Твердомёдов Григорий Алексеевич : другие произведения.

Иуда

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:


   0x08 graphic
СС собором Парижской Богоматери связана пронзительная легенда об одном аббате, который был постоянно занят мыслью о вечном наказании. "Если есть на земле человек, -- думал он, -- который может быть осужден Господом на вечные муки, то это только Иуда, предавший Христа". Но мысль его сказала ему: "Если один Иуда осужден на вечные муки, то значит не Христос, а Иуда тот Агнец, который принял на себя грехи мира". Тогда он избрал Иуду в молитвах своих. Однажды ночью, молясь в соборе, он обратился к Христу с безумной молитвой: "Я верю... Я хочу верить, Господи, что Иуда любимейший ученик Твой и что он теперь в царстве небесном, одесную Тебя. Но я маловерен, Господи! Дай знак мне, что это так". И в это мгновение [он] почувствовал, как на плечо его легла тонкая, горячая рука, в которой он узнал руку Иуды.
   Максимилиан Волошин. Евангеие от Иуды
  
   Что есть стереотип? "Прочно сложившийся постоянный образец чего-нибудь, стандарт". Это нечто витающее в воздухе, но каждый человек в отдельности считает, что это - общественное мнение. А общество, между тем, состоит из отдельных людей. И у каждого, как правило, имеется своё собственное мнение. На личные взгляды может влиять огромное количество обстоятельств, от самых значительных и очевидных до самых неприметных, зачастую касающихся человека только косвенно. Точка зрения зависит как от опыта, знания, одарённости, эпохи, так и от желания постичь истину.
   Не м?жет быть взгляд человека объективен. Неизвестно, что будет через сто лет, и туманно, что было сто лет назад. Более или менее ясен лишь сегодняшний день, очевидцем которого ты являешься. Тем не менее, некоторые доводы с течением времени превратились в догмы, образы -- в стереотипы. И далеко не всегда можно логически объяснить подобное явление.
   Много вопросов возникает при прочтении Нового Завета. Один из них: "Кто такой Иуда, и почему он предал Христа?" Место Иуды среди людей, его клеймо предателя у одного вызывает сожаление, у другого -- отвращение, а у третьего не вызывает ничего. Люди были людьми и сто лет назад, и тысячу, поэтому, когда разговор заходит о проблемах, сопровождающих человечество вечно, то выясняется, что представление о решении этих проблем никогда не было единственным. На каждый вопрос находится несколько ответов. Одни ответы более популярны, другие -- менее.
   В обществе имя Иуды стало нарицательным и традиционно отождествляется с предательством, несмотря на существование многих альтернативных точек зрения. Попробуем рассмотреть, как представляли образ Иуды, его историю и мотив предательства люди разных эпох и государств.
   Каноническое представление об Иуде и его предательстве Христа общеизвестно, оно отражено в Евангелие. Христианская традиция создавалась в течение многих столетий, однако основа ей была положена в I - II веках от Рождества Христова, когда только-только формировалось учение зарождающейся Церкви. Именно в эту эпоху и создавался Новый Завет, давший импульс существующим традиционным взглядам на историю предательства Иуды.
  
