Последнее тысячелетие до н.э. крайний северо-восток современной европейской Русской земли занимало подвижное и большое племя вятичей. Вятичи дольше других восточных славян держались язычества и сохраняли свое племенное имя. По мнению археологов и историков, вятичи, это сильное и мобильное племя, в котором "вначале мирно растворилась, полностью ассимилировалась балто-язычная голядь, что обитала в бассейне Угры, пошли дальше на северо-восток, в леса, слабо заселенные угро-финскими племенами. В районе теперешней Москвы вятичи встретились с крайними восточными поселениями другого большого славянского племени - кривичей, западный ареал расселения коего подходил аж к Неману, а на востоке охватывал Верхнюю Волгу. Как предполагает Чивилихин, река Вятка получила свое название от пришедшего племени Вятичей. По нашему мнению, это неверно. Река Вятка имеет свое название с давних времен, еще до прихода вятичей. Вернее будет, что древний род, впоследствии племя, вятичей в конце 1-го тысячелетия до н.э. - начале новой эры, увлеченный общим потоком выхода славян покинул свою прародину, но затем устремился на свою историческую родину. Это доказывается исследованием топонимов в местах наибольшего расселения вятичей удаленных от реки Вятки. Иначе откуда было взяться старинным биармским названиям в окрестностях Козельска (Пижма, Нылта, Какмаш, Идык, Кильмез, Унвай, Шуда, Кемда, Уржум и так далее). Даль в своем "Оборотне" писал: "Вятичи нередко сильно тоскуют по своей родине...". В поисках истинного названия вятичей, обратим внимание на тот факт, что и в нынешнее время на Вятке в деревнях люди себя называют "вячские" ("Мы, вячские, робята хвачские: семеро на одного - не боимся никого..." и другое). Одна из летописей пишет, что при возмущении непосильным гнетом новгородских "черных" людей, "вятшии люди во главе с князем усмирили их". Отсюда уже не далеко и до вящие. В этимологическом словаре А. Преображенского есть имя Вяштеславъ, что соответствует русскому современному Вячеславу. А сходному чешскому имени Vaceslav соответствует польское Waclav и латинское Venceslaus с его первокорнем Venc. А теперь попробуем выстроить цепочку: Вятичи - Вятко - Вячеслав - Вацлав - Венцеслаус - Венеция - Вена - Виндебож - винды - венды - венеты - венеды. Во всех перечисленных словах лежит понятие "большой", "великий". А значит, Вятичи это и есть потомки венедов - "большие люди, великое племя". Потомками венедов стали и финские племена Биармии - Перми Великой. А значит, и вятичи были потомками древнейшего автохтонного населения Биармии. Возможно, что свое имя они получили от аргиппеев.
Венеды "знали употребление букв". Об этом, по словам Карамзина, свидетельствует Дитмар, говоря о надписях идолов славянских: "Ретрские кумиры, найденные близ Толлензского озера, доказали справедливость его известия". Письменность их напоминала руны. Однако, по нашему мнению, не славяне переняли руны от готов. Руны есть дальнейшее развитие биармских писаниц из Перми Великой.
Немецкий филолог Менгес (рожд. 1908) в книге "Восточные элементы в "Слове о полку Игореве" (М., 1979) доказывает, что племенное название венеды (венеты) есть искусственная латинизация патронима, образованного от корня "ватщ" и соответствующего латинскому vent, что означает "большой" в сравнительной степени. А.В. Арцеховский в работе "Курганы вятичей" (Вологда, 1930) пишет, что "само имя вятичи происходит от древнего названия славян венто". Римляне сделали из этого названия венедов, а Тацит так называет славян. Отсюда же происходит племенное имя вендов. Идентичный вывод делает советский исследователь Г.А. Хабургаев, подбирая к этнониму "венеты" новые северные языковые слова. В своем труде "Этнонимия "Повести временных лет" (М., 1979) он пишет: Venetae Иордана, Wenden и Winden немцев, Venat диалектное финское позволяет реконструировать для этого наименования исходный корень vent>vet-, который у восточных славян мог дать только "ватш", что и лежит в основе сближения позднеантичного и средневекового этнонима венеты с восточнославянским вятичи. Таким образом, по нашему мнению, вятичи были биармским (Великопермским) племенем, освоившим земли от Западного Урала и до Кавказа (на юге), Днепра (на юго-западе), включая Москву (на западе).
