Урманбаев Ержан Бахытович : другие произведения.

М.А.Булгаков. Погоня. Глава 4

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Последняя версия сибирского аборигена

  
  
   "Утихли истерические женские крики, отсверлили свистки милиции, две санитарные машины увезли: одна - обезглавленное тело и отрезанную голову в морг, другая - раненную осколками стекла красавицу вожатую, дворники в белых фартуках убрали осколки стёкол и засыпали песком кровавые лужи
  
  (перечисляя легко просчитывающиеся действия, автор обозначил для нас с вами , что прошло около получаса после происшествия; этого времени достаточно, чтобы ночь сменила сумерки, Бездомный может различать что-либо вокруг только возле фонарей, где работает электрическое освещение),
  
  а Иван Николаевич как упал на скамейку, не добежав до турникета, так и остался на ней.
  Несколько раз он пытался подняться, но ноги его не слушались - с Бездомным приключилось что-то вроде паралича
  
  (от произошедшего на его глазах убийства теряет контроль над собственным телом Иван Николаевич).
  
  Поэт бросился бежать к турникету, как только услыхал первый вопль, и видел, как голова подскакивала на мостовой. От этого он до того обезумел, что, упавши на скамью, укусил себя за руку до крови
  
  (не от безумства кусают себя за руки люди, а от бессилия, от отчаяния и боли за убитого товарища, от того, что не сумел вовремя принять необходимые меры).
  
  Про сумасшедшего немца он, конечно, забыл и старался понять только одно, как это может быть, что вот только что он говорил с Берлиозом, а через минуту - голова...
  Взволнованные люди пробегали мимо поэта по аллее, что-то восклицая, но Иван Николаевич их слов не воспринимал
  
  (после проведения активной части операции для чекистов необходимость в оцеплении отпадает, поэтому пространство вокруг Патриарших прудов быстро заполняется людьми, но буквально за полчаса до этого тут никого не было).
  
  Однако неожиданно возле него столкнулись две женщины, и одна из них, востроносая и простоволосая, закричала над самым ухом поэта другой женщине так
  
  (специально орёт в ухо ошеломлённому поэту, через минимум полчаса после наезда, ещё один подставной агент, нужно направить размышления Бездомного на, якобы, случайного виновного Аннушку с улицы Садовой):
  
  - Аннушка, наша Аннушка! С Садовой! Это её работа! Взяла она в бакалее подсолнечного масла, да литровку-то о вертушку и разбей! Всю юбку изгадила... Уж она ругалась, ругалась!
  
  (Аннушка ругается не из-за разбитой литровки масла, которую она бьёт по приказу, а из-за изгаженной юбки)
  
  А он-то, бедный, стало быть, поскользнулся да и поехал на рельсы..."
  
   Необходимое дополнение.
  
  Изначально по плану для служебного пользования гибель Михаила Александровича списывалась на несчастный случай. Эту версию продвигает, якобы случайная прохожая женщина. Но не смогут доказать её следователи. Не выдерживает критики популярная среди читающей публики уже 67 лет история смерти Берлиоза.
  Назову причины, помешавшие советской власти списать преступление на несчастный случай:
  1. Большой общественный резонанс, привлёкший внимание московской и мировой прессы, вызвала нелепая смерть маститого литератора в день важного заседания российской интеллигенции;
  2. Непосредственные перед событием откровенные угрозы, исходящие от советской власти, державшие редактора в страхе и известные всему его окружению;
  3. Большое количество свидетелей убийства, наблюдавших за тем, как Аннушка разливала масло, как толкался Коровьёв, как вспыхивала надпись, как летел обезумевший трамвай.
   Именно поэтому никакого значения не будут иметь показания рядового свидетеля Ивана Николаевича Бездомного, что всё приключилось нечаянно.
  В следственном протоколе и во всех официальных документах будет зафиксировано, что произошло убийство. Об этом, как об установленном факте, говорит в Эпилоге М.А.Булгаков с абсолютной определённостью.
  
   Продолжим.
  
  "Из всего выкрикнутого женщиной в расстроенный мозг Ивана Николаевича вцепилось одно слово: "Аннушка"...
  - Аннушка... Аннушка?.. - забормотал поэт, тревожно озираясь. - Позвольте, позвольте...
  К слову "Аннушка" привязались слова "подсолнечное масло", а затем почему-то "Понтий Пилат"
  
  (история гибели царя Николая Второго всплывает в творческой памяти Бездомного).
  
  Пилата поэт отринул и стал вязать цепочку, начиная со слова "Аннушка". И цепочка эта связалась очень быстро и тотчас привела к сумасшедшему профессору
  
  (без сомнений указывает автор организатора преступления; единственным, но практически непреодолимым, барьером на пути этой логики встаёт мистическая суть Воланда, подмешанная на пространных, противоречивых и запутанных рассуждениях о евангельской истории пришествия Иисуса).
  