  
   Все четыре повествования о жизни, смерти и учении Иисуса Христа создавались спустя десятилетия после известных событий. И Матфей, и Марк, и Лука, и Иоанн писали, постфактум, с учётом уже свершившихся событий, повлиявших на оценку евангелистов. "Нет сомнения, что известная доля предвзятой мысли должна была примешиваться к таким воспоминаниям". Возможно, авторы Нового Завета не желали объективно рассмотреть мотивы содеянного Иудой, потому что ни один из них не оправдал бы предательство Иисуса. Известно так же, что наверняка нельзя сказать, кто были авторы Нового Завета. Например, возьмём название "Евангелие от Луки". Вызывает интерес предлог "от". В греческом оригинале на его месте стоит "kata", что было бы точнее перевести, как "по". Как будто кто-то использовал записи Луки, Иоанна, Матфея и Марка для составления Евангелий. Николай Михайлович Никольский говорит: "В древности было самым обычным явлением выпускать книгу под чьим-либо громким именем или приписывать уже явившееся произведение, автор которого неизвестен, какому-либо древнему авторитету". Так в I веке до Рождества Христова неизвестный автор выпустил книгу из 24 псалмов под именем Соломона. А некоторые произведения героического эпоса, приписанные греческой традицией Гомеру, принадлежат вовсе не ему. Смешно об этом пишет Михаил Булгаков: "Ходит, ходит тут один с козлиным пергаментом и непрерывно пишет. Но я однажды заглянул в этот пергамент и ужаснулся. Решительно ничего из того, что там записано, я не говорил. Я его умолял: сожги ты бога ради свой пергамент! Но он вырвал его у меня из рук и убежал".
   Шутки шутками, но из всего вышесказанного можно сделать вывод, что авторов Евангелий нельзя назвать очевидцами описываемых ими событий. И всё же авторы других рассматриваемых здесь работ большей частью ссылаются на Евангелие. Получается, что суть поставленной проблемы заключается в трактовке новозаветных писаний, которые не дают ответа на вопрос о том, кто такой Иуда и почему он предал Христа. Так или иначе, главным повествованием о жизни Иисуса Христа, а, следовательно, и представителем традиционного взгляда на образ Иуды Искариота, является Новый Завет. Но, к сожалению, ни одно из четырёх известных нам Евангелий не раскрывает в полной мере образ предателя Иуды, "только повторяют: один из Двенадцати, один из Двенадцати". Всего пять раз появляется он на страницах Евангелий: во время эпизода в Вифании, при сговоре с первосвященниками, на Тайной вечере, в момент ареста Иисуса и накануне своего самоубийства. Евангелие повествует, что причиной того, что сделал Иуда, стала корысть, желание получить мзду в тридцать серебряников. Но этот мотив неправдоподобен, ведь Иуда был казначеем Иисуса и имел возможность присвоить себе гораздо больше тридцати серебряников. Тем не менее, по христианским канонам, мотивом предательства Иуды стала именно корысть. Но существуют и другие мнения.
  
   0x08 graphic
Ошибочно полагать, что идея о возможности нетрадиционной трактовки образа Иуды -- это порождение последних столетий, связанное с разочарованием в религии, или снижением норм морали, или колоссальным прогрессом науки. Предположение, что роль Иуды в евангельской драме была предопределена и что предательство было необходимо для подвига Христа, возникло уже во II веке, этой точки зрения придерживались, например, каиниты и офиты, а в средние века -- богомилы и манихеи. Максимилиан Волошин представляет их идеологию: "Иуда является самым сильным, чистым и самым посвященным из всех учеников Христа. Агнец должен быть принесен в жертву твердой и чистой рукой первосвященника, и из всех апостолов Христос для этого подвига избрал Иуду. Подвиг Иуды безвестен, и, облекаясь в свое страшное священство, он принимает всемирный позор и поругание. Причастившись за Тайной Вечерей тела и крови Христовой отдельно от других апостолов, принимает он из рук Христа причастие соли, горькое причастие, обрекающее его жречеству предательства". Невероятно, но здесь предательство оказывается подвигом.
   Факт предательства не принято отрицать. Большинство дискуссий вызывает поиск истинного мотива деяния Иуды. Обратимся к главе "Иуда Предатель" из книги Дмитрия Мережковского "Иисус Неизвестный". Необходимо отметить, что работа Мережковского является историко-философским исследованием, а не художественным произведением. Преимущественно автор делает свои заключения на основе новозаветных писаний, щедро подкрепляя каждый свой довод цитатами из Евангелий. Дмитрий Сергеевич в некоторых случаях ссылается на работы таких исследователей в области возникновения христианства, как Флавий, Ренан и др.
  