Готский историк Иорнанд (VI век) утверждал, что венеды были, как пишет Карамзин, "единоплеменниками славян, предков народа Российского".
Вятичи положили также начало таким славянским племенам, как северяне, радимичи и другим. О какой дикости вятичей можно говорить, если вятичи "издревле занимались хлебопашеством".
Б.Т. Березовец в статье "От имени носителей салтовской культуры" (Археология. XXIV. Киев, 1970) писал, что археологическим исследованиями установлено проживание в районе Среднего Дона, Северского Донца, Приазовья многочисленного населения, оставившего памятники салтовской культуры. Е.С. Галкина, А.Г. Кузьмин в статье "Русский каганат и остров русов// Славяне и русь: проблемы и идеи" пишут, что сами русские называли эту страну "Вантит". Древние источники упоминают о стране Вантит, как об окраине славянских земель. Территориально ее границы совпадают с пределами салтово-маяцкой археологической культуры. В отличии от печенегов, половцев и тюрок в салтовских поселениях представлены гончарное, железоделательное и другие ремесла. Иными словами, близкие к ним кочевые народы ни в коей мере не достигли технического уровня салтовцев. Русским летописцам народ Вантита известен под именем вятичей (переход корня "вент" в "вят" обоснован филологами). Вятичи в это же время составляли один из основных народов Биармии - Перми Великой (Вятский край входил в ее состав). Таким образом, страна Вантит была окраиной Биармии - Перми Великой, но это тема отдельного исследования. В то время как княжеский дом в Киеве только устанавливался, вятичи имели согласно арабским источникам развитую систему монархической власти. Платонов предполагает, что обозначение "ваны" относилось не только к этому праславянскому народу, но и обозначало всех венедов-праславян в целом.
Просто хочется отметить один момент: В "Повести временных лет" сказано, что в третьей четверти IX века западные соседи вятичей - поляне, радимичи и северяне - платили дань хазарам. В 880-х годах князь Олег, пришедший с мощной дружиной из Ладоги в Киев, вырвал полян, северян и радимичей из-под хазарской власти. Вятичи же, не смотря на то, что находились ближе всех к хазарам, дань последним не платили. Это все свидетельствует о мощи и богатстве Биармии - Перми Великой.
Именно к этому времени, некоторые исследователи относят рождение сказок о Чуде-юде (Буря - богатырь Иван коровий сын, Иван Быкович др.). Как можно заметить, в этих сказках опять появляется упоминание о древнейшем боге индоевропейцев Туре. И очень знаменательно, что, проиграв в соревновании на силу, Иван-царевич и Иван-кухаркин сын говорят победителю: "Ну, Иван Быкович! Будь ты больший брат!". Это говорит о том, что именно потомки древнейшего бога Тура (жители Биармии - Перми Великой) почитались другими славянскими племенами, как старший - сильный брат.
Славяне Биармии
Около 550 года раннесредневековой хронист И. Мезагот пишет о славянских племенах, которые "... исходя из одного корня... произвели три имени, то есть венетов, антов, склавен...", живущих на главных междуречьях юго-восточной Европы. С венетами - венедами - вятичами мы разобрались выше. Антов Мезагот помещает от Понтийского (Черного) моря и до Данстра (Днестра) и Данапра (Днепра). В "Слове о полку Игореве" говорится о готских красных девах на берегу синего моря, звенящих русским золотом и поющих "время Бусово". Бус, по-гречески "бык" (Тур), он же Бооз, и Бож - предводитель (царь и военачальник) племенного славянского объединения "антов". Как мы видим, анты это то же последователи Тура - древнейшего бога Биармии - Перми Великой. Карамзин отмечает, что Анты "по известию Иорнанда и Византийских Летописцев, принадлежали вместе с Венедами к народу Славянскому". Император Византии Юстиниан с гордостью "величал себя (в 527 году) Антическим или Славянским". Не отсюда ли пошло наименование Античных времен? Анты позднее составили, по нашему мнению, большую часть южных и юго-западных славянских народов (поляне, поляки - ляхи, древляне, дулебы и бужане, лутичи и тивирцы, белые хорваты и другие), получивших свои названия в основном от новых мест расселения.