  Виноват! Да ведь он же сказал, что заседание не состоится
  
  (вот это важное собрание российских интеллектуалов посчитал опасным Воланд, выступая против проведения его, совершилось преступление),
  
  потому что Аннушка разлила масло. И, будьте любезны, оно не состоится! Этого мало: он прямо сказал, что Берлиозу отрежет голову женщина?! Да, да, да! Ведь вожатая-то была женщина! Что же это такое? А?
  Не оставалось даже зерна сомнения в том, что таинственный консультант точно знал заранее всю картину ужасной смерти Берлиоза
  
  (вновь М.А.Булгаков подчёркивает знание Воландом всех действий, такие знания могли быть только у того, кто сам режиссировал это).
  
  Тут две мысли пронизали мозг поэта. Первая: "Он отнюдь не сумасшедший!
  
  (нормальны ли читатели, кто видит во всём произошедшем чудеса?)
  
  Всё это глупости!", и вторая: "Уж не подстроил ли он все это сам?!"
  
  (наконец, доходит до его разума, сложившись, вся цепочка).
  
  Но, позвольте спросить каким образом?!
  - Э, нет! Это мы узнаем!
  
  (в безумном отчаянии бросается к Воланду Иван Николаевич)
  Сделав над собой великое усилие, Иван Николаевич поднялся со скамьи и бросился назад, туда, где разговаривал с профессором. И оказалось, что тот, к счастью, ещё не ушёл
  
  (никуда не торопится, спасаясь от обвинений в предумышленном убийстве, Воланд, вместе с Коровьёвым они подводят итоги удачной специальной операции).
  
  На Бронной уже зажглись фонари, а над Патриаршими светила золотая луна
  
  (освещает дела Воланда-Сталина "лампочка Ильича"),
  
  и в лунном, всегда обманчивом, свете Ивану Николаевичу показалось, что тот стоит, держа под мышкой не трость, а шпагу
  
  (с оружием в руках).
  
  Отставной втируша-регент сидел на том самом месте, где сидел ещё недавно сам Иван Николаевич. Теперь регент нацепил себе на нос явно не нужное пенсне, в котором одного стекла вовсе не было, а другое треснуло.
  
   Необходимое дополнение.
  
  Во время убийства Михаила Александровича разбил своё пенсне Коровьёв, напялил он их ради изменения своей внешности перед случайными свидетелями.
  Но, судя по тому, что все приспособления для глаз, которые будет носить он будут либо треснутыми, либо испорченными, это значит ещё то, что основоположник всей правоохранительной системы Советского Союза, его справедливое око, смотрит на окружающий мир сквозь предмет, через который ничего толком увидеть невозможно.
  Есть ещё одна необходимость ношения Фаготом-Коровьёвым странных приспособлений для зрения - этот нехитрый ход отвлекает внимание всех читателей от образа Ф.Э.Дзержинского, потому что он никогда не носил очки.
  
   Продолжим.
  
  От этого клетчатый гражданин стал ещё гаже, чем был тогда, когда указывал Берлиозу путь на рельсы
  
  (аккуратно подсказывает автор, куда направлял регент редактора, отнюдь не к турникету).
  
  С холодеющим сердцем Иван приблизился к профессору и, заглянув ему в лицо, убедился в том, что никаких признаков сумасшествия в этом лице нет, и не было
  
  (в трезвом сознании и твёрдой памяти руководит ликвидацией известного литератора Воланд).
  
  - Сознавайтесь, кто вы такой?
  
  (Как вы посмели?)
  
  - глухо спросил Иван
  
  (отчаянно, сквозь зубы говорит поэт).
  
  Иностранец насупился, глянул так, как будто впервые видит поэта
  
  (безрассудной отвагой Бездомный вынуждает оправдываться могущественного злоумышленника),
  
  и ответил неприязненно:
  - Не понимай... русски говорить...
  
  ("вас же русским языком предупреждали, слушать надо", - как бы бормочет он что-то нечленораздельное, чтобы отвязаться).
  
  - Они не понимают! - ввязался со скамейки регент, хотя его никто и не просил объяснять слова иностранца
  
  (своё лизоблюдство называли взаимовыручкой чекисты).
  
  - Не притворяйтесь! - грозно сказал Иван и почувствовал холод под ложечкой
  
  (страшно от своей бесшабашной смелости поэту).
  
  - Вы только что прекрасно говорили по-русски. Вы не немец и не профессор. Вы убийца и шпион! Документы! - яростно крикнул Иван".
  
   Необходимое дополнение.
  
