Главное событие рубежа тысячелетий - зримое возвращение изгнанного Бога в человеческую историю. Этот процесс носит всемирный характер. Возведение храмов, теракты, строительство IV Рима (в США), развал Евросоюза - суть символы нового религиозного пробуждения народов.
2.
Отсюда следует вывод о наступившем Новом Средневековье, если понимать последнее как время, в котором религиозные вопросы имеют определяющее значение. Надолго ли оно наступило? Хотелось бы, чтоб на века.
3.
И в конце концов, неужели это так плохо? Средневековье, с точки зрения жизни духовной, есть Золотой Век человечества, ибо Святой Дух зримо сошел в тогдашнюю культуру воззреть на человека, ждущего Христа.
4.
Что это значит для литературы? Это значит, что перед ней стоит грандиозная задача обновления языка и создания новых произведений отечественной словесности в духе средневековья. Что это будет? Слово о Полку Игореве? Рыцарский роман о Парсифале? Римские деяния? Божественная трагедия? Время покажет. Дух творит формы по своему хотению.
5.
Что же нам делать со старыми мехами: Пушкиным, Толстым, Шолоховым (или тем, кто писал вместо него "Тихий Дон")? Снести в антикварную лавку, сказав при этом: двухсотлетний цикл русской литературы закончился.
6.
Вместе с тем Рыцари Новой Русской Средневековой Литературы не страдают тотальным синдромом отрицания; так, наша Прекрасная Дама находится в советском прошлом. Имя ей - Ольга Берггольц.
7.
Не вливают новое вино в мехи ветхие. Наше вино будет отличаться от реалистических и модерновых предшественников тремя качествами: назидательностью, весельем, ясностью.
8.
Вооружимся же именем Христа, возьмем Меч Слова, облачимся в тогу смирения - и выйдем на жатву Господню.
9.
Целью Нового Средневекового Искусства (и в этом его принципиальное отличие от целей всех иных искусств) является познание Всеблагого Бога, Ему же слава, честь и поклонение подобает, всегда, ныне и в бесконечные веки, аминь.