Склавенов (словенов) Мезагот размещает от города Новиетунум (Новгорода) и до Данастра (Днестра). Как мы уже рассматривали выше, Иокимовская летопись перечисляет народы, которые послали послов к варягам с просьбой о приходе на княжение Рюрика: Гостомысл, "видя конец живота своего, созва вся старейшины от словен, руси, чуди, веси, мери, кривич и древович...". Из приведенной выдержки видно, что словены были таким же племенем, как и угро-финские племена чудь, весь, меря. Очевидно, что от основного племени словен уже отделились по новым местам обитания кривичи и древовичи.
"Велесова книга" рассказывает, что род славян откуда-то с берегов "Ра-реки" отправился на запад, к "Готскому морю", преследуемый гуннами, забиравшими скот, и то и дело, сражаясь с отрядами готов. Похоже, и "Мазуринский летописец" описывает это же переселение и основание города Новгорода. Многие исследователи как раз к концу IV - началу V века относят основание современного Великого Новгорода и переселение туда племени словен. Логичнее здесь будет сделать вывод о том, что словены и были теми жителями Нижнего Прикамья и среднего Поволжья, - то есть выходцами из Биармии, чьи следы и найдены в раскопках Ананьинской культуры и ее развития Пьяноборской культуры. Причем сильных разрушений и следов войны на месте данных культур не обнаружено, что позволяет сделать вывод о том, что уход "словен" из Перми Великой был или добровольным, или заблаговременным. И, наверное, совсем не напрасно, только две земли российских имеют название Великих: Пермь Великая и ее потомок Великий Новгород. Часть исследователей считает, что первой крепостью на северо-западе современной Руси является (примерно, VI век) и был Великий Новгород.
Словены, древовичи и кривичи были тогда не только союзниками, но и, выражаясь языком Карамзина, "единоплеменниками" племен Перми Великой - веси и мери.
Карамзин пишет о том, что летописцы "повествуют" о коем "именем Само, "был тогда смелым вождем их ("Богемских славян"), благодарные и вольные Славяне избрали его в Цари". Само, очевидно, - имя взятое от бывшей родины Камы. Сравним камлание шаманов (самов на латинице), Шамбала (Cambalia) и т.п.
К славянам относились и болгары. Византийские летописи, как пишет Карамзин, "в 764 году упоминают о Боярах, Вельможах или главных чиновниках Славян Болгарских". "На берегах Волги и Камы издревле обитали Болгары". Уровень развития камских государств был очень высок. Киевский князь Владимир в 985 году пытался подчинить себе Камскую Болгарию, но, увидев, что пленники в сапогах, отказался от этой затеи. "Они не захотят быть нашими данниками: пойдем лучше искать лапотников!"
Становление древней Руси было произведено выходцами из Биармии - Перми Великой.
Название народа Биармии угро-финским, по нашему мнению, появилось после принятия Древней Русью христианской веры, когда Пермь Великая еще оставалась в своей старой вере, которую христиане стали называть языческой. Таким образом, окончательное разделение единого народа уралорусов (вернее будет, тех что остались на территории Перми Великой) на христиан и язычников. Об этом есть интересное свидетельство Карамзина: "... твердое присоединение некоторых Финских племен к народу Славянскому в России, так, что Весь, Меря, Мурома, наконец, обратились в Славян, приняв их обычаи, язык и Веру".
Однако арабские историки еще в X веке считали угро-финские племена Перми Великой славянами и русами. Но об этом ниже.