  9 апреля 1917 года по Григорианскому календарю в запломбированном вагоне из Швейцарии через всю территорию, воюющей с Российской Империей, Германии выедут 32 российских эмигранта, в том числе 19 большевиков во главе с В.И.Лениным, Г.Е.Зиновьевым, Н.К.Крупской, И.Арманд. Никто тогда среди интеллигенции не сомневался, что германское правительство проделало это с определённой целью. Группа революционеров должна была выполнить роль провокаторов-агитаторов в действующей армии. Фактически это было диверсионной деятельностью в пользу враждебного государства, то есть большевики прибыли в Россию в качестве шпионов.
  Вот этот исторический факт напоминает Воланду Бездомный.
  Доведённый до исступления молодой человек бросается обвинениями всему советскому режиму, отважно выражая протест творящемуся на его глазах произволу.
  Исключительно диагноз профессора Стравинского о невменяемости поэта спасет его от неотвратимого приговора в будущем.
  
   Продолжим.
  
  "Загадочный профессор брезгливо скривил и без того кривой рот и пожал плечами
  
  (много лет, не имея ни одного аргумента в собственную защиту, не желая признавать очевидное, советская пропаганда будет просто высмеивать такие утверждения).
  
  - Гражданин!
  
  (обращение "гражданин" в устах сотрудника НКВД в советское время могло означать только обвинение и арест)
  
  - опять встрял мерзкий регент. - Вы что же это волнуете интуриста? За это с вас строжайше взыщется! - А подозрительный профессор сделал надменное лицо
  
  (теперь уже занят якобы глобальными, мировыми проблемами ум Воланда, что ему суета поэта о своём товарище),
  
  повернулся и пошёл от Ивана прочь.
  Иван почувствовал, что теряется
  
  (от наглого и уверенного поведения профессора находится в полной растерянности Бездомный).
  
  Задыхаясь, он обратился к регенту
  
  (перехватывает дыхание Ивана Николаевича от страха за собственную жизнь, он испугался своей смелости):
  
  - Эй, гражданин, помогите задержать преступника! Вы обязаны это сделать!
  
  (поэт лопочет нечто оправдательное, пытаясь увернуться от рук Коровьёва, лукаво призывая к совести руководителя правоохранительных органов в СССР)
  
  Регент чрезвычайно оживился, вскочил и заорал
  
  (криком созывает своих подчинённых регент):
  
  - Который преступник? Где он? Иностранный преступник? - глазки регента радостно заиграли
  
  (в устах Ивана Николаевича звучит текст будущего обвинения, его повторяет Коровьёв).
  
  - Этот? Ежели он преступник, то первым долгом следует кричать: "Караул!" А то он уйдёт. А ну, давайте вместе! Разом! - и тут регент разинул пасть.
  Растерявшийся Иван послушался штукаря-регента и крикнул "караул!", а регент его надул, ничего не крикнул
  
  (ища спасения от случайных зевак, поэт кричит, вторя воплям Коровьёва, тем самым подзывая сотрудников НКВД, отвлёкшихся на оформление удачно проведённой специальной операции).
  
  Одинокий хриплый крик Ивана хороших результатов не принес
  
  (голос Ивана изначально был "сиплый", то есть простуженный, почти никто его не слышит).
  
  Две каких-то девицы шарахнулись от него в сторону, и он услышал слово "пьяный!"
  
  (не вызывает сочувствия у случайных прохожих подвыпивший Бездомный).
  
  - А, так ты с ним заодно? - впадая в гнев, прокричал Иван. - Ты что же это, глумишься надо мной? Пусти!
  
  (вырываясь из цепких лап отставного регента)
  
  Иван кинулся вправо, и регент - тоже вправо!
  
  (поэт пытается ускользнуть, а Коровьёв его ловит!)
  
  Иван - влево, и тот мерзавец туда же.
  - Ты нарочно под ногами путаешься?
  
  (ловит его Коровьёв)
  
  - зверея, закричал Иван. - Я тебя самого предам в руки милиции!
  Иван сделал попытку ухватить негодяя за рукав, но промахнулся и ровно ничего не поймал. Регент как сквозь землю провалился
  
  (в темноте ночи, бросившись в кусты из-под света фонарей, человек мгновенно исчезает).
  
  Иван ахнул, глянул вдаль и увидел ненавистного неизвестного. Тот был уже у выхода в Патриарший переулок
  
  (говорят "у выхода из Патриаршего переулка" или "у входа в Патриарший переулок", не выходят "в", а входят, не убегают, а догоняют),
  
  и притом не один. Более чем сомнительный регент успел присоединиться к нему. Но это ещё не всё: третьим в этой компании оказался неизвестно откуда взявшийся кот, громадный, как боров
  
  (много взаимоисключающих характеристик даёт автор своим героям; даже громадный кот, по сути маленькое животное; размером с борова - это уже тигр или лев)
  
  чёрный, как сажа или грач
  
  (дополнительно автор проводит аналогию с чёрными воронами, питающихся падалью стервятниками, и "воронками", автомобилями, в которых часто разъезжали оперативные группы НКВД),
  
  и с отчаянными кавалерийскими усами
  
  (нет ни на одной мне известной фотографии Н.И.Ежова у него усов, быть может, образом С.М.Будённого дополняет обобщённый портрет кота Бегемота М.А.Булгаков?).
  