   Одна из причин предательства Иуды заключается в том, что он не понял основной заповеди Христа: "возлюби ближнего своего, как самого себя", что и явилось предпосылкой предательства. Мережковский сравнивает Иуду с Марией Магдалиной, "помилованной Господом "женой прелюбодейной". Иисус прощает ей все прежние грехи за то, что "знает Мария: не было такого, как Он, никогда, и не будет; Он -- один-единственный Возлюбленный". А об Иуде Христос говорит: "Кому прощается мало, тот мало любит". Мария Магдалина осознала свою греховность, раскаялась и стала жить по-иному, а Иуда -- нет. Мотивом иудина предательства Мережковский считает идеологическое несогласие с Иисусом. Автор не принимает утверждения, что Иуда просто вор -- "как же такого негодяя мог избрать Иисус в ученики?"-- отрицая, таким образом, корысть, как мотив предательства. Дмитрий Сергеевич напоминает, что сам Иисус "на гору взошёл и позвал к Себе, кого сам хотел; и пришли к Нему. И поставил (из них) Двенадцать, чтобы были с Ним и чтобы посылать их на проповедь." Не мог ошибиться в одном только Иуде "Сердцевидец, видящий всех насквозь". Мережковский предполагает, что целью Иисуса было спасти Иуду, направить его на путь истинный, путь добра и любви. В Иуде, утверждает автор, шла борьба между добром и злом, как в любом человеке. Так мог ли Иисус, призванный спасать, "покинуть погибавшего так, как никто никогда не погибал?" Иуда олицетворяет собой всё человечество. А Иисус стремится помочь добру победить. Но Иуда отрекается от Христа и вместе с ним отрекается всё человечество. Оно лишает себя Царствия Божьего своей неготовностью принять Его. "Мог Иуда предать -- и не предать: был свободен. Если бы не предал, остался верен до конца,-- как знать, не наступило ли царство Божие сейчас!" Иуда, как символ всего человечества, а его отречение, предательство -- символ отречения и предательства всех людей.
   Мережковский представляет проблему царства Божьего, как основную причину "разрыва между учеником и Учителем". Идеологическое разногласие и привело к предательству. Иуда воспринимает Царство Божье с материалистической стороны и надеется, что, благодаря Иисусу, скоро наступит "рай на земле". "Скоро, ещё во дни жизни нашей, да приидет Мессия и да освободит народ свой." Люди охотно верят Иисусу за пищу и исцеление. Но это ложная вера, это скорее желание и впредь получать выгоду. Иуда же этого не понимает или не хочет понимать. А, быть может, ощущение благодати на земле туманит ему разум. Он хочет многого и сразу, и этого Иисус не даёт. Иуда -- человек, и ему присущи такие человеческие черты, как нетерпение и поспешность. Сложное было время: ослабевала Римская Империя и теряла своё влияние, Израиль был переполнен "пророками", агитировавшими свергнуть римское иго, а люди ожидали Конца Света, Страшного Суда, прихода Мессии. И теперь, когда Иисус не оправдал надежд, решает Иуда предать "лжемессию" закону, чтобы спасти от него народ свой.
  
   0x08 graphic
   В ином свете представляет события Михаил Булгаков в романе "Мастер и Маргарита". Здесь мотивом предательства является корысть, что не противоречит традиции. Более того, Булгаков, как и новозаветные авторы, не придаёт предательству Иуды большого значения. Главным виноватым "становится" Понтий Пилат. Огромное различие состоит в том, что Михаил Афанасьевич так умело наделяет канонических героев человеческими чертами и проблемами, что стираются границы времени. Многие образы Булгакова могут найти соё отражение в реальном мире. Как "человек в капюшоне" может быть отождествлён с агентом тайной полиции, так Иуда -- с "осведомителем". Предатель изображён красивым молодым человеком, в полноте наслаждающимся жизнью. А за удовольствия, как известно, необходимо платить. Вот Иуда и предаёт Иешуа, чтобы получить деньги для оплаты своих удовольствий. Булгаков отмечает, что преступление влечёт за собой преступление. Иуду предаёт любовница, его убивают, не оставляя даже времени на раскаяние.
  