Пермь Великая и Биармия
Биарское царство (Бармаланд скандинавских летописей) занимала север Пермской области и Коми АССР. Столицей был город Чардын. Это был важный центр торговли мехами и кожами. В давние годы имело связи с Бармаландом, часто нападали и грабили его. В 920 король Норвегии Эрих разорил земли Биарского царства. Викинги разграбили храм бора Бармы на п-ове Ямал, где захватили столько добычи, что не смогли все загрузить на свои корабли.
Русский письменный памятник "Повесть временных лет" рассказывает о народах, которые были соседями древней Руси (по неизвестной причине отделяя свою древнюю Родину, - а может, опять виноваты аргиппеи со своей древней верой и заклятием?):
На Белоозере сидят весь, на Ростовском озере меря (мари), на Клещином озере меря же, на Оце (Оке) реце, где потече в Волгу, мурома язык свой, черемиси язык свой. А все инии языцы, иже дают дань Руси - чудь, меря, весь, мурома, черемиси, мордва, пермь, печера, ямь, литва, зимгола, корсь норова, либо суть свой язык имуще.
О прохождении древних племен из Перми Великой на территории Древней Руси свидетельствуют топонимические названия местностей и рек в западном направлении, что подтверждается исследованиями современных ученых в расположении рек и местностей с окончаниями характерными для Перми Великой ( -ва, -ма, -ша, -я, -ата, -ята, Пермяки, Пермяково, Перминцы, Пермяцкая и др.). И нам кажется, что понапрасну некоторые ученые ищут следы "легендарной чуди", они довольно просто открываются при рассмотрении следов древнего населения Перми Великой. И совсем не напрасно, по нашему мнению, П. С Березин, считал ананьинцев предками современных мари, мордвы и чувашей, то есть тех которых называют угро-финскими племенами.
В археологическом плане этого времени господствовала гляденовская культура. На рубеже IV - V веков н.э. на территорию Биармии начинается отмечаемый историками и археологами приток переселенцев, это движение продолжалось в дальнейшем с различных территорий и разной этнической принадлежности. Очевидно, что в памяти выходцев из Биармии осталось древнее верование в землю аргиппеев, о которой говорили: "Никто из людей не обижает их, потому что они считаются священными, нет у них никакого вооружения. Далее, они улаживают раздоры в среде окрестных народов, а убежавший к ним изгнанник защищен от какой бы то ни было обиды".
В V - VI веке на территорию Биармии проникают группы скотоводческого населения, этническая принадлежность которых пока что не удалось определить. Эти переселенцы влились в состав коренного населения и никаких изменений в него не внесли. Объединявшая Биармию гляденовская археологическая культура, по данным современных археологов, прекратила свое существование в V веке. И.О. Васкул связывает это с вторжением кочевников гуннского племенного союза, следы которого остались на территории Биармии в виде нового типа археологических памятников - курганных могильников (Археология Республики Коми, 1997; Историко-культурный атлас..., 1998). На территории Биармии начинает складываться две Перми: Пермь Вычегодская и Пермь Великая. Пермь Вычегодская включает в себя территорию современной Республики Коми и Верхнее Поволжье, а также территории Архангельской и Вологодской областей. На территории Перми Великой (столица Чердынь) археологи отмечают складывание ломатовской культуры. Ее основу составили, по мнению археологов, позднегляденовские племена. Упоминавшиеся выше пришлые племена (оставившие, в частности, курганные могильники) не сыграли в формировании ломатовской культуры заметной (ключевой, по мнению археологов) роли. В Перми Вычегодской в результате воздействия на гляденовское население иноэтнических пришельцев (относительно происхождения которых археологами и историками высказаны различные версии) сложилась бичевницкая культура. Однако это был еще единый народ. Так археологи отмечают взаимодействие в Перми Вычегодской представителей позднегляденовской и бичевницкой археологических культур, а также мигрантов с восточных склонов Урала, где очевидно в это время уже начинает сказываться влияние монгольских племен.