  Тройка двинулась в Патриарший, причём кот тронулся на задних лапах.
  Иван устремился за злодеями вслед и тот час убедился, что догнать их будет очень трудно
  
  (молод и прыток Иван Николаевич, легко отрывается он от преследования).
  
  Тройка мигом проскочила по переулку и оказалась на Спиридоновке. Сколько Иван ни прибавлял шагу расстояние между преследуемыми и им ничуть не сокращалось
  
  (удирает всё дальше от погони поэт).
  
  И не успел поэт опомниться, как после тихой Спиридоновки очутился у Никитских ворот, где положение его ухудшилось. Тут уже была толчея. Иван налетел на кой-кого из прохожих
  
  (сквозь людей бежит только прячущийся, пытающийся скрыться от глаз погони человек, догоняющий срезает углы, оббегает скопища, как помехи),
  
  был обруган. Злодейская же шайка к тому же здесь решила применить излюбленный бандитский приём - уходить врассыпную
  
  (но зачем им разбегаться в разные стороны, ведь, если верить тексту, Иван гонится лишь за профессором, остальные лишь "путаются"; на самом деле, стремятся на общественном транспорте перехватить поэта кот с регентом).
  
  Регент с великой ловкостью на ходу ввинтился в автобус
  
  (на ходу заскакивает в машину, чтобы ускориться, а заодно передохнуть),
  
  летящий к Арбатской площади
  
  (видимо, собираясь перехватить Ивана на пути к месту проживания),
  
  и ускользнул. Потеряв одного из преследуемых, Иван сосредоточил своё внимание на коте и видел, как этот странный кот подошёл к подножке моторного вагона "А", стоящего на остановке, нагло отсадил взвизгнувшую женщину, уцепился за поручень и даже сделал попытку всучить кондукторше гривенник через открытое по случаю духоты
  
  (не по случаю жары, как объяснялось ранее, а в связи с теснотой в трамвае)
  
  окно.
  Поведение кота настолько поразило Ивана, что он в неподвижности застыл у бакалейного магазина на углу
  
  (укрывшись от погони, спрятался за угол Иван Николаевич, пропуская вперёд, в общественный транспорт своих преследователей)
  
  и тут вторично, но гораздо сильнее, был поражён поведением кондукторши. Та, лишь только увидела кота, лезущего в трамвай, со злобой, от которой даже тряслась, закричала:
  - Котам нельзя! С котами нельзя! Брысь! Слезай, а то милицию позову!
  Ни кондукторшу, ни пассажиров не поразила самая суть дела: не то, что кот лезет в трамвай, в чём было бы ещё полбеды, а то, что он собирается платить!
  
   Необходимое дополнение.
  
  Трамвай переполнен, как обычно в те годы.
   Опознать в человеке чекиста в чёрном кожаном плаще, каким описывает кота М.А.Булгаков, проще некуда: "...Кот, громадный, как боров, чёрный, как сажа или грач, и с отчаянными кавалерийскими усами".
  Но больше всего кондуктора удивляет желание сотрудника НКВД платить, потому что в советское время милиция везде перемещалась бесплатно.
  Призыв вызвать милицию просто стереотипная фраза в подобных ситуациях.
  Кот Бегемот готов платить из-за приказа Воланда незамедлительно поймать Ивана Бездомного, как свидетеля убийства М.А.Берлиоза до того, как он доберётся до общественности.
  Коту надо торопиться. Впереди летит, как он считает, на перекладных, спасаясь от погони, Иван Николаевич. В сумерках потерял кот поэта в толпе.
  Коровьёв и кот Бегемот после проведения операции упустили из виду главного свидетеля. Попросту они забыли в суете про его наличие.
  В тот момент, когда к Воланду подскочил пришедший в себя после убийства Берлиоза поэт, они оба хотели в сопровождении Воланда-Сталина вернуться, как обычно, в Кремль. Видимо, по этой причине рядом с ними не оказалось мелких сотрудников с автотранспортом.
  
   Продолжим.
  
  Кот оказался не только платёжеспособным, но и дисциплинированным зверем. При первом же окрике кондукторши он прекратил наступление, снялся с подножки и сел на остановке, потирая гривенником усы. Но лишь кондукторша рванула верёвку и трамвай тронулся, кот поступил как всякий, кого изгоняют из трамвая, но которому всё-таки ехать-то надо. Пропустив мимо себя все три вагона, кот вскочил на заднюю дугу последнего, лапой вцепился в какую-то кишку, выходящую из стенки, и укатил, сэкономив, таким образом, гривенник".
  
   Необходимое дополнение.
  
  Всё своё детство в 60-ых и 70-ых годах мы ездили в переполненном душном общественном транспорте. Плотно прижатые потные вонючие тела и по сию пору стоят перед моими глазами. Остановки с сотнями озлобленных людей.
  Конечно, любой нормальный мальчишка считал нормальным ездить "зайцем" в таких машинах. Особой доблестью сорванцов, было, прокатится "с ветерком" на подножках или как-то зацепившись снаружи. Кто тогда считал, скольких из нас покалечила любовь "кондукторш" к дисциплине?
  И жил ведь я в Алма-Ате и Караганде, где людей было значительно меньше, чем в Москве.
  Очередная меткая иллюстрация советской действительности от М.А.Булгакова.
  
