иными словами система, состоящая из двух тел "ты - мир" всегда уравновешена относительно площади вашего общего соприкосновения, пусть даже и с перекосом не в твою пользу.
Конечно, качество этой площади соприкосновения определяет качество восприятия тобой мира.
Конечно, ты, вооружённый вращающейся на орбите космической обсерваторией, и ты, вооружённый исключительно склерозом хрусталика, вызывающим миопию, это совсем не одно и то же.
Конечно, ты пустой и ты, обременённый симпатией, это тоже совсем не одно и то же.
Но отправимся дальше.
Ещё один не совсем очевидный тезис - тезис о том, что усложнение восприятия неизбежно приводит к изобретению знаковых систем (языков), которые, в свою очередь, провоцируют возникновение фантазии, как аберрации чистой информации.
Фантазия не является свойством системы, как например, давление, объём или внутренняя энергия - ни у неё, ни у преломлённой ею картины Вселенной нет единиц измерения, как например, у угла преломления волны на границе раздела сред.
Фантазия не является продолжением органов чувств, как например, очки или дозиметр - у неё нет пределов измерений. Она не является инструментом, как например, слова, карандаш, скрипка или троянка - её нельзя дать в руки первому встречному.
И в то же время она - и первое, и второе, и третье. Фантазия - это свойство сознания (энергия, возведённая в степень сознания, возведённого в степень фантазии), это продолжение сознания и его инструмент.
И, что самое красивое, она не полностью стыкуется с присущей действительности каузальностью.