Окончательное разделение на Пермь Вычегодскую и Пермь Великую происходит на рубеже VI - VII веков. Пермь Вычегодская становится регионом с преобладанием угро-самодийского населения (Археология Республики Коми, 1997). На ее территории археологи отмечают складывание ванвиздинской культуры. Ванвиздинская культура генетически восходит к гляденовской и анаьинской культурам, но в ней уже заметно сказывается влияние угорских племен.
На территории Перми Великой происходит консолидация этнических племен, и на основе ломатовской культуры складывается родановская культура. Древняя Земля Аргиппеев принимает все пришлые народы, оказывает им свое покровительство. Так историками отмечается, что в становлении родановской археологической культуры принимали участие небольшие группы обских угров и ненцев, приходившие в Прикамье из Северного Зауралья и с предгорий Северного Урала. С верховьев реки Чепцы переселялись некоторые племена удмуртов, ассимилированные коренным населением. Кроме того, в состав северных племен Перми Великой вошли и выходцы из Перми Вычегодской - вначале винвиздинцы (VII - IX века), а затем с рубежа I - II тысячелетий коми-зыряне (пермь вычегодская). Переселенцы из Перми Вычегодской приняли значительное участие в формировании зюздинских коми-пермяков на Верхней Каме. С этого же времени отмечае6тся появление и первых славянских групп. В XII - XIV веках в связи с усилением опасности, исходившей от новгородцев, в Перми Великой на удобных водных путях появляются укрепленные административные и хозяйственные центры. Древнейшие биармские (старые родовые) городища постепенно забрасывались. Пермь Великая начала готовится к отражению западной агрессии.
Археологи Самары сообщают о развитии южной части Биармии в этот период:
Следующий этап в развитии населения Самарского края представлен памятниками лбищенского типа, получившими название по городищу, исследованному на Самарской Луке у деревни Лбище Ставропольского района. Здесь выявлены остатки более 30 наземных жилищ с очажными котлованами. Основу хозяйства обитателей городища составляло земледелие, вероятно уже пашенное, и скотоводство. Разводили крупный и мелкий рогатый скот, свиней, лошадей. Костей диких животных на городище не найдено, видимо, изобилие продуктов земледелия и скотоводства позволяло обходиться без мяса диких животных. Материальная культура городища свидетельствует о западном происхождении его обитателей. Планировка поселения и тип жилищ находят аналогии в памятниках черняховской культуры верховьев Днестра и Западного Буга. Керамика также имеет общие черты с посудой западных культур: постзарубинецкой и черняховской. Сходство заключается в технологии изготовления посуды, использовании двух видов сосудов, различных по характеру обработки поверхности: грубых бугристых и лощеных. Совпадают многие формы мисок и горшков, а также отсутствие орнаментации, за исключением насечек и защипов на венчике некоторых сосудов. На Лбище найдены металлические изделия западных типов: застежка-фибула, поясные пряжки, ведерко-видная подвеска, браслет и т.д.
Уклад экономики лбищенских племен имеет общие черты с хозяйственным укладом племен черняховской культуры, где также рано возникло пашенное земледелие, а в скотоводстве ведущую роль играло разведение крупного рогатого скота. Могильники лбищенского типа пока неизвестны. Открытие их поможет с большей точностью установить исходный район миграции племен, которым принадлежали памятники лбищенского типа.
