Улыбин Вячеслав Вячеславович : другие произведения.

Слюни по Тургеневу

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:

  
  
  
  
  Слюни по Тургеневу
  
  Настоящая заметка есть первая нотка панихиды по Русской Классике... сливающаяся с победоносным громом фанфар Нового Средневековья.
  В чем коренное отличие Культуры Средневековья от нашей? Она пестовала в человеке образ Божий, наша - образ скотский. Если наши предки с Петровских времен (в Западной Европе - чуть ранее) отринули эту культуру, это проблема предков (и их потомков в нашем лице), а не культуры. И тем не менее Искусство Средневековья никуда не делось, ибо оно заключено в сердцах наших - осталось только протянуть руку. Возвращение ко Средневековью есть возвращение ко Христу.
  А как же знаменитая Русская Классика? Всем желающим пускать слюни по Тургеневу отвечаем: Русская Классика (как и нерусская, впрочем, тоже) есть воспевание различных страстей человеческих. И для чего? Для удовлетворения тщеславия пишущих и праздного любопытства чтущих. Неудивительно, что мы, воспитанные на такой литературе, имеем изначально вывихнутый вкус. К примеру, перед средневековым книжником, берущим перо, в первую очередь вставал вопрос: избран ли я в чреде званых? имею ли право писать? Перед нами же, пишущими ныне, стоит другой вопрос: сколько денег (славы) я могу заработать посредством читателей? Если наши медиевистские предшественники желали не повредить своей душе, мы - своему тщеславному кошельку.
  Противник Классики скажет: у нас есть модерн! И ошибется, ибо так называемый модерн в его отношении к классике (и в этом одна из его тайн) есть высшая и последняя точка классицизма... Просто страсти можно воспевать по Тургеневу (который находил личное наслаждение быть утопленным в грязи женским каблучком), а можно по Баркову (который был первым русским модернистом). Сущность страсти от этого не изменится. Кстати: медиевистский читатель не нуждался в подробном описании страстей. Если мы в этом нуждаемся (а мы нуждаемся), то это говорит о том, что мы более больны, чем наши предки, жившие пятьсот лет назад.
  Освобождение от страстей, очищение ветхого человека - вот путь Новой Культуры, иначе мы захлебнемся в собственной культурной блевотине (и уже захлебываемся, что происходит, в том числе, и на обыденном уровне: так, при увеличении количества фильмов, сериалов, пьес, газет, журналов, программ - смотреть и читать нечего и некого!).
  К чему вообще нас привела Русская Классика (за исключением, пожалуй, Гоголя, Достоевского, Солженицына)? К семнадцатому году! Конечно, связь не прямолинейна. Но тем не менее она существует и выглядело это примерно так: обезбоженный слой интеллектуальной элиты Российской Империи (которую Ленин метко назвал "г...") требовал антихристианского искусства, которое, в свою очередь, вовлекло в свою пагубную орбиту и слои населения, первоначально с ним незнакомых. Иными словами, Русская Культура пробежала за каких-то сто лет путь от Ивана Тургенева до Демьяна Бедного.
  Итак, всем желающим пустить слюни по Тургеневу подадим носовой платок вкупе с бинтом: ибо они с кровью.
  
  P.S. Важный вопрос о том, могут ли плебеи понимать искусство дворян (а Русская Классика это Искусство Дворян) мы прибережем на потом.
  
  16 августа 2005 года
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"