   Но вряд ли кто-либо ещё из отечественных писателей наделяет Иуду такой значимостью, как это делает Леонид Андреев в произведении "Иуда Искариот". Главная идея писателя состоит в том, что Иуда любил Иисуса и предал ради свершения его миссии. Как так получилось? Андреев не отрицает: Иуда -- вор и лжец. Он уродлив, и ни у кого не вызывает ни доверия, ни каких-либо иных положительных эмоций. Иуда много умнее других учеников, он пытается понять учение Иисуса, которого любит и который не принимает его любви. Но любовь Иуды -- это земная любовь, человеческая, не та, которую проповедует Иисус. Ради Христа Иуда готов на всё, он лжёт, чтобы спасти своего учителя, выигрывает соревнование по "бросанию камней", чтобы привлечь внимание своего учителя. Но всё тщетно, Христос не принимает любовь как оправдание лжи и других грехов. Иуда видит, что представляют собой ученики Иисуса. Они спорят о том, кто из них более любимый, кто главнее, кто сильнее. И Иуда не видит другого способа осуществить миссию своего учителя, кроме как предав его, поставив людей перед выбором в критической ситуации. До последнего момента надеется Иуда на спасение Иисуса, верит, что "все поймут", хотя осознаёт, что не настало ещё время. Предают люди Христа, отрекаются от него. И отправляется вслед за учителем ученик, вслед за вечной чистотой и божественностью вечное предательство, чтобы потом вернуться на эту грешную землю и "разрушить смерть".
  
   Значимость фигуры Иуды доказывать необязательно.
   Всё нуждается в оппозиции, в противоположности. Насколько совершенен Иисус, настолько жалок Иуда. И, быть может, не предай Иуда, не свершилась бы миссия Христа. Но вряд ли кто-то превзошёл в необычности взгляда на образ Иуды героя аргентинского писателя Хорхе Луиса Борхеса Нильса Рунеберга, который предложил несколько версий предательства Иуды. Первая заключается в том, что Иуда -- это как бы отражение Иисуса: "Слово, воплотившись, перешло из вездесущности в ограниченное пространство, из вечности -- в историю, из безграничного блаженства -- в состояние изменчивости и смерти; было необходимо, чтобы в ответ на подобную жертву некий человек, представляющий всех людей, совершил равноценную жертву. Этим человеком и был Иуда Искариот. Иуда, единственный из апостолов, угадал тайную божественность и ужасную цель Иисуса. Слово опустилось до смертного; Иуда, ученик Слова, мог опуститься до предательства и до обитателя геенны огненной. Миропорядок внизу -- зеркало миропорядка горнего; земные формы соответствуют формам небесным; пятна на коже -- карта нетленных созвездий; Иуда, неким таинственным образом, -- отражение Иисуса".
  
  
   0x08 graphic
Рунеберг, подобно Мережковскому, подчёркивает, что Иуда был лично избран Иисусом в апостолы, поэтому заслуживает, чтобы мы толковали его поведение не так дурно. Но, в отличие от Дмитрия Сергеевича, отрицает случайность предательства Иуды, которое по мнению Рунеберга было предопределено. Бог создал человека по подобию своему, Иуда опустился до геенны огненной подобно тому, как Иисус опустился до смертного.
  
   Другой причиной предательства Иуды Нильс Рунеберг считает "безграничный аскетизм". Только Иуда умерщвляет не плоть свою, а дух. Он отказался не от наслаждений, а от всех добродетелей и от Царства Небесного.
  