   Продолжим.
  
  "Занявшись паскудным котом, Иван едва не потерял самого главного из трёх - профессора. Но, по счастью, тот не успел улизнуть
  
  (хорошо изучил повадки спасающихся от погони людей старый подпольщик, пригодилась тайная служба у прокуратора или в "охранке" в царской полиции; последним, кто потеряет Ивана будет Воланд).
  
  Иван увидел серый берет в гуще в начале Большой Никитской, или улицы Герцена. В мгновенье ока Иван и сам оказался там. Однако удачи не было. Поэт и шагу прибавлял, и рысцой начинал бежать, толкая прохожих, и ни на сантиметр не приблизился к профессору.
  Как ни был расстроен Иван, всё же его поражала та сверхъестественная скорость, с которой происходила погоня. И двадцати секунд не прошло, как после Никитских ворот Иван Николаевич был уже ослеплён огнями на Арбатской площади
  
  (скорость, с которой перемещается поэт, легко вычисляется и составляет около 70 километров в час; расстояние между объектами составляет по карте где-то 400 метров; очевидно, что Иван Николаевич едет по бульварному кольцу на транспорте, скорее всего на извозчике; естественно, что именно здесь поэт обгоняет Коровьёва и кота Бегемота).
  
  Ещё несколько секунд, и вот какой-то тёмный переулок с покосившимися тротуарами, где Иван Николаевич грохнулся и разбил колено. Опять освещённая магистраль - улица Кропоткина, потом переулок, потом Остоженка и ещё переулок, унылый, гадкий и скупо освещённый
  
  (вся погоня проходит в центре Москвы, но и здесь электричество есть только в самых людных местах).
  
  И вот здесь-то Иван Николаевич окончательно потерял того, кто был ему так нужен
  
  (лучшее знание кривоколенных переулков центра Москвы помогает Ивану Николаевичу "снять с хвоста" последнего преследователя, который едет за ним в автомобиле).
  
  Профессор исчез.
  Иван Николаевич смутился, но ненадолго, потому что вдруг сообразил, что профессор непременно должен оказаться в доме Љ 13 и обязательно в квартире 47
  
  (свой собственный домашний адрес называет поэт, понимая, что вот-вот к нему и туда нагрянут сотрудники НКВД; мне кажется в районе между улицей Остоженка и Пречистенской набережной в 1926-ом году был только один дом под номером 13, и в котором было бы 47 квартир).
  
  Ворвавшись в подъезд, Иван Николаевич взлетел на второй этаж, немедленно нашёл эту квартиру и позвонил нетерпеливо. Ждать пришлось недолго: открыла Ивану дверь какая-то девочка лет пяти и, ни о чём не справляясь у пришедшего, немедленно ушла куда-то
  
  (маленькая девочка не откроет дверь незнакомому человеку, тем более, не справившись о том, кто там пришёл, увидев чужого дяденьку она испугается и позовёт взрослых, хорошо знаком ей Иван Николаевич).
  
  В громадной, до крайности запущенной передней, слабо освещённой малюсенькой угольной лампочкой под высоким, чёрным от грязи потолком, на стене висел велосипед от шин, стоял громадный ларь, обитый железом, а на полке над вешалкой лежала зимняя шапка, и длинные её уши свешивались вниз
  
  (не носят в жаркую погоду шапку-ушанку, явно минуту-другую назад заброшена она на полку; внимательно смотрит Иван при входе на присутствие в квартире посторонних людей, опасаясь погони).
  
  За одной из дверей гулкий мужской голос в радиоаппарате сердито кричал что-то стихами
  
  (исполнением классических произведений по всему тексту романа обозначает М.А.Булгаков обращения советской власти к народу; здесь по радио объявляют о необходимости поймать преступника - Ивана Николаевича Бездомного).
  
  Иван Николаевич ничуть не растерялся в незнакомой обстановке и прямо устремился в коридор, рассуждая так: "Он, конечно, спрятался в ванной"
  
  (ищет наиболее близких людей в коммунальной квартире, хорошо знакомых соседей).
  
  В коридоре было темно. Потыкавшись в стены, Иван увидел слабенькую полоску света внизу под дверью, нашарил ручку и несильно рванул её
  
  (как можно не сильно рвать дверь, буквально врывается в ванную Бездомный).
  
  Крючок отскочил, и Иван оказался именно в ванной и подумал о том, что ему повезло
  
  (находит он, по всей видимости, женщину, которая уделяла ему неоднократно своё внимание).
  
  Однако повезло не так уж, как бы нужно было!
  
