Считается, что древние восточные цивилизации: Китай Индия и те, что не сохранились,--не уступали в развитии (на его пиках, достигнутых в разное время) западно-европейской. Но тогда почему по мере продвижения к сегодняшнему дню они всё больше отставали? Почему, скажем, Индия даже стала английской колонией и в течение целого века была ею, обретя же свободу, не избавилась от унизительных следов позорного периода своей истории?* Что такое особенное есть в западном человеке и нет у других народов--качество, позволяющее ему и его прямым потомкам в США добиваться поразительных успехов в жизни? Невероятные трудолюбие и упорство? По сравнению со многими народами, к примеру, с нами, русскими, пожалуй, но не с китайцами же, успехи которых тем не менее далеко не так впечатляющи.
Нет, всё дело в том, что западный человек не имеет в себе с т р а х а Б о ж и я. Для неверующих скажем по-другому: западный человек не боится переделывать мир, не страшась при этом ошибиться, будучи абсолютно уверенным, что всегда и любую ошибку он сможет исправить. "Не ошибается тот, кто ничего не делает"--справедливость этого утверждения европейцы и американцы распространили за рамки разумного.** То же можно сказать и об их чрезмерном пристрастии к науке и технике, хотя уже совершенно ясно, что наука в её материальном воплощении--технике и технологии--в основном негативно антропогенна.
Остальной мир, соблазнённый примером Европы и Америки, пытается их копировать. С большим, как Япония и Китай, или меньшим, как мы, Индия, Турция, Бразилия, успехом. Что-то получается, однако догнать лидеров всё-таки не удаётся. Мешают остатки страха Господня, которые пока ещё есть в душах незападных людей. Но они не осознают это как ценность и своим стремлением к комфорту изживают из себя спасительную благодать. С истинной верой они (и мы тоже!) давно покончили, её в современном человеке не осталось и с зерно горчичное. Когда же совсем исчезнет и страх Божий, тогда и наступит конец Света.
Ну что ж, златоверхие шапки смахнём,
Развеем число Галилея
И Моцарта флейту продуем огнём,
От первого тлена пьянея.
Нам снится немая, как камень, земля
И небо, нагое без птицы,
И море без рыбы и без корабля,
Сухие, пустые глазницы.***
Необходимое дополнение
Страх Божий (страх Господень)--это не фигура речи, а одно из важных понятий христианства. За ним стоит вполне конкретная, признаваемая христианской религией реальность, о которой много написано Отцами церкви. С их размышлениями на этот счёт, включая точные цитаты, желающие могут познакомиться в Интернете.
Но и для материалистов данное понятие имеет смысл. Оно означает благоговение перед природой, признание человеком своей вторичности и зависимости от природных сил, неприятие философии владычества над существующим миром.
___________
* Для справки: английский является вторым, наряду с хинди, официальным языком страны
** Порок, о котором мы говорим, был свойствен западному человеку с древности, ещё когда богов у него было много. Вспомним хотя бы Прометея. Есть ли в эпосах других народов подобные персонажи-богоборцы, возведённые в ранг героев? Может, и есть (я не знаю), но ими не гордятся, и потому они не известны широко в отличие от Прометея
*** А. Тарковский. Предупреждение
НЕУНИВЕРСАЛЬНЫЙ СОВЕТ
По несчастью или к счастью,
Истина проста:
Никогда не возвращайся
В прежние места.
Даже если пепелище
Выглядит вполне,
Не найти того, что ищем,
Ни тебе, ни мне.*
Сколько тоски и отчаяния от сознания невозможности без страданий снова увидеть места, где прошли детство и юность!
А почему, собственно, это невозможно?
Если нет лукавой тяги
К перемене мест,
Нам тогда нести не надо
Возвращенья крест.
И не станет пепелищем
Милый сердцу край...
Только там нас ждёт, дружище,
Счастье, так и знай.
Действительно, не уезжай--и возвращаться не потребуется. Конечно, родные город или деревня и в этом случае не останутся неизменными. Так и в годы детства они менялись. Но когда изменения происходят у нас на глазах и постепенно, они не становятся трагедией. К примеру, если видишь человека постоянно в течение многих лет, то он остаётся для тебя одним и тем же, хотя и стареет. А вот если не видеть его те же много лет и потом встретить, наверняка с горечью подумаешь о безжалостном времени или даже переживёшь потрясение.
Завидую людям, прожившим на своей малой родине всю жизнь, не променявшим привычную, пусть и неяркую картину за окном родительского дома на калейдоскоп.