   Последняя версия, на мой взгляд, самая безумная, основывается на том, что ограничивать страдания Бога, снизошедшего до человека ради спасения всего человечества, физическими муками в течение одного вечера неразумно. Господь снизошёл до человека, говорит Рунеберг, стал человеком со всеми его пороками. Бог должен был стать грешен. И вот к чему Нильс приходит: "Бог стал человеком полностью, но стал человеком вплоть до его низости, человеком вплоть до мерзости и бездны. Чтобы спасти нас, он мог избрать любую судьбу из тех, что плетут сложную сеть истории: он мог стать Александром, или Пифагором, или Рюриком, или Иисусом; он избрал самую презренную судьбу: он стал Иудой".
      
  
  
   Кто такой Иуда, и почему он предал Христа?
   Каждый художник ищет свой ответ на этот вопрос. Но всё же почему, при наличии стольких, так непохожих друг на друга и обоснованных мнений о предательстве Иуды, имя Иуды навсегда стало символом всемирного предательства? Является ли общественное мнение средним арифметическим всех существующих мнений? Как человечество определяет, что для него важно, что неопровержимо, что истинно, отсеивая бесчисленное количество спорных истин, правдивых для отдельного человека? Что и как влияет на возникновение тех или иных альтернативных мнений?
  
   Всё это требует более подробного и глубокого рассмотрения. В этой же работе мы ясно увидели то, что наличие догмы не исключает поиска истины. И в этом поиске многие видят смысл жизни. Нельзя говорить наверняка, но я считаю, что зло во всех его проявлениях противоестественно для человека, предательство противоестественно. Зло никогда не приводит к чему-либо хорошему. И, значит, никакая благая цель не может оправдать такое средство. Хотя судьба порой ставит человека перед выбором сотворить зло или умереть, или "покалечить" себе жизнь. Иисус прошёл свой жизненный путь, творя только добро, его распяли, но оставили победителем навеки. По всему миру стоят церкви во имя Его. Как сказал Воланд: "И доказательств никаких не требуется".
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
   При написании работы использовалась литераткра:
   1. Иосиф Флавий - Иудейская война. перевод, подг.текста,предисловие и примечания К.А.Ревянко, В.А.Федосика-Минск:Беларусь,1991
   2. Б.Г.Деревенский - Иисус в документах истории.Спб,2001
   3. Ренан, Эрнест - Жизнь Иисуса. Москва,1990
   4. Д.С.Мережковский - Иисус Неизвестный. Москва: "АСТ",2000
   5. Л.Н.Андреев - Собрание сочинений. Москва: Худож.лит,1990
   6. Библия. Москва: "Издание московской патриархии",1992
   7. М.А.Булгаков - Мастер и Маргарита\Записки покойника: сатирическая проза. Ташкент: Изд-во лит. и искусства,1990
   8. Н.М.Никольский - Иисус и первые христианские общины. Москва: "Денница",1918
   9. А.Немоевский - Бог Иисус. Происхождение и состав евангелий. Пер.с польск.Л.Я.Круковской,под ред. и с прим. Даниила Святского, с предисл. Николая Морозова. Пб,Госиздат,1920
   10. А.Немоевский - Философия жизни Иисуса.(Об основной ошибке историчесой школы).пер. с польск. и предисл. Н.Румянцева
   Мосва: Атеист,1923
   11. Х.Л.Борхес - Три версии предательства Иуды/Письмена бога. Пер. Е.Лысенко. Москва,1992
   12. М.Волошин - Евангелие от Иуды. Независимый Бостонский Альманах "Лебедь",N 270, 05 мая 2002 г.
  
  
  
  
  
  
  
  
   P.S.
   Первое место в районной олимпиаде по литературе (Калининский р-н).
   Э.Ренан. Жизнь Иисуса.
   Н.М.Никольский. Иисус и первые христианские общины.
   М.Булгаков. Мастер и Маргарита.
   Д.Мережковский. Иисус неизвестный.
   М.Волошин. Евангелие от Иуды.
   Л.Андреев. Иуда Искариот
   Х.Борхес. Три версии предательства Иуды
   Х.Борхес. Три версии предательства Иуды
   М.Булгаков. Мастер и Маргарита.
  
  
  
  
   8
  
  
  
  
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"