  (обыгрывает ситуацию автор; вид обнажённой молодой женщины вплетается безобидным юмором в трагические события страшного вечера)
  
  На Ивана пахнуло влажным теплом, и, при свете углей, тлеющих в колонке, он разглядел большие корыта, висящие на стене, и ванну, всю в чёрных страшных пятнах от сбитой эмали
  
  (даже в конце 80-ых и начале 90-ых, я помню такие ванны в коммунальных квартирах в переулках Арбата).
  
  Так вот, в этой ванне стояла голая гражданка, вся в мыле и с мочалкой в руках. Она близоруко прищурилась на ворвавшегося Ивана и, очевидно, обознавшись в адском освещении, сказала тихо и весело:
  -Кирюшка! Бросьте трепаться! Что вы, с ума сошли?.. Фёдор Иванович сейчас вернётся. Вон отсюда сейчас же! - и махнула на Ивана мочалкой
  
  (с кем-то другим, пришлым со стороны гостем развлекается соседушка, но, узнав Ивана Николаевича, услышав от кого он бежит, она гонит его прочь, угрожая каким-то Фёдором Ивановичем).
  
  Недоразумение было налицо, и повинен в нём был, конечно, Иван Николаевич. Но признаться в этом он не пожелал
  
  (не в чем виниться поэту, стыдно должно быть подружке)
  
  и, воскликнув укоризненно: "Ах, развратница!.." - тут же зачем-то очутился в кухне. В ней никого не оказалось, и на плите в полумраке стояло безмолвно около десятка потухших примусов.
  
   Необходимое дополнение.
  
  Первое упоминание о примусе. Этот обычный хозяйственный прибор преобразуется позже в фантазиях М.А.Булгакова в террористическую бомбу, которую не раз подорвет кот Бегемот, спасаясь от преследования.
  Но пока примусы настоящие. Их потушенный вид подсказывает читателю, что несмотря на поздний вечер, около 10 часов, никто ещё не вернулся домой с работы в коммунальную квартиру. Очевидно, что проживает здесь не менее десяти человек.
  Не к кому обратиться Бездомному по месту проживания.
  
   Продолжим.
  
  Один лунный луч
  
  (борется и в самом забытом углу с ликом божьим свет советской лампады),
  
  просочившись сквозь пыльное, годами не вытираемое окно, скупо освещал тот угол, где в пыли и паутине висела забытая икона, из-за киота которой высовывались концы двух венчальных свечей. Под большой иконой висела пришпиленная маленькая - бумажная.
  Никому не известно, какая тут мысль овладела Иваном, но только, прежде чем выбежать на чёрный ход
  
  (боясь погони у входа, уходит через задний двор осторожный беглец),
  
  он присвоил одну из этих свечей, а также и бумажную иконку
  
  (глубоко внутри себя, далеко от чужих глаз прячет свою православную веру Бездомный, даже провоцируемый не признаётся он в атеизме Воланду, храня, как реликвию в дальнем углу, предметы культа; и в минуту непосредственной угрозы собственной жизни поэт ищет спасения у Бога, прихватывая с собой лик божий).
  
  Вместе с этими предметами он покинул неизвестную квартиру, что-то бормоча, конфузясь при мысли о том, что он только что пережил в ванной
  
  (неприятно узнать, что наставляет тебе рога любимая подруга, иначе какое ему бы было дело до Кирюшки),
  
  невольно стараясь угадать, кто бы был этот наглый Кирюшка и не ему ли принадлежит противная шапка с ушами.
  В пустынном безотрадном переулке поэт оглянулся
  
  (на всякий случай, озирается Бездомный по сторонам, вдруг выскочит погоня),
  
  ища беглеца, но того нигде не было. Тогда Иван твёрдо сказал самому себе:
  - Ну конечно, он на Москва-реке! Вперёд!
  Следовало бы, пожалуй, спросить Ивана Николаевича, почему он полагает, что профессор именно на Москва-реке, а не где-нибудь в другом месте. Да горе в том, что спросить-то было некому
  
  (сам с собою разговаривает автор, предлагая нам додумать, спросить самим, что ищет на Москва-реке поэт; зная про наличие у НКВД на службе патрульно-розыскных собак, серьёзно опасаясь их преследования по запаху из квартиры, заметает следы в речке Бездомный).
  
  Омерзительный переулок был совершенно пуст.
  Через самое короткое время можно было увидеть Ивана Николаевича на гранитных ступенях амфитеатра Москвы-реки
  
  (не к Храму ли Христа Спасителя с иконой в руках, крёстным ходом, бежит за чудом спасения поэт Иван Бездомный?).
  
  Сняв с себя одежду, Иван поручил её какому-то приятному бородачу, курящему самокрутку возле рваной белой толстовки и расшнурованных стоптанных ботинок.
  
   Необходимое дополнение.
  