В V в. складывается именьковская культура, названная так по наиболее исследованному памятнику близ с. Именьково в Татарстане, которая обязана своим происхождением гуннскому вторжению. Вопрос о ее происхождении один из самых дискуссионных в археологии Среднего Поволжья. Надо полагать, в формировании именьковской культуры приняли участие потомки племен, оставивших памятники славкинского и лбищенского типов, а также новая волна пришельцев с запада, из Поднепровья, и, возможно, Поднестровья. Некоторые исследователи считают, что именьковские племена - тюрки западно-сибирского и южно-уральского происхождения. Именьковская культура простиралась от средней Суры на западе до реки Белой на востоке, от Закамья на севере до устья реки Самары на юге, датируясь V-VII вв. н.э. Племена именьковской культуры занимают огромную территорию. Выделение культуры было совершено В. Ф. Генингом, который выделил ее как самостоятельное археологическое образование в 50-х годах. Именьковцы были первыми племенами, которые освоили и практиковали в Среднем Поволжье пашенное земледелие. Впервые здесь появляется соха с железным сошником. На поселениях часто встречаются сошники, серпы, жернова, обугленные зерна злаков: пшеницы, ячменя, ржи, овса, проса, полбы, гороха, конопли. Земледелие было ведущей отраслью хозяйства именьковских племен, однако важную роль играло также скотоводство: разводили крупный и мелкий рогатый скот, свиней и лошадей. Но у них (именьковских племен) преобладали лошади и верблюды. На территории Татарстана, Башкортостана, Ульяновской и Самарской областей выявлены сотни селищ и десятки укрепленных городищ именьковской культуры. Занимались рыболовством и охотой. Значительных успехов именьковцы достигли в металлургии железа и цветных металлов. Уровень развития этих производств был намного выше, чем у соседних финно-угорских племен. Поселения располагались группами вблизи рек. Основным типом жилищ были полуземлянки с открытыми очагами, исследованные на Именьковском и Маклашевском городищах в Татарстане, на селищах Выползовском и Ош-Пандо-Нерь II, близ села Шелехметь, на Самарской Луке. Наряду с полуземлянками именьковцы возводили длинные наземные дома каркасно-столбовой конструкции со слабо углубленными в землю основаниями. Внутри жилищ находились открытые очаги-кострища, рядом располагались многочисленные хозяйственные ямы.
На территории Ульяновской области выявлено около 400 памятников этой культуры, расположенных по берегам Свияги, Черемшана, Суры, Майны, Утки и др. Интересен характер размещения памятников - обычно они располагаются гнездами, причем в центре расположено городище и около него 5-6 неукрепленных поселений. Мощные культурные слои поселений говорят о длительной оседлости. Значительных успехов именьковские племена достигли в черной и цветной металлургии, о чем свидетельствуют многочисленные металлических изделий. Для этой культуры характерна грубая лепная керамика с примесью шамота, изготовленная без применения гончарного круга. Спорным остается вопрос происхождения и дальнейшей судьбы этих племен. Крупные именьковские городища изучены на Суре, Свияге, Урене, Майне- у сел Беловодье, Старое Алейкино, Кременки, Ст. Майна.
Наши знания о религиозных представлениях именьковских племен пока еще весьма ограничены. Известны святилища и культовые постройки; ритуальное назначение имели глиняные фигурки животных и людей, лепешечки-"хлебцы", а также металлические антропоморфные фигурки. В трех могильниках именьковской культуры, исследованных на территории Татарстана, безраздельно господствовал обряд трупосожжения.
Достижения в развитии экономики, в первую очередь пашенного земледелия, ускорили процесс разложения первобытнообщинного строя у именьковских племен. Основной ячейкой общества выступала большая патриархальная семья. На Старо-Майнском городище изучены длинные дома и квадратные полуземлянки площадью 50-80 кв.м., которые можно рассматривать как место обитания многочисленных патриархальных семей. Рядом с каждым жилищем обустраивались многочисленные ямы-погреба для хранения зерна и других продуктов. Видимо, каждая большая патриархальная семья вела индивидуальное хозяйство.
Именьковская культура сохраняла родовые связи между патриархальными общинами и стояла на последней ступени первобытно-общинного строя - на стадии первобытной соседской общины, являлась уже переходной фазой от общества, основанного на общей собственности к обществу, основанному на частной собственности. Эта эпоха в истории носит название периода военной демократии, когда усиливается значений военной организации и власть вождей племенных групп.