____________
* Стихотворение Г. Шпаликова
ТРЕТИЙ РУССКИЙ ВОПРОС
В отличие от первых двух ("Кто виноват?" и "Что делать?") этот вопрос "Кто мы?" позорит нас. Он свидетельствует о том, что мы недовольны нашей родословной и пытаемся найти в ней "благородные" корни. По сути уподобляемся хохлам, твердящим в один голос "Украина--це Европа".
Этот вопрос актуализировался в последнее время,* хотя возник не вчера и даже не позавчера. В XIX-ом веке он был предметом острой дискуссии между славянофилами и западниками, которые впрочем тоже не были здесь первопроходцами. Его породили петровские реформы.
Теперешний глава России с большим уважением, если не сказать с восторгом, относится к первому российскому императору, тому, кто "уздой железной Россию поднял на дыбы". При этом, видимо, желая дистанцироваться от низкопоклонства перед Западом, Путин утверждает, что Пётр I, беря пример с Европы, которую сам объездил, всё-таки строил на родной земле Россию, а не Голландию или Англию. Рискну с этим не согласиться. Парики, чулки на мужчинах, "мин херц", "бороды брить, кофий пить и трубку курить"--что в этом русского? Я уж не говорю о ликвидации патриаршества. Нет, Пётр хотел построить именно европейское государство и переделать свой народ на западный манер. Средства не выбирал: лес рубят-- щепки летят.** И всё равно цели достичь не удалось, правда, бесследно его усилия тоже не пропали. Благодаря им мы с тех пор--ни рыба ни мясо. Вот и мучимся неизвестностью. А своим пророкам, как и положено, не верим, не хотим верить, считая высказанный ими приговор нашей идентичности мазохистским наветом. Например, этот, известный:
"Да, скифы мы!
Да, азиаты мы,
С раскосыми и жадными очами!".
___________
* Граждане СССР не комплексовали по поводу того, настоящие ли они европейцы. А Маяковский высказался категорично:
"У советских собственная гордость:
На буржуев смотрим свысока"
** У него были достойные преемники среди последующих хозяев страны, тоже не считавшиеся с затратами при осуществлении своих планов: Ленин, Сталин, Ельцин с Гайдаром. Однако находились и такие, кто доказал, что даже самые глубокие реформы можно проводить без жестокостей, можно строить (возрождать) страну не на костях её подданных: Столыпин, Путин
ГИМН СТРАНЫ НЕ ХИТ СЕЗОНА
На международных соревнованиях по художественной гимнастике победившая россиянка законно поднялась на высшую ступеньку пьедестала почёта, чтобы получить золотую медаль, а потом с гордостью слушать гимн Родины, глядя на её флаг, вывешенный над двумя другими--флагами стран, чьи спортсменки заняли второе и третье места. Но вместо гимна России под сводами спортивной арены раздались аккорды "Патриотической песни" Глинки.* После того, как чемпионка указала организаторам соревнований на ошибку, они свою оплошность исправили, и музыка Александрова всё-таки прозвучала.
Неприятное происшествие. Однако винить в нём только устроителей состязаний неправильно. Изменение официальных символов государства, а государственный гимн является одним из них, означает для его народа признание собственной неосновательности. К примеру, гимну США уже два века,** тем не менее он выражает патриотические чувства сегодняшних американцев не хуже, чем чувства их предков. И дело здесь не в его особенных художественных достоинствах, а в том, что граждане признают эту торжественную песню н е п р и к о с н о в е н н о й с в я т ы н е й.*** Вот, чего нам не хватает. Так как же можно требовать от чужеземцев уважения к нашему гимну да и к нам самим?
Два чувства дивно близки нам --
В них обретает сердце пищу:
Любовь к родному пепелищу,
Любовь к отеческим гробам.
На них основано от века
По воле Бога самого
Самостоянье человека,
Залог величия его...
Если иметь в виду нас, то этот великолепный пассаж представляет собой всего лишь мечту, которая не осуществилась в русском народе до сих пор. Увы, наша реальность другая:
На кладбище ветер свищет,
Сорок градусов мороз.
На кладбище нищий дрищет--
Прохватил его понос.
Примечание. А ведь есть примеры уважительного отношения к символам. Взять хотя бы герб Самары, остающийся по сути неизменным со дня его принятия в XVIII-ом веке, хотя представляет собой всего лишь дикую козу. Она не чета штурмовику ИЛ-2 или ракете "Союз", которыми прославился наш город, тем не менее не уступила им. Впрочем, может, это лишь недосмотр моих не в меру активных земляков, охочих до всяких преобразований?
___________
* Оказывается, такой казус случился не впервые
** За то же время у нас сменилось шесть (половина из них заимствованы), теперешний гимн стал седьмым
*** Святыня--то, что является особенно дорогим, любовно хранимым и чтимым (см. "Словарь русского языка" С.И. Ожегова)