  Что за "приятный бородач" попался Ивану возле Храма Христа Спасителя, возле которого М.А.Булгаков закончил "погоню" Бездомного и направил в квартиру?
  Наличие бороды - это признак человека гонимого, заключённого под стражу. Вероятно, автор пишет о священнике. Как известно служители церкви подвергались практически физическому истреблению в те годы. Множество несчастных служителей Православия стекались в те годы к главному Храму страны в поисках защиты их разорённым приходам, разрушенным церквям. Также статистические данные за 1926-ой год называют страшную цифру мирового рекорда по количеству суицидов на 100 000 человек населения среди всех стран мира, где существуют подобные наблюдения, - 41.8 мужчин и 19.5 женщин. И это только официальные данные. Позже в СССР будут ещё два рекордных года по числу суицидов - это 1937-ой и 1947-ой.
  
  Бородач находится рядом с перечисленными вещами, то есть именно они и есть та одежда, за которой "поручает" Иван посмотреть.
  В итоге Иван Бездомный поменяет лишь обувь и брюки, то есть самые пригодные для преследования собакой части одежды.
  
   Продолжим.
  
  Помахав руками, чтобы остыть
  
  (перед тем, как нырнуть в воду разминается, разогреваясь поэт, холодно в Москве),
  
  Иван ласточкой кинулся в воду. Дух перехватило у него, до того была холодна вода, и мелькнула даже мысль, что не удастся, пожалуй, выскочить на поверхность
  
  (холодная вода в реке, не прогревается она днём, и насколько может быть ледяной вода, если вам кажется, что вы и вынырнуть не сможете, не бывает так в жаркие дни).
  
  Однако выскочить удалось, и, отдуваясь и фыркая, с круглыми от ужаса глазами, Иван Николаевич начал плавать
  
  (невозможно плавать при такой температуре воды, лишь нырнул, так сразу и вынырнул на поверхность и на берег Бездомный)
  
  в пахнущей нефтью чёрной воде меж изломанных зигзагов береговых фонарей.
  Когда мокрый Иван приплясал
  
  (вот ещё один глагол указывающий на холод в Москве)
  
  по ступеням к тому месту, где осталось под охраной бородача его платье, выяснилось, что похищено не только второе, но и первый, то есть сам бородач
  
  (не хватает времени "бородачу" сбежать незамеченным; Иван только нырнул и вынырнул).
  
  Точно на том месте, где была груда платья
  
  (это "ковбойка" и "жеванные белые брюки", вор, позарившийся на такой прикид, никак ничего оставить не может, как не оставит и таких необходимых бродяге в дороге вещей, как свечка и спички),
  
  остались полосатые кальсоны, рваная толстовка, свеча, иконка и коробка спичек. Погрозив в бессильной злобе кому-то вдаль кулаком
  
  (проклинает советскую власть),
  
  Иван облачился в то, что было оставлено
  
  (не брошено, заметьте).
  
  Тут его стали беспокоить два соображения: первое, это то, что исчезло удостоверение
  
  (в ресторане Грибоедова швейцар его знает в лицо, удостоверение ему там не понадобиться; в советское время люди никогда не расставались с паспортом или документом удостоверявшим их личность)
  
  Массолита, с которым он никогда не расставался, и, второе, удастся ли ему в таком виде беспрепятственно пройти по Москве?
  
  (в середине 1920-ых годов, после Гражданской войны и разрухи, по Москве ходят тысячи раздетых людей; ничего необычного в этом нет; даже в 1980-ых годах на улицах Москвы попадались люди в лохмотьях)
  
  Всё-таки в кальсонах... Правда, кому какое дело, в всё же не случилось бы какой-нибудь придирки или задержки
  
  (беспокоится поэт, что разослали уже по близлежащим участкам на него оперативные материалы с описанием одежды, и поэтому решает переодеться в одежду бородача, смущают молодого человека лишь кальсоны).
  
  Иван оборвал пуговицы с кальсон там, где те застёгивались у щиколотки, в расчёте на то, что, может быть, в таком виде они сойдут за летние брюки, забрал иконку, свечу и спички и тронулся, сказав самому себе:
  - К Грибоедову! Вне всяких сомнений, он там
  
  (некуда идти Бездомному, понимает он, что ему не спастись, не скрыться, но надо предупредить товарищей, собравшихся на заседание и ждущих Михаила Александровича и его, надо сообщить подробности происшествия общественности; до сих пор Бездомный, заплетая следы, бежал в противоположную от Дома Грибоедова сторону, то есть от Патриарших прудов к реке Москве; только убедившись в том, что за ним нет "хвоста", поэт разворачивается к цели своего побега).
  
  Город уже жил вечерней жизнью. В пыли пролетали, бряцая цепями, грузовики на платформах их, на мешках, раскинувшись животами кверху, лежали какие-то мужчины.
  
   Необходимое дополнение.
  