Вопрос о происхождении именьковской культуры не решен окончательно. Некоторые черты ее погребального обряда и материальной культуры имеют параллели в славянских памятниках. Отсутствие вещей в погребениях, их крайняя бедность отличают именьковские могильники от финно-угорских и балтских и сближают их со славянскими. Та же близость очевидна в материальной культуре и в экономике. Следует отметить, что в Среднем Поволжье в ареале именьковской культуры много славянских названий рек: Сок, Сулица, Черемшан, Утка, Майна, Бездна - многие из них очень древние, так как упоминаются еще Ибн-Фадланом, посетившим Среднее Поволжье в 992 г.
Исход именьковской культуры приходится на конец VII в. и связан с появлением в Среднем Поволжье кочевых племен болгар из Приазовья. Им принадлежат курганные могильники, выявленные на Самарской Луке и на северо-востоке Самарской области. По наиболее исследованному памятнику у села Новинки они получили название памятников новинковского типа.
Пришельцы вели, по всей вероятности, кочевой образ жизни и занимались скотоводством. Родовой строй у них находился в стадии разложения. Из среды рядовых общинников выделилась богатая и могущественная родовая знать. Центральные погребения в курганах обычно принадлежат мужчинам-воинам. В их могилах встречаются сабли, луки, колчаны со стрелами и богатые поясные наборы, состоящие из пряжек, накладок и наконечников ремней. Женские и детские погребения обычно впускные, они сопровождаются украшениями и орудиями труда.
Погребальный инвентарь могильников новинковского типа находит аналогии в памятниках Крыма, Кавказа, Приазовья. Ряд особенностей погребального обряда этих могильников сближает их с раннеболгарскими могильниками Северного Причерноморья, Подонья и Дунайской Болгарии.
В середине VIII в. в Среднее Поволжье проникают новые волны болгарского населения. Им принадлежат Кайбельский, Болыпе-Тарханский и другие болгарские могильники VIII-IX вв. Приблизительно в это же время в Среднее Поволжье переселяются группы населения из Прикамья. Их появление четко фиксируется благодаря находкам керамики с примесью раковины и со шнуровой орнаментацией. Подобная керамика встречена в погребениях второй половины VIII-IX вв. у села Хрящевка Ставропольского района.
В IX в. в Среднее Поволжье с востока, из Приуралья, проникают племена кушнаренковской культуры угорского происхождения. На территории Татарии ими оставлен бескурганный могильник у села Большие Титаны, а на территории Самарской области погребение у села Немчанка Борского района. Болгарские, прикамские, кушнаренковские племена, а также, видимо, потомки племен именьковской культуры вошли в состав феодального государства Волжская Болгария.
Сегодня многие ученые соглашаются с версией, что именьковцы были славянами, или родственными им племенами. Под натиском именьковцев, азелинские племена отступали к северу, в Волго-Вятское междуречье. Именьковцы закрепились в Правобережье Камы, узкой полосой заселив берег от района современной Елабуги до Волги, а также Волго-Свияжское междуречье. По мнению некоторых ученых именьковская культура просуществовала до V - VI века, а потом исчезла, а население куда-то ушло. И виной тому были кочевые тюркские племена, которые разгромили именьковцев. Но позвольте не согласиться с этим утверждением. Свято место пусто не бывает. Если бы именьковцы были разгромлены и ушли, их территорию тут же бы заняли азелинцы, или другие племена. Этого не произошло. Позже пришли булгары и основали Волжскую Булгарию. И основным населением были именно славяне - именьковцы. И лучшим доказательством тому служат карты именьковских и булгарских земель. Границы Булгарии точно соответствуют границам расселения именьковцев. Следовательно, перед нами непрочитанная страница истории нашего народа, которую по недосмотру или намеренно умалчивает официальная наука. Видимо истории Булгарского государства следует прибавить еще лет 500. И об этом мы ничего не знали. Впрочем, не знали мы о многом. По данным официальной исторической науки создается впечатление, что после разгрома Хазарского каганата в Восточной Европе не было других государств, кроме Киевской Руси, Новгородской земли и Волжской Булгарии. А между тем в летописях упоминаются как минимум еще два - Арсания и Биармия.