  Вероятно, в Москве 1926-го года после зимы правоохранительные органы собирали трупы умерших от голода и холода людей, которые появлялись из-под таявшего снега.
  В темноте кверху животами и раскинувшись в кузове грузовика лежат только трупы или бессознательные тела.
  Бряцанье цепями демонстрирует отношение события к прошедшей зиме. Для проезда по обледенелой дороге и сегодня на колёса грузовиков наматывают цепи.
  Ни у кого кроме представителей советской власти в те годы не могло быть грузовых машин.
  
   Продолжим.
  
   Все окна были открыты
  
  (окна грузовиков).
  
  В каждом из этих окон горел огонь под оранжевым абажуром
  
  (светят прожектора в поисках беглеца),
  
  и из всех дверей, из всех подворотен, с крыш и чердаков, из подвалов и дворов вырвался хриплый рёв полонеза из оперы "Евгений Онегин"
  
  (это раздаётся предупреждающий, сигнальный вой милицейских сирен вместе с призывами к народу задержать преступника).
  
  Опасения Ивана Николаевича полностью оправдались: прохожие обращали на него внимание и смеялись и оборачивались
  
  (на больших улицах уже никак не проскочить незамеченным).
  
  Вследствие этого он принял решение покинуть большие улицы и пробираться переулочками, где не так назойливы люди, где меньше шансов, что пристанут
  
  (бродят по городу патрули)
  
  к босому человеку, изводя его расспросами о кальсонах, которые упорно не пожелали стать похожими на брюки.
  Иван так и сделал и углубился в таинственную сеть арбатских переулков и начал пробираться под стенками, пугливо косясь, ежеминутно оглядываясь, со временем прячась в подъездах и избегая перекрёстков со светофорами, шикарных дверей посольских особняков
  
  (выбирая исключительно безлюдные закоулки, избегая любой встречи с живыми людьми пробирается к Грибоедову Бездомный; о шикарных дверях посольств М.А.Булгаков пишет, обозначая охраняемые милицией объекты недвижимости).
  
  И на всём его трудном пути невыразимо почему-то его мучил вездесущий оркестр (преследует его вой сирен почти до самого Грибоедова), под аккомпанемент которого тяжёлый бас пел о своей любви к Татьяне".
  
   Необходимое дополнение.
  
  Совершенно не нужен Воланду и его компании лишний свидетель, мало того, непосредственный участник развернувшейся драмы. По начальному плану убийство должно было сойти за несчастный случай.
  Но не удастся даже изощрённому и лживому советскому следствию списать гибель Михаила Александровича Берлиоза на невнимательность редактора. Слишком много свидетелей было у происшествия на Патриарших прудах. Очень большой резонанс вызвала в общественной среде смерть литератора. Даже на демонстрацию несогласия с существующей властью, провожая в последний путь председателя Массолита, вышли в забитой Москве люди.
  Для того, чтобы спустить пары в обществе, находит следствие настоящих виновных в убийстве, а не для торжества справедливости.
  Для устрашения других, а не для острастки.
  Для расчёта с карьерными препятствиями, а не из-за профессиональной непригодности.
  Не жертв произвола, а козлов отпущения.
  Не в результате сложных розыскных действий прокуратуры, а путём политического решения.
  В Эпилоге они названы.
  "Невиданной силы гипнотизёры".
  Это, естественно, Коровьёв вместе со своей преступной шайкой в лице кота Бегемота и множества других российских котов. Должно соответствовать истине хоть что-то в сочиняемых НКВД легендах.
  На протяжении всего существования советской власти, периодически делая вид, что она борется с преступностью в своих рядах, КПСС избавлялась от своих товарищей. Кого-то расстреливая, кого-то осуждая и сажая в тюрьмы, кого-то просто выгоняя из органов, избирал "карающий меч революции" в лице ВЧК, ГПУ, НКВД, КГБ очередных стрелочников. Таким образом, руководители большевистской партии освобождали себя от ответственности за свои собственные преступления и очевидную неспособность управлять страной.
  Иногда по недомыслию, чаще по корыстной выгоде, воспользовавшись придуманным диагнозом профессора Стравинского, даже самые опасные свидетели оставались живыми и на свободе.
  Мне кажется, так объяснял для себя своё "вольное" положение в СССР писатель Михаил Афанасьевич Булгаков.
  Только благодаря наличию стрелочника Коровьёва, НКВД освобождает поэта Ивана Николаевича Бездомного. В сложившейся ситуации совершенно не имеют значения его показания, наоборот, вписывая их в дело, можно нарушить стройную логику обвинения. Ведь теперь поэт отрицает произошедшее. "Идёт в отказ" - как называют это и по сей день в следственных кругах современной правоохранительной системы России.
  Можно, конечно, под принуждением заставить всё вспомнить и восстановить первоначальные показания, но тогда надо будет как-то объяснить присутствие и участие Воланда, что никак не устраивало следствие.
  Удобнее и проще было запугать, взять подписку о неразглашении и отпустить.
  Вреда от сломленного поэта Ивана Николаевича Бездомного никакого, а советская власть выглядит справедливой и милосердной, самокритично исправляющей свои ошибки.
  
   Продолжим.
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"